Том 22, № 4 (2023)

Весь выпуск

АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Метод автоматизированного размещения приборов в отсеке космического аппарата с учётом подключения к электроразъёмам гермоплат бортовой кабельной сети

Беляков А.А., Приходько В.И., Шулепов А.И.

Аннотация

Предлагается метод автоматизированного размещения бортовой аппаратуры в отсеке космического аппарата, которая связана с внешними устройствами через гермопереходники посредством трасс бортовой кабельной сети. Цель работы заключается в создании программы, позволяющей размещать часть бортовой аппаратуры в отсеке автоматизированным способом с учётом существующих практических принципов разработки схем размещения приборов, одним из которых является минимизация массы бортовой кабельной сети. Математическая модель описывается при помощи матрично-топологического метода компоновки в процедурной форме, а также в численной форме для расчёта координат размещения приборов и оценки количества циклов для поиска окончательного решения. Приводятся рекомендации для обеспечения учёта всего спектра технических требований в дальнейшем. Представлена укрупнённая блок-схема алгоритма метода с поддержкой на высокоуровневом языке программирования Python. Программная реализация метода осуществлена с эмуляторами. Тестирование проведено на примере отсека одного из перспективных космических аппаратов. Эффективность метода оценивается сравнением количества циклов для получения результата и общего времени, затраченного на компоновку, относительно контрольных данных, известных из хронометражей работ.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2023;22(4):7-24
pages 7-24 views

Опыт АО «ОДК» по внедрению технологий цифрового двойника при создании газотурбинных двигателей

Виноградов К.А., Никулин А.С., Шмотин Ю.Н.

Аннотация

Рассмотрены предпосылки формирования, основные принципы и подходы применяемой в АО «ОДК» технологии проектирования газотурбинных двигателей на основе концепции «цифрового двойника». Зафиксированы составные части технологии «цифрового двойника», три типа компьютерных моделей, включаемых в периметр цифрового двойника: модели «как спроектировано», «как изготовлено», «как испытано», а также отмечена необходимость и приведено краткое описание процесса построения автоматизированных расчётных цепочек.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2023;22(4):25-36
pages 25-36 views

Алгоритмы определения пространственного положения беспилотного летательного аппарата относительно посадочной платформы с использованием компьютерного зрения

Гайнутдинова Т.Ю., Новикова С.В., Гайнутдинов В.Г., Трусфус М.В., Литвин В.М.

Аннотация

Рассмотрены алгоритмы определения положения беспилотного летательного аппарата самолётного или вертолётного типа относительно посадочной платформы с помощью специальных оптических меток и программ компьютерного зрения. Проведена оценка возможности расчёта углового положения, высоты и расстояния до посадочной платформы в реальном времени на основе обработки изображений бортовым процессором, объединённым с цифровой оптической камерой в единый измерительный блок. Представлены результаты расчёта ориентации самолёта относительно посадочной платформы, движущейся по программной траектории. Моделирование процесса распознавания оптических меток на движущейся платформе с движущегося летательного аппарата подтвердило, что с использованием процессора с программой распознавания и идентификации оптических меток средствами компьютерного зрения и алгоритмами для расчёта положения летательного аппарата относительно посадочной платформы может гарантированно давать достоверную информацию о положении беспилотного летательного аппарата относительно посадочной платформы в реальном времени и использоваться совместно с другими навигационными средствами (или самостоятельно) для обеспечения точной посадки беспилотных летательных аппаратов.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2023;22(4):37-51
pages 37-51 views

Особенности применения направленных неподвижных антенн высокоскоростной радиолинии связи на малом космическом аппарате «АИСТ-2Т»

Еремина В.В., Ерков И.О., Журавлев А.А., Маслов И.В., Пыринов Н.И.

Аннотация

Правильная установка антенно-фидерных устройств на борт малого космического аппарата и выбор их параметров позволяют обеспечить решение целевых задач с высоким качеством. Рассмотрены основные проблемные вопросы размещения АФУ бортовой аппаратуры радиолинии передачи целевой информации на МКА «АИСТ-2Т» и принятые проектные решения.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2023;22(4):52-58
pages 52-58 views

Проектирование антенной решётки из состава бортовой аппаратуры высокоскоростной радиолинии

Жданов Э.Р., Славянский А.О., Харина О.С., Шпак А.В.

Аннотация

Создаваемая активная фазированная антенная решётка предназначена для обеспечения всепогодного высокоскоростного радиоканала связи «космический аппарат – Земля». Она должна обеспечивать быстрый, безынерционный обзор пространства за счёт качания луча антенны электрическим методом и, по сути, является динамическим пространственно-временным фильтром космического аппарата. Целью работы является выявление основных принципов функционирования решётки в составе космического аппарата с присущими размещению в составе бортовой аппаратуры ограничениями по массогабаритным и энергетическим характеристикам и одновременно высокими требованиями по функциональным характеристикам бортовой аппаратуры. В настоящей работе приведён расчёт и основные результаты проектирования антенной решётки с обеспечением требований по оптимизации параметров антенной системы. Для оценки влияния сканирования на фазовые характеристики микросхем была разработана нелинейная модель усилителя. Осуществлён статистический анализ фазовых характеристик при изменении сопротивления нагрузки в соответствии с полученными законами распределения. При расчёте результирующей диаграммы направленности антенной решётки учтены дестабилизирующие факторы в соответствии с результатами исследования прототипов создаваемой антенной решётки. Рассчитаны фазовые ошибки, в основном определяемые ошибками оконечных частей приёмных трактов. Реализованы меры для обеспечения влияния таких фазовых ошибок на диаграмму направленности решётки только на дальние боковые лепестки.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2023;22(4):59-70
pages 59-70 views

Методика учёта фактора надёжности при планировании доставки запасных частей, инструментов и принадлежностей на околоземную орбитальную пилотируемую станцию

Железнов И.В., Уперчук Р.А., Ерошенко В.К.

Аннотация

Рассмотрены основные аспекты развёртывания многомодульных орбитальных пилотируемых станций. Проанализирована методика планирования доставки запасных частей, инструментов и принадлежностей, используемая для Международной космической станции. Показано, что её применение связано с постановкой задачи математического программирования с большим количеством переменных, что осложняет процесс поиска оптимального варианта планирования с точки зрения экономической эффективности. Транспортные операции на национальные орбитальные пилотируемые станции осуществляются с меньшей частотой по сравнению с Международной космической станцией, что обусловлено большими затратами на запуски транспортных кораблей с учётом возникновения нештатных ситуаций. Предложен подход к усовершенствованию методики планирования доставки запасных частей, инструментов и принадлежностей для возможности применения на национальных орбитальных пилотируемых станциях, заключающийся в учёте фактора надёжности. Преимуществом усовершенствованной методики является упрощение процесса планирования транспортных операций без применения методов математического программирования. Усовершенствованная методика отличается наглядностью и простой пошаговой реализацией.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2023;22(4):71-77
pages 71-77 views

Метод оптимизации параметров измерителя путевой скорости низколетящего летательного аппарата на основе применения теории оптимальной фильтрации

Иванов М.Е., Езерский В.В.

Аннотация

Рассмотрен основной принцип параметрической оптимизации по критерию минимакса дисперсии результирующей погрешности оценки измеряемого параметра на примере одного из основных элементов интегрированной измерительной системы – измерителя путевой скорости. Состав измерителя – доплеровский датчик путевой скорости (локационный) и акселерометр с продольной осью чувствительности (инерциальный). На основе данных об их погрешностях измерения произведена оптимизация коэффициентов передаточных функций каждого канала измерителя, содержащего эти датчики. Проведён сравнительный анализ результирующей точности оптимизированного измерителя в инвариатном и неинвариантном случае, основанный на полученных графиках распределения дисперсий по частотам. Сделано обоснованное заключение о преимуществе инвариатного или неинвариантного измерителя в зависимости от частоты сигнала. Для расчётов был использован программный комплекс Matlab R2015a

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2023;22(4):78-85
pages 78-85 views

Теоретические аспекты проектирования компонентов бортовой кабельной сети летательных аппаратов

Мясников А.Ю.

Аннотация

Статья посвящена теоретическим аспектам проектирования компонентов бортовой кабельной сети летательного аппарата. Подчеркнута особенность бортовой кабельной сети как технического средства обеспечения работоспособности бортовых систем. Определён состав исходной и разрабатываемой технической документации на бортовую кабельную сеть летательного аппарата. Описана взаимосвязь этапов проектирования бортовой кабельной сети с этапами проектирования летательного аппарата. Постановка общей задачи создания компонентов бортовой кабельной сети представлена как ряд частных подзадач более низкого уровня сложности. В основе метода решения задачи принят ряд преобразований, выполняемых с исходной документацией в целях разработки технической документации для внедрения бортовой системы в комплекс бортового оборудования. Исходная документация смоделирована методом построения графа, задающего отношения между вершинами и дугами. Ряд последовательных преобразований предложенной модели жгута с использованием аппарата топологии и теории мультимножеств позволил сформировать модель компонентов бортовой кабельной сети летательного аппарата, дающей детальное представление о его будущей конструкции. Предложенный научный подход к проектированию компонентов бортовой кабельной сети летательных аппаратов создаёт предпосылки к минимизации эвристической составляющей в процессе проектирования компонентов бортовой кабельной сети летательного аппарата.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2023;22(4):86-98
pages 86-98 views

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

Сравнительный анализ влияния моделей турбулентности при численном моделировании экспериментальной ступени центробежного компрессора

Еременко В.В., Михайлов А.Е., Михайлова А.Б., Горюхин М.О., Красноперов Д.Г.

Аннотация

Адекватность CFD-модели турбомашины может зависеть от целого ряда факторов: модели турбулентности, качества сеточной модели, граничных условий, настроек решателя, учёта вторичных геометрических факторов и т.д. Целью данной работы является выработка практических рекомендаций при CFD-расчётах центробежных компрессоров на основе валидации модели экспериментальной ступени компрессора NASA High Efficiency Centrifugal Compressor. Приведены результаты исследования сеточной независимости решения, в результате которой определено, что оптимальная сеточная модель ступени центробежного компрессора составляет 3 млн элементов. Произведены расчёты экспериментальной ступени центробежного компрессора при различных моделях турбулентности, а именно SST, k – ε, BSL EARSM и GEKO. Полученные расчётные данные сравнивались с экспериментальными данными NASA по интегральным параметрам (степень повышения давления, расход воздуха, адиабатический КПД), а также по дифференциальным параметрам (распределение статического давления в сечении за лопаточным диффузором). Вычислены затраты машинного времени на CFD-расчёт при применении различных моделей турбулентности. По результатам проведённых исследований были сформулированы рекомендации по применению моделей турбулентности SST, k – ε, BSL EARSM и GEKO для численного моделирования центробежных компрессоров.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2023;22(4):99-111
pages 99-111 views

Метод сканирования тонких поверхностей при выполнении ремонта лопаток газотурбинных двигателей

Котляр Д.И., Ломанов А.Н.

Аннотация

Повышение эффективности ремонта лопаток газотурбинного двигателя методом наплавки за счёт разработки и внедрения метода сканирования сложнопрофильных криволинейных поверхностей лопаток газотурбинного двигателя непосредственно на оборудовании для осуществления наплавки является целью данного исследования. Предлагается подход к сканированию системой технического зрения детали, установленной на том же оборудовании, на котором выполняется ремонт наплавкой, рядом с соплом. Система технического зрения состоит из триангуляционного лазерного датчика (2D-профилометра) и камеры. Предложенный алгоритм обладает адаптивностью к механическому состоянию оборудования, на котором выполняется сканирование и наплавка. Полученные с системы технического зрения 3D-сканы обладают точностью свыше 0,05 мм в 67,56% случаев, и точностью свыше 0,1 мм в 95,75% случаев, что при пятне лазера от 0,5 до 1,0 мм достаточно для дальнейшего использования полученных сканов в задаче ремонта лопаток газотурбинных двигателей. Предложенный подход позволяет ускорить подготовку технологических программ наплавки в 10 раз по сравнению с ручным методом сканирования.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2023;22(4):112-124
pages 112-124 views

Исследование кромочного эффекта в композитах при помощи программы ANSYS в двухмерной постановке

Скворцов Ю.В., Евтушенко М.А.

Аннотация

Рассматривается возможность применения универсальной программы ANSYS для исследования концентрации межслоевых напряжений вблизи свободных кромок слоистых композитов в двухмерной конечно-элементной постановке. При этом выполняется моделирование сечения прямоугольной четырёхслойной композитной пластины конечной ширины со свободными боковыми кромками, находящейся под действием однородной осевой деформации. Для её создания предлагается оригинальный приём, состоящий в использовании температурного нагружения. Представленные результаты расчётов хорошо согласуются с результатами других авторов.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2023;22(4):125-134
pages 125-134 views

Модель ширины спектральной составляющей зубцовой гармоники редуктора турбовинтового двигателя

Сундуков А.Е., Шахматов Е.В.

Аннотация

Ширина спектральных составляющих роторных машин определяется частотной модуляцией несущей от девиации частоты вращения ротора на стационарном режиме работы. Показано, что для зубцовой спектральной составляющей учёт только этого фактора недостаточен. Анализ литературных источников и выполненные исследования показывают, что она определяется также влиянием ряда других факторов: технологических (погрешности изготовления и сборки зубчатого зацепления), характеристиками режима работы (частота вращения, температура, передаваемая нагрузка), конструктивными (податливость деталей приводов, модификация  рабочей поверхности зуба), а также неравномерным износом боковых поверхностей зубьев. На примере планетарного редуктора турбовинтового двигателя рассмотрена структура ширины зубцовой спектральной составляющей от рассмотренных факторов. На основе статистики по исследованию вибрации восемнадцати редукторов отремонтированных двигателей обоснован выбор соотношения для ширины спектральной составляющей частотно-модулированного процесса, дающий наиболее близкое соответствие экспериментальным данным. Предложена математическая модель ширины зубцовой спектральной составляющей отремонтированных и вновь изготовленных редукторов в виде произведения постоянного коэффициента и суммы дисперсий девиации частоты. Представлена зависимость для редукторов с износом при добавлении дисперсии от износа. Показано, что для случая максимального износа его часть в полной ширине составляет около 50%, а часть частотной модуляции от работы системы управления относительного постоянства частоты вращения ротора на стационарном режиме работы двигателя равна половине от остальных факторов.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2023;22(4):135-144
pages 135-144 views

ИНФОРМАТИКА, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Комплекс алгоритмов оперативного определения параметров движения быстроходных судов в системе цифровой обработки траекторного сигнала космического радиолокатора с синтезированной апертурой

Гусев С.Н., Мороз А.В.

Аннотация

Изложены основные принципы определения тангенциальной скорости быстроходных судов в системе цифровой обработки траекторного сигнала радиолокатора с синтезированной апертурой антенны с амплитудно-фазовым программным дискриминатором в канале азимута. Предложен комплекс алгоритмов оперативного определения параметров движения быстроходных судов с помощью космических радиолокаторов с синтезированной апертурой антенны. Приведены результаты полунатурных экспериментов, подтверждающие работоспособность алгоритмов и их эффективность при решении задачи мониторинга морской поверхности.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2023;22(4):145-157
pages 145-157 views

ЮБИЛЕИ УЧЁНЫХ

Силовые установки первых самолётов

Дрыгин А.С.

Аннотация

Статья посвящается 140-летнему юбилею постройки первого русского самолёта, разработанного Александром Фёдоровичем Можайским. Основное внимание уделено сравнительной оценке параметров силовых установок самолёта Можайского и некоторых наиболее известных из первых пилотируемых летательных аппаратов тяжелее воздуха, приводимых в движение воздушным винтом. Для анализа использованы опубликованные в разных источниках данные, прежде всего по параметрам элементов силовых установок. Выполнена оценка достаточности мощности двигателей первых самолётов для совершения ими полёта. В качестве основы для экспертной качественной оценки аэродинамических характеристик сравниваемых летательных аппаратов использованы опубликованные материалы подробных исследований аэродинамики самолётов А.Ф. Можайского и братьев Райт. Анализ известных статистических данных и результатов выполненных расчётных оценок позволил показать влияние развития двигателестроения на прогресс в авиации.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2023;22(4):158-169
pages 158-169 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах