Том 15, № 2 (2020)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Обеспечение права на защиту на стадии апелляционного производства по уголовному делу: проблемы теории и практики

Качалова О.В., Вдовин С.А.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы обеспечения права на защиту на стадии апелляционного производства, выявляются проблемы системного характера, препятствующие эффективной реализации данного права. Методологическая основа статьи проявляется через диалектический, формально-юридический, конкретно-социологический, а также методы анализа и синтеза. Авторы приходят к выводу, что структурно-логическими элементами обеспечения права обвиняемого на защиту на стадии апелляционного производства по уголовному делу являются: субъекты, осуществляющие защиту обвиняемого; обязанности адвоката-защитника по реализации права обвиняемого на защиту на стадии апелляционного производства по делу; субъекты, которые в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона обязаны обеспечивать право обвиняемого на защиту; обязанности судов первой и апелляционной инстанций, возложенные на них уголовно-процессуальным законом, корреспондирующие правам обвиняемого, его защитника и законного представителя и образующие в своей совокупности систему обеспечительных мер, необходимых для реализации права обвиняемого на защиту; правомочия обвиняемого, его защитника и законного представителя, посредством которых реализуется конституционное право на защиту; гарантии права обвиняемого на защиту. Единственным основанием для ограничения права на защиту является злоупотребление правом стороной защиты. Факт злоупотребления правом может быть установлен только судом, о злоупотреблении правом не может свидетельствовать исключительно внешнее выражение действий участников процесса. Вопрос о наличии или отсутствии злоупотребления правом на защиту должен разрешаться судом на основании совокупности фактических обстоятельств и процессуальных особенностей каждой индивидуальной ситуации. Система правомочий, составляющих содержание права обвиняемого на защиту на стадии апелляционного производства по делу, состоит из двух взаимосвязанных элементов, включающих правомочия, реализуемые на этапе подачи апелляционной жалобы и до начала судебного заседания суда апелляционной инстанции, а также правомочия, которыми обладает сторона защиты непосредственно при рассмотрении уголовного дела в судебном заседании суда апелляционной инстанции.

Юридический аналитический журнал. 2020;15(2):7-16
pages 7-16 views

Понятие космического права

Кривокапич Б.

Аннотация

Учитывая, что перед нами прорывы в завоевании космоса, можно ожидать, что снова станут актуальными некоторые основные вопросы, касающиеся названия и содержания права, которое регулирует отношения связи с космосом. Первая часть статьи посвящена названию этой отрасли права и заканчивается утверждением о том, что в настоящее время термин «космическое право» является удачным и наиболее широко принятым. Во второй части автор указывает, что многие научные труды и официальные документы вообще не определяют термин «космическое право». Существует даже мнение, что совсем невозможно определить из чего следует космическое право. Автор считает, что необходимо проводить различие между национальным космическим правом государств и международным космическим правом (космическое право в узком смысле – отрасль международного права, содержащая правовые нормы, регулирующие отношения связи с космосом и в космосе, а в частности режим этого пространства и небесных тел, в нем содержатся исследования и эксплуатация космоса, режим навигации в космосе, правовое положение космонавтов и космических объектов, международно-правовая ответственность за ущерб, причиненный космической деятельностью и т.д.). Кроме того, можно также говорить о космическом праве в широком смысле, которое, в дополнение к нормам космического права в узком смысле, может включать нормы, которые являются частью «мягкого права», соглашения и правовые обычаи между государствами и негосударственными субъектами, и даже в какой-то момент так называемое метаправо (право, которое, возможно, когда-нибудь будет регулировать отношения между человечеством и существами из других миров).

Юридический аналитический журнал. 2020;15(2):17-35
pages 17-35 views

Декларация о независимости Армении: непроходимая гарантия охраны государственности

Гамбарян А.С.

Аннотация

В статье анализируются коллизионное правовое соотношение Декларации независимости Армения 1990 года и Конституции, международных договоров и законов. В качестве методов исследования выбраны аксиоматичный, сравнительный, анализ и синтез, индукция. В работе автор отмечает, что Декларация независимости является постоянным (вечным) пре-конституционным, над-нормативным правовым документом, закрепляющим принципы охраны государственности Армении. Декларация независимости является критерием определения, в какой мере конституционные нормы обладают способности охраны государственности, а также выявления государственно-охранительных рисков. Никакая Конституция не может быть вынесена на референдум или принята иным образом, если она противоречит Декларации независимости. Международные договоры, а также все другие нормативные правовые акты не должны противоречить основным принципам армянской государственности и общенациональным целям, закрепленным в Декларации независимости.

Юридический аналитический журнал. 2020;15(2):36-44
pages 36-44 views

Врачебная ошибка при оказании медицинской помощи как основание для обращения в суд за судебной защитой

Ткачева Н.Н.

Аннотация

Вопросы качества оказания медицинской помощи в Российской Федерации активно обсуждаются как учеными, так и практическими работниками, кроме этого, данный вопрос особо интересен непосредственным получателям данной помощи, то есть гражданам. В целях всестороннего исследования эффективной защиты нарушенных прав пациентов в настоящей работе изучается природа врачебных ошибок, а также отношение к ним самих пациентов и врачей. В данной работе использовались формально-юридические методы. Подробно исследуется алгоритм действий до обращения в суд заинтересованного лица, чье право нарушено некачественным оказанием медицинской помощи, в контексте их влияния на конечный результат судебной защиты, которая осуществляется путем вынесения законного и обоснованного решения по делу. Автором анализируются действия, совершение которых необходимо в случаях, когда был причинен вред здоровью ненадлежащим оказанием медицинской услуги медицинским учреждением или непосредственно врачом, осуществляющим частную практику, начиная с момента установления факта совершения врачебной ошибки путем проведения экспертизы и заканчивая составлением и предъявлением искового заявления в суд в порядке ст. 131 и ст. 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Исследуются субъектный состав лиц по делам о защите прав пациентов, вопросы подсудности, требования к форме и содержанию искового заявления. Работа проиллюстрирована примерами из судебной практики, свидетельствующими о многообразии случаев нарушения прав пациентов, трудностях, которые могут возникнуть в процессе доказывания истцом своей позиции по делу, а также исключительности отдельных средств доказывания по данной категории дел, такого как заключение эксперта. 

Юридический аналитический журнал. 2020;15(2):45-57
pages 45-57 views

Согласование кредитором перевода долга: правовые формы, порядок, значение

Поваров Ю.С.

Аннотация

В работе каталогизируются и детально изучаются (в том числе в сравнительно-правовом срезе) различные правовые формы согласования кредитором перехода долга в силу сделки и по основаниям, предусмотренным законом. Главное внимание, прежде всего, уделяется дискуссионным вопросам касательно соотношения централизованной и индивидуальной регламентации соответствующих отношений, видового многообразия способов согласования перевода долга (модели «согласие – односторонняя сделка», «согласие как условие договора» и др.), характера воздействия (не)дачи разрешения кредитором на судьбу заключенного без его участия договора о передаче долговых обязательств, сопоставления режимов предварительного и последующего согласования. Методологическую основу исследования составили общетеоретические (формальной и диалектической логики) и частнонаучные (юридико-догматический, толкования правовых норм, правового моделирования, сравнительно-правовой) методы. В итоге автором обосновывается целесообразность корректировки законоположений в направлении четкого сопряжения общих предписаний о согласии на совершение сделки и специальных правил о согласии на перевод долга, а также с целью устранения неопределенности по актуальным моментам получения одобрительного кредиторского волеизъявления (предмет согласования, сущность ничтожности перевода долга, допустимость использования конструкций «обезличенного» заранее данного и последующего согласия и т.д.).    

Юридический аналитический журнал. 2020;15(2):58-72
pages 58-72 views

«Цифровые» имущественные преступления: вопросы криминализации и законодательной регламентации

Григорян Г.Р.

Аннотация

В настоящей статье показано, что немаловажную роль в правовой охране цифровой экономики играет современное уголовное право, которое призвано сформировать   систему правовых механизмов для обеспечения защиты общества от «цифровых» имущественных преступлений. Новый механизм уголовно-правовой охраны должен обеспечить эффективное противодействие как реальным, так и потенциальным криминальным угрозам в складывающейся цифровой реальности. Доказывается, что в условиях цифровизации назревает потребность в кардинальном реформировании главы 21 Уголовного кодекса Российской Федерации. Предлагаются альтернативные направления усовершенствования уголовно-правовых положений об ответственности за преступления против собственности. Один из авторских вариантов – построение новых отдельных составов имущественных преступлений – имущественных злоупотреблений и иных нарушений в сфере информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». Другой – выделение в рамках главы 21 Уголовного кодекса Российской Федерации самостоятельной группы имущественных преступлений в сфере цифровой экономики, и соответственно разделения главы на две группы: «вещные преступления против собственности» (хищения чужого имущества, неправомерное завладение транспортным средством, уничтожение и повреждение чужого имущества) и «преступления против собственности в сфере информационно-телекоммуникационных сетей».

Юридический аналитический журнал. 2020;15(2):73-90
pages 73-90 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах