Том 1, № 2 (2002): Специальный выпуск
- Год: 2002
- Статей: 16
- URL: https://journals.ssau.ru/vestnik/issue/view/1
-
Описание:
Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «ПРОЦЕССЫ ГОРЕНИЯ, ТЕПЛООБМЕНА И ЭКОЛОГИЯ ТЕПЛОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ» (г. Самара, 9-10 октября 2002 г.)
Весь выпуск
Исследование распыла топлива и смесеобразования в головной части камеры сгорания двигателей типа “НК”
Аннотация
Экспериментально определены характеристики течения воздуха и топливного факела на выходе из фронтового устройства (модуля) камеры сгорания двигателей типа “НК”, на основе которых сделан вывод об оптимальной настройке топливных коллекторов для получения наилучшего распыливания топлива на режиме малого газа.
Экспериментальное определение характеристик пневматических форсунок и их сопоставление с результатами расчетов
Аннотация
Приведен обзор результатов экспериментальных и расчетных исследований струйных эмульсионных и пневматических форсунок для распыливания авиационных топлив. На основе полученных данных спроектированы и испытаны форсунки, использующие различные источники распыливающего воздуха высокого и низкого давления. Предложен новый оптический экспресс - метод исследования факела топливовоздушной смеси. Проведены сравнения с расчетами
Особенности конвертирования форсированной по скорости камеры сгорания при работе на природном газе
Аннотация
В работе приведены результаты экспериментальных исследований особенностей процесса горения в высокофорсированной по скорости камере сгорания при ее переводе на природный газ. Определены пути модернизации конструкции базовой камеры сгорания, обеспечивающие требуемый уровень характеристик и концентрации NOх, без предварительного перемешивания топливовоздушной смеси.
Влияние начальной турбулентности потока алюминиево-воздушной смеси на процессы воспламенения и стабилизации пламени
Аннотация
Исследовано влияние начальной турбулентности потока алюминиево-воздушной смеси на процессы воспламенения и стабилизации пламени в прямоточной камере сгорания с внезапным расширением. Получены экспериментальные данные и определено влияние начальной турбулентности набегающего на стабилизатор потока алюминиево-воздушной смеси на воспламенение, температуру и границы срыва пламени в зависимости от размера частиц алюминия.
Способ управления характеристиками горения в потоке псевдожидкого топлива
Аннотация
Разработан газодинамический метод управления процессами горения и стабилизации пламени в потоке псевдожидкого топлива, основанный на наложении псевдотурбулентных пульсаций на дискретные струи воздуха, вдуваемые в слой смешения основного топливовоздушного потока. Показано, что, варьируя скоростью и частотой пульсирующих струй воздуха, можно изменять гидродинамику и масштаб структуры течения в камере сгорания и, следовательно, воздействовать на характеристики горения псевдожидкого топлива.
Технология “богатое” горение – резкое разбавление – “бедное” горение (RQQL) для авиационного ГТД, работающего на сжиженном природном газе
Аннотация
В работе сообщаются некоторые результаты НИОКР ОАО «Авиадвигатель» (г.Пермь) по освоению технологии малоэмиссионного горения RQQL («богатое» горение - резкое разбавление – «бедное» горение) применительно к камере сгорания ГТД ПС-90А. Приведены данные по эмиссии NОх и СО для камер, работающихна авиационном керосине и сжиженном природном газе. В частности отмечается, что использование технологии RQQL - горения позволяет снизить эмиссию NОх в 4-5 раз по сравнению с существующей камерой сгорания ПС-90А. Отмечаются некоторые проблемы по обеспечению надежного запуска и устойчивого горения камеры сгорания типа RQQL при использовании в качестве топлива природного газа.
Технология малоэмиссионного горения RQQL как направление в достижении высокой надежности стационарного газотурбинного двигателя
Аннотация
Рассматривается применение технологии малоэмиссионного горения «богатое» горение – резкое разбавление – «бедное» горение для решения функциональных проблем, свойственных двигателям с камерами с горением «бедных» предварительно перемешанных топливовоздушных смесей. Показано, что при NОх = 150…100 мг/нм3 технология RQQL предпочтительнее, чем технология горения «бедных» предварительно перемешанных смесей.
Разработка динамической модели камеры сгорания с предварительным смешением топлива
Аннотация
Рассмотрена проблема выбора оптимальных параметров смесителя горелочного устройства камеры сгорания с предварительной подготовкой топливовоздушной смеси с учетом требований к обеспечению нормативных уровней выбросов оксидов азота и к амплитуде пульсаций давления в камере сгорания на основе разработанной динамической модели рабочего процесса в камере сгорания данного типа. Обсуждается применение данного подхода к созданию низкоэмиссионной камеры сгорания газоперекачивающего агрегата ГТК-10И (Flame 3).
Применение методов вычислительной газовой динамики для моделирования процессов течения многокомпонентного потока газа, горения и теплообмена в камере сгорания газотурбинного двигателя
Аннотация
Рассматривается проблема математического моделирования физико-химических процессов в камере сгорания газотурбинного двигателя. Приведены результаты численного моделирования турбулентного течения и горения смеси газов в камере сгорания, использующей в качестве топлива метан. За расчетную область был взят сектор камеры сгорания в 30°. Моделирование процессов течения многокомпонентного турбулентного газа производилось с применением осредненных уравнений Навье-Стокса, k −ε модели турбулентности и с применением модели тонкого фронта пламени и механизма Зельдовича для описания процесса горения. Использование данных математических моделей позволило оценить уровень эмиссии NO на выходе из камеры сгорания.
Опыт создания и направления дальнейшего совершенствования малотоксичных камер сгорания ГТД и ГТУ
Аннотация
На основании опыта СНТК им. Н. Д. Кузнецова по созданию малотоксичных камер сгорания представлены результаты анализа основных причин, сдерживающих дальнейшее улучшение экологических характеристик камер сгорания ГТД и ГТУ. Предлагается при выборе термодинамических параметров вновь проектируемого двигателя учитывать реальные возможности снижения выбросов вредных веществ.
Влияние межфазового обмена на смесеобразование в модульной камере сгорания
Аннотация
Разработана математическая модель двухфазного потока применительно к камере сгорания ГТД, включающая обмен импульсами и теплотой между газом и каплями топлива. Выполнено расчетное исследование модельного течения в прямом канале прямоугольного поперечного сечения при струйной подаче с его стенки газожидкостной смеси. Установлено, что при смешении воздушных потоков различной плотности теплообмен между газом и каплями оказывает существенное влияние на температурные поля.
Особенности отработки экологических характеристик и надежности камер сгорания ГТУ
Аннотация
Экспериментальное и расчетное исследование теплового и напряженного состояния перфорированной стенки жаровой трубы с различным наклоном отверстий и шагом между ними
Аннотация
Выполнено экспериментальное исследование теплообмена на перфорированной пластине с нормальными и наклонными отверстиями, обтекаемой турбулентным потоком нагретого газа, с применением тепловизионной техники. На основе результатов экспериментов получены критериальные зависимости для расчета теплообмена между стенкой и газовым потоком, а также между стенкой и охлаждающим воздухом, в том числе в отверстиях стенки.
Выполнены трехмерные расчеты теплового и напряженного состояний перфорированных стенок с наклонными отверстиями в двухстенной конструкции жаровой трубы для теплонапряженного взлетного режима.
Дожигание токсичных составляющих отработавших газов ДВС
Аннотация
В качестве альтернативы каталитическим нейтрализаторам рассмотрены различные устройства и способы воспламенения и организации догорания токсичных составляющих в отработавших газах ДВС. Экспериментальные исследования проведены на лабораторном стенде с двигателем ВАЗ-1111 «Ока». Показана эффективность введения в отработавшие газы дополнительного воздуха и (или) кислорода.
Определение параметров турбулентности потока газа в камере сгорания на основе интегрирования и преобразований уравнений Рейнольдса и Навье-Стокса
Аннотация
Преобразованием к интегральной форме уравнений Рейнольдса и Навье-Стокса получена критериальная функция, подтвержденная экспериментальными данными, связывающая параметры турбулентности потока сплошной среды при движении его по каналу переменной геометрии с гидродинамическими критериями и параметрами, характеризующими геометрию канала.
Обобщение опыта организации турбулентного горения в камерах сгорания двигателей аэрокосмического и энергетического назначения
Аннотация
Приведены результаты исследований влияния интенсификации процесса турбулентного смешения на эффективность, устойчивость горения и эмиссию вредных веществ в камерах сгорания эрокосмического и энергетического назначения двигателей семейства НК. В ходе доводки КС получены зависимости “мягкого” и “жесткого” возбуждения высокочастотных (ВЧ) колебаний в КС ЖРД замкнутой схемы (двигателей НК-39, НК-33) от неравномерности потока газообразного компонента по сечению КС и от дальнобойности струй форсунок. На базе исследования источников возникающей турбулентности в КС разработаны две модели турбулизации потока: модель “Р”- в зонах обратных токов форсуночной головки и модель “С” - в струях форсунок от динамического взаимодействия компонентов топлива, от начальной турбулизации потока в газоводе КС, при входе потока в газовые каналы форсунок и др. Путём усовершенствования критерия Херша указанными моделями “Р” и “С” на базе созданных моделей генерации акустической энергии в КС экспериментально подтверждены разработанные принципы оптимизации указанных характеристик горения в форсажных камерах двигателей НК-25, НК-321 и в двухзонных камерах двигателей НК-36 СТ, НК-37, НК-38 СТ.