Государственное регулирование системы блокчейн-технологий и криптовалютных операций

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цифровые технологии все больше проникают в различные сферы жизни общества, в том числе и экономическую. Блокчейн-технология существует менее чем 10 лет, однако она успешно зарекомендовала себя на российском и мировом рынках. Сегодня множество организаций отдают предпочтение инвестированию в конкретные системы, основанные на блокчейн-технологии. В РФ технологии бокчейн также стремительно развиваются, а значит, требуют четкого государственного и правового регулирования. Объектом исследования являются процессы государственного регулирования и процедуры использования блокчейн-технологий в государственной финансовой сфере. Предмет – управленческие, правовые организационно-экономические отношения, проявляющиеся в процессах развития блокчейн-технологий в финансовой сфере государства. В публикуемой статье раскрыты сущность и содержание платформы блокчейн в развитии современной платежной системы, в частности, обосновывается необходимость применения блокчейн-технологии участниками финансового рынка в качестве инновационного инструмента для ускорения развития экономики, рассматривается и интерес для государства, так как объем налогов, взимаемых с криптоотрасли, составляет значительную долю в удельном объеме взимаемых налогов. Проанализированы риски использования блокчейн-технологий в финансовой системе государства. Отдельное внимание уделяется государственному регулированию криптовалютной отрасли. Рассмотрены основные положения «дорожной карты» по криптовалютам; основные положения Концепции регулирования оборота цифровых валют; основные положения законопроекта Минфина РФ по регулированию криптовалют. Приведены инструменты государственного регулирования цифровой валюты и сферы криптовалюты.

Полный текст

Введение
В настоящее время блокчейн-технологии рассматриваются участниками финансового рынка в качестве инновационного инструмента для ускоренния развития экономики. Топ-менеджмент финансовой сферы предполагает, что технологии распределенного хранения и использования баз данных будут оказывать существенное воздействие на развитие экономических систем от-дельных государств. По информации статистических источников, более 70 % банков в 2022 го-ду развернули масштабные блокчейн-технологии на основе блокчейн-сетей. Это свидетельству-ет о том, что изменения в сфере использования и развития криптовалюты необходимы, органи-зация блокчейн-технологий в государственной финансовой сфере экономики влечет за собой значительные изменения в деятельности субъектов хозяйствования. Готовность к использова-нию блокчейн-технологий представляет не только синхронизацию экономических систем раз-личных государств с расширяющими глобальными трендами современной цифровизации, но также и снижение возможных рисков финансовой системы. В литературных источниках имеют-ся различные подходы к возможности применения блокчейн-технологий в функционировании экономики, но, несмотря на это, отдельные страны уже сегодня активно используют «блокчей-низацию», например, в КНР с 2020 года запущена в деловой оборот национальная криптовалюта ЦБ Китая, а в Японии 47 банковских консорциумов в своей платежной системе уже используют блокчейн-технологии [1; 2].


Ход исследования
В современных условиях отрасль криптовалюты представляет значительный интерес для государства. Правительство имеет четкое убеждение, что объем налогов, взимаемых с крипто-отрасли, составляет внушительную сумму, а именно – до одного триллиона рублей в год. Эти суждения подкреплены данными на платформе Сoinmarketcap, из которых формируется логиче-ское суждение, что средняя капитализация криптовалют на мировом рынке составила $1,87 триллиона на момент 2021 года, в то время как дневной оборот располагался в области от $50 миллиардов до $200 миллиардов. Следовательно, доля РФ на данном рынке могла составить от 12 %. Платформа Chainalysis также демонстрирует положительную динамику в области оборо-та цифровой валюты, на момент 2020 года пользователи РФ осуществили продажи, а также ку-пили криптовалют на $16 миллиардов приблизительно [3]. 
Граждане РФ располагают криптовалютными средствами на сумму свыше 16,5 триллионов рублей (т. е. $214 миллиардов), а доля Российской Федерации РФ составляет 12 % от всего ми-рового объема, причем оценка в 16,5 триллиона рублей вполне может быть занижена, так как часть трейдеров не освещают открыто свою деятельность. Приведенные числовые данные объ-ясняют, почему Правительство считает, что регулирование криптоотрасли представляет собой больше выгоды и пользы, нежели намеренное наложение непосредственного запрета на нее. Криптовалютный рынок набирает обороты и развивается достаточно стремительно, это под-тверждает статистика. Россия находится на третьем месте в мире относительно объема добычи Bitcoin. Правительство РФ и Банк России пока что не пришли к общему знаменателю в вопросе о способе регулирования криптовалютного 
рынка [4]. 
На период конца января 2022 года Минфин РФ продемонстрировал свою стратегию по регу-лированию криптовалют в России. В основе ведомство предлагает применить систему, которую использует швейцарский проект Aximetria (он же и осуществляет услуги по криптооперациям в Азии, Европе, Южной Америке, а также СНГ, за исключением РФ). 
Один из экспертов Moscow Digital School дал комментарий относительно поручения Прези-дента, из которого ясно, что для владельцев криптовалюты это означает, что в России просле-живается тренд на жесткое государственное регулирование оборота цифровых активов, то есть государство однозначно заинтересовано в грамотном регулировании криптоотрасли.
Как и в любой финансовой сфере, в области обращения криптовалютных активов присут-ствуют значительные риски. Во-первых, у любого пункта обмена иностранной валюты есть ве-роятность банкротства, т. е. страховок и гарантий для инвесторов пока что не предусматривает-ся. Во-вторых, риски хранения и конфиденциальности информации, данные о банковских счетах и адреса пользователей часто не удается сохранить, и информация все же утекает третьим ли-цам. Третий момент – работа системы «Прозрачный блокчейн» не имеет четкого механизма ра-боты [5]. Рассмотрим ситуацию, когда так называемый искусственный интеллект заподозрил противозаконную транзакцию с криптовалютой. Какие здесь риски? Вероятно, счет будет замо-рожен, более того, это может повлечь за собой уголовное наказание. Получается, человек, ни-чего не подозревая, может честно вести свою деятельность и инвестировать в криптовалюту, потом получить письмо в суд или в полицию. Очевидно, что система «Прозрачный блокчейн» на данный момент не предполагает надежного и слаженного рабочего механизма и данный риск является одним из наиболее опасных. Еще один аспект, о котором тоже важно сказать, а именно – повышение налогов. Изначально налоги небольшие, однако, когда данная деятельность будет строго регулироваться государством, есть большая вероятность повышения размера налогов, также есть вероятность дополнительной проверки – если у гражданина появится желание со-вершить крупную покупку, которая будет оцениваться в несколько миллионов рублей, то начнутся проверки относительно транзакций и наличия крупной суммы. Это может привести к изъятию денежных средств либо к заморозке счетов. Также немаловажный риск – если возник-нут какие-либо экономические сложности в России, то официально могут приостановить обмен криптовалют [6]. Допустим, криптовалюта сильно вырастет и человек захочет ее вывести, но данное действие запретят, так как в российском законодательстве предусматривается понятие «сложная экономическая ситуация». Также в данном случае криптовалюта подвергается изъя-тию, в истории были случаи изъятия золота во благо государства с целью выровнять экономи-ческую ситуацию. 
В настоящее время государство регулирует криптовалютную отрасль с помощью ресурсов.  Минфином РФ от 21.02.2022 разработан и представлен в Правительство проект Федерального закона «О цифровой валюте». Правительством РФ утверждена «дорожная карта» по криптова-лютам. На момент 28 января 2022 «дорожную карту» по регулированию операций с криптова-лютами в стране утвердил вице-президент Российской Федерации (таблица 1) [7].
Помимо законодательного права ресурсы государственного регулирования включают в себя налоговое регулирование. С помощью налогов государство регулирует криптовалютную от-расль. Сегодня криптовалютное законодательство находится на стадии разработки. В феврале 2022 года уже был утвержден концепт Министерства финансов: все сделки должны проходить через банк, а все владельцы кошельков должны быть установлены. Также планируется разделе-ние пользователей криптовалюты на квалифицированных и неквалифицированных.


Таблица 1 – Основные положения «дорожной карты» по криптовалютам
Table 1 – Main provisions of the «roadmap» for cryptocurrencies
Положения «дорожной карты» по криптовалютам
Проработка «реквизитов и опций определенной структуры соответствия – системный надзор над порядком действий учредителей, диспетчеров и заказчиков партнерской модели взаимо-действия 
на равных и прочих структур, а именно – поставщиков обслуживания криптовалюты»
Разработка конкретного дела «гомеозисно-лимитирующего порядка» для конкретных по-ставщиков, определение положения респондентов торговли и структуры деятельности, атак-же выбор органа, контролирующего данную сферу
Внесение определенных условий внешнеторговой организации формирования материальных средств касательно противостояния уклонению от уплаты налогов
Разработка механизмов регистрации и отчетности организаций, через которые проходит обо-рот криптовалюты
Определение правительственного либо криминального обязательства относительно незакон-ных действий с применением виртуальной валюты
Проработка механизмов проверки предоставленного перечня информации касательно обла-дания виртуальной валютой
Разработка конкретного указа относительно оповещения людей о распоряжении криптовалю-той, а также каких-либо действий с крпитовалютой
Введение конкретного взыскания за преступное обращение со счетными денежными сред-ствами, а также какое-либо отступление от предусмотренного законом осуществления того или иного соглашения с ними и за формирование преступного получения виртуальной валю-ты
Определение конкретной структуры распознавания заказчиков команды выкупа криптовалю-ты 
Предоставление юридической рецензии эксплуатации специально подобранных подставных 
компаний относительно подсчетов среди конкретных граждан
Разработка методов оценки стоимости криптовалютных активов


Глава департамента финансовой политики Министерства финансов России рассказал о том, что могут прировнять криптовалюту к имуществу, и, следовательно, налог будет платиться так же, как и с имущества. Также он отметил, что у Правительства множество вопросов относи-тельно налогообложения цифровых активов и по этому поводу ведутся активные обсуждения на постоянной основе.  По действующему законодательству пока что не предусмотрена подача каких-либо официальных деклараций по криптовалюте. То есть, если гражданин получил доход от продажи криптовалюты и намерен заплатить налог самостоятельно, то необходимо действо-вать по стандартным правилам, как при оплате налога за любой другой доход – самозанятые платят налог, предусмотренный для самозанятых; ИП и юридические лица осуществляют пла-теж в зависимости от выбранной системы налогообложения; физические лица платят, соответ-ственно, НДФЛ. 
Также в разъяснениях Министерства финансов говорится о том, что налоговая база по НДФЛ по операциям купли-продажи криптовалюты определяется в рублях как повышение общей сумы доходов. Поэтому, при получении дохода от продажи криптовалюты необходимо самостоя-тельно вычислить НДФЛ, а затем подать налоговую декларацию в форме 3 НДФЛ. Ответствен-ность за неуплату налогов будет наступать в соответствии с общепринятыми нормами: штрафы и пени, предусмотренные в налоговом кодексе Российской Федерации, статьи 198 и 199, преду-сматриваются различные виды наказания, в том числе до 6 лет лишения свободы. 
Также важно сказать о таком ресурсе государственного регулирования, как возможность сбора и обработки информации. Рассмотрим вопрос о доступе государственных органов к ин-формации, связанной с криптоотраслью. Основополагающие предложения со стороны Мини-стерства финансов:
 чтобы наблюдать за операциями и грамотно идентифицировать всех их участников, следует осуществлять операции с криптовалютой в рамках инфраструктуры банка; 
 дать возможность осуществлять операции с криптовалютой физическим и юридическим ли-цам: они должны пройти идентификацию и создать электронный кошелек в банке. Электронный кошелек – это и криптовалютный кошелек, и банковкий счет, который привязан к этому элек-тронному кошельку; 
 физические лица должны быть разделены на квалифицированных и неквалифицированных инвесторов. Неквалифицированные инвесторы обязаны проходить тесты для операций со слож-ными инструментами, то есть если гражданин хочет купить криптовалюту на большую сумму, то, будет установлен лимит. Если гражданин хочет повысить лимит, он становится квалифици-рованным инвестором после прохождения теста;
 в качестве организаторов системы обмена цифровых валют сделать банки, которые распо-лагают универсальными лицензиями (например, Сбербанк) и будут осуществлять контроль опе-раций, а также находить незаконные операции и заниматься идентификацией клиентов;
 следует обратить внимание на сервис «Прозрачный блокчейн» с целью отслеживания опе-раций по криптовалюте и каких-либо противозаконных транзакций;
 разграничить ряд надзорных функций между Министерством финансов, Центральным бан-ком, ФНС, Росфинмониторингом, Генпрокуратурой и Минцифры;
 задать основные параметры майнинга криптовалют: РФ занимает третье место в мире по майнингу (по данным Министерства финансов);
 важно осветить тему о запуске системы отслеживания транзакций с криптовалютой «Про-зрачный блокчейн». Сервис «Прозрачный блокчейн» был сформирован государственной ассо-циацией относительно денежного контроля (Росфинмониторинг) 19 февраля 2021 года. Данный сервис предполагает отслеживание криптовалютных транзакций граждан РФ;     
 также важно отметить, что Президент России дал поручение Генпрокуратуре представить инициативы касательно совершенствования регулирования в сфере пресечения коррупции, предметом которой являются цифровые права, криптовалюты и ЦФА.
В рамках научной статьи рассмотрено понятие «фиатные деньги», которое впоследствии ис-пользуется в сравнении c криптовалютой. Фиатные валюты – это не обеспеченные редким цен-ным золотом финансы, стоимость приобретения каковых утвеждается и, соответственно, обес-печивается страной, несмотря на плату за сырье, которое применялось с целью изготовления, то есть фиатными деньгами являются бумаги, которые можно встретить каждый день во время оплаты проезда или, например, продуктов в магазине. Криптовалюта действительно похожа на фиатные деньги тем, что не обеспечена товаром. Например, золотом или же чем-либо, имею-щим базовую стоимость. И криптовалюта, и фиатные деньги могут использоваться в виде средств обмена с целью покупки товаров или услуг. Или же в качестве условного средства сбе-режения [8]. Цена криптовалюты в большей мере соотносится с потребностью, обеспеченной деньгами и экономической категорией, которая отражает количество услуг и товаров, которое может быть предложено непосредственно продавцами с целью реализации на рыночной пло-щадке в определенный временной промежуток и, соответственно, по конкретной цене – именно это является фундаментальной концепцией экономической отрасли. 
Помимо спроса и предложения немаловажную роль играют СМИ. В случае когда запись в ре-гистре, которая распределена непосредственно в цепочке блокчейн или же сама программа имеют репутацию, не являющуюся положительной, цена преимущественно идет на спад. Если же монета получит большую поддержку и, соответственно, хорошее освещение в СМИ, то цена, вероятно, вырастет. На цену также оказывает влияние сложность майнинга монет. Чем больше сложность майнинга, тем сложнее увеличить цену за предложение, что в условиях высокого спроса подпитывает цену монеты. По каким причинам биткоин имеет столь высокую стои-мость? Потому что запасы биткоинов ограничены – 21 миллион монет. Пока что в мире добыто около 18 миллионов биткоинов. Каждые десять минут, когда майнеры обнаруживают новый блок, они получают за данную работу определенное количество биткоинов, которые, в свою очередь, пополняют общий запас монет в мире. Именно поэтому можно утверждать, что на се-годняшний день биткоин подвержен повышению цены. 
К мониторингу валюты, разумеется, нужно подходить достаточно критически, однако име-ются факторы, которые будут оказывать влияние на дальнейшую стоимость валюты, а также на всю криптобиржу: степень, а также форма стабилизации на криптобиржах, являющихся преоб-ладающими, степень одобрения виртуальной валюты в дальнейшем; пригодность уникального ключа, который является длинным набором символов, и возможность технических решений, которые служит их фундаментальной платформой, отвечать конкретным задачам. 
Рассмотрим административные методы регулирования криптоотрасли (табл. 2). 
Таблица 2 – Основные положения Концепции регулирования оборота цифровых валют
Table 2 – Main provisions of the Concept of regulating the turnover of digital currencies
Положения Концепции регулирования оборота цифровых валют
 
Также, 18 февраля 2022 года Минфин РФ внес в Правительство законопроект относительно регулирования криптовалют [7-9] (таблица 3).

 


Таблица 3 – Основные положения законопроекта Минфина РФ по регулированию криптовалют
Table 3 – Main provisions of the draft law of the Ministry of Finance of the Russian Federation on the regulation of cryptocurrencies
           
Далее продемонстрировано, как регулирует ЦБ криптовалютную отрасль и какими инстру-ментами ЦБ располагает для этого. Нужно сказать, что Центральный банк Российской Федера-ции приступил к активной деятельность, а именно – банк теперь предоставляет разрешение ка-сательно контроля цифровых производных финансовых инструментов. В Банке России активно поднимаются вопросы относительно правил и их закрепления. В рамках Центрального банка был выделен тот факт, что четкая координация положений и, соответственно, их включение в письменный перечень дадут возможность организации предоставлять доверителям полноценное право на эмиссию цифровых финансовых активов непосредственно в рамках своей структуры.
С целью потенциального устойчивого совершенствования цифровых финансовых активов банк России выдвинул четкие суждения относительно качественной стабилизации активов. Ин-струменты государственного регулирования сферы криптовалюты представлены на рисунке 1.

 

 

 



Рисунок 1 – Инструменты государственного регулирования сферы криптовалюты
Figure 1 – Instruments of state regulation of the cryptocurrency sphere


На рисунке 2 представлены инструменты государственного регулирования цифровой валю-ты.  
 


Рисунок 2 – Инструменты государственного регулирования цифровой валюты
Figure 2 – Instruments of state regulation of digital currency


Конечно, регулирование криптоотрасли на данный момент фундаментально еще не укорени-лось в законодательстве, пока неизвестно, какой механизм работы будет выстраиваться по мере реализации политики государственного регулирования. Возможны корректировки и некоторые поправки, а также новаторские предложения относительно регулирования криптовалюты [10; 11]. Стоит добавить, что технологии блокчейн сегодня также имеют реальные возможности своего совершенствования путем снижения издержек, связанных с:
 разработкой, формализацией, учетом и хранением данных;
 сбором и поиском информации о контрагентах;
 организацией синхронизации различных информационных ресурсов;
 уменьшением рисков финансовых потерь при использования некачественной и недостовер-ной   информации;
 организацией децентрализованного хранения и обработки данных;
 существенным снижением времени на обработку данных, баз данных, содержащих инфор-мацию о финансовых активах и пр.


Заключение
В заключение данного исследования следует сделать вывод, что переориентация системы гос-
управления на «цифровое государство» невозможно без внедрения блокчейн-технологий. По-этому вопрос о регулировании блокчейн-технологий и их составных элементов является наибо-лее перспективным. В первую очередь это обусловлено тем, что должны быть урегулированы общественные отношения, защищающие права и интересы как граждан Российской Федерации, так и само государство. Кроме того, четкое урегулирование границ блокчейн-технологий с дру-гими странами приведет к большему получению иностранных инвестиций в экономику Россий-ской Федерации.

×

Об авторах

Елена Александровна Миронова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: elena.obrazovanie@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9645-5717

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики инноваций

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. 1. Акулич M. Blockchain и логистика. Ridero, 2022. 165 с. URL: https://fictionbook.ru/author/margarita_akulich/blockchain_i_logistika/read_online.html.
  2. 2. Генкин А.С., Михеев А.А. Блокчейн: Как это работает и что ждет нас завтра. Москва: Alpina Publisher, 2022. 805 p. URL: https://vawilon.ru/wp-content/uploads/2018/03/Blokchejn-Kak-eto-rabotaet-i-chto-zhdet-nas-zavtra.pdf.
  3. 3. Гурьев Б. Сетевой маркетинг 2.0 в эпоху блокчейна. О сетевом от практиков. Ridero, 2020, 207 р. URL: https://www.litres.ru/boris-gurev/setevoy-marketing-2-0-v-epohu-blokcheyna-o-setevom-ot-praktiko/chitat-onlayn/.
  4. 4. Gupta S. Understanding the Blockchain and its Application. Sciencia Scripts, 2022, 88 р.
  5. 5. Hells Е. Blockchain Voices. Ridero, 2020, 233 р.
  6. 6. Minnegulova A. Everything is simple. Blockchain is no exception. Ridero, 2021, 32 р.
  7. 7. Концепция законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют (Правительство РФ, 8 февраля 2022 г.) // Гарант. URL: https://base.garant.ru/403505298.
  8. 8. Табернакулов А., Койфманн Я. Блокчейн на практике. Ridero, 2019. 227 р. URL: https://znanium.com/catalog/document?id=352354.
  9. 9. Цихилов А. Блокчейн. Принципы и основы. Москва: Интеллектуальная литература. 2022. 296 с. URL: https://knizhka.org/biznes/1750-blokchejn-principy-i-osnovy.html.
  10. 10. Винья П., Кейси М. Машина правды. Блокчейн и будущее человечества. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 436 с. URL: http://иллюминат.рф/s/.%20Кейси%2C%20П.%20Винья.%20Машина%20правды.%20Блокчейн%20и%20будущее%20человечества%20-%20иллюминат.рф.pdf.
  11. 11. Макаров М.Е. Блокчейн-технологии в сфере государственного управления // Исследование молодых ученых: материалы ХIХ Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2021 г.). Казань: Молодой ученый, 2021. C. 27-30. URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/392/16445/.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник Самарского университета. Экономика и управление, 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах