SWOT-analysis of tools to counter shadow in small and medium-sized businesses

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

A.A. Lobanov

Saint Petersburg University of the Russian Interior Ministry, Saint Petersburg, Russian Federation

E-mail: 79062443893@yandex.ru. ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0590-6314

 

Abstract: In this article, the author conducted an analytical study of existing tools for countering shadow economic phenomena in small and medium-sized businesses through SWOT analysis. To conduct a study of tools for countering shadow economic phenomena in small and medium-sized businesses through the use of SWOT analysis, the author selected four tools for state regulation of entrepreneurial activity, such as: strengthening product quality control; simplifying the procedure for registration of economic entities, reducing the number of activities requiring licensing and anti-corruption tools. The purpose of the study is to identify and establish the significance of strengths and weaknesses of various tools for countering shadow economic phenomena in small and medium-sized businesses. Also, in order to identify the resource base, the direction of measures to regulate the processes of shadowization, identify threats and opportunities for strategic decision-making in terms of choosing tools to counter shadow economic phenomena, a SWOT analysis of each tool separately was carried out and the main characteristics were identified. The study is planned and conducted in three stages. At the first stage, a SWOT matrix was compiled for tools to counter shadow economic phenomena. Next, a process of cross-evaluation of strengths and weaknesses, opportunities and threats was carried out. At this stage, the level of significance is estimated from the highest to the lowest, and then the assessment of each specified tool for countering shadow economic phenomena is calculated. And the third stage carried out an assessment of the significance of each factor, and further, these tools for countering shadow economic phenomena are ranked by the degree of significance from the largest to the smallest. In conclusion, based on the SWOT analysis, conclusions are formed about the degree of significance of the studied tools for countering shadow economic phenomena. The analysis of the tools for combating the shadow economy suggests that the most significant tools for countering the shadow economy include such as reducing the number of activities requiring licensing, as well as anti-corruption tools.

Full Text

Введение

Проблема противодействия теневым экономическим явлениям в малом и среднем предпринимательстве в настоящее время является не до конца разрешенной. В рамках разрешения этой проблемы остается актуальной тема выявления слабых и сильных сторон инструментов противодействия теневым экономическим явлениям в малом и среднем предпринимательстве.

Среди актуальных проблем российской экономической действительности, от решения которых во многом зависит дальнейшее развитие отечественной экономики, стала проблема противодействия теневому сектору экономики, принявшая системный характер. Это негативное явление не только подрывает доверие в обществе к органам государственного управления, но и ухудшает качество жизни, способствует развитию организованной преступности, терроризма и появлению других угроз [1].

 

Материалы и методы

Для проведения исследования инструментов противодействия теневым экономическим явлениям в малом и среднем предпринимательстве посредством применения SWOT-анализа автором выбрано четыре инструмента государственного регулирования, такие как: усиление контроля качества продукции; упрощение порядка регистрации экономических субъектов, сокращение количества видов деятельности, требующих лицензирования, антикоррупционные инструменты.

Исследование проведено в три этапа. На первом этапе составлена матрица SWOT для инструментов противодействия теневым экономическим явлениям. Далее проведен процесс перекрестной оценки сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. И третьим этапом проведена оценка значимости по каждому фактору, инструменты проранжированы по степени значимости от большего к наименьшему. На основе проведенного SWOT-анализа сформированы выводы о степени значимости исследуемых инструментов.

 

Результаты и их обсуждение

Органы государственной власти осуществляют контроль и регулирование малого и среднего предпринимательства с целью должного существования внутренней экономики. Данный процесс возможен в случае применения инструментов государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Теневой сектор экономической деятельности является масштабной сетью, имеющей видовое разнообразие, ежегодно разрастающейся и «поглощающей» все больше частей экономической системы. Из всех видов теневой экономики («беловоротничковой», «серой», «черной») самой опасной для экономического уклада страны, безусловно, является «черная» экономическая деятельность. Ведь именно она порождает деструктуризацию в системе централизованного управления экономикой [2].

Наиболее эффективными инструментами противодействия теневым экономическим явлениям со стороны государственных органов являются такие, как: усиление контроля качества продукции; упрощение порядка регистрации экономических субъектов и иные в зависимости от вида проявления; сокращение количества видов деятельности, требующих лицензирования; антикоррупционные инструменты и иные.

При складывающейся динамике развития отношений на рынке товаров и услуг, увеличении конкуренции, росте криминализации предпринимательской деятельности государству постоянно необходимо «держать руку на пульсе» в процессах противодействия расширению теневизации экономической деятельности субъектов-участников теневой деятельности [3–10]. Что становится возможным посредством применения различных аналитических инструментов, например SWOT-анализа. Посредством использования SWOT-анализа выявляются внутренние сильные и слабые стороны процессов, внешние возможности и угрозы.

С целью выявления ресурсной базы, определения мероприятий по регулированию процессов теневизации, выявления угроз и возможностей для принятия стратегических решений в части выбора инструментов противодействия теневым экономическим явлениям проведен SWOT-анализ каждого инструмента и выявлены их главные характеристики.

На первом этапе составлена матрица SWOT для инструментов противодействия теневым экономическим явлениям (таблица 1):

 

Таблица 1 – SWOT-матрицы инструментов государственного противодействия теневым экономическим явлениям

Table 1 – SWOT matrices of tools for state counteraction to shadow economic phenomena

Усиление контроля качества продукции

Сильные стороны

Возможности

Увеличение ассортимента товаров и услуг

Применение научных достижений

Повышение квалификации персонала

Укоренение на рынке

Приобретение опытного знания в условиях конкурентной борьбы

Возможности поиска потребителя за границей

Работа с современными материалами

Повышение квалификации работников с использованием зарубежных технологий

Увеличение числа потребителей

Расширение видов товаров и услуг

Слабые стороны

Угрозы

Малоизвестность бизнеса

Фактор экономической нестабильности

Слабое внедрение научного процесса

Снижение финансовой возможности потребителя

Отсутствие финансов на создание новых проектов

Развитие товаров-заменителей на рынке

Отсутствие единого подхода и бессистемность маркетинговых исследований

 

Снижение прибыльности

Устаревание технологий

Сокращение количества видов деятельности, требующих лицензирование

Сильные стороны

Возможности

Внедрение в деятельность лицензирующих органов электронных технологий

Повышение кадровой обеспеченностью

Повышение открытости и доступности информации о деятельности лицензирующих органов

 

 

 

Перевод услуг по предоставлению лицензий в электронный вид

Внедрение упрощенного режима лицензирования

Обеспечение единого порядка лицензирования на всей территории страны

Разделение функций надзорных и лицензирующих органов

Слабые стороны

Угрозы

Укрупнение лицензируемых видов деятельности

Повышение безработицы

Недостаточность нормативной базы с детализацией лицензируемой деятельности

Сложность процедур, связанных с выдачей лицензий, их переоформлением, контролем их исполнения

Антикоррупционные инструменты

Сильные стороны

Возможности

Явно активная позиция государства

«Почва» для последующих изменений

Активация инструмента на длительный период

Положительные экстерналии

 

 

 

Скорость достижения цели

Не требует значительных капиталовложений

Отсутствие притеснения прав личности

Слабые стороны

Угрозы

Скоротечность полученных результатов

Повышение изощренности коррупции

Повышение уровня латентности коррупции

Систематизация коррупции

Нет прогнозов на реальность результатов

Развитие коррупционных элементов

Увеличение коррупционной составляющей

 

Политическая зависимость

Значительное противодействие

Непрогнозируемость результата из-за глобальности проекта

Упрощение порядка регистрации экономических субъектов

Сильные стороны

Возможности

Снижение сроков регистрационных процедур и финансовых затрат на их осуществление

Снижение административных издержек бизнеса

Производители смогут оперативно реагировать на изменения рынка в условиях санкций

Улучшение инвестиционного климата

 

 

Снижение количества бюрократической «волокиты»

Снижение уровня коррупционной составляющей

Слабые стороны

Угрозы

Увеличение количества фирм-«однодневок»

Повышение уровня теневого сектора экономики

Финансовая нестабильность созданных организаций

Повышение уровня преступности в части «отмывания» денежных средств

   

Источник: составлено автором по различным данным.

 

Далее проведен процесс перекрестной оценки сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. На пересечении строк и столбцов SWOT-матрицы проставлена оценка значимости конкретной пары факторов. Наивысший уровень значимости отмечен в 5 баллов, наименьший – 1 баллом. Далее рассчитана оценка путем сложения суммы всех вертикальных оценок в столбце, точно так же по горизонтали в строке и т. д. (таблица 2).

Заключительным этапом проведена оценка значимости по каждому фактору, исследуемые инструменты проранжированы по степени значимости от большего к наименьшему (таблица 3).

Проведенным анализом установлена существенность сильных и слабых сторон, а также степень важности угроз и возможностей для проанализированных инструментов.

 

 

 

Таблица 3 – Оценка значимости инструментов государственного противодействия теневым экономическим явлениям

Table 3 – Assessment of the significance of the instruments of state counteraction to shadow
economic phenomena

Усиление контроля качества продукции

Сильные стороны

Возможности

Работа с современными материалами

32

Применение научных достижений

28

Повышение квалификации персонала

30

Расширение видов товаров и услуг

26

Увеличение ассортимента товаров и услуг

30

Укоренение на рынке

26

Увеличение числа потребителей

29

Возможности поиска потребителя за границей

24

Приобретение опытного знания в условиях конкурентной борьбы

28

Повышение квалификации работников с использованием зарубежных технологий

23

Слабые стороны

Угрозы

Отсутствие финансов на создание новых проектов

28

Фактор экономической нестабильности

27

Слабое внедрение научного процесса

27

Устаревание технологий

27

Отсутствие единого подхода и бессистемность маркетинговых исследований

27

Развитие товаров-заменителей на рынке

27

Малоизвестность бизнеса

 

24

Снижение прибыльности

24

 

Снижение финансовой возможности потребителя

23

Сокращение количества видов деятельности, требующих лицензирование

Сильные стороны

Возможности

Внедрение в деятельность лицензирующих органов электронных технологий

24

Перевод услуг по предоставлению лицензий в электронный вид

15

Повышение открытости и доступности информации о деятельности лицензирующих органов

 

 

 

21

 

 

 

Внедрение упрощенного режима лицензирования

12

Обеспечение единого порядка лицензирования на всей территории страны

12

Повышение кадровой обеспеченностью

9

Разделение функций надзорных и лицензирующих органов

7

Слабые стороны

Угрозы

Недостаточность нормативной базы с детализацией лицензируемой деятельности

17

Сложность процедур, связанных с выдачей лицензий, их переоформлением, контролем их исполнения

14

Укрупнение лицензируемых видов деятельности

13

Повышение безработицы

6

Антикоррупционные инструменты

Сильные стороны

Возможности

Явно активная позиция государства

27

Положительные экстерналии

25

Активация инструмента на длительный период

25

«Почва» для последующих изменений

24

Скорость достижения цели

22

 

 

Не требует значительных капиталовложений

22

 

 

Отсутствие притеснения прав личности

22

 

 

Слабые стороны

Угрозы

Скоротечность полученных результатов

29

Повышение изощренности коррупции

32

Увеличение коррупционной составляющей

26

Систематизация коррупции

30

Нет прогнозов на реальность результатов

25

Развитие коррупционных элементов

32

Повышение уровня латентности коррупции

 

 

23

 

Политическая зависимость

18

Значительное противодействие

30

Непрогнозируемость результата из-за глобальности проекта

30

Упрощение порядка регистрации экономических субъектов

Сильные стороны

Возможности

Снижение количества бюрократической "волокиты"

16

Снизить административные издержки
бизнеса

20

Производители смогут оперативно реагировать на изменения рынка в условиях санкций

13

Улучшения инвестиционного климата

 

 

20

Снижение сроков регистрационных процедур и финансовых затрат на их осуществление

12

 

Снижение уровня коррупционной составляющей

10

 

Слабые стороны

Угрозы

Увеличение количества фирм-«однодневок»

12

Повышение уровня теневого сектора экономики

17

Финансовая нестабильность созданных организаций

10

Повышение уровня преступности в части «отмывания» денежных средств

16

       

Источник: составлено автором по различным данным.

 

Заключение

Проведенный анализ инструментов борьбы с теневой экономикой позволяет утверждать, что к наиболее значимым инструментам противодействия теневой экономике относятся такие, как:

– сокращение количества видов деятельности, требующих лицензирования;

– антикоррупционные инструменты.

Мониторинг использования инструментов противодействия теневизации в малом и среднем предпринимательстве позволит корректировать направления государственного регулирования этой сферы российской экономики.

Проведенный анализ показал значимость влияния отдельных факторных признаков (сильные и слабые стороны, угрозы и возможности) инструментов противодействия теневым экономическим явлениям в малом и среднем предпринимательстве.

Выявленные результаты могут быть применены в сфере государственного регулирования социально-экономических отношений для целей противодействия теневизации экономики.

 

×

About the authors

Artem A Lobanov

Saint Petersburg University of the Russian Interior Ministry

Author for correspondence.
Email: 79062443893@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-0590-6314

adjunct of the Department of Economic Security and Management of Socio-Economic Processes

Russian Federation, 1, Pilot Pilyutov Street, Saint Petersburg, Russian Federation

References

  1. Krivorotov V.V., Kalina A.V., Podbereznaya M.A. Evaluation of the prevalence of the shadow economy at the regional level. Bulletin of Ural Federal University. Series Economics and Management, 2019, vol. 18, no. 4, pp. 540–555. DOI: https://doi.org/10.15826/vestnik.2019.18.4.027. EDN: https://elibrary.ru/kldbfc. (In Russ.)
  2. Lizina O.M., Badokina T.E. Assessment of the shadow component in the structure of the national economy. Moscow Economic Journal, 2020, no. 9, p. 17. DOI: https://doi.org/10.24411/2413-046X-2020-10620. EDN: https://elibrary.ru/qgttdu. (In Russ.)
  3. Burov V.Yu., Fedotov D.Yu., Khudainazarov A.K. [et al.] Countering the shadow economy and determining its scale: domestic and foreign experience (theory and practice): monograph; Burov V.Yu. (Ed.). Chita: ZabGU, 2020, 337 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=44331427. EDN: https://elibrary.ru/wmdhaw. (In Russ.)
  4. Official website of the Federal State Statistics Service. Available at: https://www.gks.ru. (In Russ.)
  5. Official website of the Federal Antimonopoly Service. Available at: https://fas.gov.ru. (In Russ.)
  6. Official website of the Commission for the Coordination of Anti-Corruption Work in the Republic of Tatarstan. Available at: https://fas.gov.ru. (In Russ.)
  7. Borodushko I.V., Kokorin I.S. Development of regulatory framework for small and medium-sized businesses in the Russian Federation. Leningrad Legal Journal, 2019, no. 1 (55), pp. 133–144. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=38557132. EDN: https://elibrary.ru/srszzs. (In Russ.)
  8. Romanets I.I., Kim D.G., Markaryants P.S. The causes of shadow economy in Russia. In: Modern technologies: topical issues, achievements and innovations: collection of articles of the XII International research and practical conference: in 2 parts. Part 2. Penza, 2017, P. 122–124. Available at: https://elibrary.ru/
  9. item.asp?id=31249159. EDN: https://elibrary.ru/xrlnco. (In Russ.)
  10. Obukh A.D. Problems of small and medium business in the Russian Federation. In: Modern Economics: a collec-tion of scientific articles of the conference (Kemerovo. June 11, 2016). Kemerovo: Pluton Publishing House, 2016, pp. 33–42. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26888177&pff=1. EDN: https://elibrary.ru/wqkgcn. (In Russ.)
  11. Fedorov M.A., Ermakova E.A., Gureeva O.V. The main criteria for assessing the shadow economy at the current stage of socio-economic development of Russia and the regions. Shadow Economy, 2021, vol. 5, no. 1, pp. 19–40. DOI: https://doi.org/10.18334/tek.5.1.112064. EDN: https://elibrary.ru/wnwwxr. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Vestnik of Samara University. Economics and Management

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies