Повышение конкурентоспособности внутреннего водного транспорта на рынке пассажирских перевозок Самарской области

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Роль внутреннего водного транспорта в экономике страны определяется особой значимостью выполняемых им функций. Несмотря на недостаточные показатели транспортной работы, речной транспорт играет важную роль в обеспечении тех регионов России, где плотность железных и автомобильных дорог низкая или перегружена, а сеть водных путей развита. В ходе исследования определены основные факторы, влияющие на объем перевозок внутренним водным транспортом. Обозначены преимущества использования водного транспорта и основные проблемные вопросы в современном его развитии. Проанализированы типы применяемых в Самарской области в пассажирских перевозках речных судов, состояние существующей инфраструктуры и развитость маршрутной сети. Рассмотрена возможность внедрения новых типов судов, сделаны предложения по корректировке существующего расписания движения. Выполнена экономическая оценка результатов производственной деятельности существующего и предлагаемого парка внутреннего водного транспорта. Проведена оценка перспектив окупаемости инвестиционного проекта по обновлению регионального парка судов внутреннего водного транспорта. Материалы данной статьи могут быть использованы в процессе разработки и реализации региональных программ развития речного транспорта, а также в учебном процессе в образовательных организациях при подготовке специалистов для транспортного комплекса.

Полный текст

Введение

Речной транспорт традиционно был важной составляющей отечественной экономики. С распадом СССР и переходом на рыночную экономику произошло резкое снижение основных показателей перевозочной деятельности на внутреннем водном транспорте, что привело к уменьшению его доли в общем объеме перевозок до 2 % [1; 2].

Самарский регион предрасположен к развитию внутреннего водного транспорта, так как на территории области протекает одна из крупнейших рек России – Волга. Основными проблемами, препятствующими развитию речного транспорта, стали устаревший флот, изношенность компонентов транспортной инфраструктуры отрасли, отсутствие механизмов повышения конкурентоспособности по сравнению с другими видами транспорта, осуществление пассажирских перевозок нелицензированными перевозчиками [3]. Еще одной общей проблемой является рост цен на топливо. Указанные проблемы не позволяют в полной мере использовать преимущества внутреннего водного транспорта в рамках единой транспортной системы области.

Цельб исследования – оценка перспектив обновления парка внутреннего водного транспорта для пассажирских перевозок на территории Самарской области.

 

Ход исследования

Основными стратегическими преимуществами речного транспорта являются: значительные резервы пропускной способности внутренних водных путей, низкая себестоимость перевозок на дальние и средние расстояния, относительно низкие затраты на создание и содержание путей [4]. Активизация использования внутреннего водного транспорта приведет к снижению расходов на содержание автомобильной и железнодорожной составляющих транспортной инфраструктуры, уменьшению негативного воздействия транспорта на окружающую среду [5; 6].

Основным региональным перевозчиком пассажиров внутренним водным транспортом по пригородным маршрутам выступает «Самарское речное пассажирское предприятие» (ООО «СРПП») [7]. Результаты анализа основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «СРПП» свидетельствуют об ухудшении экономического состояния компании. В этой связи необходим поиск путей повышения эффективности деятельности предприятия. В настоящее время одной из основных причин снижения объема перевозок внутренним водным транспортом стал устаревший флот [8].

В навигацию 2021 г. перевозки пассажиров осуществлялись по 4 маршрутам с 17 остановочными пунктами общей протяженностью 120 км. Перевозки осуществляются по направлениям Самара – Рождествено, Самара – Винновка, Осипенко – Гаврилова Поляна, Самара – Зольное. Рейсы выполняются на судах Ом и «Москва». С 2017 по 2019 год действовали скоростные речные маршруты Самара – Тольятти и Самара – Сызрань, выполняемые судами на подводных крыльях «Восход» [9]. В настоящее время данное сообщение отсутствует.

Проведем оценку себестоимости выполнения рейсов существующим парком речных судов. Структура расходов по статьям затрат:

 

,

 

где RОТ – затраты на оплату труда; ЭСН – отчисления на социальные нужды; ЭБП – затраты на бесплатное питание экипажа; ЭТ – затраты на топливо; ЭР – затраты на навигационный ремонт; ЭА – затраты на амортизацию основных фондов; ЭСМ – затраты на смазочные материалы; ЭИП – затраты на износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов; ЭКХО – платежи за комплексное и хозяйственное обслуживание судов и услуги сторонних предприятий; ЭПРОЧ – прочие прямые расходы [10].

В таблице 1 и на рисунке 1 представлены эксплуатационные затраты по всем маршрутам, а также общие затраты на эксплуатацию судов в навигационный период. Итоговые затраты по всем маршрутам составляют около 47 млн руб.

 

Таблица 1 – Эксплуатационные затраты ООО «СРПП»

Table 1 – Operating costs of «Samara River Passenger Enterprise»

Параметр

Маршрут

Самара –
Рождествено

Самара –
Ширяево – Зольное

Самара – Винновка
(с. Осиновка)

Осипенко –
Гаврилова Поляна

Тип судна

Ом

«Москва»

Пассажировместимость, чел.

242

243

Количество судов, ед.

2

1

1

1

Протяженность маршрута, км

6

52

33

19

Период навигации, дн.

207

182

199

188

Общие затраты на выполнение рейсов за навигацию, руб.

17 784 395

11 128 743

10 334 794

7 642 566

 

Создание новых судов внутреннего плавания является приоритетной линией развития речного транспорта [11]. Министерство транспорта Самарской области планирует выделить деньги на покупку новых скоростных судов на подводных крыльях «Валдай-45Р» [12; 13].

Рассмотрим перспективы закупки двух судов «Валдай-45Р» для реализации существующих и предлагаемых маршрутов. Одно судно будет ходить по маршруту Самара – Тольятти и Самара – Ширяево, другое – по маршруту Самара – Сызрань и Осипенко – Гаврилова Поляна. Разработанное в ходе исследования расписание судов представлено в таблице 2.

Рисунок 1 – Структура эксплуатационных затрат ООО «СРПП»

Figure 1 – Operating cost structure of «Samara River Passenger Enterprise»

 

Таблица 2 – Предлагаемое расписание движения судов

Table 2 – Proposed ship timetable

Дни отправления

Маршрут

Тольятти – Самара

Тольятти

Шлюз №21

Шлюз №23

Зольное

Ширяево

Самара

понедельник – четверг

6:00

6:05–6:25

6:30–6:50

7:05

7:25

16:30

8:00

17:05

пятница – воскресенье

6:00

16:00

6:05–6:25

16:05–16:25

6:30–6:50

16:30–16:50

7:05

17:05

7:25

17:25

8:00

18:00

Дни отправления

Самара – Тольятти

Самара

Ширяево

Зольное

Шлюз №23

Шлюз №21

Тольятти

понедельник – четверг

9:30

18:30

10:10

19:05

19:25

19:40–20:00

20:05–20:25

20:30

пятница – воскресенье

9:00

18:30

9:35

19:05

9:55

19:25

10:10–10:30

19:40–20:00

10:35–10:55

20:05–20:25

11:00

20:30

Протяженность
маршрута, км

73

Период навигации

30.04 – 29.10

Дни отправления

Маршрут

Сызрань – Самара

Сызрань

Осиновка

Винновка
(Монастырь)

Самара

Ежедневно

6:00

7:30

7:40

8:15

Дни отправления

Самара – Сызрань

Самара

Винновка
(Монастырь)

Осиновка

Самара

Ежедневно

18:00

18:35

18:45

20:15

Протяженность
маршрута, км

122

Период навигации

30.04 – 29.10

Дни отправления

Маршрут

Осипенко – Гаврилова Поляна

Осипенко

Поляна
им. Фрунзе

Пляж Поляны им. Фрунзе

Подгоры

Гаврилова
Поляна

Ежедневно

8:45

16:15

8:55

16:25

9:05

16:35

9:15

16:45

9:25

16:55

               

Продолжение Таблицы 2

Дни отправления

Гаврилова Поляна – Осипенко

Гаврилова
Поляна

Подгоры

Пляж Поляны им. Фрунзе

Поляна
им. Фрунзе

Осипенко

Ежедневно

10:30

17:00

10:35

17:05

10:45

17:15

10:55

17:25

11:10

17:35

Протяженность
маршрута, км

19

Период навигации

17.04 – 29.10

 

Общая сумма затрат в период навигации составит около 26 млн руб. (таблица 3).

 

Таблица 3 – Затраты по эксплуатации судов «Валдай-45Р», руб.

Table 3 – Operating costs of the vessels «Valdai-45R», RUB.

Маршрут

Статьи затрат

Самара – Тольятти

Самара – Ширяево

Самара – Сызрань

Осипенко – Гаврилова Поляна

RОТ, ЭСН, ЭБП

556 085

582 017

ЭТ

3 678 289

5 252 382

ЭР

2 310 254

2 310 254

ЭА

2 900 000

2 900 000

ЭСМ

136 877

162 608

ЭИП

200 000

200 000

ЭКХО

195 630

228 145

ЭПРОЧ

1 995 427

2 327 081

Э

11 972 562

13 962 487

 

Себестоимость перевозки 1 пассажира рассчитывалась по «Методическим указаниям по расчету тарифов на перевозки пассажиров и багажа речным транспортом в местном сообщении и на переправах», утвержденным Департаментом ценового и тарифного регулирования Самарской области:

1) Ежегодная минимальная прибыль: ,

где S – стоимость судна (S = 100 млн. руб.); Т – срок окупаемости судна (Т = 12 лет);

2) Пассажиропоток: ,

где КЗМ – коэффициент занятости мест (100, 85, 70 %); Р – пассажировместимость судна; np – количество рейсов за навигацию;

3) Себестоимость перевозки 1 пассажира: ,

где Э – эксплуатационные затраты;

4) Минимально необходимая прибыль с билета:

5) Прогнозируемая цена билета:

Как видно из полученных результатов, покрытие затрат на закупку судов «Валдай-45Р» требует установки высоких цен на билеты на перевозку пассажиров (таблица 4). В этих условиях данная услуга будет мало востребована населением региона. Эксплуатация данного типа судна наиболее выгодна при межрегиональных перевозках. В данном случае возможно применение субсидирования перевозок, распределенного в равных долях или пропорционально между регионами. Все это указывает на нецелесообразность коммерческого применения судов «Валдай-45Р» в массовых региональных пассажирских перевозках.

19 ноября 2020 года в Москве, на площадке форума «Транспортная неделя 2020», губернатор Самарской области провел рабочую встречу с заместителем генерального директора ООО «Эмпериум», в ходе которой обсуждалась возможность реализации в регионе инвестиционного проекта по созданию сети городского водного электротранспорта [14; 15].

В рамках инвестиционного проекта планируется закупка 3 судов Ecovolt. Предположим, что два судна будут ходить по маршруту Самара – Рождествено, третье – по маршруту Самара – Шелехметь. Расписание для маршрутов остается прежним. Процедура зарядки выполняется с помощью специальной стационарной станции, стоимость которой 17 млн руб. (таблица 4).

Таблица 4 – Определение цены билета проезда 1 пассажира на «Валдай-45Р»

Table 4 – Determining the price of a ticket for 1 passenger on «Valdai-45R»

Самара – Тольятти

P

np

45

520

КЗМ

N, чел.

C, руб.

П, руб.

Ц, руб.

100 %

23 400

512

356

868

85 %

19 890

602

419

1 021

70 %

16 380

731

509

1 240

Самара – Сызрань

P

np

45

364

КЗМ

N, чел.

C, руб.

П, руб.

Ц, руб.

100 %

16 380

852

509

1 361

85 %

13 923

1 003

599

1 601

70 %

11 466

1 218

727

1 945

Осипенко – Гаврилова Поляна

P

np

45

752

КЗМ

N, чел.

C, руб.

П, руб.

Ц, руб.

100 %

33 840

413

246

659

85 %

28 764

485

290

775

70 %

23 688

589

352

941

      

 

Рассчитанные значения эксплуатационных затрат по маршрутам представлены в таблице 5. Общая сумма составит около 15,5 млн руб. Для наглядности получаемого экономического эффекта сравним данное значение с аналогичными затратами по существующему парку судов, выполняющих рейсы по маршрутам Самара – Рождествено, Самара – Шелехметь (рисунок 2). Общая экономия должна составить около 10 млн руб.

 

Таблица 5 – Затраты по эксплуатации судов Ecovolt

Table 5 – Operating costs of the vessels Ecovolt

Маршрут

Статьи затрат

Самара – Рождествено

Самара – Шелехметь

Количество судов, ед.

2

1

RОТ, ЭСН, ЭБП, руб.

1 264 940

611 227

ЭЭЛ*, руб.

745 343

953 125

ЭР, руб.

1 392 380

696 190

ЭА, руб.

4 000 000

2 000 000

ЭСМ, руб.

360 403

210 823

ЭИП, руб.

320 000

160 000

ЭКХО, руб.

161 661

92 627

ЭПРОЧ, руб.

1 648 945

944 798

Э, руб.

9 893 672

5 668 790

* ЭЭЛ – затраты на электроэнергию.

 

Ecovolt планируется окупить за 6 лет. В инвестиционные затраты, относимые к маршруту Самара – Рождествено, включена стоимость зарядной станции. Тогда ежегодная минимальная прибыль на одно судно должна составить:

для Шелехметь:

 

Рисунок 2 – Сопоставление эксплуатационных затрат существующего и предлагаемого парка судов

Figure 2 – Comparison of operating costs of the existing and proposed fleet of vessels

 

В таблице 6 представлены прогнозируемые цены билетов, которые сопоставимы с существующими.

 

Таблица 6 – Определение цены билета проезда 1 пассажира на Ecovolt

Table 6 – Determining the price of a ticket for 1 passenger on Ecovolt

Самара – Рождествено

P

np

100

2 900

КЗМ

N, чел.

C, руб.

П, руб.

Ц, руб.

100 %

290 000

34

51

85

85 %

246 500

40

60

100

70 %

203 000

49

73

122

Самара – Шелехметь

P

np

100

1 194

КЗМ

N, чел.

C, руб.

П, руб.

Ц, руб.

100 %

119 400

47

112

159

85 %

101 490

56

131

187

70 %

83 580

68

159

227

         

 

В этой связи видится перспективным использование электросудов Ecovolt. Внедрение электросудов позволит в том числе расширить спектр предоставляемых услуг, например внедрить в практику предприятия прогулочные рейсы. Кроме того, использование экологичных судов способствует решению проблемы загрязнения акватории реки Волги.

 

Полученные результаты и выводы

Таким образом, качественное развитие сложной транспортной системы в крупных городах, расположенных на реках, а также повышение эффективного функционирования речного пассажирского сообщения предполагают обновление флота. В связи с этим необходим поиск решений задачи определения такого состава транспортной инфраструктуры внутреннего водного транспорта, при котором в максимальной степени будут удовлетворены требования основных ее субъектов (пассажиров, судовладельцев и государства) по удобству, рентабельности и безопасности.

×

Об авторах

Олег Александрович Немчинов

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: nemchinoff-samara@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9624-7264

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры организации и управления перевозками на транспорте

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Виктория Романовна Моисеева

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: moiseewavika@icloud.com
ORCID iD: 0000-0002-1634-5201

студент IV курса института авиационной и ракетно-космической техники

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. Некрасов Н.А., Варакса А.М., Фютик И.Г. Экономические проблемы внутреннего водного транспорта и перспективы его развития // Идеи и идеалы. 2017. Т. 2, № 3 (33). С. 145–153. DOI: http://doi.org/10.17212/2075-0862-2017-3.2-145-153. EDN: https://www.elibrary.ru/zhzrov.
  2. Объемы региональных и межрегиональных перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом // Сайт Единой межведомственной информационно-статистической системы. 2022. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/35049 (дата обращения: 05.11.2021).
  3. Носков В.А., Носков И.В. Развитие пассажирского водного транспорта как фактор роста пассажироемкости ВРП Самарской области // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015. № 5 (127). С. 41–47. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23522827. EDN: https://elibrary.ru/tutmvd.
  4. Пантина Т.А., Бородулина С.А. Критерии и факторы роста конкурентоспособности внутреннего водного транспорта // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2018. № 3. С. 68–77. DOI: http://doi.org/10.24143/2073-5537-2018-3-68-77. EDN: https://elibrary.ru/xyzdmt.
  5. Распоряжение Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 327-р «Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерация на период до 2030 года». URL: https://mintrans.gov.ru/
  6. documents/8/8910 (дата обращения: 22.11.2021).
  7. Картамышева Е.С., Иванченко Д.С., Бекетова Е.А. Судно как источник загрязнения окружающей среды // Молодой ученый. 2018. № 25 (211). С. 12–15. URL: https://moluch.ru/archive/211/51586; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35161967. EDN: https://elibrary.ru/xronyt.
  8. Официальная информация о предприятии «Самарское речное пассажирское предприятие» // Сайт Самарского речного пассажирского предприятия. 2022. URL: http://srpp63.ru/home-2/o-predpriyatii (дата обращения: 22.11.2021).
  9. Список судов, для которых «Самарское речное пассажирское предприятие» является владельцем и оператором // Сайт «Водный транспорт». 2022. URL: https://fleetphoto.ru/list.php?eid_own=4082 (дата обращения: 25.11.2021).
  10. Расписание скоростного речного маршрута «Самара – Тольятти» // Сайт городского информационного портала «Tlt.ru». 2022. URL: https://tlt.ru/city/stalo-izvestno-raspisanie-skorostnogo-rechnogo-marshruta-samara-tolyatti/1983183 (дата обращения: 10.12.2021).
  11. Приказ Министерства транспорта РФ от 08 марта 1993 г. № ВА-6/152 «Отраслевая инструкция по составу затрат и калькуляции себестоимости работ и услуг предприятий основной деятельности речного транспорта». URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=42797 (дата обращения: 28.01.2022).
  12. Распоряжение Правительства Самарской области от 27 февраля 2015 г. № 123-р «Об утверждении концепции развития речного пассажирского транспорта Самарской области». URL: https://
  13. docs.cntd.ru/document/450246949 (дата обращения: 25.01.2022).
  14. Характеристики судна ВАЛДАЙ-45Р // Сайт Центрального конструкторского бюро им. Р.Е. Алексеева. 2022. URL: http://www.ckbspk.ru/products/suda-na-podvodnyih-kryilyah/valdaj-45r (дата обращения: 07.02.2022).
  15. Руди Д.И., Домке Т.Г. Актуальность проблемы повышения энергоэффективности судов морского и речного флота // Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы: сборник статей V Международной научно-практической конференции (10 декабря 2017 г.). Пенза: Наука и Просвещение, 2017. С. 124–127. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32207109. EDN: https://elibrary.ru/ykiawq.
  16. Характеристики судна ECOVOLT // Сайт НПК «Морсвязьавтоматика». 2022. URL: https://emperium.ru/ecovolt (дата обращения: 07.02.2022)
  17. Ягоферов А.А., Чабанов Е.А. Перспективы развития судов с полностью электрическими энергетической и силовой установками // Транспорт: проблемы, цели, перспективы (Транспорт 2020): материалы всероссийской научно-технической конференции (15 февраля 2020 г.). Пермь: Пермский филиал ВГУВТ, 2020. С. 138–141. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42893785. EDN: https://elibrary.ru/grssgj.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник Самарского университета. Экономика и управление, 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах