ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦКУРСОВ О ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ СТУДЕНТАМ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

О. Н. Орлова

Аннотация


Изучение современного города как сложной системы предполагает междисциплинарный подход. Вследствие этого городское пространство стало объектом интереса для разных наук: экономики, социологии, педагогики, политологии, культурологии, антропологии, филологии и многих других. Городская тематика вызвала научный интерес у широкого круга специалистов. Ответом на эту тенденцию стало появление учебных программ о городе, городском пространстве и методических рекомендаций для будущих историков, философов, социологов, культурологов, экономистов, управленцев. В статье проанализированы программы спецкурсов и методические рекомендации по философии города, социологии города, городской антропологии, экономики города, урбанистике для студентов гуманитарных специальностей в российских вузах. Анализ программ базировался на трех образовательных задачах, выделенных в соответствии с современным общественным запросомк городским исследованиям: 1) развитие способностей студентов к конструктивному междисциплинарному диалогу с другими специалистами по вопросам модернизации и исследования городской среды; 2) формирование умения студентов анализировать сложные городские процессы с точки зрения философии, культурологии, социологии, экономики, управленческих технологий и других наук; 3) формирование у студентов понимания, как в рамках своих узкопрофессиональных умений они могут влиять на развитие города, городских пространств. Были изучены образовательные программы о городе и методические рекомендации, разработанные для студентов-гуманитариев в высших учебных заведениях России. Отмечено, что дисциплины о городе для студентов гуманитарных специальностей имеют много пересечений в списке литературы, что впоследствии может дать возможность студентам разных направлений подготовки выстраивать конструктивный диалог по поводу городского пространства.


Ключ. слова


спецкурсы о городе, преподавание, гуманитарная специальность, междисциплинарный подход.

Полный текст:

PDF

Список литературы

Берджесс Э. Рост города: Введение в исследовательский проект // Личность, культура, общество. 2002. Т. 4. Вып. 1–2. С. 169–181. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9158320 (дата обращения: 30.05.2018).
Вебер М. Город // Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. 704 с. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/vebobr/index.php (дата обращения: 30.05.2018).
Вирт Л. Урбанизм как образ жизни // Вирт Л. Избранные работы по социологии. М.: ИНИОН РАН, 2005. С. 93–118.
Глазычев В.Л. Урбанистика. М.: Европа, 2008. 220 с. URL: https://www.twirpx.com/file/998419.
Джекобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов / пер. с англ. М.: Новое издательство, 2011. 460 с. URL: http://socioline.ru/book/dzhejn-dzhekobs-smert-i-zhizn-bolshih-amerikanskih-gorodov.
Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. № 3–4, 2002. С. 23–34. URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/34/02.pdf (дата обращения: 30.05.2018).
Карпов М. «Везде деградировавший ландшафт». Урбанист Святослав Мурунов о том, почему в России нет позитивных примеров развития городов // Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/articles/2015/05/30/murunov/ (дата обращения: 30.05.2018).
Линч К. Образ города / пер. с англ. В.Л. Глазычева. М.: Стройиздат, 1982. 328 с.
Микроурбанизм. Город в деталях / сб. ст.; под отв. ред. О. Бредниковой, О. Запорожец. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 352 с.
Парк Р.Э. Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2000. № 3. С. 136–150. URL: https://sociologica.hse.ru/data/2011/03/14/1211453107/5_1_3.pdf (дата обращения: 30.05.2018).
Шипулина Н.Б. Культурная антропология города: программа учебной дисциплины по направлению 44.03.01 Педагогическое образование // Наука и образование ONLINE. URL: https://pedagog.eee-science.ru/listing/kulturnaya-antropologiya-goroda-programma-uchebnoj-distsipliny-po-napravleniyu-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie (дата обращения: 30.05.2018).
Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: / пер. с польск. Н.В. Морозовой, авт. вступ. ст. Н.Е. Покровский. М.: Логос, 2007. 168 с.


DOI: http://dx.doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-2-50-55

Ссылки

  • Ссылки не определены.


 

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.

 

ISSN: 2542-0445