Моделирование инновационного процесса промышленных предприятий в современных условиях
- Авторы: Осипова-Барышева Е.Н.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 13, № 4 (2022)
- Страницы: 82-87
- Раздел: ЭКОНОМИКА
- URL: https://journals.ssau.ru/eco/article/view/11393
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0461-2022-13-4-82-87
- ID: 11393
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Современные рыночные условия, отягощаемые процессом активного перестроения экономики под новые обстоятельства, связанные геополитической нестабильностью и санкционной нагрузкой, меняют концепции, принципы и требования к качеству управления инновационной деятельностью как к одному из основных элементов устойчивого функционирования предприятия и повышения его конкурентоспособности, так как инновации сегодня становятся главным аспектом удержания конкурентных позиций. Устоявшиеся в российской практике модели управления организационными процессами отличаются консерватизмом и невысокой эффективностью. Инновационная деятельность большинства современных отечественных предприятий в сопоставлении со стандартами развитых стран характеризуется низкой инновационной активностью, большим процентом использования традиционных технологий и организационно-управленческих методов, отрывом производственных возможностей и идей от динамично меняющихся рыночных условий. Фактически увеличение эффективности деятельности промышленных предприятий в сфере инновационной деятельности и повышение ее конкурентоспособности с учетом современных интенсивно меняющихся и нестабильных условий должно достигаться за счет качественного повышения уровня экономической науки и образовательных технологий с учетом современных, в том числ, мировых, стандартов инновационного менеджмента. Помимо этого, необходимо сконцентрироваться на собственных НИОКР, возможно на основе высокотехнологичных разработок дружественных стран, и повышении уровня инновационной активности внутри страны по отраслям. Успешное осуществление инновационной деятельности на промышленных предприятиях в конечном итоге зависит от менеджмента и подхода руководства к управленческой и инновационной деятельности. Важно понимание важности и необходимости в обновлении производственных стандартов, адаптации методов управления к рыночным условиям, превосходстве конечного продукта над конкурентами внутри страны и за ее пределами. Таким образом, моделирование инновационного процесса на промышленных предприятиях сегодня имеет перспективную стратегическую роль.
Полный текст
Введение
Итак, становится понятым, что адаптация промышленных предприятий под современные рыночные условия – важный стратегический элемент повышения эффективности и удержания конкурентных преимуществ. Из этого вытекает необходимость определения элементов и отражения их в определенной схеме, называемой инновационным циклом. В зарубежной практике присутствуют попытки отражения унифицированной модели процесса, что требует рассмотрения каждого инновационного решения во взаимосвязи с другими, таким образом, успешное внедрение инновации положительно отражается на эффективности внедрения последующих [1].
Ход исследования
Далее предлагается авторская модель инновационного процесса по элементам инновационного цикла.
Начинать инновационный процесс необходимо с маркетинговых исследований как базовой деятельности, необходимой для понимания требований рынка и актуальных стандартов в исследуемой области. Далее, на их основе определяем необходимость в инновационной продукции и формулируем концепцию будущего товара или услуги. Определение вида инновационного конкурентного продукта или услуги (в широком спектре научно-технических разработок), а также анализ результатов исследований рынка являются важнейшими задачами деятельности инновационного блока [2].
Теперь необходимо выразить концепцию хотя бы в виде экспериментального образца на основе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Важно проверить, соответствует ли образец изначальной заявленной концепции: сохранены важные детали, потребительские свойства, сохранена заявленная себестоимость (естественно, с погрешностью условного образца). На этом этапе определяется техническая реализуемость инновационного решения, базовая информация о технических характеристиках, в случае удовлетворения всех требуемых концепцией условий можно закреплять продукт в виде инновационного проекта (условно).
Инновационное проектирование подразумевает жесткое базирование на принципах инновационного менеджмента, поэтому его нельзя оформить только лишь из концепции и результатах разработок. Соответственно, процессы инновационного менеджмента неотрывно присутствуют на всех стадиях инновационного процесса, но особенно на первых этапах – в период оформления инновационного проекта. Тут необходимо предусмотреть как основные принципы управленческой деятельности в сфере инноваций, так и дополнительные факторы, без которых реализация поставленных задач будет невозможна или нецелесообразна, такие как: выявление и обновление актуальных стандартов, возможности инвестирования задуманного проекта, определение инновационного потенциала предприятия и, конечно учет рисковых ситуаций и заблаговременное определение мер по их преодолению.
Структурные компоненты разрабатываемого инновационного процесса представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структурированная схема современного инновационного процесса предприятия
Figure 1 – Structured scheme of the modern innovation process of the enterprise
* Составлено автором.
Единственный выход в стадию инновационного цикла обуславливается тем, что на первых стадиях выработки концепции и конструкторских работ на основе современных стандартов инновационной деятельности сформирован и разработан законченный инновационный проект, что важно, так как эффективное функционирование инновационного цикла будет обеспеченно только при условии качественно разработанного концепта. Также необходимо отметить, что каждый оборот цикла должен сопровождаться обновлением и актуализацией информации об изменении рыночных условий и конъюнктуры, современных методах и решениях, появлении возможных рисков.
На основе анализа институциональных и организационно-правовых характеристик промышленных структур и сложившейся зарубежной практики можно выделить несколько выходных элементов инновационного цикла [3]:
- лицензирование – заключение соглашения о законной реализации какой-либо деятельности, предусматривающее за это выплату в той или иной форме лицензионных платежей. Один из эффективных прямых способов реализации разработанной технологии (после непосредственно самого производства), но менее ликвидный. Реализация возможна на любом этапе инновационного цикла;
- новый бизнес – элемент, представляемый в виде дополнительных услуг. Таким образом, завершающий элемент цикла. Опыт развитых стран и инновационно активных российских предприятий показывает, что это одно из наиболее перспективных стратегических решений для предприятий сферы разработок инновационных решений, так как бизнес зачастую наиболее ликвиден в сравнении с просто владением и сохранением технологии. Задача повышения ликвидности инновационного проекта от концепции до готового функционирующего производства связана с необходимостью снижения уровня риска и увеличением инвестиционной привлекательности проекта.
Распределим инновационный цикл по фазам. Основанием для классификации этапов будет служить объект управления, трансформируемый в процессе развития инновационного проекта и инновационного цикла. Наиболее подверженными изменениям объектами управления выступают активы предприятия, инновационный проект и бизнес. Инновационный цикл отразим на рисунке 2.
Рисунок 2 – Модель инновационного цикла
Figure 2 – Innovation cycle’s model
Соответственно, в предлагаемой модели инновационный цикл представим следующими стадиями.
- Управление инновационным проектом, включающее результаты в виде бизнес-плана, команды и ресурсов.
- Управление инновационным бизнесом, результатом которого выступают технологии и бизнес.
- Управление активами, где результаты в виде увеличения стоимости активов и активизации денежных потоков.
Первый этап обозначим как «Решения в рамках инновационного проекта», следующий – «Организация производства инновационной продукции», третий – «Результаты инновационного процесса». Использование IDEF-моделирования позволяет получить контекстные диаграммы инновационных процессов по уровням развития [4]. Можно описать процесс со стороны инновационного менеджмента как его главной функции в рамках предприятия. Вход – концепция + результаты НИОКР, дающие инновационный бизнес-план, выходящий в инновационный проект.
Маркетинговые исследования выступают в виде информационного ресурса, что принимается за основу при анализе входных характеристик, хотя концепция может иметь своим основанием и совокупные требования рынка.
Выходом цикла выступают:
- новый бизнес (выпуск инновационного продукта или услуги);
- реализуемые в виде исключительных лицензий права;
- научно-технические услуги.
Все ресурсы процесса классифицируются по двум признакам:
- по происхождению – внешние и внутренние;
- по функциональной области – финансовые, трудовые (участники инновационного процесса), информационные, интеллектуальные (интеллектуальная собственность предприятия), материально-технические (площади, оборудование, технологии, энергия).
Для эффективного построения инновационного процесса в рамках промышленного предприятия необходимо описать процессы 4 уровней, что позволит составить организационно-производственную документацию, такую как штатное расписание, смету расходов управления, инструкции и иные оперативные локальные акты.
Вывод
Управление инновационным процессом рассмотрено как вложенные блоки функций. Необходимо провести декомпозицию процесса ИД по подпроцессам. Отметим, что входы и выходы первого уровня детализируются и на каждом последующем уровне. Таким образом, контролируется единство и целостность модели. Также детализируются другие ресурсы и управляемые параметры. На основе концепции жизненных циклов инновационных процессов, продуктов и систем возможна временная, ресурсная и организационная синхронизация всех процессов и стадий производственного процесса [5–7].
Об авторах
Евгения Николаевна Осипова-Барышева
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: barisheva.en@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-2455-1152
старший преподаватель кафедры математики и бизнес- информатики
Россия, г. СамараСписок литературы
- Агарков А.П., Голов Р.С. Управление инновационной деятельностью: учебник для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы высшего образования по направлениям подготовки «Менеджмент», «Инноватика» (уровень бакалавриата). 2-е издание. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2020. 204 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42669861. EDN: https://www.elibrary.ru/heckln.
- Грибов В.Д., Никитина Л.П. Инновационный менеджмент: учебное пособие. Москва: ИНФРА-М, 2019. 311 с. Available at: https://znanium.com/catalog/document?id=399513.
- Борщева А.В., Санталова М.С., Соклакова И.В., Сурат И.Л. Инновационный менеджмент в российском бизнесе. 2-е издание. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2020. 198 с.
- Курьян А.Г., Серенков П.С. Описание процессов в рамках системы менеджмента качества на основе методологии функционального моделирования IDEF0. URL: https://www.quality.eup.ru/DOCUM/an_7.html.
- Гайдарулы Еркин, Мынжасаров Р.И. Инновационный процесс как механизм развития предприятия // Молодой ученый. 2016. № 10 (114). С. 663–665. URL: https://moluch.ru/archive/114/29710 (дата обращения: 15.08.2022); https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26163828. EDN: https://www.elibrary.ru/waocwt.
- Особенности инновационного развития предприятия. URL: http://www.stplan.ru (дата обращения: 18.08.2022).
- Управление инновационным процессом организации. URL: http://www.elitarium.ru (дата обращения 22.08.2022).