Имена существительные религиозной семантики на -ние в русском языке XVIII века: лексико-грамматический и семантический аспекты анализа

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследование находится в русле проблем истории формирования религиозного стиля русского языка. В статье в лексико-грамматическом и семантическом аспектах рассматриваются имена существительные религиозной семантики на -ние, зафиксированные в отечественных лексикографических произведениях гражданской печати XVIII в., наиболее полно описывающих конфессиональную лексику: «Церковном словаре» протоиерея Петра Алексеева (1773–1794 гг.), «Кратком словаре славянском» игумена Евгения (Романова) (1784 г.) и «Словаре Академии Российской» (1789–1794 гг.). Актуальность исследования обусловлена отсутствием к настоящему времени специальных лингвистических исследований, связанных с изучением имен существительных религиозной семантики на -ние, а также функциональной значимостью данного класса слов для формирования религиозного стиля русского языка XVIII века. В работе были использованы методы стилистического, грамматического, тематического, этимологического анализа, а также методы семантического поля и компонентного анализа словарных дефиниций. В ходе исследования были охарактеризованы семантические особенности религионимов-субстантивов на -ние, описаны их лексико-грамматические разряды и тематические группы, в рамках этих групп выявлены новообразования XVIII века. Показано, что имена существительные религиозной семантики на -ние прочно заняли свое место в лексической системе религиозного стиля русского языка XVIII века, выражая как конкретные, так и неконкретные (абстрактные и собирательные) лексико-грамматические значения. Установлено, что большая часть рассматриваемых дериватов относится к лексико-грамматическому разряду абстрактных имен, обозначающих отвлеченное положительное или отрицательное в духовно-нравственном отношении действие. В то же время отмечено, что семантика имен существительных религиозной семантики на -ние в русском языке XVIII века находилась в состоянии своего активного формирования, характеризуясь в большинстве случаев сложностью, проявляющейся в наличии у слова нескольких частных не только однородных, но и разнородных типов лексико-семантических значений.

Полный текст

Введение

Как известно, существительные на -ние «составляют один из самых обширных разрядов имен в составе лексики русского языка» [Мальцева, Молотков, Петрова 1975, с. 113]. Рассмотрению вопроса, связанного с изучением истории словообразовательного типа субстантивов с данным формантом, посвящены работы Р.П. Никитинской [Никитинская 1962], И.М. Мальцевой, А.И. Молоткова, З.М. Петровой [Мальцева, Молотков, Петрова 1975], В.В. Веселитского [Веселитский 1972], В.П. Казакова [Казаков 1994], Т.Н. Поповой [Попова 2006], Т.О. Ахильговой [Ахильгова 2007], В.И. Дягтерева [Дягтерев 2014, с. 226] и ряда других ученых. Однако, несмотря на теоретико-практическую значимость существующих трудов, необходимо констатировать, что имена существительные религиозной семантики на -ние, употребляющиеся в русском языке XVIII века, не стали в них предметом специального лингвистического анализа. Учитывая данное положение дел, а также тот факт, что рассматриваемые религионимы-субстантивы 1– значительный по своему составу и важный 2для религиозного стиля речи 3пласт конфессиональной лексики русского языка XVIII в., в предлагаемой статье делается попытка заполнить в определенной мере существующую в науке лакуну.

Источниками для исследования стали словарные труды гражданской печати, явившиеся первыми масштабными опытами лексикографического описания религиозной лексики русского языка не только в XVIII в., но и в целом в истории отечест- венной письменности: 1) «Церковный словарь» протоиерея П.А. Алексеева (1773–1794 гг.) (далее – ЦС)4, 2) «Краткой словарь славянской» игумена Евгения (Романова) (1784 г.) (далее – КСС) (Романовъ 1784), 2) «Словарь Академіи Россійской» (1789–1794 гг.) (САР 1789–1794) (далее – САР).

Материалом для исследования послужили более 250 лексических единиц – имен существительных религиозной семантики на -ние (-ениj/е/, -ниj/е/)5, зафиксированных в названных лексикографических источниках.

Методы исследования

Выбор лексикографических произведений для языкового анализа, а также дифференциация содержащегося в них лексического материала в соответствии с его принадлежностью к религиозному стилю речи и семантическому полю «религия» 6при проведении исследования осуществлялись на основе методов стилистического анализа и семантического поля7. Для описания религионимов-субстантивов в соответствии с лексико-грамматическими разрядами и тематическими группами использованы методы грамматического и тематического анализа. Особенности семантики изучаемых лексем, характерные для рассматриваемого периода, были выявлены посредством методов компонентного анализа словарных дефиниций и их сопоставления. Помимо этого, важнейшим методом исследования при анализе религионимов-субстантивов на -ние в аспекте времени их возникновения в русском языке стал историко-этимологический анализ8.

Лексико-грамматические и тематические группы религионимов-субстантивов на -ние

Гибридная (субстантивно-глагольная) природа имен существительных религиозной семантики на -ние обусловила наличие у данного класса слов как неконкретного, так и конкретного лексико-грамматического значения, найдя непосредственное отражение в содержании словарных статей анализируемых лексиконов.

  1. Абстрактные религионимы-субстантивы на -ние. Пласт абстрактной лексики, представленный именами существительными религиозной семантики на -ние, широко отражен в обследуемых словарях. Оформляя данную группу дериватов, суффикс -ние реализовывал следующий спектр отвлеченных лексико-семантических значений: 1) значение отвлеченного действия; 2) значение состояния или чувства; 3) значение отвлеченного признака; 4) отвлеченное понятие, которое существует только в человеческом сознании и которое нельзя представить наглядно9.

1.1. Образования со значением отвлеченного действия. Согласно историко-лингвистическим исследованиям, имена существительные на -ние «искони специализировались на выражении процесса, действия» [Пильгун 2003, с. 65]. В связи с этим дериваты данного типа составляют абсолютное большинство слов среди абстрактных религионимов-субстантивов на -ние, зафиксированных в анализируемых словарных источниках.

Религионимы-субстантивы данной подгруппы в тематическом отношении обозначают отвлеченные действия, субъектами которых являются Бог и человек, а также церковь как религиозная организация.

С одной стороны, данные лексемы именуют действия Бога по отношению к человеку в аспекте искупительного подвига Иисуса Христа (воплощеніе, вознесеніе (Господне), всыновленіе, возкрешеніе, искупленіе, обоженiе, откровенiе, провидѣніе) (Вознесенiе (Господне) 1) Возшествiе на небеса Спасителя нашего <…> (САР); Воплощенiе, воспрiятие плоти. Сiе реченiе употребляется для изображенiя высочайшей тайны вочеловѣченiя сына Божiя (ЦС)).

С другой стороны, называют действия человека: а) положительного характера, связанные с аскетическими трудами и христианскими подвигами (благодѣяніе, благопочитаніе, благословеніе, благовѣствованіе, говѣніе, исправленіе, ликосто-янiе, метаніе, моленіе, примиреніе, помилованіе, миреніе, приобщеніе, пощеніе, прощеніе, сострада-ніе), в том числе касающиеся совершения профессиональной богослужебной и церковной деятельности (воскуреніе, исповѣданіе, иконописаніе, кажденіе, крестоводруженiе, литургисаніе, обрученіе, обрѣзаніе, освященіе, помазаніе, посвященіе, постриженіе, рукоположеніе, хлебо-ломленіе) (Моленіе <…> Дѣйствіе того, кто молится; Иконописанiе <…> писанiе образовъ (САР); Крестоводруженiе, постановленiе креста при заложенiи новыя церкви <…> (ЦС)); б) отрицательного (греховного) характера, отдаляющие от Бога (бѣснованіе, злостремленіе, идолопоклонененіе, оклеветаніе, обижаніе, обол- ганіе, поношеніе, мщеніе, прельщеніе, раболѣп-ствованіе, развращеніе, разнузданіе, розмиріе, сквернотвореніе, соблазненіе, прекословленіе, убиеніе и др.) (Грѣшеніе <…> Дѣйствіе того, кто грѣшитъ (САР); Кровосмѣшенiе, есть тѣлесное совокупленiе въ близкомъ сродствѣ <…> (ЦС)). Помимо этого, религионимы-субстантивы данной подгруппы именуют действия церкви как религиозной организации, которые имеют дисциплинарный характер по отношению к лицам, нарушившим церковные каноны (запрещенiе, изверженiе, отлученiе) (Изверженiе, значить исключенiе за вину изъ церковнаго клира, или лишенiе сана <…> (ЦС)).

Ввиду «первичности» у лексем на -ние процессуального значения [Пильгун 2003, с. 65] именно данная подгруппа религионимов-субстантивов пополняется в XVIII веке более всего. На страницах анализируемых словарей зафиксировано 9 лексем, являющихся новообразованиями XVIII в.: слово- образовательными (богослуженiе, благонамѣренiе, вѣропроповѣданiе, злословленiе, намащенiе, обожанiе, перекрещенiе, перекрещиваiе) (Перекре-щенiе <…> Исполненное дѣянiе перекрещивавшаго (САР) Перекрещиванiе <…> Дѣйствiе перекрещивающаго (САР) и семантическими (боготворение) (Боготворенiе, боголѣпное чего почитанiе, обоженiе <…> (ЦС), Литургисаніе, служеніе обѣдни (КСС)).

Отметим также, что процессуальное значение, как видно из приведенных примеров, наиболее ярко выражается у имен существительных религиозной семантики на -ние, производных от глаголов несовершенного вида, обозначающих «действие, протяженное во времени», и в меньшей степени оно свойственно для дериватов, образованных от глаголов совершенного вида, для которых характерно обозначать процесс, «собранный “в точку”» [Мальцева, Молотков, Петрова 1975, с. 113].

1.2. Образования со значением состояния и чувства. Данная подгруппа представлена в рассматриваемых лексиконах ограниченным числом отглагольных религионимов-субстантивов на -ние. Эти лексемы характеризуют состояние или чувство человека с точки зрения религиозного аспекта, образуя две противопоставленные в смысловом отношении тематические группы. С одной стороны, они называют положительные духовные (благодатные) состояния и чувства человека (благоговѣніе, возлюбленіе, любленіе, нетлѣніе, смиренiе, сострадованіе, спасеніе, умиленіе) (Спасенiе <…> вечное блаженство (САР); Сострадованіе, состраданіе, сожаленіе (КСС), с другой стороны – отрицательные (греховно-безблагодатные) (вождѣленіе, окаменѣніе, кровосмѣшеніе) (Вожделѣнiе, злое хотѣнiе, желанiе, похоть, похотѣнiе (ЦС)).

В рассматриваемых лексиконах выявлены 3 лексемы, являющиеся новообразованиями XVIII в.: словообразовательными (Злонамѣренiе <…> Злое, вредное, предосудительное намѣренiе (САР); Благонамѣренiе <…> доброе, полезное намѣренiе <…> (САР)10) и семантическими (Озлобленiе <…> 1) Горесть, печаль <…> (САР)).

1.3. Образования со значением отвлеченного признака. Небольшим рядом лексем, зарегистрированным в анализируемых словарях, представлены отглагольные имена существительные религиозной семантики на -ние, имеющие значение отвлеченного признака. В тематическом отношении данные лексемы являются названиями признаков (свойств, качеств, склонностей) характера человека: положительных (дерзновеніе, смиреніе) и отрицательных (лихоиманіе, любопрѣніе, любо-стяжаніе, любопрѣнiе). (Дерзновенiе <…> 1) Говоря въ хорошую сторону: бодрость, смѣлость, отважность въ чемъ <…> (САР); Любопрѣнiе, склонность къ спорамъ <…> (ЦС)).

1.4. Образования, обозначающие отвлеченное понятие, которое существует только в человеческом сознании и которое нельзя представить наглядно. Данная подгруппа является второй по численности среди абстрактных отглагольных религионимов-субстантивов на -ние. Она представлена лексемами, являющимися в тематическом плане обозначением: а) христианских добродетелей (смиреніе, терпеніе) (Смиренiе <…> добродѣтель христiанская, производящая въ насъ внутреннее чувствiе въ разсужденiи нашей слабости (САР)), б) духовных даров Божьих человеку (видѣнiе) (Видѣнiе, <…> особенный даръ Духа Святаго предвидѣть будущее (ЦС)); б) греховных страстей (пороков) (кровосмѣшенiе, самомнѣніе) (Самомнѣнiе <…> порокъ человѣка, почитающаго всѣ дѣла, мысли, сужденiя свои разумными, неподверженными ни малой ошибкѣ <…> (САР)), г) церковных таинств и обрядов (исповѣданіе, елеосвященіе, крещеніе, мvропомазаніе, обрѣзаніе, обрученіе, омовенiе, опомазаніе, покаяніе, причащеніе, соборованіе, умовенiе (ногъ)) (Обрученiе <…> Церковный обрядъ передъ венчанiемъ бывающiй (САР); Елеосвященiе, есть таинство церковное соверщаемое надъ больнымъ человѣкомъ отъ священниковъ (ЦС)), д) церковных праздников (богоявленiе, вознесеніе, преображеніе, крещенiе, срѣтенiе (господне) (Богоявленiе, есть праздникъ, установленный церковiю въ воспоминанiе крещенiя Господа нашего Iисуса Христа <…> (ЦС)).

  1. Собирательные религионимы-субстантивы на -ние. Значение собирательности для имен существительных на -ние в XVIII в. не было характерно. В обследуемых лексиконах выявлено всего два отглагольных религионима-субстантива на -ние, относящихся к группе неодушевленно-собирательных имен. В семантическом плане данные лексемы относятся к тематическим группам, обозначающим совокупность а) церковных одежд священнослужителей (Облаченiе, ризы съ принадлежностями Архiерейскiя или священнослужительскiя <…> (ЦС)) и б) богослужебных текстов (Послѣдованiе <…> и такъ собранiе молитвъ, прошенiй, славословiй, псалмовъ и пѣсней по чину расположенныхъ прилично именуется послѣдованiе (ЦС)).
  2. Конкретные религионимы-субстантивы на -ние. Наряду с неконкретными религионимами-субстантивами на -ние в рассматриваемых лексикографических источниках зафиксированы отглагольные существительные религиозной семантики с указанным формантом, относящиеся к лексико-грамматическому разряду конкретных имен.

Данные дериваты являются наименованиями а) церковно-богослужебных книг (второзаконіе, откровеніе, писаніе) и жанров богослужебных текстов (величанiе) (Второзаконiе <…> Такъ же называется, пятая книга въ священномъ писанiи ветхаго завѣта <…> (ЦС); Величанiе <…> 3) На утрени поемый предъ Евангелiемъ въ праздничные дни стихъ <…> (САР)); б) церковных сооружений и их частей (вознесеніе (господне), исправленiе, основанiе) (Вознесенiе (Господне) <…> храмъ во имя Вознесенiя Господня воздвигнутый (САР)); в) церковной утвари (Предложеніе, жертвенникъ въ олтаре (КСС)); г) праздничных дней церковного календаря (воскресеніе, преполовеніе) (Преполовенiе <…> день в который церковь празднуетъ половину пятдесятницы <…> (САР)); д) церковных святынь (освященiе) (Освященiе, въ старинныхъ книгахъ именуется вода Богоявленская <…> (ЦС)); е) ипостасей Бога-Троицы (помазанiе) (Помазанiе, индѣ значитъ: Св: Духа <…> Индѣ взято за Мессiю (ЦС)). Важно отметить, что семантика конкретности у этих лексем вторична, она развивается исторически на основе неконкретных значений и является результатом «стремления» отглагольных существительных «преодолеть конфликт между именным грамматическим оформлением и глагольным содержанием» [Казаков 1994, с. 5].

Несмотря на употребление имен на -ние в конкретном значении с древнейших времен [Дягтерев 2014, с. 241], в исследуемых словарях, как видно, религионимы-субстантивы данного типа представлены единичными примерами. Такое положение дел свидетельствует о том, что семантика конкретности у рассматриваемого класса слов в XVIII в. не была в достаточной мере сформирована в русском языке.

Новообразований XVIII в., зафиксированных в анализируемых словарях, среди собирательных и конкретных религионимов-субстанитивов на -ние не было выявлено.

Особенности семантики религионимов- субстантивов на -ние

Религионимы-субстантивы на -ние, находясь «в особой “зоне синкретизма” имени и глагола» [Лузина 2001, с. 111], к началу XVIII в., как свидетельствует анализ историко-лингвистических данных, в значительной своей части были полисемантичны, например: благовѣщенiе, благодѣянiе, благословенiе, вѣрованiе, крещенiе, лихоиманiе, моленiе и др. (СлРЯ XVIII 1984–1991). В этой связи важно отметить, что в исследуемых словарях весь объем значений указанных лексем не описывается. В большинстве случаев лексикографами фиксируется одно или два значения многозначного деривата религиозной семантики на -ние.

В отдельных случаях составители словарей не только регистрируют разные значения имен существительных на -ние, но и различают их лексико-семантические варианты в зависимости от светской и религиозной сфер их функционирования. При этом лексико-семантические варианты, характерные для религиозной сферы употребления, зачастую сопровождаются составителями словарей соответствующими стилистическими пометами (въ церковномъ нарѣчiи, въ духовном нарѣчiи, въ старинномъ употребленiи и т. п.) и приводятся не только после значений, свойственных для общеупотребительного языка, но и перед ними, актуализируя тем самым религиозные смыслы (Всыновленiе, принятiе въ сына и наслѣдника имѣнiю <…> По св: писанiю придается всыновленiе всѣмъ вѣрнымъ; ибо ихъ Богъ отецъ усыновилъ себѣ и призвалъ въ наслѣдiе царства безконечнаго, о единородномъ сынѣ Господѣ нашемъ Iисусѣ Христѣ <…> (ЦС); Посвященiе <…> 1) Ставленiе, произведенiе во священника или во дiакона. 2) Приписанiе; писмо, въ которомъ приписуется чьему имени какое либо сочиненiе или переводъ) (САР)).

В рамках словарных статей лексико-семантические варианты многозначных религионимов-субстантивов на -ние объединяются в смысловые структуры, репрезентирующие, как правило, абстрактные значения а) отвлеченного действия (Богослуженiе <…> 1) Почитанiе истинного Бога. 2) Отправленiе молитвъ (САР)), б) отвлеченного действия и состояния (Прельщенiе <…> Дѣйствiе прельщающаго, или состоянiе прельстившагося (САР)), в) отвлеченного действия и отвлеченного признака (Лихоиманiе <…> Взиманiе лихвы, мзды, роста; или склонность къ взиманiю (САР)), г) отвлеченного признака и отвлеченного понятия, которое существует только в человеческом сознании и которое нельзя представить наглядно (Смиренiе <…> кротость, униженность; добродѣтель христiанская, производящая въ насъ внутреннее чувствiе въ разсужденiи нашей слабости (САР)). Однако в ряде случаев под одной вокабулой приводятся абстрактное и конкретное значения (Исправленiе, исполненiе заповѣдей Божiихъ, жизнь добродѣтельная <…> Индѣ значитъ имя столпу устроенному царемъ Соломономъ во храмѣ Господнемъ и поставленному съ правой стороны входа во Святая Святыхъ (ЦС)).

Примерами наиболее богатых и разработанных по смысловому содержанию словарных статей, описывающих значения многозначного имени существительного религиозной семантики на -ние, могут служить «Благословенiе», «Возвышенiе» (САР).

В ряде словарных статей изучаемых лексиконов сведения о семантике дериватов на -ние, обозначающих религиозные понятия, представлены крайне скупо, что затрудняет однозначную интерпретацию лексико-семантического типа их значений (Уневѣшенiе <…> Обрученiе (САР); Боженiе, божба, клятва (ЦС), Приношеніе, жертва (КСС)). В связи с этим важно отметить, что более точно определить значение толкуемого слова зачастую помогают приводимый составителями в рамках словарных статей языковой иллюстративный материал или документированные ссылки, указывающие на текст-источник употребления дефинируемой лексемы (Грѣхопаденiе, погрѣшность. Пс. 18.13. Грѣхопаденiе кто разумѣетъ? И Псал. 21.2. (ЦС)). Подобное упущение со стороны составителей рассматриваемых лексиконов обусловливается главным образом недостаточной семантической дифференцированностью лексикографируемых дериватов на -ние в русском языке XVIII века11.

Отметим также, что в ряде случаев у имен существительных на -ние в исследуемых словарях не фиксируется значение, характерное для религиозного контекста, несмотря на его регистрацию в письменных источниках XVIII в. (ср., например, данные в САР и ЦС): Преложенiе – 1) Положенiе съ одного мѣста на другое; перемѣщенiе. 2) Въ Сл: превращенiе, перемененiе во что. 3) Переводъ съ одного языка на другой, превращенiе простой рѣчи въ стихи <…> (САР); Преложенiе, переведенiе епископа съ нижнiя степени на вышшую епархiю въ разсужденiи особенныя пользы церковныя <…> (ЦС)).

В то же время важно констатировать, что сопоставление объема сведений, приведенных в исследуемых словарях, при лексикографировании существительных религиозной семантики на -ние, с соответствующими данными, содержащимися в предшествующих лексикографических сочинениях («Лексиконъ славеноросскій» Памвы Берынды (1653 г.) (Берында 1849), «Леxіконъ треѧзычный» Федора Поликарпова (1704 г.) (Поликарповъ 1704), свидетельствует о том, что первые (главным образом САР, ЦС) значительно превосходят последние как в количестве толкуемых единиц, так и разработанности словарных статей в семантическом аспекте (см. таблицу).

 

Таблица. Примеры толкования имен существительных религиозной семантики на -ние в лексикографических произведениях XVII–XVIII вв.

Table. Examples of interpretation of the names of nouns of religious semantics into -nie in lexicographic works of the XVII–XVIII centuries

Возкрешенiе, возкресенiе

«Лексиконъ

славеноросскій»

П. Берынды

Вскресенiе, изъ мертвыхъ встанье, гды самъ черезъ себѣ.

Вскрешенiе, гды отъ кого иншого кто бываетъ воскрешенъ

«Леxіконъ

треѧзычный»

Ф. Поликарпова

Воскресенiе, ἀνάςασις, resurrectio, resuscitatio.

Воскрешенiе, ἀνέγερσις, ἀνάςασις, resuscitatio

«Церковный

словарь»

П.А. Алексеева

Воскресенiе, востанiе изъ мертвыхъ, оживотворенiе. Первый день въ седмицѣ именуется просто воскресенiе, для воспоминанiя Христова востанiя изъ гроба уставленный вмѣсто ветхозаветной субботы праздникъ св: Апостолами; по книжному называется недѣля, для недѣланiя въ тот день. Иногда значитъ самое искупленiе, или жизнь безсмертную, имѣющую послѣдовать воскресенiю. Филип: 3.10. Индѣ воскресенiе взято за самыхъ людей отъ смертнаго сна воставшихъ, дѣян: 26.23. такъ какъ обрѣзанные Iудеи называются въ писанiи иногда обрѣзанiе Тит: 1.10.

«Словарь Академіи

Россійской»

Возкресенiе, нiя. с ср. 1) Собственно возстанiе изъ мертвыхъ, оживотворенiе. По воскресенiи его отъ мертвыхъ. Дѣян. X. 41. Воскресенiе Господа нашего. Возкресенiе Лазаря. Чаю воскресенiя мертвыхъ. Симв. вѣры. 2) Первый въ седмицѣ день, иначе называемый Недѣля, уставленный церковью для возпоминанiя возстанiя Христова отъ мертвыхъ, и для отличенiя отъ Iудейской субботы. Возкресенiе свѣтлое. Возкресенiе вербное.

Возкрешенiе, нiя. с ср. Оживотворенiе, возвращенiе жизни умершему. Воздастътися въ воскрешенiе праведныхъ. Лук. XIV. 24. Возкрешенiе отъ мертвыхъ Лазаря.

 

Заключение

В заключение отметим следующее.

  1. Религионимы-субстантивы на -ние прочно заняли свое место в лексической системе религиозного стиля русского языка XVIII в., что подтверждается самим фактом их широкой кодификации в рассматриваемых словарных источниках.
  2. Суффиксы -ениj/е/, -ниj/е/, как показал представленный выше анализ, могли оформлять неконкретные (абстрактные и собирательные) и конкретные имена существительные религиозной семантики среднего рода, производные от глагольных основ совершенного и несовершенного вида. При этом более 80 % данных дериватов относится к лексико-грамматическому разряду абстрактных имен, обозначающих отвлеченное положительное или отрицательное в духовно-нравственном отношении действие.
  3. В то же время нельзя не отметить и то, что семантика религионимов-субстантивов на -ние, как и в целом религиозный стиль русского языка XVIII в., находилась в состоянии своего активного формирования, характеризуясь в большинстве случаев сложностью, проявляющейся в наличии у слова нескольких частных не только однородных, но и разнородных типов лексико-семантических значений.

 

Примечания

1 В данной статье в качестве классифицирующих наименований для лексических единиц, служащих для обозначения религиозных понятий, как полные синонимы используются термины «конфессиональная лексика», «слова религиозной семантики», «религионимы». Последний из указанных терминов, насколько нам известно, был введен в научный оборот Р.И. Горюшиной (Горюшина 2002) и Ю.Н. Михайловой (Михайлова 2004). Помимо этого, в указанном значении он был неоднократно использован нами при описании результатов проводимых исследований. См., например: [Феликсов 2009 а].

2 «Отглагольные существительные на -ние, совмещая в своем значении присущую мотивирующему глаголу семантику процессуального признака (действия, состояния) и предметности существительного, активно участвовали в процессе формирования стилей русского литературного языка» (Романова 2002, с. 3).

3 «Вопрос о дефинировании языкового воплощения религиозной сферы сознания сложен и неоднозначен» (Ицкович 2013, с. 213). Принимая точку зрения Т.В. Ицкович, полагаем, что «более уместно рассмотрение его в парадигме функциональной стилистики» (Ицкович 2013, с. 213). Используя в названии статьи термин «религиозный стиль», вслед за А.К. Гадомским мы понимаем под ним «стиль, складывающийся на основе литературного национального языка и языка конкретной религии», который обслуживает религиозную сферу общественной деятельности [Гадомский 2008, с. 30].

4 В работе к исследованию привлечены издания «Церковного словаря», вышедшие при жизни его автора: 1) первое издание: «Церковный словарь» (1773 г.) (Алексѣевъ 1773), «Дополненіе къ Церковному словарю» (1776 г.) (Алексѣевъ 1776), «Продолженіе Церковнаго словаря» (1779 г.) (Алексѣевъ 1779); 2) второе издание: «Церковный словарь» (1794 г.) (Алексѣевъ 1794). Подробнее о «Церковном словаре» П.А. Алексеева см.: [Феликсов 2009 б].

5 Вслед за Ж.Ж. Варбот, Н.Т. Шелиховой, Ю.М. Шалимовой и другими учеными в данной работе -ениj/е/ и -ниj/е/ рассматриваются в качестве вариантов одного суффикса, «различающегося звуковым составом в зависимости от фонетического строения конца производящей основы» [Варбот 1969, с. 94–95]; [Шелихова 1974, с. 148] (Шалимова 2004). Фоноварианты -ениj/е/ и -ниj/е/ «связаны» между собой «функциональным тождеством» [Варбот 1969, с. 95]. Являясь праславянскими по своему происхождению, «наибольшую активность и продуктивность» они получили в книжных стилях [Дягтерев 2014, с. 226; Казаков 1994, с. 8–9].

6 В настоящей статье под термином «семантическое поле “религия”» мы, основываясь на работах С.П. Васильевой, А.Г. Ильиной [Васильева, Ильина 2013], Е.С. Корнаковой [Корнакова 2015], понимаем семантическое объединение лексических единиц, архилексемой или семантическим ядром которого является слово (понятие) «религия».

7 Метод семантического поля, как известно, предполагает «разбиение» лексической системы языка на лексические макросистемы, обслуживающие те или иные понятийные сферы (Рябкова 2002, с. 59). В свете сказанного в задачи настоящего исследования входило выявление в составе словников обследуемых лексикографических произведений лексических единиц (имен существительных на -ние, «покрывающих» (Рябкова 2002, с. 59) понятийную сферу «религия».

8 В связи с этим необходимо отметить, что приведенные в работе выводы, касающиеся выявленных лексических новообразований XVIII в. среди имен существительных религиозной семантики на -ние, были сделаны с опорой на историко-лингвистические данные, представленные в «Словаре древнерусского языка XI–XIV вв.» (СДРЯ XI–XIV 1988–2016), «Материалах для словаря древнерусского языка по письменным памятникам» И.И. Срезневского (Срезневскiй 2003), «Словаре русского языка XI–XVII вв.» (СлРЯ XI–XVII 1975–2015), «Словаре русского языка XVIII века» (СлРЯ XVIII 1984–1991), а также в «Хронологическом словнике», помещенном в коллективной монографии «Лексические новообразования в русском языке XVIII в.» [Мальцева, Молотков, Петрова 1975, с. 305–343].

9 При анализе в статье использована классификация лексико-семантических значений абстрактных имен существительных, представленная в работе Л.В. Калининой [Калинина 2009, с. 55–70].

10 Помимо значения состояния, у данной лексемы в рассматриваемых словарях зафиксировано также значение отвлеченного действия.

11 Данная проблема в силу семантической диффузности отглагольных имен существительных остается актуальной и для современной лексикографии (см., например: [Жесткова 2012]).

 

Материалы исследования

Алексѣевъ 1773 – Алексѣевъ П.А. Церковный словарь. Москва: При Императ. Моск. ун-те, 1773. 396 с.

Алексѣевъ 1776 – Алексѣевъ П.А. Дополненіе къ Церковному словарю. Москва: При Императ. Моск. ун-те, 1776. 324 с.

Алексѣевъ 1779 – Алексѣевъ П.А. Продолженіе Церковнаго словаря. Москва: Тип. Императ. Моск. ун-та, 1779. 299 с.

Алексѣевъ 1794 – Алексѣевъ П.А. Церковный словарь: в 3 т. Санкт-Петербург: При Императ. Акад. наук, 1794. Т. 1. 359 с. ; Т. 2. 412 с. ; Т. 3. 304 с.

Берында 1849 – Берында П. Лексiконъ славеноросскій // Сахаровъ И. П. Сказанiя русскаго народа. Санкт-Петербург: Тип. Сахарова, 1849. Т. 2, кн. 5. С. 5–118.

Горюшина 2002 – Горюшина Р.И. Лексика христианства в русском языке (системное отношение прямых конфессиональных и производных светских значений слов): автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2002. 20 с.

Ицкович 2016 – Ицкович Т.В. Жанровая систематизация религиозного стиля на коммуникативно-прагматическом и категориально-текстовом основаниях: дис. ... д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2016. 387 с.

Михайлова 2004 – Михайлова Ю.Н. Религиозная православная лексика и ее судьба (по данным толковых словарей русского языка): автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2004. 20 с.

Поликарповъ 1704 – Поликарповъ Ф. Леxіконъ треѧзычный. Москва: Синод. тип., 1704. 403 с.

Романова 2002 – Романова Н.Г. Функционирование отглагольных существительных на -ние в научной прозе М.В. Ломоносова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2002. 19 с.

Романовъ 1784 – Романовъ Е. Краткой словарь славянской. Санкт-Петербург: В тип. Императ. сухопут. шляхет. кадет. корпуса, 1784. 171 с.

Рябкова 2002 – Рябкова А.В. Лексико-семантическая таксономия фреймов радость – печаль: на материале русского и немецкого языков: дис. ... канд. филол. наук. Тюмень, 2002. 187 с.

САР 1789–1794 – Словарь Академіи Россійской: в 6 ч. Санкт-Петербург: Въ тип. Императ. Акад. наукъ, 1789–1794.

СДРЯ XI–XIV 1988–2016 – Словарь древнерусского языка XI–XIVвв. Т. 1–11. Москва: Рус. яз.; Азбуковник, 1988–2016.

СлРЯ XI–XVII 1975–2015 – Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 1–30. Москва: Наука, 1975–2015.

СлРЯ XVIII 1984–1991 – Словарь русского языка XVIII века. Вып. 1–6. Ленинград: Наука, 1984–1991; Вып. 7–19. Санкт-Петербург: Наука, 1992–2011. URL: http://feb-web.ru/feb/sl18/ slov-abc/0slov.htm.

Срезневскiй 2003 – Срезневскiй И.И. Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам: в 3 т. Репр. изд. 1893–1912 гг. Москва: Знак, 2003.

Феликсов 2009 a – Феликсов С.В. П.А. Алексеев как лексикограф: дис. ... канд. филол. наук. Москва, 2009. 240 с.

Шалимова 2004 – Шалимова Ю.М. Функционирование отглагольных существительных на -ние в научном стиле современного русского литературного языка (На материале заголовков научных работ по теме «Словообразование»): дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2004. 203 c.

×

Об авторах

Сергей Владимирович Феликсов

Перервинская духовная семинария

Автор, ответственный за переписку.
Email: svfeliksov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-5928-3311

кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии

Россия, Москва

Список литературы

  1. Ахильгова 2007 – Ахильгова Т.О. Отглагольные существительные с суф. -ни(е) / -ени(е) / -ани(е) /-ти(е) /-и(е) как объект лингвистического исследования // Lingua-universum. 2007. № 2. С. 68–80. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26273034.
  2. Варбот 1969 – Варбот Ж.Ж. Древнерусское именное словообразование. Ретроспективная формальная характеристика. Москва: Наука, 1969. 230 с. URL: http://history-fiction.ru/books/all_39/book_3481.
  3. Васильева 2013 – Васильева С.П., Ильина А.Г. Семантическое поле «религия», по данным ассоциативного эксперимента // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2013. № 3 (25). С. 162–166. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20283586.
  4. Веселитский 1972 – Веселитский В.В. Отвлеченная лексика в русском литературном языке XVIII – начала XIX в. Москва: Наука, 1972. 319 с.
  5. Гадомский 2008 – Гадомский А.К. Стилистический подход к изучению религиозного языка // Стил. 2008. № 7. С. 21–35. URL: https://www.rastko.rs/filologija/stil/2008/02Gadomski.pdf.
  6. Дягтерев 2014 – Дягтерев В.И. Категория числа в славянских языках (историко-семантическое исследование). Ростов-на-Дону: Изд-во Юж. федер. ун-та, 2014. 344 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23277571.
  7. Жесткова 2012 – Жесткова О.С. К вопросу о проблеме лексикографического описания отглагольных существительных // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 259–261. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18280929.
  8. Казаков 1994 – Казаков В.П. Синтаксис имен действия. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петербургского ун-та. 1994. 148 с. URL: https://ksana-k.ru/?p=169.
  9. Калинина 2007 – Калинина Л.В. К вопросу о критериях выделения и отличительных приметах лексико-грамматических разрядов имен существительных // Вопросы языкознания. 2007. № 3. С. 55–70. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9521265; https://vja.ruslang.ru/ru/archive/2007-3/55-70.
  10. Корнакова 2015 – Корнакова Е.С. Системное изучение лексики методом семантического поля // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2015. № 4. С. 170–175. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24834435.
  11. Лузина 2001 – Лузина Г.Л. Исследования отглагольных имен существительных в русском языке // Социально-гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6: Языкознание. Реферативный журнал. 2001. № 1. С. 111–123. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=1502438.
  12. Мальцева, Молотков, Петрова 1975 – Мальцева И.М., Молотков А.И., Петрова З.М. Лексические новообразования в русском языке XVIII в. Ленинград: Наука. Ленинградское отделение. 1975. 371 с.
  13. Никитинская 1962 – Никитинская Р.П. Отвлеченные существительные с суффиксами -ние, -ение, -тие в литературном языке Петровской эпохи // Ученые записки Кемеровского государственного педагогического института. 1962. Вып. 6. С. 46–89.
  14. Пильгун 2003 – Пильгун М.А. Развитие имен со значением действия в истории русского языка // Лесной вестник. 2003. № 4. С. 63–71. URL: http://agriscience.spsl.nsc.ru/journal/2542-1468/2003/4/63-71.
  15. Попова 2006 – Попова Т.Н. К вопросу о суффиксальном словообразовании в русских говорах (имена на -ние, -ение) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2006. № 5. С. 46–51. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12835998.
  16. Феликсов 2009 б – Феликсов С.В. «Церковный словарь» протоиерея Петра Алексеева // Русская речь. 2009. № 3. С. 80–87. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11968106.
  17. Шелихова 1974 – Шелихова Н.Т. Словообразование существительных со значением отвлеченного действия // Суффиксальное словообразование существительных в восточнославянских языках XV–XVII вв. / отв. ред. В.И. Борковский. Москва: Наука, 1974. 224 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Феликсов С.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах