Personalized accounting in the pension system of the Russian Federation

Abstract

The article deals with the issues of pension provision of citizens, namely, the features of reporting in the mandatory pension insurance system. The authors studied the norms of the adopted Federal Law № 136-FZ as of 24.04.2020 «On Amendments Being Made to Articles 2 and 11 of the Federal Law «On Individual (Personalized) Accounting in the Mandatory Pension Insurance System», Federal Law № 436-FZ as of 16.12.2019 «On Amendments to the Federal Law «On Individual (Personalized) Accounting in the mandatory pension insurance system» and analyzed the newly introduced employer’s obligation to provide information on personnel changes (on the admission and dismissal of a citizen) no later than a working day, following the day of the issuance of the relevant order or other document. Much attention is paid to the mechanism of implementation of the provisions on the obligation of timely reporting to the bodies of the Pension Fund of the Russian Federation, as well as responsibility (administrative) for non-fulfillment of this obligation. At the end of the study, a conclusion was made about the imperfection of the existing model of receiving reports by one body (the Pension Fund of the Russian Federation), and the control over the provision of such reports by another body (the Federal Executive authority exercising federal state supervision over compliance with labor legislation).

Full Text

Введение
Борьба с распространением новой коронавирусной инфекции, охватившей все континенты и страны, сводится не только к принятию ограничительных мер. Первостепенно все предпринимаемые действия государственных органов и принимаемые законодателем положения действительно ограничивались установлением тех или иных запретов, в том числе массовых мероприятий, свободного передвижения граждан, посещения объектов социальной сферы, учреждений образований и т. д. Для отдельных категорий граждан была введена обязательная самоизоляция, за нарушение которой предусматривалась административная ответственность. По итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции, состоявшегося 1 июня 2020 года, Минюсту России, Минздраву России и Роспотребнадзору было дано поручение проанализировать практику применения нормативных правовых актов, принятых в целях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, обратив особое внимание на положения, в наибольшей степени затрагивающие права и интересы граждан. В результате проведенного исследования Минюст России пришел к выводу, что меры, введенные на территории Российской Федерации, приняты в пределах компетенции соответствующих органов власти, отвечают конституционным целям охраны жизни и здоровья граждан, соразмерны угрозе распространения эпидемии на территории Российской Федерации.
Следующим шагом, который был предпринят на территории Российской Федерации для минимизации негативных последствий, вызванных COVID-19, было введение дополнительных экономических, социальных гарантий, а также мер поддержки как для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и для граждан.
Для граждан были введены единовременные и ежемесячные выплаты на детей, кредитные и ипотечные каникулы, субсидии на оплату услуг ЖКХ, мораторий на начисление неустойки за коммунальные долги и др. Отдельный пакет законодательных нововведений коснулся вопросов трудоустройства, компенсаций гражданам, потерявшим работу. Правительством Российской Федерации принято постановление «О государственной поддержке в 2021 году юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при трудоустройстве безработных граждан». Однако вопрос реализации всех мер поддержки и социальной защиты безработных граждан поставлен в зависимость от своевременного информирование органов, осуществляющих такую поддержку, о наступлении события, то есть моменте прекращения трудовых отношений работника с работодателем. Для получения своевременных сведений о статусе гражданина (имеется в виду его статус как работника) был принят Федеральный закон от 24.04.2020 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона ‘‘Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования’’, Федерального закона от 16.12.2019
№ 436-ФЗ ‘‘О внесении изменений в Федеральный закон ‘‘Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования’’». Согласно названному ФЗ
№ 136-ФЗ, введена обязанность работодателя по предоставлению информации о кадровых изменениях (о приеме и увольнении гражданина) не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа или иного документа. В настоящем исследовании особый акцент сделан анализ именно этой нормы в ее взаимосвязи с ранее действующими положениями об отчетности застрахованных лиц и общих положениях персонифицированного учета.

Основное исследование
Вступлением в силу Федерального закона от 24.04.2020 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» обусловлено включение в действующее законодательство положения о том, что Правительство Российской Федерации в 2020 году вправе устанавливать особенности порядка и сроки представления страхователями до 31 декабря 2020 года (включительно) в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о трудовой деятельности зарегистрированных лиц (форма СЗВ-ТД). Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 26.04.2020
№ 590 «Об особенностях порядка и сроках представления страхователями в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о трудовой деятельности зарегистрированных лиц».
Муравьев И.В., выделяя общие характеристики трудовой деятельности, говорит о ней как о сознательной и целенаправленной деятельности, комплексной деятельности, которая развертывается в рамках определенных общественных групп, и в процессе этой деятельности создаются определенные духовные и материальные ценности, имеющие общественное значение (Муравьев 2006, 211).
Глаз В.Н., Глаз Ю.А. рассматривают трудовую деятельность как неразрывное единство процесса (вида деятельности) и трудового потенциала (вида экономических ресурсов). Ученые полагают, что трудовая деятельность как процесс характеризуется некоторой обезличенностью, поскольку ее содержание обусловлено не только участием работника в ее осуществлении, но и наличием у организации необходимых для выполнения трудовой деятельности основных и оборотных средств, наличием технологий и других ресурсов (Глаз, Глаз 2009, 60). Для настоящего исследования нам не столь важно углубляться в сущность понимания смыслового значения категории трудовая деятельность, нами она раскрывается для формирования общего представления о данном процессе. В первую очередь для нас первостепенен процесс изучения изменчивости трудовой деятельности. Как справедливо отмечает
О.И. Власова, трудовая деятельность подвержена влиянию двух основополагающих процессов, в том числе процессу изменчивости, который определяет положение индивидов и групп внутри данной сферы (Власова 2007, 88). Именно в связи с изменчивостью, в том числе с возможностью внезапного прекращения трудовой деятельности в связи с экономическим спадом, вызванным коронавирусной инфекцией, связано внесение изменений в норму права о предоставлении сведений о кадровых изменениях не позднее дня, следующего за днем совершения этих изменений.
В настоящее время на территории Российской Федерации не сформировалось судебной практики по вопросу применения положений законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете, которые вступили в силу после принятия Федерального закона от 24.04.2020 № 136-ФЗ ‘‘Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования’’, Федерального закона от 16.12.2019
№ 436-ФЗ ‘‘О внесении изменений в Федеральный закон ‘‘Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования’’». Важность персонифицированного учета заключается в том, что внедрение этого процесса с 2003 го-
да дало возможность информировать все занятое население Российской Федерации о заработанных гражданами пенсионных правах (Вафин 2021, 284), которые формируют дальнейшее пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение – это денежные средства, которые выплачиваются гражданам государством или другими субъектами, установленными законодательством. Пенсионное обеспечение выступает неотъемлемой частью политики государства в социальной сфере, гарантом социальной справедливости (Нинулина, Березина, Малышева, Аржадеева 2017, 108).
Основными целями персонифицированного учета являются:
– создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
– обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении;
– создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации,
а также для назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;
– развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
– создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;
– информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
– упрощение порядка и ускорение процедуры назначения государственных трудовых пенсий застрахованным лицам (Сулейманова 2019, 99).
На сегодняшний день пока сложно сделать однозначный вывод по поводу тех или иных проблем правого регулирования и выработать предложения по внедрению в нормы конкретных правовых конструкций именно на основе анализа правоприменительной деятельности судов, однако введенная обязанность по предоставлению информации о кадровых изменениях (о приеме и увольнении гражданина) не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа или иного документа, непосредственно связана с другими положениями о персонифицированной отчетности, которые применяются более длительный временной промежуток. Исходя из этого, руководствуясь необходимостью модернизации законодательных положений до выявления в них коллизий в процессе практического применения, проанализируем судебную практику по схожим правовым вопросам.
Так, следует разобраться в следующем вопросе: необходимо ли организациям, у которых отсутствуют застрахованные лица, с которыми заключен трудовой договор или гражданско-правовой договор, на вознаграждения по которому в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах начисляются страховые взносы, исполнять обязанность в представлении отчетности по правилам п. 2.5 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ? Если единственный учредитель является директором, с которым не заключен трудовой договор и которому не начисляются выплаты, то в данном случае необходимо ли предоставлять сведения в территориальный орган ПФР в случае прекращения осуществления полномочий директора, например по причине смены учредителя?
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в письме от 24.03.2020 № 14-2/В-293 разъяснило, что поскольку на руководителя организации, являющегося единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества, не распространяются требования гл. 43 ТК РФ,
а также иных норм трудового законодательства, то сведения о трудовой деятельности в отношении единственных участников (учредителей), осуществляющих деятельность без заключения трудовых договоров, не представляются в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации.
На практике не все так однозначно. В постановлении Мирового судьи судебного участка
№ 1 Сосновского района Тамбовской области от 20.10.2020 № 5-565/20, решая вопрос о необходимости представления СЗВ-М, судья отметил, что мнение специалистов, изложенное в письме Минтруда России, не является разъяснением и нормативным правовым актом.
Суть дела об административном правонарушении: Киселева Е.Н., являясь должностным лицом – директором ООО «Мир», не представила в установленный законом срок в УПФР в Первомайском районе отчет СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах» за май 2020 года.
В судебном заседании Киселева Е.Н. вину в совершении правонарушения не признала и пояснила, что в соответствии с разъяснениями Минтруда от 24.03.2020 № 14-2/В-293 подписание трудового договора одним и тем же лицом от имени работника и работодателя трудовым законодательством не предусмотрено. Единственный участник общества своим решением возлагает на себя функции единоличного исполнительного органа. Управленческая деятельность в этом случае осуществляется без заключения какого-либо договора, в том числе трудового. На отношения единственного участника общества с учрежденным им обществом трудовое законодательство не распространяется. Соответственно, она, как единственный участник общества, не является застрахованным лицом и не обязана представлять сведения о застрахованных лицах в Пенсионный фонд. Организация на настоящий момент не ликвидирована, но какую-либо деятельность не осуществляет.
Позиция суда: ч. 6 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации относит руководителей организации к работникам, то есть к лицам, состоящим в трудовых отношениях с работодателем (ч. 2 ст. 20 ТК РФ). При этом руководители организаций, являющиеся единственными участниками обществ, не упомянуты в установленном частью восьмой ст. 11 ТК РФ перечне лиц, на которых не распространяется трудовое законодательство.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» занятыми считаются граждане, являющиеся учредителями (участниками) организаций. Указанные граждане в силу п. 3 ст. 3 названного закона не могут быть признаны безработными.
Статья 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» дает понятие застрахованного лица, которым признается руководитель организации, являющийся единственным участником (учредителем).
Статья 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» включает в число лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, лиц, работающих по трудовым договорам,
в том числе руководителей организаций, являющихся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.
Руководитель юридического лица до внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о ликвидации юридического лица сохраняет статус руководителя организации.
Такой подход, на наш взгляд, является не совсем логичным, так как основной целью представления сведений по форме СЗВ-ТД является актуализация сведений, содержащихся в электронных трудовых книжках сотрудников (Алешукина 2020, 12). Если отталкиваться от цели введения нормы о предоставлении сведений касательно кадровых изменений не позднее следующего дня, то она обусловлена необходимостью оперативно принять решение о регистрации гражданина в качестве безработного без предоставления лицом дополнительных справок. В данном случае учредитель-директор не является лицом, с которым заключен трудовой договор или гражданско-правовой договор, не получает вознаграждения, соответственно, не может претендовать на получение пособия, то есть выплаты лицам, которые не имеют дохода (Хаджимурадова 2021, 139) в связи с поте-
рей работы.
Исходя из приведенного примера практического применения норм законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете, следует вывод о необходимости закрепления в правовых нормах положения, исключающего обязанность учредителя организации, одновременно являющего директором, исполнять требования, обозначенные в пп. 2–2.4
ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
О возможности применения положений о малозначительности административного правонарушения в отношении нарушителей пп. 2–2.4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Страхователь в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период – месяц – составляет 25 и более лиц, представляет указанные в п. 2.4 настоящей статьи сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В таком же порядке сведения могут представляться страхователем, численность работающих зарегистрированных лиц у которого за предшествующий отчетный период – месяц – составляет менее 25 лиц (Никитин 2021, 44).
В случае представления формы СЗВ-ТД на бумажном носителе страхователь заполняет ее чернилами, шариковой ручкой (могут использоваться любые цвета, кроме красного и зеленого) печатными буквами или при помощи средств вычислительной техники без помарок, исправлений и без каких-либо сокращений.
Документ заверяется подписью руководителя или доверенного лица и печатью организации (при наличии). Страхователь (работодатель), не являющийся юридическим лицом, заверяет входящие документы личной подписью.
За несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя оставлено без изменений постановление мирового судьи. Данным постановлением первый заместитель директора Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя «Медицинский информационно-аналитический центр» привлечен к административной ответственности за непредставление в форме электронного документа сведений по форме СЗВ-М. Несмотря на тот факт, что должностным лицом был свое-
временно направлен отчет СЗВ-М на бумажном носителе, суд пришел к выводу, что он был обязан представить сведения в форме электронного документа. Поскольку вина в совершении правонарушения нашла свое подтверждение, судом был назначен административный штраф.
Вместе с тем в судебной практике встречаются случаи, когда за аналогичные дейст-
вия, а точнее, бездействия, административный штраф не назначается и, соответственно, виновное лицо не привлекается к ответственности.
Так, постановлением мирового судьи судебного участка Рудничного судебного района
г. Прокопьевска Кемеровской области производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ, в отношении Виноградовой Т.В. прекращено в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения с объявлением устного замечания. В рассматриваемом случае также не был предоставлен отчет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ в форме электронного документа.
На наш взгляд, применение положений
ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного административного правонарушения в отношении действий по несвоевременному предоставлению сведений о приеме на работу и увольнении, а именно их направление позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), недопустимо. Данный вывод вытекает из обозначенной выше цели принятия Федерального закона от 24.04.2020 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона ‘‘Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования’’, Федерального закона от 16.12.2019 № 436-ФЗ ‘‘О внесении изменений в Федеральный закон ‘‘Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования’’», а именно необходимости своевременного принятия решения о регистрации гражданина в качестве безработного без предоставления лицом дополнительных справок. Неисполнение работодателем обязанности оперативного информирования о кадровых изменениях может повлечь за собой:
– нарушение прав гражданина как лица, имеющего право на получение пособия;
– нецелевое расходование бюджетных средств в случае выплаты пособия лицу, уже устроившемуся на работу.
Отсутствие единого подхода и порядка привлечения к ответственности за нарушение положений законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете. Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 25.12.2019 № 730 «Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных сведений» была утверждена форма «Сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД)», порядок ее заполнения и формат.
Сведения о трудовой деятельности зарегистрированных лиц (форма СЗВ-ТД) заполняется на основании приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтвержда-
ющих оформление трудовых отношений между страхователем и зарегистрированным лицом,
и содержит сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица, его приеме на работу, переводах на другую постоянную работу и об увольнении.
Форма СЗВ-ТД заполняется и представляется страхователями в территориальный орган ПФР на всех зарегистрированных лиц (включая лиц, работающих по совместительству и на дистанционной работе), с которыми заключены или прекращены трудовые (служебные) отношения в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, в отношении которых произведены другие кадровые изменения (в том числе перевод на другую постоянную работу, установление второй и последующей профессии или иной квалификации, отмена ранее произведенных мероприятий и другие), а также в случае подачи зарегистрированным лицом заявления о продолжении ведения страхователем трудовой книжки в соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о представлении ему страхователем сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Форма СЗВ-ТД представляется в том числе государственными органами в отношении отдельных категорий зарегистрированных лиц в соответствии с абз. 3 п. 2.6 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Вступлением в силу Федерального закона от 24.04.2020 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона ‘‘Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования’’» обусловлено включение в действующее законодательство положения о том, что Правительство Российской Федерации в 2020 году вправе устанавливать особенности порядка и сроки представления страхователями до 31 декабря 2020 года (включительно) в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о трудовой деятельности зарегистрированных лиц (форма СЗВ-ТД).
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 26.04.2020 № 590 «Об особенностях порядка и сроках представления страхователями в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о трудовой деятельности зарегистрированных лиц» (в настоящее время утратило силу в связи с истечением срока действия, установленного п. 3 данного документа).
Таким образом, у работодателя возникла обязанность с апреля 2020 года и до 31 декабря 2020 года передавать информацию о приеме и увольнении гражданина не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа или иного документа.
Вместе с тем Федеральным законjv от 16.12.2019 № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон ‘‘Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования’’» данное положение уже было включено в текст Федерального закона 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а именно было закреплено в пп. 2 п 2.5
ст. 11, но практическое его применение планировалось начать с 1 января 2021 года.
Изменение сроков подачи сведений о приеме на работу и увольнении было вызвано возникновением и распространением вируса COVID-19, эпидемиологической обстановкой и принимаемыми государством мерами по снижению роста безработицы и напряженности на рынке труда.
Цель принятия указанного законоположения заключается в том, чтобы центры занятости населения с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия могли своевременно получать от Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о страховом стаже, последнем месте работы,
а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации.
Проблемным моментом в вопросе практического применения нормы, регламентирующей порядок предоставления информации о кадровых изменениях (о приеме и увольнении гражданина) не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа или иного документа, представляется следующее.
Согласно абц. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных
пп. 2–2.2 ст. 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статья 15.33.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде и предусматривает санкцию в виде штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.
Срок привлечения к административной ответственности за нарушение срока представления сведений о трудовой деятельности зарегистрированных лиц исчисляется со дня, следу-
ющего за днем, представленным для исполнения соответствующей обязанности.
Должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
Положения ст. 15.33.2 КоАП РФ рассматривались и анализировались на предмет их соответствия основному закону РФ. Так, Постановлением Конституционного Суда РФ от 04.02.2019 № 8-П статья 15.33.2 КоАП РФ признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой данное законоположение по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, позволяет привлекать к административной ответственности как должностных лиц граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ранее привлеченных в связи с теми же обстоятельствами за то же правонарушающее деяние к ответственности, установленной ч. 3 ст. 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страховании».
В связи с этим Федеральным законом от 16.12.2019 № 444-ФЗ устанавливается, что административная ответственность должностных лиц за нарушение порядка и сроков представления сведений (документов) в органы Пенсионного фонда РФ не применяется к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
За непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для веде-
ния индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде Пенсионный фонд РФ правомочен составлять протокол, который затем рассматривается судом, и разрешается вопрос о назначении административного штрафа. Так, судья Люберецкого городского суда Московской области Попова М.Н., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, преду-
смотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «…» установила, что несвоевременное предоставление отчета СЗВ-ТД «Сведения о трудовой деятельности» является административным правонарушением, совершение которого влечет за собой наложение штрафа, и постановила: генерального директора ООО «…» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ,
и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 300 рублей.
В данном случае совершение административного правонарушения подтверждалось совокупностью представленных доказательств: протоколом об административном правонарушении,
в котором излагалась сущность правонарушения, списком внутренних почтовых отправлений, подтверждающих надлежащее уведомление виновного лица; выпиской из ЕГРЮЛ; реестром документов, подтверждающим направление отчета СЗВ-ТД ООО «…» и другими материалами дела (Постановление № 5-2548/2020 от 29 октября 2020 г. по делу № 5-2548/2020).
Анализ судебной практики показывает, что по аналогичным административным правонарушениям судом практически всегда назначается штраф в размере 300 руб. Вместе с тем, как было отмечено выше, ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусматривает ответственность только за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пп. 2–2.2 ст. 11 указанного закона.
Иными словами, нарушением пенсионного законодательства (имеется в виду законодательство об индивидуальном (персонифицированном) учете) является непредставление или несвоевременное представление ежегодного отчета, содержащего сведения о каждом работающем застрахованном лице; ежеквартального отчета, содержащего сведения о каждом работающем застрахованном лице; ежемесячного отчета, содержащего сведения о каждом работающем застрахованном лице, а также сведений о перечисленных дополнительных страховых взносах. Таким образом, непредставление или несвоевременное представление информации о приеме и увольнении гражданина не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа или иного документа, не подпадает под категорию нарушений законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете. Статья 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ не устанавливает ответственности страхователей за данное правонарушение.
Из этого следует вывод, что привлечение к административной ответственности по
ст. 15.33.2. КоАП РФ за несоблюдение сроков подачи сведений о приеме на работу или увольнении невозможно.
Однако норма, устанавливающая какую-либо обязанность работодателя, не может быть оставлена без механизма правового воздействия за ее неисполнение. На основании этого за непредоставление или несвоевременную подачу сведений о кадровых изменениях предполагается привлечение к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ, то есть, за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Санкция указанной статьи предусматривает наложение административного штрафа в размере, существенно большем, нежели административный штраф за правонарушение, преду-
смотренное ст. 15.33.2 КоАП РФ.

Вывод
Н.И. Сапожникова полагает, что отрицательным моментом, негативно воздействующим на организацию индивидуального (персонифицированного) учета, является в том числе снижение количества предоставляемых индивидуальных сведений, разнесение страховых взносов по лицевым счетам застрахованных лиц (сведения в данных формах не совпадают), отказ страхователей с низкой численностью работающих представлять отчетность в ПФР по телекоммуникационным каналам связи (Сапожникова 2015, 59). Исходя из сделанного выше анализа вновь введенных норм о персонифицированном учете и контроле за свое-
временным представлением работодателями сведений на каждого работника, можно сделать вывод, что новая норма, устанавливающая обязанность работодателя передавать информацию о приеме и увольнении гражданина не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа или иного документа, фактически и юридически (закреплена в Федеральном законе от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ) является положением законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете, но в то же время ее исполнение не обеспечивается установлением санкций именно в нормах об обязательном пенсионном страховании.
Хотя данная норма нацелена на разрешение проблем, обозначенных Н.И. Сапожниковой, однако несовершенство механизма ее применения тормозит указанный процесс.
Несмотря на то что информация об индивидуальном (персонифицированном) учете направляется в Пенсионный фонд РФ, применять санкции, в том числе привлекать к административной ответственности за несвоевременное представление указанной отчетности, в настоящее время правомочен Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. На наш взгляд, до тех пор, пока указанное противоречие не будет устранено, эффективной реализации нормы, устанавливающей обязанность работодателя передавать информацию о приеме и увольнении граждан не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа, ожидать не приходится. Разрозненность компетенций в настоящем вопросе отрицательно сказывается на эффективности применения правовой нормы, природа которой нацелена на защиту прав работников, а также своевременное получение мер государственной поддержки лиц, лишившихся заработка.

×

About the authors

T. A. Komarova

Saratov State Law Academy

Author for correspondence.
Email: morenovsv@ssau.ru

Candidate of Juridical Sciences, associate professor of the Department of Civil Procedure

Russian Federation

L. P. Komarova

Interdistrict Management of the Pension Fund of the Russian Federation in the Bazarno-Karabulaksky district of the Saratov Region

Email: morenovsv@ssau.ru

head of the State Institution

Russian Federation

References

  1. езверхов, Артур Г. 2020. ‘‘Хищение чужого имущества в условиях становления цифровой экономики’’. Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: материалы XVII Международной научно-практической конференции. Москва: Проспект: 329–333. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42403922.
  2. Безверхов, Артур Г. 2021. ‘‘Цифровая экономика и уголовный закон’’. Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: материалы XVIII Международной научно-практической конференции. Москва: РГ-Пресс.
  3. Белл, Даниел. 1988. ‘‘Социальные рамки информационного общества’’. Новая технократическая волна на Западе. Москва: Прогресс: 330–342. http://alt-future.narod.ru/Future/bell.htm.
  4. Григорян, Гарик Р. 2017. ‘‘Юридическая характеристика объекта мошенничества в сфере компьютерной информации’’. Общество и право 2(60): 54–57. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29233525.
  5. Григорян, Гарик Р. 2019. ‘‘Социально-экономические и информационно-технологические основания криминализации мошенничества в сфере компьютерной информации’’. Юридический вестник Самарского университета 5(3): 141–146. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-047X-2019-5-3-141-146.
  6. Ефремова, Марина А. 2015. Уголовная ответственность за преступления, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Москва: Юрлитинформ. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22510384.
  7. Коржанский, Николай И. 1980. Объект и предмет уголовно-правовой охраны. Москва. http://library.nlu.edu.ua/POLN_TEXT/KNIGI-2013/Korganskiy_1980.pdf.
  8. Лидовский, Владимир В. 2016. Основы теории информации и криптографии. Москва: Национальный Открытый Университет ‘‘ИНТУИТ’’. https://portal.sibadi.org/pluginfile.php/126471/mod_folder/content/0/Лидовский%202016%20Основы-теории-информации-и-криптографии.pdf?forcedownload=1.
  9. Мащенко, Полина Л., Мария О. Пилипенко. 2017. ‘‘Технология Блокчейн и ее практическое применение’’. Наука, техника, образование 32: 61–64. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28407952.
  10. Олейник, Елена Н. 2016. ‘‘Непосредственный объект мошенничества статьи 159.3 УК РФ’’. Успехи современной науки и образования 5(6): 45–47. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26481957.
  11. Тоффлер, Элвин, Хейди Тоффлер. 2008. Революционное богатство: как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь. Пер. с англ. М. Султановой и П. Цыркун. Москва: АСТ. https://gtmarket.ru/library/basis/4015.
  12. Хилюта, Вадим В.2019. Хищения и преступления против оборота объектов гражданских прав: концептуально-теоретические основы моделирования. Дис. … д-ра юрид. наук. Минск.
  13. Чернов, Андрей А. 2022. ‘‘Основные историко-теоретические этапы развития концепций глобального информационного общества’’. Информация. Дипломатия. Психология: сборник материалов круглого стола. Москва: Известия. https://sci.house/osnovyi-psihologii-scibook/osnovnyie-istoriko-teoreticheskie-etapyi-21229.html.
  14. Южин, Андрей А. 2016. Мошенничество и его виды в российском уголовном праве. автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва.
  15. Negroponte, Nicholas. 1995. Being digital. New York: Alfred A. Knopf. https://governance40.com/wp-content/uploads/2018/12/Nicholas-Negroponte-Being-Digital-Vintage-1996.pdf.

Statistics

Views

Abstract: 129

PDF (Russian): 46

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies