ПРАКТИКА ФРЕЙМОВОГО АНАЛИЗА В ГЕРМАНИИ
- Авторы: Михайловски А.1
-
Учреждения:
- Институт современных языков, Баварский университет им. Юлия Максимилиана
- Выпуск: Том 24, № 2 (2018)
- Страницы: 125-129
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/6262
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-2-125-129
- ID: 6262
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье представлена методика и практика фреймового анализа в рамках дискурсивной и когнитивной лингвистики в немецких университетах. Разработанная немецкими германистами теория фреймов отличается минимизацией интерпретативной и субъективной погрешности в анализе фреймов путем игнорирования имплицитных значений. Было установлено, что фреймы используются и как инструмент анализа, и как когнитивные единицы знания. В статье представлена пошаговая методика анализа Александра Цима, которая основана на лексикологической разработке так называемых «матриксфреймов» Клауса-Петера Конердинга.
Об авторах
А. Михайловски
Институт современных языков, Баварский университет им. Юлия Максимилиана
Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov.sv@ssau.ru
Германия
Список литературы
- Busse Dietrich. Diskurs – Sprache – Gesellschaftliches
- Wissen. Perspektiven einer Diskursanalyse nach Foucault
- im Rahmen einer Linguistischen Epistemologie [Дискурс – язык – общественные знания. Перспективы дискурсивного анализа в рамках лингвистической эпистемологии /
- Discourse – language – social knowledge. Perspective of
- discourse analysis as a part of linguistic epistemology]. In:
- Dietrich Busse und Wolfgang Teubert (Hg.): Linguistische
- Diskursanalyse. Neue Perspektiven. Wiesbaden: Springer
- Fachmedien Wiesbaden (Interdisziplinäre Diskursforschung),
- 2013, pp. 147–185 [in German].
- Busse Dietrich. Diskurslinguistik als Epistemologie. Das
- verstehensrelevante Wissen als Gegenstand linguistischer
- Forschung [Дискурсивная лингвистика как эпистемология. Фоновые знания как предмет лингвистических исследований / Discourse linguistics as epistemology.
- Understanding-based knowledge as a subject of linguistic
- research]. In: Ingo Warnke und Jürgen Spitzmüller (Hg.):
- Methoden der Diskurslinguistik. Sprachwissenschaftliche
- Zugänge zur transtextuellen Ebene (Linguistik, Impulse &
- Tendenzen, 31), 2008, pp. 57–87 [in German].
- Busse Dietrich. Diskurslinguistik als Kontextualisierung –
- Sprachwissenschaftliche Überlegungen zur Analyse
- gesellschaftlichen Wissens [Дискурсивная лингвистика как контекстуализация – линвистические размышления об анализе общественного знания / Discourse linguistics
- as contextualization – linguistic reflections on an analysis
- of social knowledge]. In: Ingo H. Warnke (Hg.):
- Diskurslinguistik nach Foucault. Theorie und Gegenstände.
- Berlin, Boston: de Gruyter (Linguistik – Impulse &
- Tendenzen, 25), 2007, pp. 81–105 [in German].
- Busse Dietrich. Frame-Semantik [Фреймовая семантика / Frame semantics]. Berlin: de Gruyter, 2012 [in German].
- Fraas Claudia. Gebrauchswandel und Bedeutungsvarianz
- in Textnetzen. Die Konzepte «Identität» und «Deutsche»
- im Diskurs zur deutschen Einheit [Изменение языковых употреблений и значений в текстах. Концепты «Идентичность» и «Немцы» в дискурсе об объединении Германии / Change of usage and meaning in the text webs.
- Concepts «Identity» and «Germans» in the discourse of
- the German unity]. Tübingen: Narr, 1996 [in German].
- Konerding Klaus-Peter. Frames und lexikalisches
- Bedeutungswissen. Untersuchungen zur linguistischen
- Grundlegung einer Frametheorie und zu ihrer Anwendung
- in der Lexikographie [Фреймы и лексическое знание о значениях. Исследования об основах фреймовой теории и о ее применении в лексикографии / Frames and
- lexicological knowledge of meanings. Studies on the
- establishment of a frame-theory and its application in the
- lexicography]. Tübingen: Niemeyer, 1993 [in German].
- Lönneker Birte. Konzeptframes und Relationen.
- Extraktion, Annotation und Analyse französischer Corpora
- aus dem World Wide Web [Концепт-фреймы и взаимосвязи. Извлечение, аннотация и анализ французского интернет-корпуса / Concept-frames and connections. Extraction, annotation and analysis of a french corpora from the World Wide Web]. Berlin: Aka, 2003 [in German].
- Ziem Alexander. Die «Hochschulreform» als öffentliche
- Kontroverse. Kognitive Diskurssemantik im korpuslinguistischen Einsatz [«Реформа о высшем образовании» как общественные дебаты. Когнитивная дискурсивная семантика в корпусно-лингвистическом применении / The reform of the higher education as a public controversy. Cognitive discourse semantics in the corpus-based use]. Johannes Angermüller (Hg.): Diskursforschung. Ein interdisziplinäres Handbuch. I. Bielefeld: Transcript, 2014, pp. 58–85 [in German].
- Ziem Alexander. Frames und sprachliches Wissen [Фреймы и языковые знания / Frames and the linguistic knowledge]. Berlin: de Gruyter, 2008 [in German].