Increasing competitiveness of inland water transport in the Samara region passenger transport market

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The role of inland water transport in the country's economy is determined by the special significance of the functions it performs. Despite the insufficient indicators of transport work, river transport plays an important role in providing for those regions of Russia where the density of railways and roads is low or overloaded, and the waterway network is developed. The study identified the main factors affecting the volume of inland waterway transport. The advantages of using water transport and the main problematic issues in its modern development are indicated. The types of river vessels used in passenger traffic in the Samara region, the state of the existing infrastructure and the degree of development of the route network are analyzed. The possibility of introducing new types of vessels is considered, proposals are made to adjust the existing schedule of movement. An economic assessment of the results of the production activities of the existing and proposed fleet of inland water transport has been carried out. An assessment was made of the prospects for the payback of the investment project for the renewal of the regional fleet of inland waterway transport vessels. The materials of this article can be used in the process of developing and implementing regional programs for the development of river transport, as well as in the educational process in educational institutions when training specialists for the transport complex.

Full Text

Введение

Речной транспорт традиционно был важной составляющей отечественной экономики. С распадом СССР и переходом на рыночную экономику произошло резкое снижение основных показателей перевозочной деятельности на внутреннем водном транспорте, что привело к уменьшению его доли в общем объеме перевозок до 2 % [1; 2].

Самарский регион предрасположен к развитию внутреннего водного транспорта, так как на территории области протекает одна из крупнейших рек России – Волга. Основными проблемами, препятствующими развитию речного транспорта, стали устаревший флот, изношенность компонентов транспортной инфраструктуры отрасли, отсутствие механизмов повышения конкурентоспособности по сравнению с другими видами транспорта, осуществление пассажирских перевозок нелицензированными перевозчиками [3]. Еще одной общей проблемой является рост цен на топливо. Указанные проблемы не позволяют в полной мере использовать преимущества внутреннего водного транспорта в рамках единой транспортной системы области.

Цельб исследования – оценка перспектив обновления парка внутреннего водного транспорта для пассажирских перевозок на территории Самарской области.

 

Ход исследования

Основными стратегическими преимуществами речного транспорта являются: значительные резервы пропускной способности внутренних водных путей, низкая себестоимость перевозок на дальние и средние расстояния, относительно низкие затраты на создание и содержание путей [4]. Активизация использования внутреннего водного транспорта приведет к снижению расходов на содержание автомобильной и железнодорожной составляющих транспортной инфраструктуры, уменьшению негативного воздействия транспорта на окружающую среду [5; 6].

Основным региональным перевозчиком пассажиров внутренним водным транспортом по пригородным маршрутам выступает «Самарское речное пассажирское предприятие» (ООО «СРПП») [7]. Результаты анализа основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «СРПП» свидетельствуют об ухудшении экономического состояния компании. В этой связи необходим поиск путей повышения эффективности деятельности предприятия. В настоящее время одной из основных причин снижения объема перевозок внутренним водным транспортом стал устаревший флот [8].

В навигацию 2021 г. перевозки пассажиров осуществлялись по 4 маршрутам с 17 остановочными пунктами общей протяженностью 120 км. Перевозки осуществляются по направлениям Самара – Рождествено, Самара – Винновка, Осипенко – Гаврилова Поляна, Самара – Зольное. Рейсы выполняются на судах Ом и «Москва». С 2017 по 2019 год действовали скоростные речные маршруты Самара – Тольятти и Самара – Сызрань, выполняемые судами на подводных крыльях «Восход» [9]. В настоящее время данное сообщение отсутствует.

Проведем оценку себестоимости выполнения рейсов существующим парком речных судов. Структура расходов по статьям затрат:

 

,

 

где RОТ – затраты на оплату труда; ЭСН – отчисления на социальные нужды; ЭБП – затраты на бесплатное питание экипажа; ЭТ – затраты на топливо; ЭР – затраты на навигационный ремонт; ЭА – затраты на амортизацию основных фондов; ЭСМ – затраты на смазочные материалы; ЭИП – затраты на износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов; ЭКХО – платежи за комплексное и хозяйственное обслуживание судов и услуги сторонних предприятий; ЭПРОЧ – прочие прямые расходы [10].

В таблице 1 и на рисунке 1 представлены эксплуатационные затраты по всем маршрутам, а также общие затраты на эксплуатацию судов в навигационный период. Итоговые затраты по всем маршрутам составляют около 47 млн руб.

 

Таблица 1 – Эксплуатационные затраты ООО «СРПП»

Table 1 – Operating costs of «Samara River Passenger Enterprise»

Параметр

Маршрут

Самара –
Рождествено

Самара –
Ширяево – Зольное

Самара – Винновка
(с. Осиновка)

Осипенко –
Гаврилова Поляна

Тип судна

Ом

«Москва»

Пассажировместимость, чел.

242

243

Количество судов, ед.

2

1

1

1

Протяженность маршрута, км

6

52

33

19

Период навигации, дн.

207

182

199

188

Общие затраты на выполнение рейсов за навигацию, руб.

17 784 395

11 128 743

10 334 794

7 642 566

 

Создание новых судов внутреннего плавания является приоритетной линией развития речного транспорта [11]. Министерство транспорта Самарской области планирует выделить деньги на покупку новых скоростных судов на подводных крыльях «Валдай-45Р» [12; 13].

Рассмотрим перспективы закупки двух судов «Валдай-45Р» для реализации существующих и предлагаемых маршрутов. Одно судно будет ходить по маршруту Самара – Тольятти и Самара – Ширяево, другое – по маршруту Самара – Сызрань и Осипенко – Гаврилова Поляна. Разработанное в ходе исследования расписание судов представлено в таблице 2.

Рисунок 1 – Структура эксплуатационных затрат ООО «СРПП»

Figure 1 – Operating cost structure of «Samara River Passenger Enterprise»

 

Таблица 2 – Предлагаемое расписание движения судов

Table 2 – Proposed ship timetable

Дни отправления

Маршрут

Тольятти – Самара

Тольятти

Шлюз №21

Шлюз №23

Зольное

Ширяево

Самара

понедельник – четверг

6:00

6:05–6:25

6:30–6:50

7:05

7:25

16:30

8:00

17:05

пятница – воскресенье

6:00

16:00

6:05–6:25

16:05–16:25

6:30–6:50

16:30–16:50

7:05

17:05

7:25

17:25

8:00

18:00

Дни отправления

Самара – Тольятти

Самара

Ширяево

Зольное

Шлюз №23

Шлюз №21

Тольятти

понедельник – четверг

9:30

18:30

10:10

19:05

19:25

19:40–20:00

20:05–20:25

20:30

пятница – воскресенье

9:00

18:30

9:35

19:05

9:55

19:25

10:10–10:30

19:40–20:00

10:35–10:55

20:05–20:25

11:00

20:30

Протяженность
маршрута, км

73

Период навигации

30.04 – 29.10

Дни отправления

Маршрут

Сызрань – Самара

Сызрань

Осиновка

Винновка
(Монастырь)

Самара

Ежедневно

6:00

7:30

7:40

8:15

Дни отправления

Самара – Сызрань

Самара

Винновка
(Монастырь)

Осиновка

Самара

Ежедневно

18:00

18:35

18:45

20:15

Протяженность
маршрута, км

122

Период навигации

30.04 – 29.10

Дни отправления

Маршрут

Осипенко – Гаврилова Поляна

Осипенко

Поляна
им. Фрунзе

Пляж Поляны им. Фрунзе

Подгоры

Гаврилова
Поляна

Ежедневно

8:45

16:15

8:55

16:25

9:05

16:35

9:15

16:45

9:25

16:55

               

Продолжение Таблицы 2

Дни отправления

Гаврилова Поляна – Осипенко

Гаврилова
Поляна

Подгоры

Пляж Поляны им. Фрунзе

Поляна
им. Фрунзе

Осипенко

Ежедневно

10:30

17:00

10:35

17:05

10:45

17:15

10:55

17:25

11:10

17:35

Протяженность
маршрута, км

19

Период навигации

17.04 – 29.10

 

Общая сумма затрат в период навигации составит около 26 млн руб. (таблица 3).

 

Таблица 3 – Затраты по эксплуатации судов «Валдай-45Р», руб.

Table 3 – Operating costs of the vessels «Valdai-45R», RUB.

Маршрут

Статьи затрат

Самара – Тольятти

Самара – Ширяево

Самара – Сызрань

Осипенко – Гаврилова Поляна

RОТ, ЭСН, ЭБП

556 085

582 017

ЭТ

3 678 289

5 252 382

ЭР

2 310 254

2 310 254

ЭА

2 900 000

2 900 000

ЭСМ

136 877

162 608

ЭИП

200 000

200 000

ЭКХО

195 630

228 145

ЭПРОЧ

1 995 427

2 327 081

Э

11 972 562

13 962 487

 

Себестоимость перевозки 1 пассажира рассчитывалась по «Методическим указаниям по расчету тарифов на перевозки пассажиров и багажа речным транспортом в местном сообщении и на переправах», утвержденным Департаментом ценового и тарифного регулирования Самарской области:

1) Ежегодная минимальная прибыль: ,

где S – стоимость судна (S = 100 млн. руб.); Т – срок окупаемости судна (Т = 12 лет);

2) Пассажиропоток: ,

где КЗМ – коэффициент занятости мест (100, 85, 70 %); Р – пассажировместимость судна; np – количество рейсов за навигацию;

3) Себестоимость перевозки 1 пассажира: ,

где Э – эксплуатационные затраты;

4) Минимально необходимая прибыль с билета:

5) Прогнозируемая цена билета:

Как видно из полученных результатов, покрытие затрат на закупку судов «Валдай-45Р» требует установки высоких цен на билеты на перевозку пассажиров (таблица 4). В этих условиях данная услуга будет мало востребована населением региона. Эксплуатация данного типа судна наиболее выгодна при межрегиональных перевозках. В данном случае возможно применение субсидирования перевозок, распределенного в равных долях или пропорционально между регионами. Все это указывает на нецелесообразность коммерческого применения судов «Валдай-45Р» в массовых региональных пассажирских перевозках.

19 ноября 2020 года в Москве, на площадке форума «Транспортная неделя 2020», губернатор Самарской области провел рабочую встречу с заместителем генерального директора ООО «Эмпериум», в ходе которой обсуждалась возможность реализации в регионе инвестиционного проекта по созданию сети городского водного электротранспорта [14; 15].

В рамках инвестиционного проекта планируется закупка 3 судов Ecovolt. Предположим, что два судна будут ходить по маршруту Самара – Рождествено, третье – по маршруту Самара – Шелехметь. Расписание для маршрутов остается прежним. Процедура зарядки выполняется с помощью специальной стационарной станции, стоимость которой 17 млн руб. (таблица 4).

Таблица 4 – Определение цены билета проезда 1 пассажира на «Валдай-45Р»

Table 4 – Determining the price of a ticket for 1 passenger on «Valdai-45R»

Самара – Тольятти

P

np

45

520

КЗМ

N, чел.

C, руб.

П, руб.

Ц, руб.

100 %

23 400

512

356

868

85 %

19 890

602

419

1 021

70 %

16 380

731

509

1 240

Самара – Сызрань

P

np

45

364

КЗМ

N, чел.

C, руб.

П, руб.

Ц, руб.

100 %

16 380

852

509

1 361

85 %

13 923

1 003

599

1 601

70 %

11 466

1 218

727

1 945

Осипенко – Гаврилова Поляна

P

np

45

752

КЗМ

N, чел.

C, руб.

П, руб.

Ц, руб.

100 %

33 840

413

246

659

85 %

28 764

485

290

775

70 %

23 688

589

352

941

      

 

Рассчитанные значения эксплуатационных затрат по маршрутам представлены в таблице 5. Общая сумма составит около 15,5 млн руб. Для наглядности получаемого экономического эффекта сравним данное значение с аналогичными затратами по существующему парку судов, выполняющих рейсы по маршрутам Самара – Рождествено, Самара – Шелехметь (рисунок 2). Общая экономия должна составить около 10 млн руб.

 

Таблица 5 – Затраты по эксплуатации судов Ecovolt

Table 5 – Operating costs of the vessels Ecovolt

Маршрут

Статьи затрат

Самара – Рождествено

Самара – Шелехметь

Количество судов, ед.

2

1

RОТ, ЭСН, ЭБП, руб.

1 264 940

611 227

ЭЭЛ*, руб.

745 343

953 125

ЭР, руб.

1 392 380

696 190

ЭА, руб.

4 000 000

2 000 000

ЭСМ, руб.

360 403

210 823

ЭИП, руб.

320 000

160 000

ЭКХО, руб.

161 661

92 627

ЭПРОЧ, руб.

1 648 945

944 798

Э, руб.

9 893 672

5 668 790

* ЭЭЛ – затраты на электроэнергию.

 

Ecovolt планируется окупить за 6 лет. В инвестиционные затраты, относимые к маршруту Самара – Рождествено, включена стоимость зарядной станции. Тогда ежегодная минимальная прибыль на одно судно должна составить:

для Шелехметь:

 

Рисунок 2 – Сопоставление эксплуатационных затрат существующего и предлагаемого парка судов

Figure 2 – Comparison of operating costs of the existing and proposed fleet of vessels

 

В таблице 6 представлены прогнозируемые цены билетов, которые сопоставимы с существующими.

 

Таблица 6 – Определение цены билета проезда 1 пассажира на Ecovolt

Table 6 – Determining the price of a ticket for 1 passenger on Ecovolt

Самара – Рождествено

P

np

100

2 900

КЗМ

N, чел.

C, руб.

П, руб.

Ц, руб.

100 %

290 000

34

51

85

85 %

246 500

40

60

100

70 %

203 000

49

73

122

Самара – Шелехметь

P

np

100

1 194

КЗМ

N, чел.

C, руб.

П, руб.

Ц, руб.

100 %

119 400

47

112

159

85 %

101 490

56

131

187

70 %

83 580

68

159

227

         

 

В этой связи видится перспективным использование электросудов Ecovolt. Внедрение электросудов позволит в том числе расширить спектр предоставляемых услуг, например внедрить в практику предприятия прогулочные рейсы. Кроме того, использование экологичных судов способствует решению проблемы загрязнения акватории реки Волги.

 

Полученные результаты и выводы

Таким образом, качественное развитие сложной транспортной системы в крупных городах, расположенных на реках, а также повышение эффективного функционирования речного пассажирского сообщения предполагают обновление флота. В связи с этим необходим поиск решений задачи определения такого состава транспортной инфраструктуры внутреннего водного транспорта, при котором в максимальной степени будут удовлетворены требования основных ее субъектов (пассажиров, судовладельцев и государства) по удобству, рентабельности и безопасности.

×

About the authors

Oleg A. Nemchinov

Samara National Research University

Author for correspondence.
Email: nemchinoff-samara@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9624-7264

Candidate of Economics, associate professor, associate professor of the Department of Transport Organization and Management

Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation

Victoria R. Moiseeva

Samara National Research University

Email: moiseewavika@icloud.com
ORCID iD: 0000-0002-1634-5201

student of the IV course of the Institute of Aviation and Rocket and Space Technology

Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation

References

  1. Nekrasov N.A., Varaksa A.M., Fyutik I.G. Economic problems of water transport and opportunities of its development. Ideas and Ideals, 2017, vol. 2, no. 3 (33), pp. 145–153. DOI: http://doi.org/10.17212/2075-0862-2017-3.2-145-153. EDN: https://www.elibrary.ru/zhzrov. (In Russ.)
  2. Volumes of regional and interregional transportation of goods and passengers by inland water transport. Retrieved from the website of the Unified Interdepartmental Information and Statistical System, 2022. Available at: https://www.fedstat.ru/indicator/35049 (accessed 05.11.2021). (In Russ.)
  3. Noskov V.A., Noskov I.V. Development of passenger water transport as a factor in the growth of the passenger capacity of the GRP of the Samara region. Vestnik of Samara State University of Economics, 2015, no. 5 (127), pp. 41–47. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23522827. EDN: https://elibrary.ru/tutmvd. (In Russ.)
  4. Pantina T.A., Borodulina S.A. Criteria and factors of inland water transport competitiveness growth. Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economics, 2018, no. 3, pp. 68–77. DOI: http://doi.org/10.24143/2073-5537-2018-3-68-77. EDN: https://elibrary.ru/xyzdmt. (In Russ.)
  5. Decree of the Government of the Russian Federation dated February 29, 2016 № 327-r «Strategy for the development of inland water transport of the Russian Federation for the period up to 2030». Available at: https://mintrans.gov.ru/documents/8/8910 (accessed 22.11.2021). (In Russ.)
  6. Kartamysheva E.S., Ivanchenko D.S., Beketova E.A. Vessel as a source of environmental pollution. Molodoi uchenyi, 2018, no. 25 (211), pp. 12–15. Available at: https://moluch.ru/archive/211/51586/; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35161967. EDN: https://elibrary.ru/xronyt. (In Russ.)
  7. Official information about the Samara River Passenger Enterprise. Retrieved from the official website of the Samara River Passenger Enterprise, 2022. Available at: http://srpp63.ru/home-2/o-predpriyatii (accessed 22.11.2021) (In Russ.)
  8. List of vessels for which the Samara River Passenger Enterprise is the owner and operator. Retrieved from the official website «FleetPhoto», 2022. Available at: https://fleetphoto.ru/list.php?eid_own=4082 (accessed 25.11.2021). (In Russ.)
  9. Schedule of the high-speed river route «Samara – Togliatti. Retrieved from the official website of the city information portal «Tlt.ru». 2022. Available at: https://tlt.ru/city/stalo-izvestno-raspisanie-skorostnogo-rechnogo-marshruta-samara-tolyatti/1983183 (accessed 10.12.2021). (In Russ.)
  10. Order of the Ministry of Transport of the Russian Federation dated March 08, 1993 № VA-6/152 «Industry instruction on the composition of costs and calculation of the cost of works and services of enterprises of the main activities of river transport». Available at: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=42797 (accessed 28.01.2022). (In Russ.)
  11. Decree of the Government of the Samara region dated February 27, 2015 № 123-r «On approval of the concept for the development of river passenger transport in the Samara region». Available at: https://docs.cntd.ru/document/450246949 (accessed 25.01.2022). (In Russ.)
  12. Characteristics of the vessel VALDAI-45R. Retrieved from the official website of the Alekseyev Central Hydrofoil Design Bureau, 2022. Available at: http://www.ckbspk.ru/products/suda-na-podvodnyih-kryilyah/valdaj-45r/ (accessed 07.02.2022). (In Russ.)
  13. Rudy D.I., Domke T.G. The urgency of the problem of energy efficiency of ships of sea and river fleet. In: Innovative development of modern science: problems, patterns, prospects: collection of articles of the V International research and practical conference (December 10, 2017). Penza: Nauka i Prosveshchenie, 2017, pp. 124–127. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32207109. EDN: https://elibrary.ru/ykiawq. (In Russ.)
  14. Characteristics of the vessel ECOVOLT. Retrieved from the official website of NPK Morsvyazavtomatica, 2022. Available at: https://emperium.ru/ecovolt (accessed 07.02.2022). (In Russ.)
  15. Yagoferov A.A., Chabanov E.A. Prospects for the development of ships with fully electric power and power plants. In: Transport: problems, goals, prospects (Transport 2020): materials of the All-Russian research and technical conference (February 15, 2020). Perm: Permskii filial VGUVT, 2020, pp. 138–141. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42893785. EDN: https://elibrary.ru/grssgj. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Vestnik of Samara University. Economics and Management

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies