Соотношение науки и мировоззрения в свете фундаментальной онтологии М. Хайдеггера


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье проясняется соотношение науки, философии и мировоззрения в свете фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. Мировоззрение, согласно Хайдеггеру, представляет собой способ самопонимания и самоистолкования человека в эпоху современной (новоевропейской) науки. И мировоззрению, и частным наукам присущ позитивный характер. Это означает, что мировоззрение, подобно частным наукам, имеет дело с сущим, а не с бытием. Вопрос о мировоззрении (о соотношении философии и мировоззрения) является решающим для институционального самосознания феноменологической философии как таковой. Показано, что специфика и оригинальность хайдеггеровского философского проекта («фундаментальной онтологии») во многом связана с последовательным и принципиальным различением философии и мировоззрения. Проясняется связь феномена мировоззрения с гуманизмом и антропоцентризмом. Согласно Хайдеггеру, гуманизм и антропоцентризм присущи всякому мировоззрению, мировоззрению как таковому, а не только определённому типу мировоззрения. Выявлено значение проводимого Хайдеггером растождествления понятий «сущее» (Seiende) и «предмет» (Gegenstand) для фундаментальной онтологии в целом и трактовки мировоззрения и науки, в частности. Установлено, что под «наукой» в большинстве случаев Хайдеггер понимает не совокупность позитивных наук (наук о сущем) и не особый тип познания, но измерение бытия сущего и способ данности сущего, утвердившийся и ставший господствующим в европейской культуре нового времени. 

Об авторах

И. В. Дёмин

Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва (национальный исследовательский университет)

Автор, ответственный за переписку.
Email: ilyadem83@yandex.ru

Кандидат философских наук

Доцент кафедры философии и истории

Россия

Список литературы

  1. Новая философская энциклопедия: в 4-х т. Т. 2. М.: Мысль, 2010. 634 с.
  2. Риккерт Г. Философия жизни. Киев: Ника-Центр, 1998. 512 с.
  3. Михайлов И.А. Ранний Хайдеггер: между феноменологией и философией жизни. М.: Прогресс-Традиция, 1999. 284 с.
  4. Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. Историческое введение. М.: Логос, 2002. 680 с.
  5. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. СПб.: Изд-во Высшей религиозно-философской школы, 2001. 446 с.
  6. Heidegger M. Die Grundprobleme der Phänomenologie. Frankfurt a.M.: Vittorio Klostermann. 2. Auflage, 1989. 474 p.
  7. Лохов С.А. Мировоззрение как объект философской рефлексии (И. Кант, М. Хайдеггер, М. Шелер) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2003. № 1. С. 29-37.
  8. Лосский Н.О. Типы мировоззрений (Введение в метафизику). Париж: Современные записки, 1931. 187 с.
  9. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. 447 с.
  10. Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 744 с.
  11. Демин И.В. Соотношение понятий «бытийный регион» и «предметная область» в горизонте герменевтической феноменологии М. Хайдеггера // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. Т. 15, № 2. С. 112-118.
  12. Дёмин И.В. Соотношение региональных онтологий и частных наук в горизонте герменевтической феноменологии М. Хайдеггера // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 4.
  13. Ч. 1. С. 58-61.
  14. Дёмин И.В. Экзистенциально-онтологическое обоснование техники в философии М. Хайдеггера // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2010. № 2. С. 126-137.
  15. Хайдеггер М. Самоутверждение немецкого университета // В книге «Историко-философский ежегодник». М.: Наука, 1994. С. 298–304.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник СГАУ, 2015

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах