«ПРОПОВЕДЬ ТОЛСТОГО»: ОБРАЗ Л.Н. ТОЛСТОГО В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННИКОВ (К ПРОБЛЕМЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ)

А. Е. Пурыгин

Аннотация


В статье рассматривается образ Льва Толстого, сложившийся в исторической памяти русского народа. Анализу подвергается не сама личность великого русского писателя, а память о нем, живущая в сознании людей искусства и нашедшая отражение в произведениях живописи, связанных с личностью Л.Н. Толстого и с его произведениями. Анализируется полисемантизм различных интерпретаций, достраивание образа со стороны автора и зрителя. Показывается, как образы Толстого и его произведений отражали коллективную идентичность общества, изменяющуюся в различные исторические эпохи, и влияли на нее. Три художника эпохи русского реализма второй половины XIX века создают портреты великого писателя, ставшие фактически его иконографией: И.Е. Репин, Н.Н. Ге и И.Н. Крамской. Л.Н. Толстой предстает на портретах не только в качестве выдающегося современника художников, но и как квинтэссенция эстетической системы реализма: «прекрасное – есть жизнь». Следовательно, образ Л.Н. Толстого закладывается в культурную память еще и в качестве составной части диcкурса человека эпохи реализма. Художники, создававшие образ Л.Н. Толстого, оказывались, таким образом, творцами культурного героя, визуального символа отечественной культуры. Но все три образа писателя, запечатленные в работах художников, оказываются «в плену» «демонов» их создателей: понимания роли и предназначения искусства и влияния на них самих учения Л.Н. Толстого. В результате народный герой наделяется субъективными чертами художественной рефлексии авторов. И с этими субъективными чертами он отправляется в дальнейшее «путешествие» по культурной памяти, синтезируя стереотипное и индивидуальное, тем самым отдаляя символ от реальности.


Ключ. слова


Л.Н. Толстой, историческая память, искусствознание, живопись, И.Е. Репин, Н.Н. Ге, И.Н. Крамской, человек эпохи реализма, семиотика поведения, эстетика, этика, мораль.

Полный текст:

PDF

Список литературы

Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. М., 1995.
Вишленкова Е.А. Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому». М., 2011.
Знаменитые русские художники. Биографический словарь. СПб., 2000.
Крамской И.Н. Письма. Статьи. Т. 2. М.: Искусство, 1965.
Панченко А.М. Боярыня Морозова – символ и личность // Панченко А.М. Я эмигрировал в Древнюю Русь. СПб., 2005 а.
Панченко А.М. Русский поэт, или Мирская святость как религиозно-культурная проблема // Я эмигрировал в Древнюю Русь. СПб., 2005 б.
Репин И.Е. Далекое близкое / Чуковский К.И. М.: Искусство, 1953.
Репин И.Е. Ге Н.Н. и наши претензии к искусству // История русской живописи. М., 2010 а.
Репин И.Е. Письма об искусстве // История русской живописи. М., 2010 б.
Стасов В.В. Избр. соч. Т. 1. М., 1952.
Стасов В.В. Просветитель по части художества (1897) // История русской живописи. М., 2010.
Толстая С.А. Моя жизнь. URL: http://www.a-z.ru/women/texts/tolstayar.htm (дата обращения: 12.01.2018).
Толстой Л.Н. В чем моя вера? // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. Т. 23. М., 1928.
Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности // Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений: в 15 т. Т. 2. М.: Гослитиздат, 1949.
Фет А. Жизнь Степановки, или Лирическое хозяйство. М., 2001.


DOI: http://dx.doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-1-18-22

Ссылки

  • Ссылки не определены.


 

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.

 

ISSN: 2542-0445