Full Text
Введение
Профессии группы «человек – человек» нацелены на деятельность в социальной сфере и существуют для поддержания благополучия и развития общества посредством стабильного выполнения определенных функций на качественном, профессиональном уровне. Эти профессии включают в себя множество более узких профессий, различающиеся по своим целям, задачам, функциям, назначению. Однако существует признак, позволяющий выделять эти профессии в одну группу: они направлены на позитивные изменения социальной сферы конкретного общества и способствуют оптимизации социальных процессов и достижению социального благополучия.
Однако стоит отметить, что долгое время научное сообщество не уделяло достаточного внимания социальной сфере как элементу общества и государства, делая упор на производстве, технологическом развитии и достижении экономической эффективности.
Постановка проблемы
К XXI веку человечество достигло высокого уровня развития во многих областях науки. Инновационные технологии неизбежно привели к изменениям в жизни людей как на производственном, так и на бытовом уровнях: во-первых, наметилось ускорение темпа повседневной жизни и увеличение географической мобильности, результатом чего стала глобальная переоценка ценностей и жизненных приоритетов; во-вторых, качественно изменилось общественное самопознание, испытывающее колоссальное влияние со стороны компьютерных технологий и сети Интернет. Социальные сети открыли доступ к актуальному образу жизни, ценностям и принципам членов общества. Этот процесс естественен, поскольку общество, как известно, динамично по своей природе и всегда реагирует на те или иные изменения, и в этом случае государство должно реагировать на происходящие перемены и предпринимать действия, направленные на сохранение и развитие социума.
Следовательно, благодаря инновациям социальная сфера стала более привлекательной для исследования, появились инструменты для оперативного выявления социальных катаклизмов и реагирования на них.
Методология исследования
В научной мысли первым, кто перенес термин «сфера» из математики в другие области (философию, астрономию, музыку, эстетику) и придал ему более широкий смысл, был Пифагор (570–500 до н. э.). Как информирует нас С. Шавель, в учении Пифагора сфера – это не просто поверхность шара, но и наиболее совершенная, равновесная и самодостаточная из всех фигур, а главное – представляющая семантическую структуру как образ «равного себе самому ото всюду» [Шавель 2014]. Учение о сфере было принято и развито учениками Пифагора, а позднее получило широкое распространение.
В ходе развития научной мысли термин «сфера» чаще применялся в науках материальных. Его проникновение в гуманитарные науки не было простым и долгое время не разделялось отечественными социологами. В.С. Барулин справедливо отмечал: «Камнем преткновения выступает в данном случае выделение сферы социальной жизни общества» [Барулин 1987]. Возможно, причина такого непринятия заключается в размытости понятия социальная сфера. В отличие от иных гуманитарных наук, определить границы социальной сферы пока научным исследователям не удалось. Сложность заключается в том, что человек сам по себе несет все признаки социальности, а значит, социальная сфера присутствует везде, где есть человек. Ограничения сферы достаточно условны и оспоримы.
Особое положение во внутренней политике государства социальная сфера получила после открытия теории человеческого капитала (Г. Бэккер, Т. Шульц), которая позволила исследовать поведение человека на индивидуальном, корпоративном и национальном уровнях с точки зрения экономической эффективности.
Словосочетание «человеческий капитал» было введено в научный обиход Дж. Минсером [Mincer 1989] и обогащено Т. Шульцем, который полагал, что человеческий капитал – приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями [Shultz 1968], в роли которых, по мысли Г. Беккера, могут выступить такие инвестиции, как обучение, производственная подготовка, здоровый образ жизни, доступ к информации и др. [Bekker 2003], и если сложить все инвестиции, с помощью которых человеческий капитал обогащается, то в сумме получим совокупность знаний, навыков и умений человека [Bekker 2003], что и составляет сущность исследуемого понятия. Следовательно, для накопления человеческого капитала необходимо активно развивать социальную сферу.
Ход исследования
С целью выявления роли социальной сферы в приумножении человеческого капитала как одного из основных ресурсов любого государства и общества из множества имеющихся классификаций человеческого капитала следует обратить внимание на такой его вид, как индивидуальный человеческий капитал, поскольку он, включая в себя сумму образовательных, физических, нравственных и трудовых характеристик, представляет собой мощный ресурс развития государства и общества. Учитывая это положение, социальная сфера должна стать некой «площадкой» для приумножения положительного индивидуального человеческого капитала. Это тем более важно, поскольку человек, появляясь на свет, с одной стороны, становится частью социальной сферы, а с другой стороны, социальная сфера, окружая человека, принимая его, должна быть благоприятна и предоставлять возможности для удовлетворения не только физических, но и духовных потребностей [Смирнов 2005].
Таким образом, социальная сфера, являясь одной из основных сфер общества, представляет собой, на взгляд Г.И. Осадчей, целостную, непрерывно изменяющуюся подсистему, порожденную объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса [Осадчая 2003]. Из этого следует, что сущность социальной сферы – поддержание существования общества как такового, причем нужно иметь в виду не только физическое воспроизводство, но и духовно-нравственную наполняемость всех социальных процессов.
С точки зрения проблемы подготовки специалистов социальной сферы только социологического взгляда на сущность социальной сферы недостаточно. В этом отношении актуально мнение М.М. Хохловой, которая считает, что социальная сфера – это прежде всего инструмент удовлетворения социальных, культурно-бытовых и других потребностей населения, инструмент обеспечения его разнообразными благами и услугами, социальная сфера – это механизм, позволяющий укреплять и улучшать положение в обществе [Хохлова 2009]. Таким образом, ученый отводит социальной сфере функции запуска и непосредственного осуществления процесса установления благоденствия в обществе, о чем говорится в международных документах о миссии специалистов, призванных оказывать разнообразные услуги населению.
С этих позиций интерес представляет идея В.Н. Лавриненко о том, что социальная сфера являет собой некий конгломерат взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения, а также национальных общностей [Лавриненко 2012], т. е., другими словами, социальная сфера – это мощная интерактивная коммуникация между ее элементами, каждый из которых представляет свои интересы и отстаивает их в процессе функционирования общества как единого целого. В.В. Миронов подчеркивает еще одну важную особенность социальной сферы, заключающуюся в производстве и воспроизводстве человека: человек воспроизводит себя как биологическое, социальное и духовное существо, и социальная сфера, противостоя остальным общественным сферам, нацеленным на потребление и освоение продуктов деятельности людьми других категорий и профессий [Миронов, 2005], выступает в качестве фундаментальной основы с точки зрения существования общества. Следовательно, проявляется закономерность: другие сферы (экономическая, политическая, духовная…) работают для поддержания социальной сферы, которая в свою очередь снабжает их новыми кадрами, определяет пути развития и обеспечивает потребителей.
Такой широкий круг задач, стоящих перед социальной сферой, позволяет выделить разнообразные функции, свойственные социальной сфере. На взгляд Г.И. Осадчей, основные из них: социоадаптивная (способствует достижению согласованных действий людей в обществе, эффективной реализации потенциала каждого человека); социопродуктивная (дает возможность удовлетворять все потребности людей, обеспечивая население товарами и услугами); социодинамическая (направлена на повышение уровня и качества жизни); социозащитная (обеспечивает социальные гарантии и права нетрудоспособным и депривилегированным слоям населения и выражается показателями социальной защищенности населения) [Осадчая 2003].
Анализ выделенных функций социальной сферы показывает, что они в своей совокупности направлены на воспроизводство, подготовку и сохранение новых членов общества, а также на сохранение социальной безопасности и минимизацию социальной напряженности.
Таким образом, чем интенсивнее и ярче будет действовать обозначенный функционал социальной сферы, тем успешнее будет протекать жизнедеятельность всех участников социальной сферы, полнее удовлетворяться потребности и интересы различных групп, сохраняться в норме уровень социальной напряженности.
Очевидно, что эффективная реализация всех названных функций связана с профессиональной деятельностью специалистов, работающих в данном направлении. В этом случае следует иметь в виду, во-первых, наличие степени профессионализма, компетентности и уровня качества принимаемых ими решений, что оказывает непосредственное влияние на социальную ситуацию в обществе, на уровень социальной напряженности, на качество жизни в целом; во-вторых, следует помнить об одной из особенностей профессий социальной сферы – отдаленность результатов принимаемых решений, другими словами, различного рода изменения в социальной сфере могут проявиться через несколько лет и даже десятилетий [Карпова, Куриленко, 2007].
Таким образом, взаимопроникновение и взаимосвязь особенностей социальной сферы и особенностей профессий социальной сферы очевидны: так, если принять за основу, что благополучие в социальной сфере общества влияет на благополучие общества в целом, то задача профессий социальной сферы – вызвать необходимые на данный исторический момент изменения в социальной сфере с целью процветания общества и благоденствия каждого члена общества согласно миссии деятельности специалистов «помогающих» профессий.
Известно, что возникновение новых видов деятельности, появление чего-то нового в деятельности, новых структурных элементов в каких-либо системах и т. д. свидетельствует о позитивных изменениях, поэтому следующая задача, стоящая перед социальной сферой, – рождение новых элементов в ее структуре, что гарантирует несомненный прогресс в развитии общества. Известна закономерность: чем сложнее структура социальной сферы, чем больше общественных отношений и процессов поставлено в благоприятные условия, тем благороднее и значимее вклад профессий социальной сферы в выявление тех социальных отношений, регулирование которых еще не предусмотрено. Следовательно, можно с уверенностью утверждать, что деятельность специалистов социальной сферы отличается стратегической важностью для всего государства: помогая развиваться положительному индивидуальному человеческому капиталу, они приумножают национальный человеческий капитал, устраняя его негативные черты. Иными словами, принятые нормы социального благополучия, вложенные в каждого члена общества, умножаются на естественно возникающий ресурс группы. Это, в свою очередь, формирует сильную, развитую социальную сферу, а значит, и сильное развитое государство.
Таким образом, профессиональная деятельность специалистов социальной сферы обладает рядом значимых специфических характеристик, определяемых особенностью самой социальной сферы. Все они несут характер моральных принципов, норм, культурных особенностей, при следовании которым достигается социальное благополучие.
Несомненная социальная значимость данных профессий обостряет проблему подготовки специалистов социальной сферы, в частности в вопросе актуальных методологических подходов (компетентностный, когнитивный, деятельностный, личностный и др.), очевидно, что с точки зрения важности деятельности специалистов социальной сферы требуется их обновление за счет сферного подхода, который как раз и отвечает современным вызовам со стороны социальной сферы.
С целью выявления сущности сферного подхода имеет смысл обратиться к учению В.И. Вер-надского о ноосфере и ноосферном подходе в гуманитарных науках [Вернадский 1991]. Значение открытого ученым ноосферного подхода, ознаменовавшего собой возможность соединения эмпирических наблюдений и философских мировоззрений, важно и с точки зрения принципов, составляющих суть ноосферного подхода, среди которых В.И. Вернадский выделяет принцип самоорганизации, влекущий за собой целостность и единство всех элементов реальной действительности, тесную взаимосвязь и взаимозависимость человечества и биосферы; принцип разумности, базирующийся на неограниченной вере в разум человека; принцип целенаправленного развития человека, указывающий на то, что хаотичное развитие человека может привести к пагубным необратимым последствиям, пустой трате материальных и временных ресурсов и деградации; принцип отказа от идеи господства над природой, признающий мнимым господство человечества над природой и предлагающий идею коэволюции, совместного развития.
Таким образом, выявленные В.И. Вернадским принципы ноосферного подхода в полной мере отвечают современной тенденции глобализации, многосложности и инклюзии, и, по мнению современных ученых, методология ноосферного подхода вполне может быть применена и в системе высшего образования. Так, А.И. Субетто в своих размышлениях о путях развития современного высшего образования приходит к тому, что образование как система становится важнейшим механизмом ноосферогенеза и выживания человечества на рубеже ХХ и XXI веков [Субетто 2006].
Взяв за основу идею ноосферного подхода В.И. Вернадского, предполагаем, что мощным ресурсом качественной подготовки специалистов социальной сферы может стать сферный подход, тем более что ряд ученых-социологов, и в частности С. Шавель, считает, что обращение к сферному подходу в решении проблем современной подготовки специалистов социальной сферы как раз и обуславливается идеями ноосферного подхода, поскольку появляется возможность полного отражения реальной действительности в этом вопросе.
Актуальность сферного подхода в процессе подготовки специалистов социальной сферы определяется в первую очередь структурой самой социальной сферы, которая включает в себя, как было отмечено ранее, политическую или организационную, экономическую или материальную, духовную или информационную и социальную или гуманитарную сферы общества. Именно такая структура и позволяет считать сферный подход очевидным в системе подготовки кадров для социальной сферы, поскольку направлен на преобразование среды вокруг клиента, с одной стороны, и на саму среду – с другой. В этом и заключается главная его ценность, и, как справедливо отмечает С.А. Шавель, именно сферный подход оказывает сильнейшее влияние на все социальные институты, начиная от семьи, образования, СМИ… и заканчивая государством [Шавель 2014].
Исследование сферного подхода с целью решения проблемы подготовки специалистов социальной сферы осуществлялось многими учеными. Так, Г.И. Осадчая, выявляя его значимость, подчеркивает возможности сферного подхода в раскрытии специфической структуры общества, выражающей связи между различными сторонами социальной жизни, и интеграции в систему отдельных структур деятельности, общественных отношений, что позволяет в процессе подготовки специалистов социальной сферы анализировать все социальные процессы с позиций развития целостного понимания общества [Осадчая 2003]. Следовательно, в рамках данного подхода принимается во внимание вся специфичность общества как объекта исследования, что дает возможность выявить сущность сфер общества, их функциональную направленность и особенности происходящих процессов, с одной стороны, а с другой – осуществлять процесс подготовки специалистов, адаптируя их к этим особенностям происходящих процессов в социальной сфере.
А.М. Бекарев и Г.С. Пак, выделяя сферный подход из других в силу акцентирования внимания на функционировании той или иной общественной сферы, на их пересечении и взаимодействии в процессе человеческой деятельности [Бекарев, Пак 2015], считают, что это факт подразумевает подготовку активных субъектов, то есть специалистов, которые являются исполнителями функций сфер.
Выводы
Сферный подход как методологический в подготовке специалистов социальной сферы расширяет и обогащает знания о социальной сфере, что дает возможность управлять социальными процессами и производить необходимые на данном этапе развития изменения в обществе. Активными субъектами рассматриваемых процессов являются специалисты социальной сферы, прошедшие профессиональную подготовку. Сферный подход к подготовке данных специалистов позволяет транслировать ценности, на основе которых формируется профессионализм специалистов социальной сферы, что позволяет в дальнейшем решать различные проблемы общества в целом и каждого его члена в частности.
Сферный подход дает возможность осуществлять процесс подготовки специалистов социальной сферы с учетом взаимовлияния и взаимопроникновения результатов изменений в социальной сфере, в ситуации клиента и самом клиенте.
Сферный подход отличается стратегической глобальностью, что гарантирует долгосрочность результатов в связи с преобразовыванием среды клиента, самого клиента для поддержания важных социальных институтов (институт семьи и воспроизводства поколений, институт профессиональной деятельности, институт производства, институт культуры и др.).