Modeling of the innovation process of industrial enterprises in modern conditions


Cite item

Abstract

Modern market conditions, burdened by the process of active restructuring of the economy under new circumstances related to geopolitical instability and the sanctions burden, change the concepts, principles and requirements for the quality of innovation management, as one of the main elements of the sustainable functioning of the enterprise and increasing its competitiveness, as innovation today is becoming the main aspect of maintaining competitive positions. The well-established models of organizational process management in Russian practice are characterized by conservatism and low efficiency. The innovative activity of most modern domestic enterprises, in comparison with the standards of developed countries, is characterized by low innovation activity, a large percentage of the use of traditional technologies and organizational and managerial methods, separation of production capabilities and ideas from dynamically changing market conditions. In fact, an increase in the efficiency of industrial enterprises in the field of innovation and an increase in its competitiveness, taking into account modern intensively changing and unstable conditions, should be achieved through a qualitative increase in the level of economic science and educational technologies, taking into account modern, including world standards of innovation management. In addition, it is necessary to concentrate on our own R&D, possibly based on high-tech developments of friendly countries, and increasing the level of innovation activity within the country by industry. The successful implementation of innovation activities at industrial enterprises ultimately depends on management and management's approach to management and innovation activities. It is important to understand the importance and necessity of updating production standards, adapting management methods to market conditions, and the superiority of the final product over competitors inside and outside the country. Thus, the modeling of the innovation process at industrial enterprises today has a promising strategic role.

Full Text

Введение

Итак, становится понятым, что адаптация промышленных предприятий под современные рыночные условия – важный стратегический элемент повышения эффективности и удержания конкурентных преимуществ. Из этого вытекает необходимость определения элементов и отражения их в определенной схеме, называемой инновационным циклом. В зарубежной практике присутствуют попытки отражения унифицированной модели процесса, что требует рассмотрения каждого инновационного решения во взаимосвязи с другими, таким образом, успешное внедрение инновации положительно отражается на эффективности внедрения последующих [1].

 

Ход исследования

Далее предлагается авторская модель инновационного процесса  по элементам инновационного цикла.

Начинать инновационный процесс необходимо с маркетинговых исследований как базовой деятельности, необходимой для понимания требований рынка и актуальных стандартов в исследуемой области. Далее, на их основе определяем необходимость в инновационной продукции и формулируем концепцию будущего товара или услуги. Определение вида инновационного конкурентного продукта или услуги (в широком спектре научно-технических разработок), а также анализ результатов исследований рынка являются важнейшими задачами деятельности инновационного блока [2].

Теперь необходимо выразить концепцию хотя бы в виде экспериментального образца на основе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Важно проверить, соответствует ли образец изначальной заявленной концепции: сохранены важные детали, потребительские свойства, сохранена заявленная себестоимость (естественно, с погрешностью условного образца). На этом этапе определяется техническая реализуемость инновационного решения, базовая информация о технических характеристиках, в случае удовлетворения всех требуемых концепцией условий можно закреплять продукт в виде инновационного проекта (условно).

Инновационное проектирование подразумевает жесткое базирование на принципах инновационного менеджмента, поэтому его нельзя оформить только лишь из концепции и результатах разработок. Соответственно, процессы инновационного менеджмента неотрывно присутствуют на всех стадиях инновационного процесса, но особенно на первых этапах – в период оформления инновационного проекта. Тут необходимо предусмотреть как основные принципы управленческой деятельности в сфере инноваций, так и дополнительные факторы, без которых реализация поставленных задач будет невозможна или нецелесообразна, такие как: выявление и обновление актуальных стандартов, возможности инвестирования задуманного проекта, определение инновационного потенциала предприятия и, конечно учет рисковых ситуаций и заблаговременное определение мер по их преодолению.

 

 

 

Маркетинговые

исследования

Концепция

Результат

НИОКР

ИННОВАЦИОННЫЙ ЦИКЛ

Новый бизнес

Услуга

Товар

Лицензирование

 

Реинвестирование

Вход в

инновационный цикл

Инновационный

менеджмент

Анализ инновационного

потенциала

предприятия

 

 

Определение

актуальных стандартов

 

 

Риск-

менеджмент

 

 

Обновление информации о
рыночных и иных условиях

Бизнес-план à Инновационный проект

Инвестиционные

возможности

 

 

Лицензирование

 


Структурные компоненты разрабатываемого инновационного процесса представлены на рисунке 1.

* Составлено автором.

Рисунок 1 – Структурированная схема современного инновационного процесса предприятия

Figure 1 – Structured scheme of the modern innovation process of the enterprise

 

Единственный выход в стадию инновационного цикла обуславливается тем, что на первых стадиях выработки концепции и конструкторских работ на основе современных стандартов инновационной деятельности сформирован и разработан законченный инновационный проект, что важно, так как эффективное функционирование инновационного цикла будет обеспеченно только при условии качественно разработанного концепта. Также необходимо отметить, что каждый оборот цикла должен сопровождаться обновлением и актуализацией информации об изменении рыночных условий и конъюнктуры, современных методах и решениях, появлении возможных рисков.

На основе анализа институциональных и организационно-правовых характеристик промышленных структур и сложившейся зарубежной практики можно выделить несколько выходных элементов инновационного цикла [3]:

– лицензирование – заключение соглашения о законной реализации какой-либо деятельности, предусматривающее за это выплату в той или иной форме лицензионных платежей. Один из эффективных прямых способов реализации разработанной технологии (после непосредственно самого производства), но менее ликвидный. Реализация возможна на любом этапе инновационного цикла;

– новый бизнес – элемент, представляемый в виде дополнительных услуг. Таким образом, завершающий элемент цикла. Опыт развитых стран и инновационно активных российских предприятий показывает, что это одно из наиболее перспективных стратегических решений для предприятий сферы разработок инновационных решений, так как бизнес зачастую наиболее ликвиден в сравнении с просто владением и сохранением технологии. Задача повышения ликвидности инновационного проекта от концепции до готового функционирующего производства связана с необходимостью снижения уровня риска и увеличением инвестиционной привлекательности проекта.


Распределим инновационный цикл по фазам. Основанием для классификации этапов будет служить объект управления, трансформируемый в процессе развития инновационного проекта и инновационного цикла. Наиболее подверженными изменениям объектами управления выступают активы предприятия, инновационный проект и бизнес. Инновационный цикл отразим на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Модель инновационного цикла

Figure 2 – Innovation cycle’s model

 

Соответственно, в предлагаемой модели инновационный цикл представим следующими стадиями.

  1. Управление инновационным проектом, включающее результаты в виде бизнес-плана, команды и ресурсов.
  2. Управление инновационным бизнесом, результатом которого выступают технологии и бизнес.
  3. Управление активами, где результаты в виде увеличения стоимости активов и активизации денежных потоков.

Первый этап обозначим как «Решения в рамках инновационного проекта», следующий – «Организация производства инновационной продукции», третий – «Результаты инновационного процесса». Использование IDEF-моделирования позволяет получить контекстные диаграммы инновационных процессов по уровням развития [4]. Можно описать процесс со стороны инновационного менеджмента как его главной функции в рамках предприятия. Вход – концепция + результаты НИОКР, дающие инновационный бизнес-план, выходящий в инновационный проект.

Маркетинговые исследования выступают в виде информационного ресурса, что принимается за основу при анализе входных характеристик, хотя концепция может иметь своим основанием и совокупные требования рынка.

Выходом цикла выступают:

– новый бизнес (выпуск инновационного продукта или услуги);

– реализуемые в виде исключительных лицензий права;

– научно-технические услуги.

Все ресурсы процесса классифицируются по двум признакам:

– по происхождению – внешние и внутренние;

– по функциональной области – финансовые, трудовые (участники инновационного процесса), информационные, интеллектуальные (интеллектуальная собственность предприятия), материально-технические (площади, оборудование, технологии, энергия).

Для эффективного построения инновационного процесса в рамках промышленного предприятия необходимо описать процессы 4 уровней, что позволит составить организационно-производственную документацию, такую как штатное расписание, смету расходов управления, инструкции и иные оперативные локальные акты.

×

About the authors

Evgeniya N. Osipova-Barysheva

Samara National Research University

Author for correspondence.
Email: barisheva.en@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-2455-1152

senior lecturer of the Department of Mathematics and Business Informatics

Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, Russian Federation, 443086

References

  1. Agarkov A.P., Golov R.S. Innovation management: textbook for use in the educational process of educational organizations implementing higher education programs in the areas of training «Management», «Innovation» (bachelor's degree level). 2nd edition. Moscow: Izdatel'sko-torgovaya korporatsiya «Dashkov i Ko», 2020, 204 p. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42669861. EDN: https://www.elibrary.ru/heckln. (In Russ.)
  2. Gribov V.D., Nikitina L.P. Innovation management: textbook. Moscow: INFRA-M, 2019, 311 p. Available at: https://znanium.com/catalog/document?id=399513.
  3. Borshcheva A.V., Santalova M.S., Soklakova I.V., Surat I.L. Innovative management in Russian business. 2nd edition. Moscow: Izdatel'sko-torgovaya korporatsiya «Dashkov i Ko», 2020, 198 p. (In Russ.)
  4. Kuryan A.G., Serenkov P.S. Description of the processes within the quality management system based on the methodology of functional modeling IDEF0. Available at: https://www.quality.eup.ru/DOCUM/an_7.html. (In Russ.)
  5. Gaidaruly Yerkin, Mynzhasarov R.I. Innovation process as a mechanism of enterprise development. Molodoi uchenyi, 2016, no. 10 (114), pp. 663–665. Available at: https://moluch.ru/archive/114/29710 (accessed 15.08.2022); https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26163828. EDN: https://www.elibrary.ru/waocwt. (In Russ.)
  6. Features of innovative development of an enterprise. Available at: http://www.stplan.ru (accessed 18.08.2022). (In Russ.)
  7. Management of innovative process of an organization. Available at: http://www.elitarium.ru (accessed 22.08.2022). (In Russ.)

Copyright (c) 2023 Vestnik of Samara University. Economics and Management

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies