Image of an officer of the National Guard as a means of protection from information provocations

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article examines the features of the current concept of «image of an officer of the National Guard troops». After the formation of the National Guard troops, the image of military personnel and officers who perform tasks to preserve the integrity of the state, protect public order, and protect citizens during mass events was not fully formed in society. There is a need to develop a positive image of the law enforcement forces in society as a guarantor of maintaining order in the country. A lot of responsibility lies with the officers of the troops making important managerial decisions. Competent management of subordinates is impossible without regulation of their own behavior, especially in conflict and extreme situations. In the context of provoking military personnel to commit unlawful actions, possessing stability among officers will help to monitor their activities and timely carry out preventive measures against subordinates. The analysis of research confirmed the importance of possessing this state. Foreign authors pay attention to the isolation of the military organization and the importance of training qualified personnel officers who are able to make balanced and optimal decisions when leading subordinates, the importance of possessing stress resistance to negative factors in the performance of activities is considered. Domestic authors pay attention to the importance of developing the officer's personality, instilling a corporate culture that contributes to effective interaction and increasing the prestige of military service. During a survey among officers of the National Guard troops, resistance to information provocations is indicated as an integral component of the image of the law enforcement officer. Analysis of the obtained data made it possible to determine the possibilities of developing resistance to information provocations. The most productive in this process may be the development and conduct of a training course aimed at developing resistance to information provocations of officers, followed by testing and inclusion in military-political training of military units and units of the national guard troops.

Full Text

Введение

Текущая международная и внутренняя обстановка в стране характеризуется наличием многочисленных проблем, одной из которых является информационное воздействие на общество в целом. Существует опасность получения искаженных и недостоверных сведений о выполняемой деятельности силовыми структурами страны, происходит дискредитация действий военнослужащих и сотрудников, создается недостоверное мнение в обществе. Рассматривая деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации, можно отметить провоцирование офицеров и военнослужащих войск правопорядка к необдуманным действиям и поступкам, склонение к совершению противоправного поведения путем распространения слухов и ложной информации. Любое непрофессиональное действие военнослужащего может быть зафиксировано в открытых сетях общего пользования, создать общественный резонанс и повлечь за собой деструктивное воздействие на образ войск, оказать моральное давление на военнослужащих.

Распространяется информация, содержащая предвзятую оценку деятельности военнослужащих войск правопорядка. Фиксируются призывы к невыполнению военнослужащими возложенных на них задач. Опыт последних событий в Республике Беларусь показывает наличие прямых угроз в адрес представителей органов исполнительной власти и членов их семей с целью информационно-психологического воздействия и массового увольнения кадровых сотрудников и военнослужащих для осуществления государственного переворота [Казимирович, Спиридонов 2021].

В данных условиях безупречное выполнение служебно-боевых задач военнослужащими войск национальной гвардии Российской Федерации повысит уровень безопасности граждан, будет способствовать доверию со стороны населения, что впоследствии окажет положительное влияние на представление о войсках правопорядка и создаст положительный имидж.

Во многом выполнение задач зависит от офицеров войск правопорядка, организующих и координирующих мероприятия в области обеспечения безопасности граждан на массовых мероприятиях, охраны важных государственных и режимных объектов, осуществления деятельности по защите от воздействия терроризма и экстремизма.

Цель исследования состояла в изучении исследований по вопросам развития имиджа как средства защиты от информационных провокаций, исследование структуры имиджа офицера войск национальной гвардии.

Методы исследования: теоретический анализ зарубежных и отечественных исследований, анкетный опрос.

Ход исследования

На сегодняшний день войска национальной гвардии являются важной организацией в системе обеспечения национальной безопасности страны. При этом востребованным остается развитие престижа службы и необходимость формирования положительного имиджа в обществе. Регулярно создаются ситуации провокационного характера, направленные на дискриминацию военнослужащих. В оппозиционных средствах массовой информации (медиахолдинг «Дождь», общественно-политическая газета «Новая газета», интернет-издание «Медуза», радиостанции «Серебряный дождь», «Эхо Москвы» и др.) наблюдаются, а также косвенно поддерживаются призывы к протестным акциям.

Данный процесс можно обозначить как информационные провокации – преподнесение искаженной или ложной информации для создания у офицеров и военнослужащих неопределенности, нерешительности и ошибочности в действиях, которые могут повлечь тяжелые или гибельные последствия.

Информационные провокации имеют последовательность создания негативных явлений:

– начало провокации начинается с создания скандала в целях появления общественного резонанса, негативных реакций на определенное событие, инцидент;

– следующим шагом становится манипуляция для негативного восприятия деятельности, выполняемой военнослужащими, роспуск слухов и сплетен;

подстрекательство происходит как склонение военнослужащих к противоправному поведению при помощи оскорблений и давления на психику;

– крайней формой провокации является физическое воздействие, осуществляемое посредством попыток отобрать средства защиты у военнослужащих, броски тяжелых предметов, обливание краской и т. д.

Данные явления могут создать нерешительность и спровоцировать неправомерные действия по отношению к гражданам, что повлечет ответственность и ухудшит образ войск правопорядка. Негативные последствия провокационной информации направлены на дезориентацию военнослужащих, растерянность и деморализацию [Бережнова, Маклачков 2020].

Защитой от информационных провокаций становится развитие имиджа офицера войск национальной гвардии как образа, представляющего опытного и грамотного руководителя, отвечающего за сохранение безопасности, стабильности и правопорядка, что впоследствии выражается в поддержке и понимании со стороны граждан при выполнении служебно-боевых задач [Ковалев 2016, с. 53–54].

Впервые развитие имиджа в качестве улучшения привлекательности образа фирмы, оказываемых услуг и производимой продукции, что в совокупности способствует повышению продаж, рассмотрел американский экономист К.Ю. Боулдинг [Boulding 1956, p. 148].

Первым среди отечественных ученых, рассмотревших развитие имиджа, стал О.А. Феофанов, определивший данный процесс как целенаправленное создание впечатления с помощью целенаправленно отобранных черт организации при одновременном замалчивании черт, противоречащих развиваемому имиджу, для получения преимущественных отличий от других организаций [Феофанов 1987, с. 114].

В рамках педагогики проведено исследование, посвященное развитию имиджа директора школы, отражающее деятельность руководителя организации, отвечающего за поддержку профессионального развития учителей с помощью создания благоприятных условий труда и организационной культуры школы, нацеленной на высокие образовательные результаты обучающихся [Константинова 2015, с. 173].

В контексте нашего исследования развитие имиджа представляет процесс изменения профессиональных характеристик субъекта в целях реализации принципа идентичности с выполняемой деятельностью для преодоления стереотипа, не соответствующего характеристикам его носителя, создания возможности противостоять манипулятивным технологиям и обеспечения рефлексии, саморазвития и самореализации в профессиональной деятельности.

Развитие имиджа офицера рассматривается как процесс, направленный на формирование ответственности, стрессоустойчивости, управленческой грамотности, корпоративной культуры общения, проявление активной позиции личности и ценностного отношения к военно-профессиональной деятельности.

Для определения путей развития имиджа офицеров войск национальной гвардии рассмотрены исследования иностранных и отечественных ученых.

Г. Морин и В. Шан в своем исследовании определили влияние имиджа высших военных учебных заведений на карьерный рост офицеров французской армии. В статье приведен анализ элитности военных вузов, зачастую не дающих качественного образования, но имеющих непререкаемый авторитет среди других учебных заведений. Данное исследование подтвердило расслоение офицерского корпуса и отсутствие возможности получить высшее офицерское звание не проходившим обучение в определенных военных вузах даже при условии более высокого уровня знаний и профессиональной подготовки [Morin, Chanut 2020].

Проблема карьерного роста характерна для вооруженных сил Великобритании. Английскими учеными рассмотрен данный вопрос на примере офицеров Военно-морского Королевского флота. Исследование позволило выявить непропорционально высокую представленность офицеров из социально-экономически благополучных слоев населения в офицерском корпусе. Зачастую стать офицером может тот, кто посещал частные учебные заведения и элитные государственные учреждения, в которые можно поступить только по рекомендации. Общенациональный девиз, направленный на то, чтобы вооруженные силы отражали общество, выполняется только на словах. Существуют ограниченные возможности карьерного роста для талантливых военнослужащих, не обладающих необходимыми общественными отношениями и высоким социально-экономическим положением. Укоренившееся социальное неравенство передается из поколения в поколение [Clark, Hack-Polay, Bal 2022].

Анализ исследований подтвердил закрытость военной организации иностранных армий, сохранение «кастовости» и пренебрежение талантливыми офицерскими кадрами. Данная проблема может серьезно повлиять на боеспособность и слаженность подразделений вооруженных сил при участии в масштабных военных конфликтах. Исследование М. Янсена и Р. Делахай, проведенное на опыте выполняемой деятельности на территории Афганистана голландским разведывательным взводом, подтвердило данное предположение. В ходе выполнения боевой задачи выяснилось, что военнослужащие взвода не воспринимают командира как лидера коллектива, готового повести подчиненных за собой. Командир взвода не пользовался авторитетом, противопоставлял себя коллективу, не интересовался делами, настроением подчинённых, пренебрегал безопасностью личного состава, не занимался тренировками группы для совместного выполнения задач с другими подразделениями. В ходе опроса выявлено, что подчиненные между собой его называли «Джинсовый офицер», что характеризует молодых офицеров как неопытных мальчиков из военной академии. В итоге руководству отряда пришлось пойти не крайние меры и заменить командира взвода другим офицером. Данное исследование показывает важность обучения офицеров учету групповых норм, социальной идентификации с подразделением и показывает, как стать лидером в воинском коллективе [Jansen, Delahaij 2020].

Данные исследования подтверждают понимание имиджа с монологической позиции в высших военных учебных заведениях Франции, Великобритании и Нидерландов, выражающейся в субъект-объектном отношении к обучающимся и невозможности поступить в данные учебные заведения кандидатам, не имеющим необходимых связей. Вследствие этого появляется отношение к подчиненным как военнослужащим низшего сословия. Тем самым образуются социальная напряженность и неравенство, которые могут привести к потере управления личным составом и снизить боевую готовность подразделения.

Норвежскими авторами проведено изучение склонности к риску военных руководителей на основе обзора специальной литературы за период с 1983 по 2015 год. По ходу изучения научных трудов авторы пришли к выводу, что не существует человека с нулевым уровнем риска, и выявили взаимосвязь лидерства с готовностью подвергать себя и своих подчиненных опасности в условиях угрозы для жизни. При этом отмечена необходимость сплочения воинского коллектива, доверия в подразделении и взаимной поддержки. Результаты исследования подчеркивают важность сбалансированного руководства и подготовки военнослужащих к проявлению риска в случаях необходимости [Breivik, Sand, Sookermany 2019].

Частый риск может значительно подорвать физическое и психологическое состояние человека. Для рассмотрения методов снижения влияния стрессовых ситуаций изучено исследование, направленное на поиск методов преодоления стресса полицейскими в Южной Африке. Выполняя служебные обязанности, полицейские зачастую сталкиваются с множеством стрессовых ситуаций по причине нестабильной социально-политической обстановки, породившей крупномасштабную урбанизация населения, социальное неравенство, высокий уровень безработицы и расовую напряженность, что привело к росту преступности в стране. Данные причины обусловили рост стрессовых факторов, негативно влияющих на физическое и психологическое состояние сотрудников полиции. В ходе исследования, длившегося более 4 лет, определены основные методы преодоления стресса: поддержка со стороны руководства, обеспечивающая уверенность в своих действиях, воспитание чувства ответственности и позитивная переоценка своих возможностей, осмысливание своих действий. Выполнение комплекса перечисленных мероприятий способствовало повышению устойчивости сотрудников полиции [Wassermann, Meiring, Becker 2019].

Э.А. Стэнли, К.Л. Ларсен провели исследование, целью которого стало изучение способов регулирования эмоций у военнослужащих армии США. Внимание уделяется мероприятиям профессионального отбора, качественной психологической работе с военнослужащими в целях снижения давления социокультурной среды, стрессовых нагрузок и формирования эмоциональной уравновешенности и устойчивости к негативным факторам при выполнении служебных и боевых задач [Stanley, Larsen 2021].

Исследования, проведенные в полиции ЮАР и армии США, показывают рассмотрение имиджа офицеров и военнослужащих с позиции субъектно-деятельностного подхода, учитывающего состояние каждого человека, испытавшего стресс, эмоциональное потрясение, для проведения системной работы в целях снижения и преодоления негативных реакций в виде повышенной агрессии, риска совершения самоубийства, деструктивного поведения с помощью злоупотребления алкогольными напитками, азартными играми и т. д.

Р.Р. Кребс, Р. Ральстон изучили убеждения граждан относительно службы в армии, создающие мнение об имидже военнослужащих. В ходе исследования приведены результаты, показавшие, что, несмотря на общее представление о привлекательности военной службы как о высокооплачиваемой деятельности, многие американцы придерживаются идеализированного образа военнослужащих, движимых идеей патриотического служения Родине. Эти данные подтверждают необходимость воспитания в военнослужащих идеи долга и чести за выполнение своих обязанностей в бою, создают уважение в обществе и повышают привлекательность военной службы [Krebs, Ralston 2022]. В данном исследовании прослеживается позиция поддержки имиджа военно- служащих и Вооруженных сил США со стороны общества, которое создает образ защитника своей страны и повышает престиж службы.

В ходе проведения анализа работ, посвященных грамотной и качественной управленческой деятельности офицеров в иностранных силовых структурах, была определена своевременность проводимых мероприятий для повышения стрессоустойчивости и согласованных действий в ходе выполнения служебных и боевых задач. Выявлены проблемы качественного комплектования офицерским составом, руководящим подчиненными и координирующим их действия при выполнении профессиональной деятельности, что в совокупности показывает уровень подготовки офицеров и оказывает непосредственное влияние на имидж учебного заведения, службы и в целом войск.

Отечественные авторы уделяет внимание важности развития имиджа специалиста и руководителя, отражающего деятельность организации. Современный рынок труда предъявляет требования к специалисту в его профессиональной квалификации и практическом опыте примененных компетенций. При этом способность показать свою работу, эффективно взаимодействовать с другими сотрудниками и организациями, самопрезентация своих возможностей выходит на первый план и создает имидж специалиста [Семенова 2014, с. 141–142].

В большинстве организаций и фирм подчеркивается строгое следование корпоративной культуре и этикету. Относительно военной деятельности впервые понятие «корпоративной культуры» как отражение негласных правил поведения и взаимодействия между офицерским составом ввел генерал-фельдмаршал X. Мольтке [Окатов, Соловьев 2017, с. 35–36]. Корпоративную культуру необходимо развивать для формирования у офицеров умения эффективно взаимодействовать внутри организации и уверенного поведения при выполнении служебно-боевых задач. При развитии корпоративной культуры происходят привитие ценностей военной службы, развитие личности офицера и формирование имиджа военного руководителя. Корпоративную культуру, создающую имидж офицера, возможно рассматривать с позиции поддержки со стороны сослуживцев, начальников, готовых оказать помощь в трудную минуту, и вместе с тем с позиции контроля за поведением офицеров, требующей от них соблюдения правил поведения и этических принципов.

В.К. Пауков и Н.П. Каданцева исследовали возможности развития имиджа офицера правоохранительных органов посредством повышения профессионализма сотрудников путем развития личностных качеств, таких как честность, порядочность, отзывчивость, коммуникабельность, которые в конечном итоге позволили изменить отношение к полицейским и их образу в общественном мнении. Были предложены мероприятия, включенные в занятия морально-психологической подготовки в системе МВД России [Пауков 2012; Каданцева 2013].

В войсках национальной гвардии проводились исследования, позволившие определить качества элитной личности будущего офицера, такие как: ответственность, патриотизм, приверженность организации, осмысленность жизни, готовность к оправданному риску. Главной целью исследования стало развитие личности в рамках образовательной деятельности военного вуза путем развития профессиональной этической культуры [Кулешов 2021, с. 392].

Исследования, проведенные в МВД и войсках национальной гвардии, характеризуют рассмотрение имиджа офицера с диалогической позиции, символизирующей полисубъектные отношения между командирами и подчиненными, преподавателями и курсантами. Учитываются специфика военно-профессиональной подготовки и особенности возрастного развития, нормативно-правовые основы, регламентирующие выполнение учебных и служебных задач.

Определение имиджа офицера с точки зрения психологии впервые дано А.В. Саватеевым «как эмоционально окрашенный, социально значимый образ офицера, имеющий характер стереотипа, сложившийся в сознании его социального окружения, оказывающий психологическое влияние на поведение подчиненных и самого командира» [Саватеев 2001, с. 45].

В рамках педагогической науки важным является определение имиджа офицера, представляющего «динамическое образование и форму проявления совокупности морально-боевых и патриотически-ценностных качеств, формирующихся при развитии взаимосвязанных (когнитивного, личностно-мотивационного, деятельностного) компонентов, определяющих характер его ценностного отношения к Отчизне и воинскому долгу» (Елагин 2005, с. 26).

Имидж офицера также рассмотрен в процессе социологического анализа и представляет «социальный образ, отражающий присущие и приписываемые ему индивидуально-личностные, статусные и профессионально-управленческие качества, характеристики и во многом обусловливающий социальные установки подчиненных по отношению к нему как руководителю данной военно-социальной организации» (Крутилин 2011, с. 57).

В целях уточнения понятия «имидж офицера войск национальной гвардии» и необходимых компонентов для его формирования проведен анкетный опрос среди офицеров воинских частей. Опрос проводился в 3 частях, имеющих различное функциональное предназначение:

– специальная моторизованная воинская часть, выполняющая задачи по охране общественного порядка и обеспечивающая общественную безопасность в крупных городах страны;

– оперативная воинская часть, участвующая в охране общественного порядка и выполняющая задачи по пресечению массовых беспорядков;

– часть по охране важных государственных объектов, выполняющая задачи по охране закрытых административно-территориальных объединений и объектов, расположенных на их территории, а также сопровождению специальных грузов.

 

Рис. – Имидж офицера войск национальной гвардии

Fig. – Image of a National Guard officer

 

По результатам опроса сформулировано определение имиджа офицера войск национальной гвардии как сложившегося образа с учетом профессиональных качеств, необходимых в служебно- боевой деятельности, верности традициям войск и культуры общения в современных социокультурных условиях, включающего устойчивость к информационным провокациям. На рисунке представлены компоненты имиджа.

Профессиональные компетенции отражают подготовку офицера к выполнению служебно-боевых задач, характеризуют его дисциплинированность, проявление разумной инициативы, использование организаторских способностей в руководстве подчиненными, принятие решения в нестандартных условиях деятельности.

Устойчивость к информационным провокациям представляет контролируемое состояние, необходимое для сохранения самообладания и осуществления оптимальных действий в определенный временной период, формируемое на основе рефлексии.

Профессиональная идентичность определяется как понимание важности своей роли при выполнении служебной деятельности, знание, соблюдение и принятие истории и традиций войск правопорядка, желание самосовершенствования.

Стиль руководства проявляется посредством общения при постановке служебно-боевых задач, взаимодействии с командирами (начальниками) и подчиненными, может меняться в зависимости от актуальной оперативной обстановки и наличия времени на принятие решения.

Исходя из полученных данных, имидж рассмотрен с позиции функционально-деятельностного подхода, позволяющего офицеру войск национальной гвардии осуществить развитие личности в профессии, реализовать свой потенциал в условиях выполнения служебной деятельности, сохранять самообладание в ситуациях провоцирования, стремиться к самообразованию и воспитывать у подчиненных ценности военной службы.

Анализ полученных данных позволил определить устойчивость к информационным провокациям как необходимый компонент имиджа офицера войск национальной гвардии. Формирование данного состояния возможно на основе рефлексии. В контексте нашего исследования рефлексия рассматривается как средство понимания последствий информационных провокаций и критического осмысления своих действий для предотвращения возможности быть объектом манипулирования, способствующее выработке определенной позиции.

Рефлексия оказывает положительное воздействие на личность офицера и воинского коллектива в целом. В решении служебных задач значение приобретает своевременное доведение полной и достоверной информации до личного состава, которая тем самым способствует формированию группового мнения, показывающего позицию всего воинского коллектива к разрешению внутренних противоречий и текущих служебных задач.

Определение рефлексивной позиции рассмотрено в исследовании Н.Л. Романенко как «устойчивая система отношений человека к собственной деятельности, обеспечивающая развитие личности, осмысление собственного поведения и проявляющаяся как готовность к осознанному выбору наиболее эффективного способа действия в различных ситуациях деятельности и поведения» [Романенко 2010, с. 196].

Применительно к нашему исследованию рефлексивная позиция рассматривается как система взглядов и убеждений, контролирующая сохранение самообладания и обеспечивающая уверенность в своих действиях при выполнении служебной деятельности [Маклачков 2021].

Исходя из полученных данных и проведенного анализа, развитие устойчивости к информационным провокациям возможно с помощью рефлексивной позиции, способствующей регуляции поведения с учетом условий выполняемой деятельности, особенно в конфликтных и экстремальных ситуациях.

В целях развития устойчивости к информационным провокациям, способствующей укреплению имиджа офицера войск национальной гвардии, существует необходимость разработки курса занятий с последующим проведением в ходе военно-политической подготовки и подготовки к выполнению служебно-боевых задачи с дальнейшей диагностикой полученных изменений.

Заключение

При исследовании научной литературы по вопросам развития имиджа офицера было определена важность обладания данной характеристикой в целях сохранения самообладания, управленческой грамотности и реализации личности в профессиональной деятельности. В совокупности данный процесс выступает как средство защиты от информационных провокаций в определенный временной период и осуществления оптимальных действий при выполнении служебно-боевых задач. Регулирование своего поведения поможет качественно осуществить профессиональную деятельность и повысить имидж военной службы в обществе, способствуя эффективному взаимодействию и доверию среди граждан.

 

Материалы исследования

Елагин 2005 – Елагин М.Г. Педагогические пути формирования имиджа офицера в образовательном процессе военного вуза: дис. … канд. пед. наук. Москва, 2005. 183 с.

Крутилин 2011 – Крутилин Д.С. Имидж офицера-руководителя современных Вооруженных сил Российской Федерации: социологический анализ: дис. … канд. социол. наук. Москва, 2011. 241 с.

Саватеев 2001 – Саватеев А.В. Психологические условия совершенствования имиджа командира курсантского подразделения: дис. … канд. психол. наук. Москва, 2001. 198 с.

×

About the authors

Egor A. Maklachkov

St. Petersburg military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation

Author for correspondence.
Email: ajax23@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-5380-7161

adjunct of the extramural form of study

Russian Federation, St. Petersburg

References

  1. Boulding 1956 – Boulding К.Е. (1956). The Image: knowledge and life in society. Ann Arbor: University of Michigan Press, 175 p.
  2. Breivik, Sand, Sookermany 2019 – Breivik G., Sand T.S., Sookermany A.M. (2019) Risk-Taking and Sensation Seeking in Military Contexts: A Literature Review. SAGE Open, vol. 9, issue 1, pp. 1–13. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/2158244018824498.
  3. Clark, Hack-Polay, Bal 2022 – Clark S.M., Hack-Polay D., Bal P.M. (2022) Social Mobility and Promotion of Officers to Senior Ranks in the Royal Navy: Meritocracy or Class Ceiling?. Armed Forces & Society, vol. 48, issue 1, pp. 92–114. DOI: http://doi.org/10.1177/0095327X20905118.
  4. Jansen, Delahaij 2020 – Jansen M., Delahaij R. (2020) Leadership Acceptance Through the Lens of Social Identity Theory: A Case Study of Military Leadership in Afghanistan. Armed Forces & Society, vol. 46, issue 4, pp. 657–676. DOI: http://doi.org/10.1177/0095327X19845027.
  5. Krebs, Ralston 2022 – Krebs R.R., Ralston R. (2022) Patriotism or Paychecks: Who Believes What About Why Soldiers Serve. Armed Forces & Society, vol. 48, issue 1, pp. 25–48. DOI: http://doi.org/10.1177/0095327X20917166.
  6. Morin, Chanut 2020 – Morin G., Chanut V. (2020) Who drives an officer’s career, the individual or his institution? The case of French officers. International Review of Administrative Sciences, vol. 86, issue 2, pp. 407–424. Available at: https://www.cairn-int.info/article-E_RISA_862_0407--who-drives-an-officer-s-career-the.htm.
  7. Stanley, Larsen 2021 – Stanley E.A., Larsen K.L. (2021) Difficulties With Emotion Regulation in the Contemporary U.S. Armed Forces: Structural Contributors and Potential Solutions. Armed Forces & Society, vol. 47, issue 1, pp. 77–105. DOI: http://doi.org/10.1177/0095327X19848018.
  8. Wassermann, Meiring, Becker 2019 – Wassermann A., Meiring D., Becker J.R. (2019) Stress and coping of police officers in the South African Police Service. South African Journal of Psychology, vol. 49, issue 1, pp. 97–108. DOI: http://doi.org/10.1177/0081246318763059.
  9. Berezhnova, Maklachkov 2020 – Berezhnova L.N., Maklachkov E.A. (2020) Informational provocation as a way of negative psychological impact on the military personnel. Military Academic Journal, no. 4 (28), pp. 114–117. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=45765677. (In Russ.)
  10. Kadantseva 2013 – Kadantseva N.P. (2013) Formation of the image of cadets in the process of mastering pedagogical disciplines at the University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In: Current problems of teaching psychological and pedagogical disciplines in modern conditions: materials of the All-Russian research and practical conference. Ruza: Moskovskii oblastnoi filial Moskovskogo universiteta MVD Rossii, pp. 176–179. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=22497436. (In Russ.)
  11. Kazimirovich, Spiridonov 2021 – Kazimirovich A.M., Spiridonov V.O. (2021) Training of military personnel to work with information from various sources. In: Berezhnova L.N. (Ed.) Protection of military personnel from information provocations: collection of scientific articles of the International research and practical conference. Saint Petersburg: SPVI voisk natsional'noi gvardii, pp. 39–42. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46455614. (In Russ.)
  12. Kovalev 2016 – Kovalev A.A. (2016) Participation of National Guard of Russia in ensuring military safety. Administrative Consulting, no. 9, pp. 52–59, p. 53. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27451423. (In Russ.)
  13. Konstantinova 2015 – Konstantinova V.G. (2015) On the relevance of the study «Development of the image of the headmaster in the process of additional professional education». In: Topical issues of modern pedagogy and education: collection of articles of Extramural research and practical conference. Moscow: FIRO, pp. 172–175. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23668731. (In Russ.)
  14. Kuleshov – Kuleshov D.O. (2021) Psychological and pedagogical conditions for the development of the personality of a cadet of the military institute of the Russian Guard. In: Development of a modern university: new methods and technologies: multi-authored monograph. Ulyanovsk: Zebra, pp. 387–395. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46174272. (In Russ.)
  15. Maklachkov 2021 – Maklachkov E.A. (2021) Determining the reflective position of resistance to information provocations in future officers. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i Psikhologiya, no. 3 (56), pp. 211–221. DOI: https://doi.org/10.26456/vtpsyped/2021.3.211. (In Russ.)
  16. Okatov, Soloviev 2017 – Okatov A.V., Solovev D.A. (2017) Notion and types of corporate culture. Tambov University Review. Series Social Sciences, vol. 3, no. 3 (11), pp. 35–47, p. 38. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29711323. (In Russ.)
  17. Paukov 2012 – Paukov V.K. (2012) Public opinion and the image of law enforcement authorities. Acmeology, no. 3 (43), pp. 102–104. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19030470. (In Russ.)
  18. Romanenko 2010 – Romanenko N.L. (2010) The contents of cadets' legislative behavior formation in the educational process of a higher military institute for the internal troops of the Ministry of the Interior of Russia. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta MVD Rossii, no. 3 (47), pp. 195–198. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=17330179. (In Russ.)
  19. Semenova 2014 – Semenova L.M. (2014) Personal marketing and personal branding of a specialist in the communication sphere as a condition of competitiveness improving in the labor market. Bulletin of the South Ural State University. Series: Economics and Management, vol. 8, no. 4, pp. 145–151. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22698737. (In Russ.)
  20. Feofanov 1987 – Feofanov O.A. (1987) The agressy of lie. Moscow: Politizdat, 398 p. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. – Image of a National Guard officer

Download (93KB)

Copyright (c) 2022 Maklachkov E.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies