РЕФОРМА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В РСФСР В СЕРЕДИНЕ 1930-Х ГОДОВ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
- Авторы: Чернышева И.И.1
-
Учреждения:
- Институт истории и археологии УрО РАН
- Выпуск: Том 23, № 4 (2017)
- Страницы: 23-29
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/5475
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2017-23-4-23-29
- ID: 5475
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируется формирование системы общего образования взрослых на Урале в контексте общероссийского модернизационного процесса. Основное внимание уделено структурно-организационному аспекту реформирования общего образования взрослого населения в 1936–1937 гг., когда осуществлялся поиск новой структуры среднего образования и продолжалась борьба с ликвидацией неграмотности. Анализ документов региональных архивов позволил выявить местные особенности этого процесса в регионе. Охарактеризованы условия, которые влияли на становление структуры и системы образования взрослых. Среди них автор впервые отмечает роль разразившегося голода и продовольственных трудностей. Автор приходит к выводу, что борьба за всеобщую грамотность вышла на новый уровень, были достигнуты существенные результаты.
Об авторах
И. И. Чернышева
Институт истории и археологии УрО РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: morenovsv@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-7045-4310
Список литературы
- Богданов И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР: историко-статистические очерки. М.: Статистика, 1964.
- Глущенко А.В. Советский просветительский проект: ликвидация неграмотности среди взрослых в 1920–1930-е годы // Вопросы образования. 2015. № 3.
- Государство и начальное образование в уральской деревне в 1920 – 1941 гг. / М.В. Попов, Э.А. Протасова, И.Л. Бахтина, Т.Г. Мосунова. Екатеринбург: УрГПУ, 2009.
- Гущина М.Н. Деятельность народного комиссариата просвещения РСФСР в 1936 – июне 1941 гг.: автореф. … канд. ист. наук. М., 2009.
- Жиромская В.Б. Демографическая история России в 1930-е гг. Взгляд в неизвестное. М.: РОССПЭН, 2001.
- История развития образования взрослых в России / под ред. Е.П. Тонконогой. СПб.: ИОВ РАО, 2000.
- Колесникова И.А., Марон А.Е., Тонконогая Е.П. Основы андрагогики. М., 2003.
- Кукуев А.И. О становлении образования взрослых // Известия ТРТУ. Тематический выпуск. Психология и педагогика. Таганрог, 2006. Вып. 14(69). С. 37–42.
- Куманев В.А. Социализм и всенародная грамотность. Ликвидация массовой неграмотности в СССР. М.: Наука, 1967.
- Корнилов Г.Е. Аграрный кризис в уральской деревне в 1936 г. – первой половине 1937 г. // Одиннадцатые Татищевские чтения. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2015. С. 268–272.
- Корнилов Г.Е. Демографическая ситуация на Урале в середине 1930-х гг. // Гуманитарные науки в Сибири. 2016. № 4. С. 60–66.
- Корнилов Г.Е. Население Свердловской области в первые годы её образования // Исторические аспекты воспроизводства населения Урала в XVIII–XX веках: сб. науч. ст. Екатеринбург: ИИиА УрО РАН; Изд-во АМБ, 2011.
- Криворученко В.К. Политика как определяющий фактор в советской образовательной системе 1920–1930 гг. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/professor.ru/Krivoruchenko/ (дата обращения: 21.02.2017).
- Фельдман М.А. Общеобразовательный уровень рабочих Урала в 1929-1941 гг. // Проблемы социально-экономического и гуманитарного развития Урала: сб. трудов. Екатеринбург, 2005. С. 271–282.
- Фишева А.А. Общее образование взрослых на территории РСФСР в 1930-1950 х гг.: дис. … канд. ист. наук. СПб., 2014.