Human capital as an effective resource contributing to the region's entry into the trajectory of balanced development

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This study is devoted to the problem of ensuring a balanced innovative development of the region in the current conditions of digitalization based on the development of the most important resource of the economy – human capital. The subject of the study is the quality of human capital on the example of the selected region, as well as organizational and economic relations in terms of human capital management, aimed at achieving a balance in the development of the region. The balanced economic development of the region largely depends on the factors of interest of the economic entities themselves, both moral and material, in achieving an effective result. The main component of economic growth aimed at achieving balanced development is the human resource. Achieving a balanced development in the production, economic and environmental spheres is impossible without achieving a balance in the social aspect, where human capital occupies a key place. Considering a person as the most important factor in achieving a balanced regional development, it is necessary to identify indicators of the balanced development of human capital itself. This study assessed the quality of human capital on the example of the Russian region, the Orenburg region, from the standpoint of balance. The assessment is based on a study of three components: standard of living, education and length of years. Based on the results of the assessment, imbalances in the development of the constituent parts of the human potential of the Orenburg region were revealed: high indicators of income and education indices and a low index of longevity. The low index of longevity is explained by the presence of an imbalance in the level of development of medicine and the unhealthy lifestyle of the population of the region, which is influenced by economic and environmental components, due to the fact that the Orenburg region is an export raw material region. The study analyzed the human development indices of the Orenburg region in comparison with other regions of the Volga Federal District of Russia, established a downward trend in this indicator, which negatively affects economic development indicators and which, of course, was affected by the situation with the Covid-19 pandemic, noted the role of the influence of digital and virtual space on the level of development of human capital in the region under study, the following problems are highlighted: digital inequality, departmental nature of the introduction of information and communication technologies, insufficient development of telecommunications infrastructure in rural areas, which indicates a lack of balance in the development of information literacy of society in a digital economy. The results of the study are of theoretical and practical significance for the regional authorities in terms of developing strategic and policy documents in the field of economics, education, healthcare, aimed at improving the welfare of the population, which will create the necessary prerequisites for the formation of high-quality human capital in the region and the effective use of this resource. In the context of digital integration, when a person serves as a leading link, we consider it necessary to develop a mechanism for regulating a balanced system of health and education indicators by the regional authorities, which, in general, will help the region to reach a common trajectory of balanced innovative development.

Full Text

Введение

При активно развивающейся экономике и интеграции в стране важным условием повышения конкурентоспособности региона является инновационно-ориентированное сбалансированное развитие.

Следование региональной экономической политики по пути соблюдения принципов пропорциональности развития основных сегментов и отраслей экономики региона, обеспечения структурно-воспроизводственного баланса на основе инновационных методов будет способствовать преодолению асимметрии и диспропорциональности развития региона.

Сбалансированное развитие – это инновационный процесс, в котором направления инвестиций, использование ресурсов, институциональные изменения и ориентация научно-технического развития должны быть в гармонии с настоящими и будущими потребностями.

Сбалансированное развитие – сложная многогранная задача, поскольку все три ее составляющие: экономическая, социальная и экологическая должны рассматриваться в балансе. Чтобы достигнуть сбалансированного развития, необходим сбалансированный капитал, состоящий из нескольких составляющих.

 

Ход исследования

Одним из важнейших направлений обеспечения сбалансированного инновационного развития региона в современных условиях цифровизации и основной составляющей сбалансированного капитала региональной экономики служит человеческий капитал.

Понятие человеческого капитала рассматривается в научной литературе многоаспектно, опубликовано много научных трудов, посвященных данной теме исследования [1; 2].

Мы же рассматриваем человеческий капитал как эффективный ресурс, который необходимо использовать для комплексного развития региона во всех областях.

Обеспечение технологического и экономического прорыва невозможно без решения задачи уровня развития человеческого капитала.

Считаем, что базовая составляющая человеческого капитала зарождается именно в образовании, которое служит инструментом его развития, устраняя тем самым многочисленные грани цифрового неравенства [3; 4].

Уровень развития системы образования в регионе имеет основное влияние на его социально-экономическое развитие, обеспечивает развитие человеческого капитала в новой среде цифровой экономики.

В развитии образовательного потенциала региона, Оренбургская область, установлены диспропорции, особенно в сфере непрерывного образования, что наглядно видно из данных таблицы 1.

В контексте сбалансированного развития человеческий капитал не следует рассматривать как исключительно социальную составляющую, ведь достижение баланса возможно только тогда, когда человек, удовлетворив свои материальные и социальные потребности, начнет совершенствовать и экологическую составляющую системы [5; 6]. Таким образом, человеческий капитал мы рассматриваем с позиции трех составляющих: экономики, экологии и социума.

По нашему мнению, именно человеческий капитал занимает ведущее место в системе инновационного сбалансированного развития, соответственно, чтобы спрогнозировать возможность достижения сбалансированного развития Оренбургской областью, считаем необходимым провести его оценку.

Таблица 1 – Анализ образовательного потенциала населения Оренбургской области [4]

Table 1 – Analysis of the educational potential of the population of the Orenburg region

п/п

Показатель

Период (год)

Показатель изменения 2020/2019

2018/2019

2019/2020

1

Удельный вес населения в возрасте 25–64 лет, имеющего высшее образование, в общей численности населения данной возрастной группы,  %

29,1

29,4

+0,3

2

Численность студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в расчете на 10 тыс. человек населения, чел.

234

222

-12,0

3

Удельный вес студентов, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям в области математических и естественных наук, инженерного дела, технологии и технических наук, фундаментальной медицины, в общей численности студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, специалитета, магистратуры,  %

22,63

22,73

+0,1

4

Охват занятого населения в возрасте 25–64 лет непрерывным образованием,  %

24,8

25,2

+0,4

5

Численность студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования – программам подготовки специалистов среднего звена, в расчете на 10 тыс. человек населения, чел.

199

208

+9,0

6

Удельный вес студентов, обучающихся по специальностям в области математических и естественных наук, инженерного дела, технологии и технических наук, в общей численности студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования – программ подготовки специалистов среднего звена,  %

53,37

50,36

–3,01

        

Чтобы определить качество человеческого капитала Оренбургской области рассмотрим показатели индекса развития человеческого потенциала, который базируется на 3-х составляющих: уровне жизни, образования и продолжительности жизни (таблицы 2–4).

 

Таблица 2 – Индекс долголетия [7]

Table 2 – Longevity index

Наименование

2019

2017

2015

2013

2011

2009

2007

2005

2003

2001

Российская
Федерация

0,824

0,804

0,773

0,763

0,741

0,728

0,709

0,672

0,664

0,672

Оренбургская область

0,733

 

0,752

 

0,744

0,732

0,722

0,714

0,695

0,667

0,667

0,670

 

Таблица 3 – Индекс доходов [7]

Table 3 – Income index

Наименование

2019

2017

2015

2013

2011

2009

2007

2005

2003

2001

Российская Федерация

0,823

0,792

0,912

0,914

0,904

0,875

0,833

0,816

0,747

0,716

Оренбургская область

0,960

0,937

0,914

0,937

0,908

0,880

0,843

0,805

0,714

0,691

 

Таблица 4 – Индекс образования [7]

Table 4. Education index

Наименование

2019

2017

2015

2013

2011

2009

2007

2005

2003

2001

Российская Федерация

0,965

0,952

0,933

0,929

0,910

0,918

0,908

0,907

0,906

0,919

Оренбургская область

0,941

 

0,939

0,937

0,932

0,930

0,900

0,896

0,922

0,907

0,916

 

На основе данных, приведенных в таблицах 2–4, можно судить о дисбалансе развития составных частей человеческого потенциала Оренбургской области.

Присутствуют высокие показатели индексов доходов и образования и низкий показатель индекса долголетия. Низкий показатель индекса долголетия объясняется присутствием дисбаланса в уровне развития медицины и нездоровом образе жизни населения региона, на который оказывают влияние экономическая и экологическая составляющие. Оренбургская область – экспортно-сырьевой регион, что создает высокий показатель индекса дохода.

Несбалансированность развития – серьезная проблема человеческого капитала Оренбургской области. Рассмотрим индекс человеческого развития Оренбургской области, который служит показателем уровня жизни населения.

В таблице 5 приведены показатели индекса человеческого развития в разрезе регионов ПФО. Проанализировав показатели таблицы 5, можно утверждать, что во всех представленных регионах установлены показатели снижения индекса человеческого развития с 2019 года.

На данный показатель существенно повлияла пандемия COVID-19, введенная официально только в 2020 году [8–10]. Снижение индекса человеческого развития означает движение назад. В межрегиональном распределении можем наблюдать разрыв по сравнению с данным показателем по Российской Федерации в целом, который по итогам 2019 года равен 0,824. Оренбургская область среди исследуемых регионов находится на 3-м месте, после Республики Татарстан и Самарской области.

Считаем, что на уровень развития человеческого капитала в современных условиях оказывает огромное влияние виртуальное и цифровое пространство, в том числе и в образовательном аспекте.

 

Таблица 5 – Индекс человеческого развития в регионах ПФО [7]

Table 5 – Human Development Index in the regions of the Volga Federal District

Приволжский
федеральный округ

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Республика

Башкортостан

0,827

0,832

0,843

0,856

0,826

0,854

0,852

0,859

0,865

0,874

0,819

Республикa

Мордовия

0,809

0,810

0,825

0,832

0,839

0,848

0,850

0,853

0,863

0,866

0,817

Республика

Татарстан

0,864

0,864

0,880

0,888

0,892

0,894

0,896

0,905

0,914

0,921

0,867

Удмуртская

Республика

0,843

0,828

0,840

0,855

0,860

0,862

0,864

0,871

0,878

0,884

0,840

Чувашская

Республикa

0,797

0,810

0,812

0,826

0,838

0,841

0,839

0,843

0,852

0,856

0,804

Пермский край

0,817

0,827

0,841

0,854

0,859

0,863

0,860

0,866

0,876

0,879

0,828

Кировская область

0,792

0,808

0,820

0,827

0,833

0,841

0,842

0,849

0,857

0,856

0,806

Нижегородская

 область

0,818

0,820

0,835

0,843

0,851

0,854

0,851

0,863

0,873

0,874

0,827

Оренбургская

область

0,831

0,842

0,853

0,861

0,867

0,866

0,865

0,870

0,876

0,886

0,843

Пензенская область

0,806

0,802

0,821

0,834

0,845

0,849

0,848

0,853

0,861

0,865

0,815

Самарская область

0,825

0,827

0,840

0,854

0,858

0,865

0,867

0,874

0,884

0,892

0,854

Сарaтовская область

0,820

0,824

0,833

0,841

0,848

0,849

0,850

0,858

0,865

0,867

0,817

Ульяновская область

0,807

0,811

0,830

0,839

0,841

0,842

0,841

0,848

0,858

0,856

0,807

Анализируя данные, приведенные в таблице 6, можно выделить особенности цифровизации хозяйств и организаций в исследуемом регионе: рост количества активных онлайн-пользователей, увеличение объемов и ускорение обмена информационными ресурсами, внимание региональной власти к цифровой грамотности населения.

 

Таблица 6 – Оценка потенциала цифровизации Оренбургской области

Table 6 – Assessment of the digitalization potential of the Orenburg region

№ п/п

Показатель

2018 год

2019 год

Отклонение 2019 к 2018

 

1

Доля организаций, имеющих широкополосный доступ к Интернету,  %

94,3

95,2

+0,9

2

Доля организаций, имеющих web-сайт,  %

54,9

54,6

-0,3

3

Численность активных абонентов фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет на 100 чел. населения, ед.

18,2

18,4

+0,2

4

Число персональных компьютеров на 100 работников, шт.

44,0

45,0

+1,0

5

Удельный вес домашних хозяйств, имеющих персональный компьютер,  %

76,9

78,8

+1,9

6

Организации, использующие  системы электронного документооборота,  %

74,0

77,0

+3,0

7

Доля граждан, использующих механизм получения
государственных и муниципальных услуг в электронном формате,  % [7]

86,5

87,4

+0,9

8

Доля сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления, прошедших обучение в сфере использования информационных технологий,  % [7]

90,0

93,0

+0,3

9

Доля государственных (муниципальных) образовательных организаций, реализующих общие образовательные программы, подключенных к сети Интернет,  % [7]

20,0

40,0

+20,0

10

Доля взаимодействия граждан и организаций с государственными органами в цифровом формате

0,0

30,0

+30,0

 

Вместе с тем проблемами Оренбургской области остаются цифровое неравенство, ведомственный характер внедрения информационно-коммуникационных технологий [12], недостаточное развитие телекоммуникационной инфраструктуры в сельской местности, что указывает на отсутствие баланса направления развития информационной грамотности общества в условиях цифровой экономики.

 

 

Заключение

Результаты проведенного исследования имеют теоретическую и практическую значимость для региональной власти в части разработки стратегических и программных документов в сфере экономики, образования, здравоохранения, направленных на повышение благосостояния населения, что создаст необходимые предпосылки для формирования качественного человеческого капитала в регионе и эффективного использования данного ресурса.  В условиях цифровой интеграции, когда человек служит ведущим звеном, считаем необходимым развивать механизм регулирования со стороны региональной власти сбалансированной системы показателей здравоохранения и образования, что в целом и поможет региону выйти на общую траекторию сбалансированного инновационного развития.

×

About the authors

Yulia V. Zatsarinina

Orenburg State University

Author for correspondence.
Email: zaczarinina56@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8774-2925

external doctorate student, senior lecturer of the Department of Economic Theory

Russian Federation, 13, Pobedy Avenue, Orenburg, 460018, Russian Federation

References

  1. Gabdullin N.M. Modern approaches and methods of measuring human capital. Russian Journal of Innovation Economics, 2018, vol. 8, no. 4, pp. 785–798. DOI: http://dx.doi.org/10.18334/vinec.8.4.39709. (In Russ.)
  2. Bobylev S.M., Grigoriev L.M. Russian Federation Human Development Report, 2019. Moscow: Analiticheskii tsentr pri pravitel'stve Rossiiskoi Federatsii, 2019. (In Russ.)
  3. Zatsarinina Yu.V. Digital transformation as a trend line of innovative balanced development of the region on the example of the Orenburg region. Journal of Economy and entrepreneurship, 2021, no. 8 (133), pp. 1411–1414. DOI: http://doi.org/10.34925/EIP.2021.133.8.277. EDN: https://elibrary.ru/fcrrsd. (In Russ.)
  4. Regions of Russia. Socio-economic indicators, 2021: statistical collection. Moscow, 2021. Available at: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2021.pdf; https://www.gks.ru/bgd/regl/b21_14p/Main.htm. (In Russ.)
  5. Ivanov S.A. Human potential for an innovative economy: multi-authored monograph. Saint Petersburg: GUAP, 2011, 187 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=19972788. EDN: https://elibrary.ru/qvbrln. (In Russ.)
  6. Subbotina T.N., Golikov D.N., Lazutkin V.V. Prospects for the balanced development of the region in the framework of the transition to an innovative development model. Economy and Business: Theory and Practice, 2021, no. 1–2 (71), pp. 137–143. DOI: http://doi.org/10.24411/2411-0450-2021-1085. EDN: https://elibrary.ru/lxryzj. (In Russ.)
  7. UNDP Annual Human Development Reports. Available at: https://hdr.undp.org.
  8. Drobot E.V., Makarov I.N., Nazarenko V.S., Manasyan S.M. Impact of the COVID-19 pandemic on the real economy. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law, 2020, vol. 10, no. 8, pp. 2135–2150. DOI: http://doi.org/10.18334/epp.10.8.110790. EDN: https://elibrary.ru/qxwbcr. (In Russ.)
  9. Smirnov V.V. Theoretical aspects of the formation of the concept and paradigm of effective socio-economic development of the region. Regional Economics: Theory and Practice, 2008, no. 10, pp. 64–74. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=9931043. EDN: https://elibrary.ru/ijiixx. (In Russ.)
  10. Milchakov V.N. Implementation of regional development priorities under the conditions of the covid pandemic. Financial Journal, 2021, vol. 13, no. 2, pp. 93–113. DOI: http://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-2-93-113. EDN: https://elibrary.ru/vvvolz. (In Russ.)
  11. Decree of the Government of the Orenburg region dated 05.11.2009 № 564P «On the state information system «Internet portal of the Orenburg region»». Available at: https://docs.cntd.ru/document/952007570. (In Russ.)
  12. Miusov R. Analysis of the progress and methods of implementation of the state programs of the direction «Balanced Regional Development». Samoupravlenie, 2018, S1, pp. 104–106. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=36517845. EDN: https://elibrary.ru/vnjzjm. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Vestnik of Samara University. Economics and Management

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies