Государственное регулирование системы блокчейн-технологий и криптовалютных операций
- Авторы: Миронова Е.А.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 14, № 1 (2023)
- Страницы: 99-107
- Раздел: ЭКОНОМИКА
- URL: https://journals.ssau.ru/eco/article/view/20231
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0461-2023-14-1-99-107
- ID: 20231
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цифровые технологии все больше проникают в различные сферы жизни общества, в том числе и экономическую. Блокчейн-технология существует менее чем 10 лет, однако она успешно зарекомендовала себя на российском и мировом рынках. Сегодня множество организаций отдают предпочтение инвестированию в конкретные системы, основанные на блокчейн-технологии. В РФ технологии бокчейн также стремительно развиваются, а значит, требуют четкого государственного и правового регулирования. Объектом исследования являются процессы государственного регулирования и процедуры использования блокчейн-технологий в государственной финансовой сфере. Предмет – управленческие, правовые организационно-экономические отношения, проявляющиеся в процессах развития блокчейн-технологий в финансовой сфере государства. В публикуемой статье раскрыты сущность и содержание платформы блокчейн в развитии современной платежной системы, в частности, обосновывается необходимость применения блокчейн-технологии участниками финансового рынка в качестве инновационного инструмента для ускорения развития экономики, рассматривается и интерес для государства, так как объем налогов, взимаемых с криптоотрасли, составляет значительную долю в удельном объеме взимаемых налогов. Проанализированы риски использования блокчейн-технологий в финансовой системе государства. Отдельное внимание уделяется государственному регулированию криптовалютной отрасли. Рассмотрены основные положения «дорожной карты» по криптовалютам; основные положения Концепции регулирования оборота цифровых валют; основные положения законопроекта Минфина РФ по регулированию криптовалют. Приведены инструменты государственного регулирования цифровой валюты и сферы криптовалюты.
Полный текст
Введение
В настоящее время блокчейн-технологии рассматриваются участниками финансового рынка в качестве инновационного инструмента для ускоренния развития экономики. Топ-менеджмент финансовой сферы предполагает, что технологии распределенного хранения и использования баз данных будут оказывать существенное воздействие на развитие экономических систем от-дельных государств. По информации статистических источников, более 70 % банков в 2022 го-ду развернули масштабные блокчейн-технологии на основе блокчейн-сетей. Это свидетельству-ет о том, что изменения в сфере использования и развития криптовалюты необходимы, органи-зация блокчейн-технологий в государственной финансовой сфере экономики влечет за собой значительные изменения в деятельности субъектов хозяйствования. Готовность к использова-нию блокчейн-технологий представляет не только синхронизацию экономических систем раз-личных государств с расширяющими глобальными трендами современной цифровизации, но также и снижение возможных рисков финансовой системы. В литературных источниках имеют-ся различные подходы к возможности применения блокчейн-технологий в функционировании экономики, но, несмотря на это, отдельные страны уже сегодня активно используют «блокчей-низацию», например, в КНР с 2020 года запущена в деловой оборот национальная криптовалюта ЦБ Китая, а в Японии 47 банковских консорциумов в своей платежной системе уже используют блокчейн-технологии [1; 2].
Ход исследования
В современных условиях отрасль криптовалюты представляет значительный интерес для государства. Правительство имеет четкое убеждение, что объем налогов, взимаемых с крипто-отрасли, составляет внушительную сумму, а именно – до одного триллиона рублей в год. Эти суждения подкреплены данными на платформе Сoinmarketcap, из которых формируется логиче-ское суждение, что средняя капитализация криптовалют на мировом рынке составила $1,87 триллиона на момент 2021 года, в то время как дневной оборот располагался в области от $50 миллиардов до $200 миллиардов. Следовательно, доля РФ на данном рынке могла составить от 12 %. Платформа Chainalysis также демонстрирует положительную динамику в области оборо-та цифровой валюты, на момент 2020 года пользователи РФ осуществили продажи, а также ку-пили криптовалют на $16 миллиардов приблизительно [3].
Граждане РФ располагают криптовалютными средствами на сумму свыше 16,5 триллионов рублей (т. е. $214 миллиардов), а доля Российской Федерации РФ составляет 12 % от всего ми-рового объема, причем оценка в 16,5 триллиона рублей вполне может быть занижена, так как часть трейдеров не освещают открыто свою деятельность. Приведенные числовые данные объ-ясняют, почему Правительство считает, что регулирование криптоотрасли представляет собой больше выгоды и пользы, нежели намеренное наложение непосредственного запрета на нее. Криптовалютный рынок набирает обороты и развивается достаточно стремительно, это под-тверждает статистика. Россия находится на третьем месте в мире относительно объема добычи Bitcoin. Правительство РФ и Банк России пока что не пришли к общему знаменателю в вопросе о способе регулирования криптовалютного
рынка [4].
На период конца января 2022 года Минфин РФ продемонстрировал свою стратегию по регу-лированию криптовалют в России. В основе ведомство предлагает применить систему, которую использует швейцарский проект Aximetria (он же и осуществляет услуги по криптооперациям в Азии, Европе, Южной Америке, а также СНГ, за исключением РФ).
Один из экспертов Moscow Digital School дал комментарий относительно поручения Прези-дента, из которого ясно, что для владельцев криптовалюты это означает, что в России просле-живается тренд на жесткое государственное регулирование оборота цифровых активов, то есть государство однозначно заинтересовано в грамотном регулировании криптоотрасли.
Как и в любой финансовой сфере, в области обращения криптовалютных активов присут-ствуют значительные риски. Во-первых, у любого пункта обмена иностранной валюты есть ве-роятность банкротства, т. е. страховок и гарантий для инвесторов пока что не предусматривает-ся. Во-вторых, риски хранения и конфиденциальности информации, данные о банковских счетах и адреса пользователей часто не удается сохранить, и информация все же утекает третьим ли-цам. Третий момент – работа системы «Прозрачный блокчейн» не имеет четкого механизма ра-боты [5]. Рассмотрим ситуацию, когда так называемый искусственный интеллект заподозрил противозаконную транзакцию с криптовалютой. Какие здесь риски? Вероятно, счет будет замо-рожен, более того, это может повлечь за собой уголовное наказание. Получается, человек, ни-чего не подозревая, может честно вести свою деятельность и инвестировать в криптовалюту, потом получить письмо в суд или в полицию. Очевидно, что система «Прозрачный блокчейн» на данный момент не предполагает надежного и слаженного рабочего механизма и данный риск является одним из наиболее опасных. Еще один аспект, о котором тоже важно сказать, а именно – повышение налогов. Изначально налоги небольшие, однако, когда данная деятельность будет строго регулироваться государством, есть большая вероятность повышения размера налогов, также есть вероятность дополнительной проверки – если у гражданина появится желание со-вершить крупную покупку, которая будет оцениваться в несколько миллионов рублей, то начнутся проверки относительно транзакций и наличия крупной суммы. Это может привести к изъятию денежных средств либо к заморозке счетов. Также немаловажный риск – если возник-нут какие-либо экономические сложности в России, то официально могут приостановить обмен криптовалют [6]. Допустим, криптовалюта сильно вырастет и человек захочет ее вывести, но данное действие запретят, так как в российском законодательстве предусматривается понятие «сложная экономическая ситуация». Также в данном случае криптовалюта подвергается изъя-тию, в истории были случаи изъятия золота во благо государства с целью выровнять экономи-ческую ситуацию.
В настоящее время государство регулирует криптовалютную отрасль с помощью ресурсов. Минфином РФ от 21.02.2022 разработан и представлен в Правительство проект Федерального закона «О цифровой валюте». Правительством РФ утверждена «дорожная карта» по криптова-лютам. На момент 28 января 2022 «дорожную карту» по регулированию операций с криптова-лютами в стране утвердил вице-президент Российской Федерации (таблица 1) [7].
Помимо законодательного права ресурсы государственного регулирования включают в себя налоговое регулирование. С помощью налогов государство регулирует криптовалютную от-расль. Сегодня криптовалютное законодательство находится на стадии разработки. В феврале 2022 года уже был утвержден концепт Министерства финансов: все сделки должны проходить через банк, а все владельцы кошельков должны быть установлены. Также планируется разделе-ние пользователей криптовалюты на квалифицированных и неквалифицированных.
Таблица 1 – Основные положения «дорожной карты» по криптовалютам
Table 1 – Main provisions of the «roadmap» for cryptocurrencies
Положения «дорожной карты» по криптовалютам
Проработка «реквизитов и опций определенной структуры соответствия – системный надзор над порядком действий учредителей, диспетчеров и заказчиков партнерской модели взаимо-действия
на равных и прочих структур, а именно – поставщиков обслуживания криптовалюты»
Разработка конкретного дела «гомеозисно-лимитирующего порядка» для конкретных по-ставщиков, определение положения респондентов торговли и структуры деятельности, атак-же выбор органа, контролирующего данную сферу
Внесение определенных условий внешнеторговой организации формирования материальных средств касательно противостояния уклонению от уплаты налогов
Разработка механизмов регистрации и отчетности организаций, через которые проходит обо-рот криптовалюты
Определение правительственного либо криминального обязательства относительно незакон-ных действий с применением виртуальной валюты
Проработка механизмов проверки предоставленного перечня информации касательно обла-дания виртуальной валютой
Разработка конкретного указа относительно оповещения людей о распоряжении криптовалю-той, а также каких-либо действий с крпитовалютой
Введение конкретного взыскания за преступное обращение со счетными денежными сред-ствами, а также какое-либо отступление от предусмотренного законом осуществления того или иного соглашения с ними и за формирование преступного получения виртуальной валю-ты
Определение конкретной структуры распознавания заказчиков команды выкупа криптовалю-ты
Предоставление юридической рецензии эксплуатации специально подобранных подставных
компаний относительно подсчетов среди конкретных граждан
Разработка методов оценки стоимости криптовалютных активов
Глава департамента финансовой политики Министерства финансов России рассказал о том, что могут прировнять криптовалюту к имуществу, и, следовательно, налог будет платиться так же, как и с имущества. Также он отметил, что у Правительства множество вопросов относи-тельно налогообложения цифровых активов и по этому поводу ведутся активные обсуждения на постоянной основе. По действующему законодательству пока что не предусмотрена подача каких-либо официальных деклараций по криптовалюте. То есть, если гражданин получил доход от продажи криптовалюты и намерен заплатить налог самостоятельно, то необходимо действо-вать по стандартным правилам, как при оплате налога за любой другой доход – самозанятые платят налог, предусмотренный для самозанятых; ИП и юридические лица осуществляют пла-теж в зависимости от выбранной системы налогообложения; физические лица платят, соответ-ственно, НДФЛ.
Также в разъяснениях Министерства финансов говорится о том, что налоговая база по НДФЛ по операциям купли-продажи криптовалюты определяется в рублях как повышение общей сумы доходов. Поэтому, при получении дохода от продажи криптовалюты необходимо самостоя-тельно вычислить НДФЛ, а затем подать налоговую декларацию в форме 3 НДФЛ. Ответствен-ность за неуплату налогов будет наступать в соответствии с общепринятыми нормами: штрафы и пени, предусмотренные в налоговом кодексе Российской Федерации, статьи 198 и 199, преду-сматриваются различные виды наказания, в том числе до 6 лет лишения свободы.
Также важно сказать о таком ресурсе государственного регулирования, как возможность сбора и обработки информации. Рассмотрим вопрос о доступе государственных органов к ин-формации, связанной с криптоотраслью. Основополагающие предложения со стороны Мини-стерства финансов:
чтобы наблюдать за операциями и грамотно идентифицировать всех их участников, следует осуществлять операции с криптовалютой в рамках инфраструктуры банка;
дать возможность осуществлять операции с криптовалютой физическим и юридическим ли-цам: они должны пройти идентификацию и создать электронный кошелек в банке. Электронный кошелек – это и криптовалютный кошелек, и банковкий счет, который привязан к этому элек-тронному кошельку;
физические лица должны быть разделены на квалифицированных и неквалифицированных инвесторов. Неквалифицированные инвесторы обязаны проходить тесты для операций со слож-ными инструментами, то есть если гражданин хочет купить криптовалюту на большую сумму, то, будет установлен лимит. Если гражданин хочет повысить лимит, он становится квалифици-рованным инвестором после прохождения теста;
в качестве организаторов системы обмена цифровых валют сделать банки, которые распо-лагают универсальными лицензиями (например, Сбербанк) и будут осуществлять контроль опе-раций, а также находить незаконные операции и заниматься идентификацией клиентов;
следует обратить внимание на сервис «Прозрачный блокчейн» с целью отслеживания опе-раций по криптовалюте и каких-либо противозаконных транзакций;
разграничить ряд надзорных функций между Министерством финансов, Центральным бан-ком, ФНС, Росфинмониторингом, Генпрокуратурой и Минцифры;
задать основные параметры майнинга криптовалют: РФ занимает третье место в мире по майнингу (по данным Министерства финансов);
важно осветить тему о запуске системы отслеживания транзакций с криптовалютой «Про-зрачный блокчейн». Сервис «Прозрачный блокчейн» был сформирован государственной ассо-циацией относительно денежного контроля (Росфинмониторинг) 19 февраля 2021 года. Данный сервис предполагает отслеживание криптовалютных транзакций граждан РФ;
также важно отметить, что Президент России дал поручение Генпрокуратуре представить инициативы касательно совершенствования регулирования в сфере пресечения коррупции, предметом которой являются цифровые права, криптовалюты и ЦФА.
В рамках научной статьи рассмотрено понятие «фиатные деньги», которое впоследствии ис-пользуется в сравнении c криптовалютой. Фиатные валюты – это не обеспеченные редким цен-ным золотом финансы, стоимость приобретения каковых утвеждается и, соответственно, обес-печивается страной, несмотря на плату за сырье, которое применялось с целью изготовления, то есть фиатными деньгами являются бумаги, которые можно встретить каждый день во время оплаты проезда или, например, продуктов в магазине. Криптовалюта действительно похожа на фиатные деньги тем, что не обеспечена товаром. Например, золотом или же чем-либо, имею-щим базовую стоимость. И криптовалюта, и фиатные деньги могут использоваться в виде средств обмена с целью покупки товаров или услуг. Или же в качестве условного средства сбе-режения [8]. Цена криптовалюты в большей мере соотносится с потребностью, обеспеченной деньгами и экономической категорией, которая отражает количество услуг и товаров, которое может быть предложено непосредственно продавцами с целью реализации на рыночной пло-щадке в определенный временной промежуток и, соответственно, по конкретной цене – именно это является фундаментальной концепцией экономической отрасли.
Помимо спроса и предложения немаловажную роль играют СМИ. В случае когда запись в ре-гистре, которая распределена непосредственно в цепочке блокчейн или же сама программа имеют репутацию, не являющуюся положительной, цена преимущественно идет на спад. Если же монета получит большую поддержку и, соответственно, хорошее освещение в СМИ, то цена, вероятно, вырастет. На цену также оказывает влияние сложность майнинга монет. Чем больше сложность майнинга, тем сложнее увеличить цену за предложение, что в условиях высокого спроса подпитывает цену монеты. По каким причинам биткоин имеет столь высокую стои-мость? Потому что запасы биткоинов ограничены – 21 миллион монет. Пока что в мире добыто около 18 миллионов биткоинов. Каждые десять минут, когда майнеры обнаруживают новый блок, они получают за данную работу определенное количество биткоинов, которые, в свою очередь, пополняют общий запас монет в мире. Именно поэтому можно утверждать, что на се-годняшний день биткоин подвержен повышению цены.
К мониторингу валюты, разумеется, нужно подходить достаточно критически, однако име-ются факторы, которые будут оказывать влияние на дальнейшую стоимость валюты, а также на всю криптобиржу: степень, а также форма стабилизации на криптобиржах, являющихся преоб-ладающими, степень одобрения виртуальной валюты в дальнейшем; пригодность уникального ключа, который является длинным набором символов, и возможность технических решений, которые служит их фундаментальной платформой, отвечать конкретным задачам.
Рассмотрим административные методы регулирования криптоотрасли (табл. 2).
Таблица 2 – Основные положения Концепции регулирования оборота цифровых валют
Table 2 – Main provisions of the Concept of regulating the turnover of digital currencies
Положения Концепции регулирования оборота цифровых валют
Также, 18 февраля 2022 года Минфин РФ внес в Правительство законопроект относительно регулирования криптовалют [7-9] (таблица 3).
Таблица 3 – Основные положения законопроекта Минфина РФ по регулированию криптовалют
Table 3 – Main provisions of the draft law of the Ministry of Finance of the Russian Federation on the regulation of cryptocurrencies
Далее продемонстрировано, как регулирует ЦБ криптовалютную отрасль и какими инстру-ментами ЦБ располагает для этого. Нужно сказать, что Центральный банк Российской Федера-ции приступил к активной деятельность, а именно – банк теперь предоставляет разрешение ка-сательно контроля цифровых производных финансовых инструментов. В Банке России активно поднимаются вопросы относительно правил и их закрепления. В рамках Центрального банка был выделен тот факт, что четкая координация положений и, соответственно, их включение в письменный перечень дадут возможность организации предоставлять доверителям полноценное право на эмиссию цифровых финансовых активов непосредственно в рамках своей структуры.
С целью потенциального устойчивого совершенствования цифровых финансовых активов банк России выдвинул четкие суждения относительно качественной стабилизации активов. Ин-струменты государственного регулирования сферы криптовалюты представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Инструменты государственного регулирования сферы криптовалюты
Figure 1 – Instruments of state regulation of the cryptocurrency sphere
На рисунке 2 представлены инструменты государственного регулирования цифровой валю-ты.
Рисунок 2 – Инструменты государственного регулирования цифровой валюты
Figure 2 – Instruments of state regulation of digital currency
Конечно, регулирование криптоотрасли на данный момент фундаментально еще не укорени-лось в законодательстве, пока неизвестно, какой механизм работы будет выстраиваться по мере реализации политики государственного регулирования. Возможны корректировки и некоторые поправки, а также новаторские предложения относительно регулирования криптовалюты [10; 11]. Стоит добавить, что технологии блокчейн сегодня также имеют реальные возможности своего совершенствования путем снижения издержек, связанных с:
разработкой, формализацией, учетом и хранением данных;
сбором и поиском информации о контрагентах;
организацией синхронизации различных информационных ресурсов;
уменьшением рисков финансовых потерь при использования некачественной и недостовер-ной информации;
организацией децентрализованного хранения и обработки данных;
существенным снижением времени на обработку данных, баз данных, содержащих инфор-мацию о финансовых активах и пр.
Заключение
В заключение данного исследования следует сделать вывод, что переориентация системы гос-
управления на «цифровое государство» невозможно без внедрения блокчейн-технологий. По-этому вопрос о регулировании блокчейн-технологий и их составных элементов является наибо-лее перспективным. В первую очередь это обусловлено тем, что должны быть урегулированы общественные отношения, защищающие права и интересы как граждан Российской Федерации, так и само государство. Кроме того, четкое урегулирование границ блокчейн-технологий с дру-гими странами приведет к большему получению иностранных инвестиций в экономику Россий-ской Федерации.
Об авторах
Елена Александровна Миронова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: elena.obrazovanie@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9645-5717
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики инноваций
Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34Список литературы
- 1. Акулич M. Blockchain и логистика. Ridero, 2022. 165 с. URL: https://fictionbook.ru/author/margarita_akulich/blockchain_i_logistika/read_online.html.
- 2. Генкин А.С., Михеев А.А. Блокчейн: Как это работает и что ждет нас завтра. Москва: Alpina Publisher, 2022. 805 p. URL: https://vawilon.ru/wp-content/uploads/2018/03/Blokchejn-Kak-eto-rabotaet-i-chto-zhdet-nas-zavtra.pdf.
- 3. Гурьев Б. Сетевой маркетинг 2.0 в эпоху блокчейна. О сетевом от практиков. Ridero, 2020, 207 р. URL: https://www.litres.ru/boris-gurev/setevoy-marketing-2-0-v-epohu-blokcheyna-o-setevom-ot-praktiko/chitat-onlayn/.
- 4. Gupta S. Understanding the Blockchain and its Application. Sciencia Scripts, 2022, 88 р.
- 5. Hells Е. Blockchain Voices. Ridero, 2020, 233 р.
- 6. Minnegulova A. Everything is simple. Blockchain is no exception. Ridero, 2021, 32 р.
- 7. Концепция законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют (Правительство РФ, 8 февраля 2022 г.) // Гарант. URL: https://base.garant.ru/403505298.
- 8. Табернакулов А., Койфманн Я. Блокчейн на практике. Ridero, 2019. 227 р. URL: https://znanium.com/catalog/document?id=352354.
- 9. Цихилов А. Блокчейн. Принципы и основы. Москва: Интеллектуальная литература. 2022. 296 с. URL: https://knizhka.org/biznes/1750-blokchejn-principy-i-osnovy.html.
- 10. Винья П., Кейси М. Машина правды. Блокчейн и будущее человечества. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 436 с. URL: http://иллюминат.рф/s/.%20Кейси%2C%20П.%20Винья.%20Машина%20правды.%20Блокчейн%20и%20будущее%20человечества%20-%20иллюминат.рф.pdf.
- 11. Макаров М.Е. Блокчейн-технологии в сфере государственного управления // Исследование молодых ученых: материалы ХIХ Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2021 г.). Казань: Молодой ученый, 2021. C. 27-30. URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/392/16445/.