State regulation of the system of blockchain technologies and cryptocurrency operations

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Digital technologies are increasingly penetrating various spheres of society, including the economic one. Blockchain – the technology has existed for less than 10 years, however, it has successfully established itself in the Russian and world markets. Today, many organizations prefer to invest in specific systems based on blockchain technology. In the Russian Federation, blockchain technologies are also developing rapidly, which means they require clear state and legal regulation. The object of the study is the processes of state regulation and procedures for the use of blockchain technologies in the public financial sector. The subject is managerial, legal, organizational and economic relations, manifested in the development of blockchain technologies in the financial sector of the state. The published article reveals the essence and content of the blockchain platform in the development of a modern payment system, in particular, it substantiates the need for the use of blockchain technology by financial market participants as an innovative tool to accelerate the development of the economy, and considers the interest for the state, since the amount of taxes levied on the crypto industry is a significant share in the specific volume of taxes collected. The risks of using blockchain technologies in the financial system of the state are analyzed. Special attention is paid to the state regulation of the cryptocurrency industry. The main provisions of the «road map» for cryptocurrencies are considered; the main provisions of the Concept of regulating the circulation of digital currencies; the main provisions of the bill of the Ministry of Finance of the Russian Federation on the regulation of cryptocurrencies. The tools of state regulation of digital currency and the sphere of cryptocurrency are given.

Full Text

Введение
В настоящее время блокчейн-технологии рассматриваются участниками финансового рынка в качестве инновационного инструмента для ускоренния развития экономики. Топ-менеджмент финансовой сферы предполагает, что технологии распределенного хранения и использования баз данных будут оказывать существенное воздействие на развитие экономических систем от-дельных государств. По информации статистических источников, более 70 % банков в 2022 го-ду развернули масштабные блокчейн-технологии на основе блокчейн-сетей. Это свидетельству-ет о том, что изменения в сфере использования и развития криптовалюты необходимы, органи-зация блокчейн-технологий в государственной финансовой сфере экономики влечет за собой значительные изменения в деятельности субъектов хозяйствования. Готовность к использова-нию блокчейн-технологий представляет не только синхронизацию экономических систем раз-личных государств с расширяющими глобальными трендами современной цифровизации, но также и снижение возможных рисков финансовой системы. В литературных источниках имеют-ся различные подходы к возможности применения блокчейн-технологий в функционировании экономики, но, несмотря на это, отдельные страны уже сегодня активно используют «блокчей-низацию», например, в КНР с 2020 года запущена в деловой оборот национальная криптовалюта ЦБ Китая, а в Японии 47 банковских консорциумов в своей платежной системе уже используют блокчейн-технологии [1; 2].


Ход исследования
В современных условиях отрасль криптовалюты представляет значительный интерес для государства. Правительство имеет четкое убеждение, что объем налогов, взимаемых с крипто-отрасли, составляет внушительную сумму, а именно – до одного триллиона рублей в год. Эти суждения подкреплены данными на платформе Сoinmarketcap, из которых формируется логиче-ское суждение, что средняя капитализация криптовалют на мировом рынке составила $1,87 триллиона на момент 2021 года, в то время как дневной оборот располагался в области от $50 миллиардов до $200 миллиардов. Следовательно, доля РФ на данном рынке могла составить от 12 %. Платформа Chainalysis также демонстрирует положительную динамику в области оборо-та цифровой валюты, на момент 2020 года пользователи РФ осуществили продажи, а также ку-пили криптовалют на $16 миллиардов приблизительно [3]. 
Граждане РФ располагают криптовалютными средствами на сумму свыше 16,5 триллионов рублей (т. е. $214 миллиардов), а доля Российской Федерации РФ составляет 12 % от всего ми-рового объема, причем оценка в 16,5 триллиона рублей вполне может быть занижена, так как часть трейдеров не освещают открыто свою деятельность. Приведенные числовые данные объ-ясняют, почему Правительство считает, что регулирование криптоотрасли представляет собой больше выгоды и пользы, нежели намеренное наложение непосредственного запрета на нее. Криптовалютный рынок набирает обороты и развивается достаточно стремительно, это под-тверждает статистика. Россия находится на третьем месте в мире относительно объема добычи Bitcoin. Правительство РФ и Банк России пока что не пришли к общему знаменателю в вопросе о способе регулирования криптовалютного 
рынка [4]. 
На период конца января 2022 года Минфин РФ продемонстрировал свою стратегию по регу-лированию криптовалют в России. В основе ведомство предлагает применить систему, которую использует швейцарский проект Aximetria (он же и осуществляет услуги по криптооперациям в Азии, Европе, Южной Америке, а также СНГ, за исключением РФ). 
Один из экспертов Moscow Digital School дал комментарий относительно поручения Прези-дента, из которого ясно, что для владельцев криптовалюты это означает, что в России просле-живается тренд на жесткое государственное регулирование оборота цифровых активов, то есть государство однозначно заинтересовано в грамотном регулировании криптоотрасли.
Как и в любой финансовой сфере, в области обращения криптовалютных активов присут-ствуют значительные риски. Во-первых, у любого пункта обмена иностранной валюты есть ве-роятность банкротства, т. е. страховок и гарантий для инвесторов пока что не предусматривает-ся. Во-вторых, риски хранения и конфиденциальности информации, данные о банковских счетах и адреса пользователей часто не удается сохранить, и информация все же утекает третьим ли-цам. Третий момент – работа системы «Прозрачный блокчейн» не имеет четкого механизма ра-боты [5]. Рассмотрим ситуацию, когда так называемый искусственный интеллект заподозрил противозаконную транзакцию с криптовалютой. Какие здесь риски? Вероятно, счет будет замо-рожен, более того, это может повлечь за собой уголовное наказание. Получается, человек, ни-чего не подозревая, может честно вести свою деятельность и инвестировать в криптовалюту, потом получить письмо в суд или в полицию. Очевидно, что система «Прозрачный блокчейн» на данный момент не предполагает надежного и слаженного рабочего механизма и данный риск является одним из наиболее опасных. Еще один аспект, о котором тоже важно сказать, а именно – повышение налогов. Изначально налоги небольшие, однако, когда данная деятельность будет строго регулироваться государством, есть большая вероятность повышения размера налогов, также есть вероятность дополнительной проверки – если у гражданина появится желание со-вершить крупную покупку, которая будет оцениваться в несколько миллионов рублей, то начнутся проверки относительно транзакций и наличия крупной суммы. Это может привести к изъятию денежных средств либо к заморозке счетов. Также немаловажный риск – если возник-нут какие-либо экономические сложности в России, то официально могут приостановить обмен криптовалют [6]. Допустим, криптовалюта сильно вырастет и человек захочет ее вывести, но данное действие запретят, так как в российском законодательстве предусматривается понятие «сложная экономическая ситуация». Также в данном случае криптовалюта подвергается изъя-тию, в истории были случаи изъятия золота во благо государства с целью выровнять экономи-ческую ситуацию. 
В настоящее время государство регулирует криптовалютную отрасль с помощью ресурсов.  Минфином РФ от 21.02.2022 разработан и представлен в Правительство проект Федерального закона «О цифровой валюте». Правительством РФ утверждена «дорожная карта» по криптова-лютам. На момент 28 января 2022 «дорожную карту» по регулированию операций с криптова-лютами в стране утвердил вице-президент Российской Федерации (таблица 1) [7].
Помимо законодательного права ресурсы государственного регулирования включают в себя налоговое регулирование. С помощью налогов государство регулирует криптовалютную от-расль. Сегодня криптовалютное законодательство находится на стадии разработки. В феврале 2022 года уже был утвержден концепт Министерства финансов: все сделки должны проходить через банк, а все владельцы кошельков должны быть установлены. Также планируется разделе-ние пользователей криптовалюты на квалифицированных и неквалифицированных.


Таблица 1 – Основные положения «дорожной карты» по криптовалютам
Table 1 – Main provisions of the «roadmap» for cryptocurrencies
Положения «дорожной карты» по криптовалютам
Проработка «реквизитов и опций определенной структуры соответствия – системный надзор над порядком действий учредителей, диспетчеров и заказчиков партнерской модели взаимо-действия 
на равных и прочих структур, а именно – поставщиков обслуживания криптовалюты»
Разработка конкретного дела «гомеозисно-лимитирующего порядка» для конкретных по-ставщиков, определение положения респондентов торговли и структуры деятельности, атак-же выбор органа, контролирующего данную сферу
Внесение определенных условий внешнеторговой организации формирования материальных средств касательно противостояния уклонению от уплаты налогов
Разработка механизмов регистрации и отчетности организаций, через которые проходит обо-рот криптовалюты
Определение правительственного либо криминального обязательства относительно незакон-ных действий с применением виртуальной валюты
Проработка механизмов проверки предоставленного перечня информации касательно обла-дания виртуальной валютой
Разработка конкретного указа относительно оповещения людей о распоряжении криптовалю-той, а также каких-либо действий с крпитовалютой
Введение конкретного взыскания за преступное обращение со счетными денежными сред-ствами, а также какое-либо отступление от предусмотренного законом осуществления того или иного соглашения с ними и за формирование преступного получения виртуальной валю-ты
Определение конкретной структуры распознавания заказчиков команды выкупа криптовалю-ты 
Предоставление юридической рецензии эксплуатации специально подобранных подставных 
компаний относительно подсчетов среди конкретных граждан
Разработка методов оценки стоимости криптовалютных активов


Глава департамента финансовой политики Министерства финансов России рассказал о том, что могут прировнять криптовалюту к имуществу, и, следовательно, налог будет платиться так же, как и с имущества. Также он отметил, что у Правительства множество вопросов относи-тельно налогообложения цифровых активов и по этому поводу ведутся активные обсуждения на постоянной основе.  По действующему законодательству пока что не предусмотрена подача каких-либо официальных деклараций по криптовалюте. То есть, если гражданин получил доход от продажи криптовалюты и намерен заплатить налог самостоятельно, то необходимо действо-вать по стандартным правилам, как при оплате налога за любой другой доход – самозанятые платят налог, предусмотренный для самозанятых; ИП и юридические лица осуществляют пла-теж в зависимости от выбранной системы налогообложения; физические лица платят, соответ-ственно, НДФЛ. 
Также в разъяснениях Министерства финансов говорится о том, что налоговая база по НДФЛ по операциям купли-продажи криптовалюты определяется в рублях как повышение общей сумы доходов. Поэтому, при получении дохода от продажи криптовалюты необходимо самостоя-тельно вычислить НДФЛ, а затем подать налоговую декларацию в форме 3 НДФЛ. Ответствен-ность за неуплату налогов будет наступать в соответствии с общепринятыми нормами: штрафы и пени, предусмотренные в налоговом кодексе Российской Федерации, статьи 198 и 199, преду-сматриваются различные виды наказания, в том числе до 6 лет лишения свободы. 
Также важно сказать о таком ресурсе государственного регулирования, как возможность сбора и обработки информации. Рассмотрим вопрос о доступе государственных органов к ин-формации, связанной с криптоотраслью. Основополагающие предложения со стороны Мини-стерства финансов:
 чтобы наблюдать за операциями и грамотно идентифицировать всех их участников, следует осуществлять операции с криптовалютой в рамках инфраструктуры банка; 
 дать возможность осуществлять операции с криптовалютой физическим и юридическим ли-цам: они должны пройти идентификацию и создать электронный кошелек в банке. Электронный кошелек – это и криптовалютный кошелек, и банковкий счет, который привязан к этому элек-тронному кошельку; 
 физические лица должны быть разделены на квалифицированных и неквалифицированных инвесторов. Неквалифицированные инвесторы обязаны проходить тесты для операций со слож-ными инструментами, то есть если гражданин хочет купить криптовалюту на большую сумму, то, будет установлен лимит. Если гражданин хочет повысить лимит, он становится квалифици-рованным инвестором после прохождения теста;
 в качестве организаторов системы обмена цифровых валют сделать банки, которые распо-лагают универсальными лицензиями (например, Сбербанк) и будут осуществлять контроль опе-раций, а также находить незаконные операции и заниматься идентификацией клиентов;
 следует обратить внимание на сервис «Прозрачный блокчейн» с целью отслеживания опе-раций по криптовалюте и каких-либо противозаконных транзакций;
 разграничить ряд надзорных функций между Министерством финансов, Центральным бан-ком, ФНС, Росфинмониторингом, Генпрокуратурой и Минцифры;
 задать основные параметры майнинга криптовалют: РФ занимает третье место в мире по майнингу (по данным Министерства финансов);
 важно осветить тему о запуске системы отслеживания транзакций с криптовалютой «Про-зрачный блокчейн». Сервис «Прозрачный блокчейн» был сформирован государственной ассо-циацией относительно денежного контроля (Росфинмониторинг) 19 февраля 2021 года. Данный сервис предполагает отслеживание криптовалютных транзакций граждан РФ;     
 также важно отметить, что Президент России дал поручение Генпрокуратуре представить инициативы касательно совершенствования регулирования в сфере пресечения коррупции, предметом которой являются цифровые права, криптовалюты и ЦФА.
В рамках научной статьи рассмотрено понятие «фиатные деньги», которое впоследствии ис-пользуется в сравнении c криптовалютой. Фиатные валюты – это не обеспеченные редким цен-ным золотом финансы, стоимость приобретения каковых утвеждается и, соответственно, обес-печивается страной, несмотря на плату за сырье, которое применялось с целью изготовления, то есть фиатными деньгами являются бумаги, которые можно встретить каждый день во время оплаты проезда или, например, продуктов в магазине. Криптовалюта действительно похожа на фиатные деньги тем, что не обеспечена товаром. Например, золотом или же чем-либо, имею-щим базовую стоимость. И криптовалюта, и фиатные деньги могут использоваться в виде средств обмена с целью покупки товаров или услуг. Или же в качестве условного средства сбе-режения [8]. Цена криптовалюты в большей мере соотносится с потребностью, обеспеченной деньгами и экономической категорией, которая отражает количество услуг и товаров, которое может быть предложено непосредственно продавцами с целью реализации на рыночной пло-щадке в определенный временной промежуток и, соответственно, по конкретной цене – именно это является фундаментальной концепцией экономической отрасли. 
Помимо спроса и предложения немаловажную роль играют СМИ. В случае когда запись в ре-гистре, которая распределена непосредственно в цепочке блокчейн или же сама программа имеют репутацию, не являющуюся положительной, цена преимущественно идет на спад. Если же монета получит большую поддержку и, соответственно, хорошее освещение в СМИ, то цена, вероятно, вырастет. На цену также оказывает влияние сложность майнинга монет. Чем больше сложность майнинга, тем сложнее увеличить цену за предложение, что в условиях высокого спроса подпитывает цену монеты. По каким причинам биткоин имеет столь высокую стои-мость? Потому что запасы биткоинов ограничены – 21 миллион монет. Пока что в мире добыто около 18 миллионов биткоинов. Каждые десять минут, когда майнеры обнаруживают новый блок, они получают за данную работу определенное количество биткоинов, которые, в свою очередь, пополняют общий запас монет в мире. Именно поэтому можно утверждать, что на се-годняшний день биткоин подвержен повышению цены. 
К мониторингу валюты, разумеется, нужно подходить достаточно критически, однако име-ются факторы, которые будут оказывать влияние на дальнейшую стоимость валюты, а также на всю криптобиржу: степень, а также форма стабилизации на криптобиржах, являющихся преоб-ладающими, степень одобрения виртуальной валюты в дальнейшем; пригодность уникального ключа, который является длинным набором символов, и возможность технических решений, которые служит их фундаментальной платформой, отвечать конкретным задачам. 
Рассмотрим административные методы регулирования криптоотрасли (табл. 2). 
Таблица 2 – Основные положения Концепции регулирования оборота цифровых валют
Table 2 – Main provisions of the Concept of regulating the turnover of digital currencies
Положения Концепции регулирования оборота цифровых валют
 
Также, 18 февраля 2022 года Минфин РФ внес в Правительство законопроект относительно регулирования криптовалют [7-9] (таблица 3).

 


Таблица 3 – Основные положения законопроекта Минфина РФ по регулированию криптовалют
Table 3 – Main provisions of the draft law of the Ministry of Finance of the Russian Federation on the regulation of cryptocurrencies
           
Далее продемонстрировано, как регулирует ЦБ криптовалютную отрасль и какими инстру-ментами ЦБ располагает для этого. Нужно сказать, что Центральный банк Российской Федера-ции приступил к активной деятельность, а именно – банк теперь предоставляет разрешение ка-сательно контроля цифровых производных финансовых инструментов. В Банке России активно поднимаются вопросы относительно правил и их закрепления. В рамках Центрального банка был выделен тот факт, что четкая координация положений и, соответственно, их включение в письменный перечень дадут возможность организации предоставлять доверителям полноценное право на эмиссию цифровых финансовых активов непосредственно в рамках своей структуры.
С целью потенциального устойчивого совершенствования цифровых финансовых активов банк России выдвинул четкие суждения относительно качественной стабилизации активов. Ин-струменты государственного регулирования сферы криптовалюты представлены на рисунке 1.

 

 

 



Рисунок 1 – Инструменты государственного регулирования сферы криптовалюты
Figure 1 – Instruments of state regulation of the cryptocurrency sphere


На рисунке 2 представлены инструменты государственного регулирования цифровой валю-ты.  
 


Рисунок 2 – Инструменты государственного регулирования цифровой валюты
Figure 2 – Instruments of state regulation of digital currency


Конечно, регулирование криптоотрасли на данный момент фундаментально еще не укорени-лось в законодательстве, пока неизвестно, какой механизм работы будет выстраиваться по мере реализации политики государственного регулирования. Возможны корректировки и некоторые поправки, а также новаторские предложения относительно регулирования криптовалюты [10; 11]. Стоит добавить, что технологии блокчейн сегодня также имеют реальные возможности своего совершенствования путем снижения издержек, связанных с:
 разработкой, формализацией, учетом и хранением данных;
 сбором и поиском информации о контрагентах;
 организацией синхронизации различных информационных ресурсов;
 уменьшением рисков финансовых потерь при использования некачественной и недостовер-ной   информации;
 организацией децентрализованного хранения и обработки данных;
 существенным снижением времени на обработку данных, баз данных, содержащих инфор-мацию о финансовых активах и пр.


Заключение
В заключение данного исследования следует сделать вывод, что переориентация системы гос-
управления на «цифровое государство» невозможно без внедрения блокчейн-технологий. По-этому вопрос о регулировании блокчейн-технологий и их составных элементов является наибо-лее перспективным. В первую очередь это обусловлено тем, что должны быть урегулированы общественные отношения, защищающие права и интересы как граждан Российской Федерации, так и само государство. Кроме того, четкое урегулирование границ блокчейн-технологий с дру-гими странами приведет к большему получению иностранных инвестиций в экономику Россий-ской Федерации.

×

About the authors

Elena A. Mironova

Samara National Research University

Author for correspondence.
Email: elena.obrazovanie@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9645-5717

Doctor of Economics, professor of the Department of Innovation Economics

Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation

References

  1. Akulich M. Blockchain and logistics. Ridero, 2022, 165 р. Available at: https://fictionbook.ru/author/
  2. margarita_akulich/blockchain_i_logistika/read_online.html. (In Russ.)
  3. Genkin A., Mikheev A. Blockchain: How it works and what awaits us tomorrow. Moscow: Alpina Publisher, 2022, 805 p. Available at: https://vawilon.ru/wp-content/uploads/2018/03/Blokchejn-Kak-eto-rabotaet-i-chto-zhdet-nas-zavtra.pdf. (In Russ.)
  4. Guryev B. Network Marketing 2.0 in the Blockchain Era: About Networking from Practitioners. Ridero, 2020, 207 р. Available at: https://www.litres.ru/boris-gurev/setevoy-marketing-2-0-v-epohu-blokcheyna-o-setevom-ot-praktiko/chitat-onlayn. (In Russ.)
  5. Gupta S. Understanding the Blockchain and its Application. Sciencia Scripts, 2022, 88 р.
  6. Hells Е. Blockchain Voices. Ridero, 2020, 233 р.
  7. Minnegulova A. Everything is simple. Blockchain is no exception. Ridero, 2021, 32 р.
  8. The concept of legislative regulation of the mechanisms for organizing the circulation of digital currencies (Government of the Russian Federation, February 8, 2022). Retrieved from Garant. Available at: https://base.garant.ru/403505298. (In Russ.)
  9. Tabernakulov А., Koyafmann Ya. Blockchain in practice. Ridero, 2019, 227 р. Available at: https://znanium.com/catalog/document?id=352354. (In Russ.)
  10. Tsikhilov А. Blockchain. Principles and fundamentals. Moscow: Intellectual Literature, 2022, 296 р. Available at: https://knizhka.org/biznes/1750-blokchejn-principy-i-osnovy.html. (In Russ.)
  11. Vigna P., Casey M. The Truth Machine: The Blockchain and the Future of Everything. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2018, 436 р. Available at: http://иллюминат.рф/s/М.%20Кейси%2C%20П.%20Винья.%20
  12. Машина%20правды.%20Блокчейн%20и%20будущее%20человечества%20-%20иллюминат.рф.pdf.(In Russ.)
  13. Makarov M.E. Blockchain technologies in the field of public administration. In: Research of young scientists: materials of the XIX International scientific conference. (Kazan, April 2021). Kazan: Molodoi uchenyi, 2021, pp. 27–30. Available at: https://moluch.ru/conf/stud/archive/392/16445. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Vestnik of Samara University. Economics and Management

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies