SWOT-анализ инструментов противодействия теневизации в малом и среднем предпринимательстве

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящей статье автором проведено аналитическое исследование существующих инструментов противодействия теневым экономическим явлениям в малом и среднем предпринимательстве посредством SWOT-анализа. Для проведения исследования инструментов противодействия теневым экономическим явлениям в малом и среднем предпринимательстве посредством применения SWOT-анализа автором выбрано четыре инструмента государственного регулирования предпринимательской деятельности, такие как: усиление контроля качества продукции; упрощение порядка регистрации экономических субъектов, сокращение количества видов деятельности, требующих лицензирования, и антикоррупционные инструменты. Целью исследования стало выявление и установление значимости сильных и слабых сторон различных инструментов противодействия теневым экономическим явлениям в малом и среднем предпринимательстве. Также автором с целью выявления ресурсной базы, направления мероприятий по регулированию процессов теневизации, выявления угроз и возможностей для принятия стратегических решений в части выбора инструментов противодействия теневым экономическим явлениям проведен SWOT-анализ каждого инструмента в отдельности и выявлены главные характеристики. Исследование запланировано и проведено в три этапа. На первом этапе автором составлена матрица SWOT для инструментов противодействия теневым экономическим явлениям. Далее проведен процесс перекрестной оценки сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. На данном этапе оценен уровень значимости от наибольшего к наименьшему, а далее рассчитана оценка каждого указанного инструмента противодействия теневым экономическим явлениям. И третьим этапом автором проведена оценка значимости по каждому фактору, далее указанные инструменты противодействия теневым экономическим явлениям проранжированы по степени значимости от большего к наименьшему. В заключение на основе SWOT-анализа сформированы выводы о степени значимости исследуемых инструментов противодействия теневым экономическим явлениям. Проведенный анализ инструментов борьбы с теневой экономикой позволяет утверждать, что к наиболее значимым инструментам противодействия теневой экономике относятся такие, как сокращение количества видов деятельности, требующих лицензирование, а также антикоррупционные инструменты.

Полный текст

Введение

Проблема противодействия теневым экономическим явлениям в малом и среднем предпринимательстве в настоящее время является не до конца разрешенной. В рамках разрешения этой проблемы остается актуальной тема выявления слабых и сильных сторон инструментов противодействия теневым экономическим явлениям в малом и среднем предпринимательстве.

Среди актуальных проблем российской экономической действительности, от решения которых во многом зависит дальнейшее развитие отечественной экономики, стала проблема противодействия теневому сектору экономики, принявшая системный характер. Это негативное явление не только подрывает доверие в обществе к органам государственного управления, но и ухудшает качество жизни, способствует развитию организованной преступности, терроризма и появлению других угроз [1].

 

Материалы и методы

Для проведения исследования инструментов противодействия теневым экономическим явлениям в малом и среднем предпринимательстве посредством применения SWOT-анализа автором выбрано четыре инструмента государственного регулирования, такие как: усиление контроля качества продукции; упрощение порядка регистрации экономических субъектов, сокращение количества видов деятельности, требующих лицензирования, антикоррупционные инструменты.

Исследование проведено в три этапа. На первом этапе составлена матрица SWOT для инструментов противодействия теневым экономическим явлениям. Далее проведен процесс перекрестной оценки сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. И третьим этапом проведена оценка значимости по каждому фактору, инструменты проранжированы по степени значимости от большего к наименьшему. На основе проведенного SWOT-анализа сформированы выводы о степени значимости исследуемых инструментов.

 

Результаты и их обсуждение

Органы государственной власти осуществляют контроль и регулирование малого и среднего предпринимательства с целью должного существования внутренней экономики. Данный процесс возможен в случае применения инструментов государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Теневой сектор экономической деятельности является масштабной сетью, имеющей видовое разнообразие, ежегодно разрастающейся и «поглощающей» все больше частей экономической системы. Из всех видов теневой экономики («беловоротничковой», «серой», «черной») самой опасной для экономического уклада страны, безусловно, является «черная» экономическая деятельность. Ведь именно она порождает деструктуризацию в системе централизованного управления экономикой [2].

Наиболее эффективными инструментами противодействия теневым экономическим явлениям со стороны государственных органов являются такие, как: усиление контроля качества продукции; упрощение порядка регистрации экономических субъектов и иные в зависимости от вида проявления; сокращение количества видов деятельности, требующих лицензирования; антикоррупционные инструменты и иные.

При складывающейся динамике развития отношений на рынке товаров и услуг, увеличении конкуренции, росте криминализации предпринимательской деятельности государству постоянно необходимо «держать руку на пульсе» в процессах противодействия расширению теневизации экономической деятельности субъектов-участников теневой деятельности [3–10]. Что становится возможным посредством применения различных аналитических инструментов, например SWOT-анализа. Посредством использования SWOT-анализа выявляются внутренние сильные и слабые стороны процессов, внешние возможности и угрозы.

С целью выявления ресурсной базы, определения мероприятий по регулированию процессов теневизации, выявления угроз и возможностей для принятия стратегических решений в части выбора инструментов противодействия теневым экономическим явлениям проведен SWOT-анализ каждого инструмента и выявлены их главные характеристики.

На первом этапе составлена матрица SWOT для инструментов противодействия теневым экономическим явлениям (таблица 1):

 

Таблица 1 – SWOT-матрицы инструментов государственного противодействия теневым экономическим явлениям

Table 1 – SWOT matrices of tools for state counteraction to shadow economic phenomena

Усиление контроля качества продукции

Сильные стороны

Возможности

Увеличение ассортимента товаров и услуг

Применение научных достижений

Повышение квалификации персонала

Укоренение на рынке

Приобретение опытного знания в условиях конкурентной борьбы

Возможности поиска потребителя за границей

Работа с современными материалами

Повышение квалификации работников с использованием зарубежных технологий

Увеличение числа потребителей

Расширение видов товаров и услуг

Слабые стороны

Угрозы

Малоизвестность бизнеса

Фактор экономической нестабильности

Слабое внедрение научного процесса

Снижение финансовой возможности потребителя

Отсутствие финансов на создание новых проектов

Развитие товаров-заменителей на рынке

Отсутствие единого подхода и бессистемность маркетинговых исследований

 

Снижение прибыльности

Устаревание технологий

Сокращение количества видов деятельности, требующих лицензирование

Сильные стороны

Возможности

Внедрение в деятельность лицензирующих органов электронных технологий

Повышение кадровой обеспеченностью

Повышение открытости и доступности информации о деятельности лицензирующих органов

 

 

 

Перевод услуг по предоставлению лицензий в электронный вид

Внедрение упрощенного режима лицензирования

Обеспечение единого порядка лицензирования на всей территории страны

Разделение функций надзорных и лицензирующих органов

Слабые стороны

Угрозы

Укрупнение лицензируемых видов деятельности

Повышение безработицы

Недостаточность нормативной базы с детализацией лицензируемой деятельности

Сложность процедур, связанных с выдачей лицензий, их переоформлением, контролем их исполнения

Антикоррупционные инструменты

Сильные стороны

Возможности

Явно активная позиция государства

«Почва» для последующих изменений

Активация инструмента на длительный период

Положительные экстерналии

 

 

 

Скорость достижения цели

Не требует значительных капиталовложений

Отсутствие притеснения прав личности

Слабые стороны

Угрозы

Скоротечность полученных результатов

Повышение изощренности коррупции

Повышение уровня латентности коррупции

Систематизация коррупции

Нет прогнозов на реальность результатов

Развитие коррупционных элементов

Увеличение коррупционной составляющей

 

Политическая зависимость

Значительное противодействие

Непрогнозируемость результата из-за глобальности проекта

Упрощение порядка регистрации экономических субъектов

Сильные стороны

Возможности

Снижение сроков регистрационных процедур и финансовых затрат на их осуществление

Снижение административных издержек бизнеса

Производители смогут оперативно реагировать на изменения рынка в условиях санкций

Улучшение инвестиционного климата

 

 

Снижение количества бюрократической «волокиты»

Снижение уровня коррупционной составляющей

Слабые стороны

Угрозы

Увеличение количества фирм-«однодневок»

Повышение уровня теневого сектора экономики

Финансовая нестабильность созданных организаций

Повышение уровня преступности в части «отмывания» денежных средств

   

Источник: составлено автором по различным данным.

 

Далее проведен процесс перекрестной оценки сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. На пересечении строк и столбцов SWOT-матрицы проставлена оценка значимости конкретной пары факторов. Наивысший уровень значимости отмечен в 5 баллов, наименьший – 1 баллом. Далее рассчитана оценка путем сложения суммы всех вертикальных оценок в столбце, точно так же по горизонтали в строке и т. д. (таблица 2).

Заключительным этапом проведена оценка значимости по каждому фактору, исследуемые инструменты проранжированы по степени значимости от большего к наименьшему (таблица 3).

Проведенным анализом установлена существенность сильных и слабых сторон, а также степень важности угроз и возможностей для проанализированных инструментов.

 

 

 

Таблица 3 – Оценка значимости инструментов государственного противодействия теневым экономическим явлениям

Table 3 – Assessment of the significance of the instruments of state counteraction to shadow
economic phenomena

Усиление контроля качества продукции

Сильные стороны

Возможности

Работа с современными материалами

32

Применение научных достижений

28

Повышение квалификации персонала

30

Расширение видов товаров и услуг

26

Увеличение ассортимента товаров и услуг

30

Укоренение на рынке

26

Увеличение числа потребителей

29

Возможности поиска потребителя за границей

24

Приобретение опытного знания в условиях конкурентной борьбы

28

Повышение квалификации работников с использованием зарубежных технологий

23

Слабые стороны

Угрозы

Отсутствие финансов на создание новых проектов

28

Фактор экономической нестабильности

27

Слабое внедрение научного процесса

27

Устаревание технологий

27

Отсутствие единого подхода и бессистемность маркетинговых исследований

27

Развитие товаров-заменителей на рынке

27

Малоизвестность бизнеса

 

24

Снижение прибыльности

24

 

Снижение финансовой возможности потребителя

23

Сокращение количества видов деятельности, требующих лицензирование

Сильные стороны

Возможности

Внедрение в деятельность лицензирующих органов электронных технологий

24

Перевод услуг по предоставлению лицензий в электронный вид

15

Повышение открытости и доступности информации о деятельности лицензирующих органов

 

 

 

21

 

 

 

Внедрение упрощенного режима лицензирования

12

Обеспечение единого порядка лицензирования на всей территории страны

12

Повышение кадровой обеспеченностью

9

Разделение функций надзорных и лицензирующих органов

7

Слабые стороны

Угрозы

Недостаточность нормативной базы с детализацией лицензируемой деятельности

17

Сложность процедур, связанных с выдачей лицензий, их переоформлением, контролем их исполнения

14

Укрупнение лицензируемых видов деятельности

13

Повышение безработицы

6

Антикоррупционные инструменты

Сильные стороны

Возможности

Явно активная позиция государства

27

Положительные экстерналии

25

Активация инструмента на длительный период

25

«Почва» для последующих изменений

24

Скорость достижения цели

22

 

 

Не требует значительных капиталовложений

22

 

 

Отсутствие притеснения прав личности

22

 

 

Слабые стороны

Угрозы

Скоротечность полученных результатов

29

Повышение изощренности коррупции

32

Увеличение коррупционной составляющей

26

Систематизация коррупции

30

Нет прогнозов на реальность результатов

25

Развитие коррупционных элементов

32

Повышение уровня латентности коррупции

 

 

23

 

Политическая зависимость

18

Значительное противодействие

30

Непрогнозируемость результата из-за глобальности проекта

30

Упрощение порядка регистрации экономических субъектов

Сильные стороны

Возможности

Снижение количества бюрократической "волокиты"

16

Снизить административные издержки
бизнеса

20

Производители смогут оперативно реагировать на изменения рынка в условиях санкций

13

Улучшения инвестиционного климата

 

 

20

Снижение сроков регистрационных процедур и финансовых затрат на их осуществление

12

 

Снижение уровня коррупционной составляющей

10

 

Слабые стороны

Угрозы

Увеличение количества фирм-«однодневок»

12

Повышение уровня теневого сектора экономики

17

Финансовая нестабильность созданных организаций

10

Повышение уровня преступности в части «отмывания» денежных средств

16

       

Источник: составлено автором по различным данным.

 

Заключение

Проведенный анализ инструментов борьбы с теневой экономикой позволяет утверждать, что к наиболее значимым инструментам противодействия теневой экономике относятся такие, как:

– сокращение количества видов деятельности, требующих лицензирования;

– антикоррупционные инструменты.

Мониторинг использования инструментов противодействия теневизации в малом и среднем предпринимательстве позволит корректировать направления государственного регулирования этой сферы российской экономики.

Проведенный анализ показал значимость влияния отдельных факторных признаков (сильные и слабые стороны, угрозы и возможности) инструментов противодействия теневым экономическим явлениям в малом и среднем предпринимательстве.

Выявленные результаты могут быть применены в сфере государственного регулирования социально-экономических отношений для целей противодействия теневизации экономики.

 

×

Об авторах

Артем Александрович Лобанов

Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: 79062443893@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-0590-6314

адъюнкт кафедры экономической безопасности и управления социально-экономическими процессами

Россия, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1

Список литературы

  1. Криворотов В.В., Калина А.В., Подберезная М.А Оценка масштабов распространения теневой экономи-ки на региональном уровне // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2019. Т. 18, № 4. С. 540–555. DOI: https://doi.org/10.15826/vestnik.2019.18.4.027. EDN: https://elibrary.ru/kldbfc.
  2. Лизина О.М., Бадокина Т.Е. Оценка теневой составляющей в структуре национальной экономики //Московский экономический журнал. 2020. № 9. С. 17. DOI: https://doi.org/10.24411/2413-046X-2020-10620. EDN: https://elibrary.ru/qgttdu.
  3. Противодействие теневой экономике и определение ее масштабов: отечественный и зарубежный опыт (теория и практика): монография / В. Ю. Буров, Д. Ю. Федотов; А. К. Худайназаров [и др.]; под науч. ред. В.Ю. Бурова; Забайкальский государственный университет. Чита: ЗабГУ, 2020. 337 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44331427. EDN: https://elibrary.ru/wmdhaw.
  4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://www.gks.ru.
  5. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы. URL: https://fas.gov.ru.
  6. Официальный сайт Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Татарстан. URL: https://anticorruption.tatarstan.ru
  7. Бородушко И.В., Кокорин И.С. Развитие нормативно-правовой базы малого и среднего предпринима-тельства в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2019. № 1 (55). С. 133–144. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38557132. EDN: https://elibrary.ru/srszzs.
  8. Романец И.И., Ким Д.Г., Маркарянц П.С. Причины возникновения теневой экономики в России // Со-временные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XII Междуна-родной научно-практической конференции: в 2 ч. Ч. 2. Пенза, 2017. С. 122–124. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=31249159. EDN: https://elibrary.ru/xrlnco.
  9. Обух А.Д. Проблемы малого и среднего бизнеса в Российской Федерации // Современная экономика: сборник научных статей конференции (Кемерово, 11 июня 2016 года). Кемерово: Издательский дом «Плутон», 2016. С. 33–42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26888177&pff=1. EDN: https://elibrary.ru/wqkgcn.
  10. Федоров М.А., Ермакова Е.А., Гуреева О.В. Основные критерии для оценки теневой экономики на со-временном этапе социально-экономического развития России и регионов // Теневая экономика. 2021. Т. 5, № 1. С. 19–40. DOI: https://doi.org/10.18334/tek.5.1.112064. EDN: https://elibrary.ru/wnwwxr.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник Самарского университета. Экономика и управление, 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах