Том 21, № 1 (2022)

Весь выпуск

АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Изотопия форм корпусов отсеков космических аппаратов

Беляков А.А., Шулепов А.И.

Аннотация

Исследуется изотопия отсеков космических аппаратов при размещении в них бортового оборудования. Даётся определение данного конструктивного топологического свойства. Рассмотрены наиболее часто применяемые в конструировании и производстве формы корпусов отсеков космических аппаратов и различный состав их оболочек. Также рассмотрены основные стратегии принятия решения, определяющие выбор технологий моделирования и показателей эффективности. Представлен метод сравнения компоновок по совокупности показателей эффективности размещения объектов. Решена задача размещения бортовой аппаратуры. Приведены обобщающие математические модели показателей эффективности, построена расчётная схема и диаграммы результатов. Результаты исследования позволяют совершенствовать алгоритмы размещения.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2022;21(1):7-13
pages 7-13 views

Влияние дистанционного энергоснабжения космического аппарата на тепловые режимы солнечных батарей

Стеганов Г.Б., Безняков А.М., Немиров А.В.

Аннотация

Рассмотрены вопросы обеспечения функционирования дополнительного канала приёма энергии для бортовой системы электроснабжения низкоорбитального космического аппарата. Для восполнения дефицита электроэнергии на борту космического аппарата возможны различные варианты дистанционного энергоснабжения от системы космических энергетических станций, передающих энергию к солнечной батарее лазерным излучением в периоды её вынужденного бездействия. Особенностью функционирования низкоорбитального космического аппарата являются продолжительные участки его нахождения в тени Земли, где солнечная батарея бездействует, а, кроме того, даже на освещённом участке орбиты космического аппарата энергосъём с солнечной батареи может снижаться практически до нуля при работе некоторых специальных систем, требующих особых режимов ориентации космического аппарата. Приём энергии от космических энергетических станций с плотностью потока энергии выше солнечного может привести к перегреву панели солнечной батареи традиционной конструкции, снижению её КПД и даже к выходу её из строя. Поэтому важной составной частью дистанционного энергоснабжения является анализ тепловых режимов приёма и преобразования энергии лазерного излучения, влияющих на энергоэффективность солнечной батареи. Предложены соотношения математической модели для оценивания располагаемого энергопритока от солнечной батареи, работающей в режиме экстремального регулирования её мощности. Приводятся результаты апробации модели для сохранения безопасного теплового режима панелей солнечной батареи при дистанционном энергоснабжении космического аппарата.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2022;21(1):14-23
pages 14-23 views

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

Реконструкция динамического нагружения лопатки вентилятора перед её разрушением

Артамонов М.А., Говоров А.А., Старшинов Д.С.

Аннотация

В работе стояла задача объяснить причину разрушения рабочей лопатки вентилятора, которое произошло при запуске двигателя в составе объекта на земле. В результате проведённого фрактографического анализа фрагментов лопатки было выявлено, что разрушение произошло из-за зарождения в ней усталостной трещины. Было установлено место зарождения трещины, параметры роста трещины, проведён спектральный анализ излома. Для установления причины появления усталостной трещины в лопатке необходимо было определить динамическое состояние лопатки во время её разрушения. Фрактографическим способом были определены участки второй стадии устойчивого роста трещины, при которой формируются усталостные бороздки. Зная шаг усталостных бороздок, с использованием закона Пэриса определён размах коэффициента интенсивности напряжения трещины. Для определения напряжений проведён комплекс расчётных работ, включающих моделирование развития трещины в лопатке. Основной предпосылкой для работы стала возможность моделирования коэффициента интенсивности напряжений на каждом шаге роста трещины и сравнение с экспериментальными данными. Расчёт показал при каких условиях происходит многократное увеличение напряжений и позволил получить предполагаемое значение амплитуды колебаний. Дополнительный модальный анализ показал резонансную форму, которая и обусловила усталостный характер развития трещины. Данный подход позволил определить при каких условиях происходил рост трещины в лопатке и выявить причину разрушения.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2022;21(1):24-33
pages 24-33 views

Расчёты деталей на прочность с учётом жёсткости напряжённого состояния

Букатый А.С., Букатый С.А.

Аннотация

Показано, что при расчёте ответственных деталей на прочность необходимо учитывать жёсткость напряжённого состояния, определяемую критерием Г.А. Смирнова-Аляева. Предложен метод оценки уровня напряжённости деталей и диагностики наиболее опасных мест, основанный на безразмерном энергетическом и комплексном критериях. Показана эффективность метода, который может быть использован не только для диагностики опасных мест, но и для оптимизации геометрических параметров конструкции ответственных деталей.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2022;21(1):34-41
pages 34-41 views

Газодинамическое и прочностное совершенствование осевой турбины газотурбинного двигателя вертолёта

Горячкин Е.С., Попов Г.М., Матвеев В.Н., Щербань А.И., Кудряшов И.А., Мельников С.А.

Аннотация

Приводятся результаты разработки предложений по повышению запасов прочности рабочих лопаток и коэффициента полезного действия одноступенчатой осевой турбины компрессора модернизируемого малоразмерного турбовального двигателя с использованием методов многодисциплинарной оптимизации. Анализ первоначального варианта турбины показал, что запас прочности у рабочих лопаток значительно ниже требуемого по нормам прочности. Для устранения возникшей проблемы первоначально решалась задача доводки рабочих лопаток только по прочностным характеристикам, без учёта газодинамических процессов. В результате была получена геометрия рабочих лопаток, которая удовлетворяла прочностным требованиям. Она была использована как стартовая для решения совместной задачи оптимизации лопаточных венцов с учётом газодинамических и деформационных процессов. В результате совместной оптимизации был получен вариант турбины, удовлетворяющий нормам прочности при незначительном уменьшении КПД турбины (на 0,2%).

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2022;21(1):42-56
pages 42-56 views

Характер изменения остаточного напряжённо-деформированного состояния замковых соединений типа «ласточкин хвост» с учётом нелинейных деформаций

Жернаков В.С., Мардимасова Т.Н., Конева К.В.

Аннотация

Приведён общий алгоритм расчёта остаточных напряжений, построенный на методе последовательных нагружений. Выполнено моделирование процесса формирования остаточных напряжений и деформаций в замковых соединениях типа «ласточкин хвост» при нагружении его центробежными силами и последующей разгрузке. Задача решена в нелинейной постановке с учётом деформаций упругости, пластичности и ползучести. Получены поля остаточных напряжений и деформаций в пазах диска. Численное решение задачи выполнено методом конечных элементов в программном комплексе ANSYS. Проведён анализ влияния угла раствора α на характер распределения зоны пластических деформаций. Угол раствора α меняли в пределах от 45 до 70°. Установлено, что с развитием деформаций ползучести происходит изменение зоны нелинейных деформаций и характера распределения остаточных напряжений в зоне концентратора. Получены зависимости значения наибольших остаточных напряжений от угла раствора α, а также их изменение во времени.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2022;21(1):57-66
pages 57-66 views

Об эффективности использования приближения Навье-Стокса в термогазодинамическом расчёте жидкостных ракетных двигателей малой тяги при низких числах Рейнольдса

Максимов А.Д., Шустов С.А.

Аннотация

Представлен численный метод термогазодинамического расчёта жидкостных ракетных двигателей малой тяги, которые используются в качестве исполнительных органов системы управления пространственным положением наноспутников и малых космических аппаратов. Метод основан на использовании программного комплекса TERRA для проведения термодинамического расчёта и программного комплекса ANSYS CFX для проведения газодинамического расчёта с использованием уравнений Навье-Стокса. Приведены результаты термогазодинамического расчёта, а также картина течения рабочего тела в камере. Приводятся результаты проверки адекватности излагаемого метода, анализируются его возможности и ограничения. Проверка адекватности основана на сравнении с результатами экспериментальных данных по числу Рейнольдса и величине потерь удельного импульса тяги.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2022;21(1):67-80
pages 67-80 views

Математическая модель расчёта давления в камере пульсирующего горения

Солодовников А.В., Оденцов Д.А., Кравцов Е.В., Голубятник В.В., Щеблыкин Д.А.

Аннотация

Приведена модель расчёта пульсаций давления в зависимости от времени, в предположении, что горение топлива проходит по изохорическому циклу, а истечение газа через резонансную трубу – по изотермическому процессу. Описаны условия применения математической модели и её особенности. Показана динамика изменения давления в процессе работы камеры пульсирующего горения с различными геометрическими параметрами. Разработана программа, реализующая полученную зависимость, для расчёта и сравнения полученных теоретических данных с исследованиями других авторов.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2022;21(1):81-90
pages 81-90 views

Повышение чувствительности и расширение функциональной возможности биполярного анализа вибрации роторных машин

Сундуков А.Е., Шахматов Е.В.

Аннотация

Виброакустическая диагностика дефектов роторных машин является наиболее эффективным методом неразрушающего контроля их технического состояния. Практика показывает, что достижение успеха её применения во многом определяется набором располагаемых методов анализа вибрационных процессов. Наиболее широко распространёнными и нагруженными их узлами являются зубчатые зацепления, которые во многом определяют общее вибрационное состояние машины. Набор методов вибродиагностики дефектов зубчатых зацеплений достаточно разнообразен. Среди них интересен способ биполярного анализа, заключающийся в раздельном исследовании положительной и отрицательной частей вибрационного сигнала с последующим построением диагностического признака в виде разности, отношений и др. Способ направлен на оценку качества сборки редукторов по положению пятна контакта. Недостатком способа является ограниченная область использования и невысокая чувствительность. В работе показано, что использование максимумов широкополосной вибрации при применении биполярного анализа в вибродиагностике дефектов роторных машин существенно повышает его эффективность. На примере износа боковых поверхностей зубьев пары «солнечная шестерня – сателлиты» и величины бокового зазора в дифференциальном редукторе турбовинтового двигателя установлено, что это обеспечивается за счёт роста чувствительности метода и расширения его функциональных возможностей. При анализе использовалась статистика редукторов с разной степенью износа боковых поверхностей зубьев и отремонтированных редукторов с разной величиной бокового зазора. При этом можно использовать широкий набор известных диагностических признаков: интенсивность n-мерных векторов информативных рядов, параметры отдельных гармоник, глубину амплитудной модуляции, вероятностные характеристики в выбранных частотных полосах, безразмерные дискриминанты, кепстр и др. В работе приведены некоторые примеры из этих методов.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2022;21(1):91-98
pages 91-98 views

Модель виртуального уравновешивания жёстких роторов

Хаймович А.И., Болотов М.А., Печенина Е.Ю.

Аннотация

Неуравновешенности роторов оказывают значительное влияние на уровень их вибраций и надёжность. Уменьшение неуравновешенностей роторов достигается за счёт статической и динамической балансировки, которую предлагается выполнять посредством виртуального уравновешивания жёстких роторов в два этапа. На первом этапе производится расчёт взаимной ориентации деталей ротора для компенсации их дисбалансов и моментных неуравновешенностей. На втором этапе определяются значения масс и угловых координат двух корректировочных грузов, позволяющих исключить остаточную неуравновешенность ротора. Корректировочные грузы расположены в двух плоскостях коррекции ротора. Для реализации этапов балансировки предлагается модель виртуального уравновешивания, позволяющая определять относительные угловые положения деталей ротора, значения масс двух корректировочных грузов и их угловые координаты в плоскостях коррекции. Проверка результативности использования предложенной модели выполнялась посредством выполнения расчётов с использованием конечно-элементной модели (КЭМ) ротора в программном пакете ANSYS. В ходе исследования были получены данные по величинам виброскоростей на опорах ротора. Полученные результаты показывают существенное снижение виброскоростей опор, составляющее до 80% от их начального значения.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2022;21(1):99-109
pages 99-109 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах