Pedagogical support of preparation of cadets of higher educational institutions of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disastersto activity in extreme situations

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the study of pedagogical support for training cadets of higher education institutions of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence using inductive and deductive methods, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters for activities in extreme situations, the main concepts of training cadets for work in extreme conditions, as well as the tasks facing the teaching staff are considered. The conceptual apparatus of pedagogical support for training cadets for activities in extreme situations is considered. Based on the analysis of scientific works on this topic, a number of aspects and trailers are identified that represent the basis for effective training of cadets to solve professional problems. Particular attention is paid to the formation of necessary skills, stress resistance, decision-making in dangerous conditions and the development of significant qualities.

Full Text

Введение

Проблема педагогического сопровождения процесса подготовки курсантов вузов МЧС России к деятельности в экстремальных ситуациях требует разработки и применения эффективных методологических подходов к образовательному процессу. Анализ исследований данной проблемы позволил выделить ряд аспектов, которые необходимо учитывать в учебном процессе:

– отсутствие согласованной и систематической методологии подготовки, выражающейся в том, что существующие практики не являются последовательными и могут быть недостаточно эффективными, что приводит к недостаточной подготовке курсантов к реальным экстремальным ситуациям, а также повышает риск появления негативных последствий;

– ограниченные возможности для анализа и оценки эффективности подготовки, а именно частое отсутствие специальных методов и инструментов систематического измерения прогресса курсантов, а также для оценки достижения поставленных образовательных целей, что нарушает обратную связь и не дает возможности определить первоочередные задачи;

– отсутствие практического опыта и знаний у преподавателей негативно сказывается на качестве образования курсантов. Практический опыт дает возможность доносить информацию с приведением примеров жизненных ситуаций, а при его отсутствии у преподавателей могут возникать трудности в объяснении сложных концепций, проведении практических занятий и тренировок. В связи с этим возникает необходимость активного вовлечения специалистов с практическим опытом в процесс обучения или самостоятельного повышения уровня своей компетентности с помощью участия в различных тренингах, семинарах, курсах и стажировках, которые призваны расширить практический опыт и знания в области экстремальных ситуаций;

– ограниченность временных и материальных ресурсов, необходимых для подготовки курсантов к деятельности в экстремальных условиях, может привести к недостаточному объему и качеству подготовки.

 

Основная часть

Проблема педагогического сопровождения подготовки курсантов вузов МЧС России к деятельности в экстремальных ситуациях требует комплексного подхода и разработки эффективных решений, позволяющих обеспечить курсантов необходимыми знаниями, умениями и навыками выполнения профессиональных задач в экстремальных условиях.

Рассмотрим понятийный аппарат проблемы педагогического сопровождения, который включает в себя ряд ключевых понятий и терминов, характеризующих содержание и процесс подготовки курсантов к профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях (см. рис.).

Термин сопровождение означает «действие, сопутствующее определенному явлению, сопровождающее его, содействующее его протеканию» [Кузнецова 2023]. Л.М. Левин под сопровождением понимает помощь, оказание поддержки обучаемым в личностном формировании за счет взаимодействия сопровождающего (преподавателя) и сопровождаемого с целью создания благоприятных условий, необходимых для полноценного участия в образовательном процессе [Левина 2015].

Под образовательным процессом понимается образовательная деятельность, включающая в себя воспитание, обучение, развитие, осуществляющиеся в двух формах организации: самостоятельное развитие (самовоспитание, самообразование) и совместная деятельность с педагогом под его непосредственным руководством (Новиков 2010). Методическое обеспечение (Э.Г. Злотников, И.С. Батракова, Н.Н. Чекалева и др.) понимается как создание необходимых условий для реализации образовательного процесса. По мнению М.А. Федоровой, методическое обеспечение понимается как образовательное пространство, состоящее из информационной, ресурсной, рефлексивной, процессуальной, продуктной, технологической сред, находящихся во взаимодействии друг с другом (Федорова 2011). Е.В. Миренкова методическое обеспечение представляет в виде масштабности, многогранности, динамичности входящих в него компонентов. По мнению автора, методическое обеспечение представляет собой различные аспекты образовательного процесса, направленные на успешное его осуществление [Миренкова 2013]. По нашему мнению, методическое обеспечение играет важную роль в образовательном процессе и позволяет достичь образовательных целей и высокого качества обучения, способствуя эффективной коммуникации и передаче информации обучаемым, а также оцениванию и контролю уровня усвоения знаний для дальнейшего при необходимости корректирования образовательного процесса [Карапузиков, Попова, Дьяков 2023].

Подготовка – это получение знаний в процессе обучения. Р.И. Рассыпанова считает, что подготовка курсантов имеет определенные внешние границы и включает в себя необходимую информацию, которая представляется в контролируемых ситуации, а результатом подготовки является система знаний, умений и навыков (Рассыпанова 2018). Изучая труды авторов, посвященные вопросам подготовки, пришли к выводу, что это процесс овладения системой знаний, умений и навыков, а также социальным опытом, обеспечивающими в совокупности готовность к деятельности (Карапузиков 2020).

Подготовка в условиях, приближенных к экстремальным, нами понимается как процесс овладения комплексом знаний, умений и навыков по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ в условиях воздействия на курсантов неблагоприятных условий, в том числе экстремальных. Диагностика и корректировка программы подготовки позволяют своевременно выявить недостатки в процессе подготовки и при необходимости предпринять необходимые меры по их устранению при помощи ее корректировки. Результатом педагогического сопровождения процесса подготовки курсантов является готовность к выполнению задач в профессиональной деятельности, связанной с воздействием на них неблагоприятных и экстремальных условий.

Проблема педагогического сопровождения подготовки курсантов и студентов освещается в научных трудах (Т.П. Тукачевой, А.Ю. Тенчурина, А.В. Обрезкова, А.В. Трухина и др.). В исследованиях Д.В. Шугалей в качестве опоры педагогического сопровождения выступают психолого-педагогические и организационные условия, в основе которых лежит участие преподавателей и медицинских работников в формировании компетенций и их эффективном использовании в дальнейшей профессиональной деятельности, а также образовательная среда учебного заведения, обеспечивающая оптимальные условия их совершенствования. Автор выделяет два содержательно-временных этапа, на которых проводится диагностика: выявление индивидуальных особенностей курсантов, профессиональных намерений, интересов и возможностей личности, а также их установка на профессиональное становление [Шугалей 2017].

Исследования И.С. Маркова доказывают необходимость психолого-педагогического сопровождения подготовки курсантов к деятельности в экстремальных ситуациях. Экстремальные ситуации способствуют мобилизации внутренних ресурсов обучаемых с последующим стимулированием внимания, скорости мыслительных процессов, а также мотивации и эмоционального подъема. По мнению автора, педагогическое сопровождение способствует развитию навыков принятия решений и адаптации в экстремальных условиях, обеспечивая успешное выполнение служебных обязанностей [Марков 2009].

Л.И. Горелова, Н.В. Уварина на основе внедрения технологий педагогического сопровождения выделяют условия повышения уровня профессиональных компетенций: непрерывное профессиональное развитие; совместное обучение; наставничество и коучинг; рефлексивную практику; доступ к ресурсам и технологиям; поддерживающее руководство. По мнению авторов, данные условия позволяют обеспечить качественное обучение и эффективное непрерывное профессиональное развитие студентов, а также дают возможность им достичь высоких результатов как в учебе, так и в формировании профессиональных компетенций для дальнейшей профессиональной деятельности [Горелова, Уварина 2023].

Исследуя данную проблему и опираясь на научные труды по рассматриваемой проблеме, приходим к следующим выводам:

– экстремальные ситуации могут различаться по характеру, особенностям протекания и их возникновению (чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, террористические акты, военные действия и др.), поэтому в ходе подготовки необходимо учитывать специфику каждой ситуации;

– процесс подготовки требует междисциплинарного подхода, поэтому его необходимо обогащать взаимодействием специалистов и практических работников из других областей (медицины, психологии и др.);

– формированию профессиональных навыков курсантов будут способствовать тренировки, симуляции, практические занятия, обеспечивающие развитие навыков принятия решений, коммуникации, лидерства, работа в команде;

– использование в процессе педагогического сопровождения подготовки современных инновационных технологий обучения (VR-технологии, симуляторы, интерактивные образовательные платформы) позволяет создавать реалистичные условия для обучения;

– регулярное обновление содержания процесса подготовки с учетом развития технологий и проявления новых вызовов в экстремальных ситуациях требует учета результатов научных исследований и обновления учебных планов и программ.

Повышение качества подготовки курсантов при выполнении профессиональных задач в экстремальных условиях достигается опорой на следующие принципы:

– индивидуальный подход и групповую работу с курсантами. Каждый курсант имеет свои уникальные особенности, и важно создать для них такую образовательную среду, которая будет учитывать их индивидуальные характеристики, а работа в коллективе воспитывать ответственность за принятые решения, от которых будет зависеть жизнь не только самого курсанта, но и его товарищей и подчиненных;

– систематичность и последовательность обучения, способствующие развитию необходимых компетенций;

– повышение стрессоустойчивости, эмоционально-волевой и психологической устойчивости, самообладания, уровня самоконтроля.

 

Заключение

Педагогическое сопровождение подготовки курсантов вузов МЧС России к деятельности в экстремальных ситуациях включает в себя не только теоретические знания, но и развитие стрессоустойчивости, умение принимать правильные решения в условиях неопределенности и опасности, а также психологическую и физическую подготовку.

×

About the authors

А. А. Karapuzikov

Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters

Author for correspondence.
Email: Alexx-7777@mail.ru
ORCID iD: 0009-0005-8458-1387

Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, associate professor of the Department of Safety in Emergency Situations, The State Fire Academy of the Ministry of Russian Federation for Civil Defence

Russian Federation, 22, Mira Street, Yekaterinburg, 620062, Russian Federation

N. V. Uvarina

South Ural State Humanitarian Pedagogical University

Email: nuvarina@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-1490-3302

Doctor of Pedagogical Sciences, professor, professor of the Department of Training of Vocational Training Teachers and Subject Methods

Russian Federation, 69, Lenin Avenue, Chelyabinsk, 454080, Russian Federation

N. P. Muraev

Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters

Email: myrnik@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0002-2389-6949

Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, professor of the Department of Safety in Emergency Situations, The State Fire Academy of the Ministry of Russian Federation for Civil Defence

Russian Federation, 22, Mira Street, Yekaterinburg, 620062, Russian Federation

A. D. Nizyakov

The State Fire Academy of the Ministry of Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters

Email: nizyakov01@mail.ru
ORCID iD: 0009-0007-1528-2812

methodology teacher, Methodology Department

Russian Federation, 22, Mira Street, Yekaterinburg, 620062, Russian Federation

References

  1. Gorelova, Uvarina 2023 – Gorelova L.I., Uvarina N.V. (2023) The practice of implementing the technology of pedagogical support for the professional activities of teachers in the digital community. Higher Education Today, no. 3, pp. 80–85. DOI https://doi.org/10.18137/RNU.HET.23.03.P.080. EDN: https://elibrary.ru/xcdugi. (In Russ.)
  2. Karapuzikov, Popova, Dyakov 2023 – Karapuzikov A.A., Popova S.V., Dyakov M.V. (2023) Мethodical support of practical classes in the discipline «Fire water supply». In: Strategic development of innovation potential of industries, complexes and organizations: сollection of articles of the XI International research and practical conference, Penza, October 10–11, 2023. Penza: Penzenskii gosudarstvennyi agrarnyi universitet, pp. 223–226. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=56168083. EDN: https://www.elibrary.ru/gbnzen. (In Russ.)
  3. Kuznetsova 2023 – Kuznetsova T.Yu. (2023) Psychological & pedagogical support of processes of adaptation of young children to conditions of preschool education. Vestnik nauki, vol. 2, no. 1 (58), pp. 112–122. Available at: https://www.вестник-науки.рф/article/6959; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50047924. EDN: https://www.elibrary.ru/rxnwga. (In Russ.)
  4. Levina 2015 – Levina L.M. (2015) Pedagogical support of independent learning of university students. Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences, no. 1 (37), pp. 228–234. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23460774. EDN: https://www.elibrary.ru/ttkewp. (In Russ.)
  5. Markov 2009 – Markov A.S. (2009) Psycho-pedagogical support of cadets of military high schools in crisis or emergency situations. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 12. Psychology. Sociology. Pedagogy, issue 3, part II, pp. 100–106. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-kursantov-voennyh-vuzov-v-krizisnyh-i-ekstremalnyh-situatsiyah/viewer; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=14341937. EDN: https://www.elibrary.ru/kwlyyq. (In Russ.)
  6. Mirenkova 2013 – Mirenkova E.V. (2013) The category of methodological support and its essence. Izvestia of Smolensk State University, no. 4 (24), pp. 456–463. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21195856. EDN: https://www.elibrary.ru/rvvoeh. (In Russ.)
  7. Shugalya 2017 – Shugalya D.V. (2017) Pedagogical bases of process of maintenance of physical improvement of cadets in a military higher education institution. Scientific Notes of Orel State University, no. 4 (77), pp. 367–371. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-osnovy-protsessa-soprovozhdeniya-soprovozhdeniya-fizicheskogo-sovershenstvovaniya-kursantov-v-voennom-vuze/viewer. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Karapuzikov А.А., Uvarina N.V., Muraev N.P., Nizyakov A.D.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies