ВНУТРИВУЗОВСКИЙ МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
- Авторы: Руднева Т.И.1, Рубцова Т.П.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 24, № 2 (2018)
- Страницы: 70-76
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/6245
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-2-70-76
- ID: 6245
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Разработка механизмов обеспечения качества функционирования образовательного учреждения обусловлена интеграцией России в мировое пространство, переосмыслением принципов управления вузами в условиях самостоятельного принятия управленческих решений. Одновременно возросли требования заказчика к качеству образовательных услуг в связи с его личной ориентацией на результат обучения, позволяющий применять полученные в вузе знания и умения для успешного принятия профессиональных решений.
Эффективное управление качеством образования невозможно без постоянного слежения за этим процессом. Именно эту функцию выполняет мониторинг, концентрирующий необходимую информацию, что позволяет повышать уровень взаимодействия субъектов образования, накапливать массивы данных и проводить четкие расчеты и прогнозы с целью сокращения образовательных рисков. Мониторинг в сфере науки и практической деятельности является способом исследования реальности, что подтверждает его актуальность. В статье рассматривается проблема внутривузовского мониторинга качества обучения. Исследователи отмечают необходимость создания инструмента получения объективной информации о качестве функционирования всех звеньев системы, что в целом влияет на качество подготовки студентов. Обеспечение качества обучения – системная задача, решение которой невозможно без мониторинга результатов обучения студентов дисциплинам. Качество обучения дисциплине принимается за педагогическую категорию, в структуре которой выделяется совокупность личностных характеристик, способствующих освоению учебного содержания и развивающихся в ходе образовательного процесса. Мониторинг качества обучения является механизмом управления качеством обучения; это специальным образом организованный непрерывный процесс слежения за показателями качества личности с целью принятия эффективных управленческих решений по коррекции учебного процесса, созданию благоприятных условий в результате анализа, оценки и интерпретации полученной информации. Представлена формула расчета качества обучения конкретной дисциплине, что может быть практически значимым для преподавателя, осуществляющего текущий контроль.
Эффективное управление качеством образования невозможно без постоянного слежения за этим процессом. Именно эту функцию выполняет мониторинг, концентрирующий необходимую информацию, что позволяет повышать уровень взаимодействия субъектов образования, накапливать массивы данных и проводить четкие расчеты и прогнозы с целью сокращения образовательных рисков. Мониторинг в сфере науки и практической деятельности является способом исследования реальности, что подтверждает его актуальность. В статье рассматривается проблема внутривузовского мониторинга качества обучения. Исследователи отмечают необходимость создания инструмента получения объективной информации о качестве функционирования всех звеньев системы, что в целом влияет на качество подготовки студентов. Обеспечение качества обучения – системная задача, решение которой невозможно без мониторинга результатов обучения студентов дисциплинам. Качество обучения дисциплине принимается за педагогическую категорию, в структуре которой выделяется совокупность личностных характеристик, способствующих освоению учебного содержания и развивающихся в ходе образовательного процесса. Мониторинг качества обучения является механизмом управления качеством обучения; это специальным образом организованный непрерывный процесс слежения за показателями качества личности с целью принятия эффективных управленческих решений по коррекции учебного процесса, созданию благоприятных условий в результате анализа, оценки и интерпретации полученной информации. Представлена формула расчета качества обучения конкретной дисциплине, что может быть практически значимым для преподавателя, осуществляющего текущий контроль.
Об авторах
Т. И. Руднева
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования
Т. П. Рубцова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Email: morenov@ssau.ru
ассистент кафедры информатики и вычислительной математики
Список литературы
- Biggs J., Tang C. Teaching for quality learning at university (3rd ed.). Maidenhead. UK: Open University Press, 2006. 335 p.
- Jackson R., Harper K., & Jackson J. Effective teaching practices and the barriers limiting their use in accessing the curriculum: A review of recent literature. National Center on Accessing the General Curriculum. Retrieved from: http://www.cast.org/ncac/index.cfm?i=1942 (aceessed : 27.02.2017).
- Kay R.Н., Knaack L.Assessing learning, quality and engagement in learning objects: the learning object evaluation scale for students (LOES-S). ETR&D. Retrieved from http://facultv.uoit.ca/kay/papers/LOES Student 2007.pdf (aceessed : 31.05.2008).
- Буслова Е.В., Буслов В.В. Внутривузовский мониторинг качества образования как фактор совершенствования деятельности университета // Психология и педагогика XXI века, теория, практика и перспективы: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 17 июля 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 51–55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23949760.
- Коваль Р.В., Гончарик К.В., Голиковская К.Ф., Баженова И.В. Использование инновационных образовательных технологий для повышения качества обучения // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2014. № 10. С. 368–369. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22549306.
- Кузнецова Е.В. Внутренний мониторинг качества реализации образовательных программ в вузе // Сибирский педагогический журнал. 2011. №3. С. 37–44. URL: http://sp-journal.ru/journal/2011-3.
- Малишевский М.В. Анализ внедрения балльно-рейтинговой системы на клинической кафедре медицинского вуза // Высшее образование сегодня. 2010. № 2. С. 90–96. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13074676.
- Мониторинг дополнительного профессионального образования: отечественный опыт: учеб. пособие / П.Ф. Анисимов [и др.].; Федер. агентство по образованию, Рос. гос. ун-т туризма и сервиса. М.: РГУТИС, 2008. 102 с.
- Сериков В.В. Педагогическое исследование: в поисках путей повышения качества // Образование и наука. 2015. № 7. С. 4–23. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-7-4-23.
- Томилин А.К. Внутренний контроль качества образования в вузе// Инженерное образование. 2012. № 9. С. 57–61. URL: http://aeer.ru/files/io/m9/art_7.pdf.
- Чернова О.А. Обеспечение внутреннего мониторинга качества образования выпускающей кафедры вуза // НиКа. 2012. URL: https://socionet.ru/publication.xml?h=spz:cyberleninka:26276:14425177 (дата обращения: 16.05.2018).