Том 2, № 3 (2022)

Весь выпуск

ФИЛОСОФИЯ

Ст. Лем о невозможности жизни и прогнозирования

Анисов А.М.

Аннотация

В статье анализируются философские идеи Ст.Лема, высказанные им в новелле с двойным названием «О невозможности жизни» и «О невозможности прогнозирования». Показано, что в основе новеллы лежит онтологическая проблематика, связанная со статусом существования уникальных событий будущего. Особенности этого статуса демонстрируются Лемом на примере выдуманной истории появления на свет будущего профессора Коуски, от имени которого делаются индетерминистские выводы о природе уникальных событий. Одним из ключевых выводов является лемовский тезис о том, что информации о будущих уникальных событиях объективно не существует. Поэтому прогнозирование событий такого рода невозможно в принципе. Отсутствие информации связано с тем, что будущего онтологически нет, оно ещё не случилось. Этот лемовский тезис дополняется рассуждением автора о том, что и прошлого онтологически уже нет, что проявляется в индетерминированном бесследном исчезновении из прошлого части уникальных событий по мере течения времени. Доводы в защиту индетерминизма включают критику догматического детерминизма парменидовской науки и философии, выбрасывающих время и изменения из бытия. В результате догматический детерминизм игнорирует историю как упорядоченную совокупность уникальных событий. Обосновывается новое понимание возможного, не связанное с идеей элементарных событий теории вероятности и множеством возможных миров модальной логики.

Семиотические исследования. 2022;2(3):8-17
pages 8-17 views

Семиотика духа: философский и психологический дискурс

Фаритов В.Т.

Аннотация

В статье проводится сравнительное исследование гегелевского философского учения о духе и юнговской психологии коллективного бессознательного. Базовые концептуальные ходы гегелевской диалектики сопоставляются с основополагающими понятиями юнговского учения, такими как коллективное бессознательное, персона, индивидуация, самость, проекция. Несмотря на ярко выраженное негативное отношение Юнга к гегелевской системе, в учении психолога выявляются многочисленные параллели с философией духа Гегеля. Раскрывается противоречие между приверженностью Юнга кантовской метафизике и обилием гегелевских мотивов в его психологической теории.

Семиотические исследования. 2022;2(3):18-25
pages 18-25 views

Новая охота на Сэтавра

Конев В.А.

Аннотация

Автор выдвигает предположение, что ситуацию пандемии КОВИД-19, с которой столкнулось человечество в XXI веке, можно рассматривать как реакцию природы планеты Земля на агрессивное техногенное поведение современной цивилизации. Если в ноосфере возникают напряжения, а закон борьбы видов за существование – это способ существования живой сферы, то должно возникнуть противодействие «дикой» жизни «умной» жизни. Может быть, внезапное появление SARS-CoV-2, который так «умело» сопротивляется всем ухищрениям человека техногенной цивилизации, дает понять человечеству, что тот тип отношения к миру, который был выбран западно-европейской цивилизацией и принял глобальный характер, является ущербным и требует, если не смены, то существенной корреляции.
Рассказ Станислава Лема «Охота на Сэтавра» повествует о том, как в результате случайного повреждения робот стал совершать непредсказуемые действия, опасные для жизни людей. Команда вооруженных людей космопорта стремится обезвредить поврежденного робота, организуя охоту на «свихнувшегося» робота.
Новая охота на Сэтавра – охота на вирус пандемии КОВИД-19 – отличается от той, которая представлена в рассказе Лема. Появление вируса SARS-CoV-2 – не результат «поломки» чего-то, а результат такого развития цивилизации, которое основано на противопоставлении культуры и природы. Поэтому победа над SARS-CoV-2 требует изменения культурных оснований развития цивилизации.
Из «охоты» на корановирус КОВИД-19 человечество должно извлечь урок – пора серьезно заняться модификацией ценностей своей культуры и выработкой новой этики, которая бы ориентировала свой категорический императив не на первое, а на второе лицо (ТЫ, а не Я определяю правоту деяния).

Семиотические исследования. 2022;2(3):26-31
pages 26-31 views

Фантастика как источник реалистического описания поведения (на материале рассказа Кира Булычёва «Я набираю номер»)

Сериков А.Е.

Аннотация

В статье оспаривается утверждение Н. Фрая и Ц. Тодорова, что литература создаётся только на основе литературы. Именно реальность в конечном счёте является источником художественных произведений. Реалистические описания вполне могу присутствовать в фантастических произведениях, и большинство читателей интуитивно понимают, какое из описаний является реалистическим, а какое – фантастическим. Но для искусственного интеллекта это довольно трудная задача. Для того, чтобы обучить искусственный интеллект лучшему пониманию текстов, необходимо исследовать, как сами люди строят свое понимание того, о чём в тексте прямо не говорится. В статье приводится описание метода поведенческого анализа текстов и пример анализа фантастического рассказа. Он показывает, что значительная часть знания о персонажах, их состоянии, обстоятельствах и формах поведения извлекается на основании здравого смысла как нечто само собой разумеющееся для человека данной культуры, но не для представителя другой культуры или компьютерной программы. Это касается и различия между реальными и фантастическими событиями. Для того, чтобы искусственный интеллект понимал смысл описываемых событий, он должен уметь опираться на знание здравого смысла, извлекать уместные для того или иного контекста суждения здравого смысла и делать на их основании соответствующие выводы.

Семиотические исследования. 2022;2(3):32-38
pages 32-38 views

Гарри Поттер и технопессимизм: готовы ли «зумеры» к техническому прогрессу?

Ястреб Н.А.

Аннотация

Статья посвящена выявлению условий влияния научно-фантастической литературы и книг в жанре фэнтези на формирование технооптимистических и технопессимистических настроений молодых читателей. Базовым допущением работы является то, что восприятие артефактов героями художественной литературы с оговорками может быть рассмотрено как основа для выявления отношения к технике тех поколений, для которых эти произведения явились смысловыми точками сборки. Технооптимизм определен как мировоззренческая установка, в рамках которой источник проблем видится в самой природе и в человеке. Показано, что технопессимизм называет корнем проблем деятельность человека. Доказано, что цикл книг о Гарри Поттере в целом формирует технопессимистическое мировоззрение и оправдывает технологическое неравенство. На примере книг Т. Пратчетта показано, что литература может формировать у читателей ответственное отношение к технике, если будет показывать не только угрозу, котору несут технологии (прометеевское мышление), но и способы устранения последствий применению техники, в том числе в результате неправильно принятых решений (эпиметеевское мышление).

Семиотические исследования. 2022;2(3):39-45
pages 39-45 views

Кинематографическая интерпретация психоанализа: к различию черно-белого и цветного кинематографа

Марков А.В.

Аннотация

Предложенное В.В. Бибихиным сопоставление поэтики философского произведения Парменида с ранним кинематографом соединяет символистское и авангардное понимание кинематографа, представляя собой своеобразную краткую сумму теоретических воззрений на причины возникновения развернутого сюжета из фабулы или скрытого сюжета. Поэтика кино оказывается феноменологией возникновения художественной литературы. Эти понимания оказываются объединены фрейдистской концепцией преодоления аффекта, побочной в традиционном фрейдизме, но принципиальной для понимания выразительных жестов раннего кинематографа и закономерностей сюжетосложения. Параллели с другими авангардными концепциями кино позволяют уточнить, как может мыслиться символизация жеста, цветового решения и минимального технического обеспечения кинематографа в воспитанном литературой восприятии. Киноаналитика В.В. Бибихина раскрывает специфику понимания экранной чувственности и цвета в символистской традиции литературы и психоанализа.

Семиотические исследования. 2022;2(3):46-51
pages 46-51 views

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

С. Лем как теоретик литературы: экзистенциалист под маской структуралиста

Даренский В.Ю.

Аннотация

В статье рассматривается концепция сущности литературного произведения, теоретически развернутая С. Лемом в его книге «Философия случая». Показаны принципы критики им структуралистского подхода, а также его теория произведения сопоставлена с концепциями Р. Барта и У. Эко. Принципиальное отличие подхода С. Лема здесь состоит в том, что его понимание полисемии произведения и множества его интерпретаций не противоречит существованию «лучшей» интерпретации. Базовым принципом понимания произведения у С. Лема является вскрытие его глубинной онтологической модели, каковой является преодоление хаоса в структуры порядка. При этом порядок имеет процессуальный и междусубъектный характер. С. Лем принимает «классический» принцип поиска «лучшей интерпретации» произведения так, что она должна стать результатом отбора и синтеза нескольких вариантов. Кроме того, С. Лем опирается и на архетип творящего мир Слова, которое созидает реальность. Тем самым мышление С. Лема продолжает определяться библейскими архетипами, даже несмотря на весь его внешний сциентизм. Такое мышление остается для нас ценным образцом, поскольку позволяет соединять анализ новейших явлений и ситуаций в культуре с пониманием её глубинных архетипических оснований.

Семиотические исследования. 2022;2(3):52-60
pages 52-60 views

Семиотический потенциал безумия: моделирование расстройства мышления как способ создания фантастической текстовой картины мира (на материале текстов С. Лема)

Смердова Е.А.

Аннотация

Тема расстройства мышления нередка в литературе и используется в различных целях: от передачи различия между внутренним миром героя и внешним до создания гипертекстовой, многослойной картины мира. С. Лем использует прием передачи расстройства мышления для создания «фантастичности» повествования, текстового мира, кардинально отличающегося от действительности. На примере таких знаковых в этом плане произведений, как «Звездные дневники Ийона Тихого», «Сказки роботов» и «Футурологический конгресс», мы впервые рассмотрим конкретные случаи отражения различных форм расстройства мышления в целях создания фантастической текстовой картины мира. В частности, нас будет интересовать характер знаков, индексальных, иконических и символических, позволяющих автору формировать фантастический текстовый мир. Так, в диалоге Ийона Тихого с продавцом сепулек можно усмотреть пример так называемой разорванности мышления, характеризующейся неправильным, необычно парадоксальным сочетанием представлений, когда отдельные понятия без всякой логической связи нанизываются друг на друга. В результате возникает бессвязная, на грани понимания цепочка из таких понятий, как сепульки, сепулькариум, сепуление, качеш. Семиотический потенциал этих индексальных знаков заключается в «отстранении» от действительности, когда персонажи оперируют понятиями, не знакомыми читателю, но явно обычными для текстового мира. Так, фантастический текстовый мир приобретает своеобразную семиотическую автономность, независимость от явлений реального мира.

Семиотические исследования. 2022;2(3):61-68
pages 61-68 views

Поэтика варианта. Рассказы Н.Г. Гарина-Михайловского на страницах самарской периодики 1890-х–1900-х гг.

Перепелкин М.А., Перепелкин И.М.

Аннотация

В статье рассматриваются первоначальные варианты трёх рассказов Н.Г. Гарина-Михайловского, опубликованных в 1890-х–1900-х гг. на страницах двух самарских периодических изданий – «Самарской газеты» и «Самарского вестника». Сопоставляя данные варианты с более поздними редакциями этих произведений писателя, известными по книжным публикациям, авторы статьи реконструируют процесс работы над данными произведениями, а также пробуют представить творческую лабораторию художника, который хоть и «творил на лету», но, тем не менее, в работе над каждым рассказом последовательно двигался от конкретики – к обобщению, от наблюдения – к смыслу и от эмоции к образу. Так, сопоставляя первоначальный и отредактированный варианты рассказа «Ревекка», авторы статьи констатировали значительное сокращение текста рассказа писателем, постаравшимся в процессе редактирования перенести главный акцент с бытового аспекта драмы героев на внутренний, душевный. Если в первоначальном варианте была показана вся история сумасшествия героя, то в отредактированном тексте сделан акцент на узловых точках, позволяющих читателю самому достроить до целого повествование о «мучениках любви». Существенной правке подверглись и два другие рассмотренные в статье рассказа писателя – «Адочка» и «Гений», редактируя которые Н.Г. Гарин-Михайловский решал одну главную задачу: правда жизни должна была стать художественной правдой, которая говорила бы сама за себя и на своём собственном языке, имеющем мало общего как с конкретикой реальных событий, так и с попытками риторических обобщений и философских выкладок.

Семиотические исследования. 2022;2(3):69-80
pages 69-80 views

О дивный новый мир А.К. Гольдебаева

Морозова К.И.

Аннотация

В настоящей статье предпринят анализ творческого замысла фантастического произведения А.К. Гольдебаева «Без летоисчисления», который был описан в «дневнике» писателя. Сопоставляя фабульные каркасы некоторых опубликованных повестей и рассказов Гольдебаева, таких как «В чём причина?» («Ссора») (1903), «Подонки» (1904), «Подлое состояние» (1906), «Летний отдых» («В степи») (1907), «Галчонок» (1910), «Мама ушла» (1910), «Гномы» (1911), автор статьи приходит к выводу, что по задумке роман или рассказ «Без летоисчисления» должен был содержать в себе решение всех проблем, затронутых литератором на разных творческих этапах. Так, писатель моделирует идеальный, утопический, по его мнению, мир, очищенный от пороков и проблем современного ему общества, среди которых бедность, болезни, проституция, любовные измены и, как следствие, несчастные дети. Основными методами исследования в статье являются сравнительно-сопоставительный и структурный. Новизна научной работы обусловлена тем, что её автор является первым исследователем, во-первых, обратившим внимание на фабулу произведения, описанную в не представленном широкому читателю «дневнике» писателя, а во-вторых, сопоставившим творческий набросок с уже опубликованными произведениями и раскрывшим его глубинный смысл. Стоит отметить, что, вполне возможно, фабула итогового варианта, хранящегося в виде рукописи в Российском государственном архиве литературы и искусства, кардинальным образом отличается от наброска. Таким образом, автор статьи подчеркнул ценность и серьёзность проблематики «литературного скетча», кажущегося, на первый взгляд, наивной фантазией писателя.

Семиотические исследования. 2022;2(3):81-86
pages 81-86 views

СОЦИОЛОГИЯ

Концептуальная схема социально-психологического мониторинга обучающихся

Авдошина Н.В., Егорова С.В., Васькина Ю.В., Зорина С.В., Демина А.И., Нестеров А.Ю.

Аннотация

В статье формулируется и обосновывается задача разработки и внедрения системы социально-психологического мониторинга обучающихся университета как инструмента управления процессом образования, позволяющего решить проблему дефицита знания об объекте управления. Прикладная цель мониторинга заключается в выявлении готовности обучающихся к предпринимательской и научной видам деятельности. Описываются теоретико-методологические основания системы мониторинга. Анализируется содержание понятия «портрет компетенций», понимаемого в качестве интегративного показателя результата обучения: данный показатель позволяет оценивать эффективность образовательного процесса с точки зрения требований, предъявляемых к специалисту конкретной профессии. Описывается концептуальная схема мониторинга и возможность её адаптации к выявлению готовности обучающихся к предпринимательской и научной деятельности. Концептуальная модель портрета компетенций обучающегося строится на определении понятия готовности к той или иной деятельности в качестве интегративной характеристики личности, включающей в себя потребности, мотивации, ценности и социальные установки. Аргументируется применение методик диагностики мотивации обучающихся, методики диагностики их ценностных установок и намерений, диагностики социальных установок. Формулируется механизм решения задачи разработки и внедрения системы социально-психологического мониторинга, связанный с включением в комплексную методику оценки социологических и психологических методов, таких как: 1) адаптированная к учебной деятельности методика оценки включенности персонала в деятельность организации; 2) шкала Лайкерта; 3) адаптированные классификации мотивов П.М. Лапина и Т.В. Разиной; 4) методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича; 5) методика диагностики ценностных ориентаций Ш. Шварца; 6) методы косвенной диагностики аттитюдов ИАТ и VAAST.

Семиотические исследования. 2022;2(3):87-101
pages 87-101 views

Опыт взаимодействия с экологическим каркасом современного города

Корсун М.А.

Аннотация

В статье рассматриваются различные аспекты конструирования и использования понятия «экологический каркас города», а также практики непосредственного взаимодействия. Инвайронментальный дискурс предполагает более рефлексивное отношение к представителям животного и растительного мира, рассматривая их как полноправных субъектов социальной структуры. Учитывая высокие темпы урбанизации, необходимость анализа взаимодействий человека и растительного мира в рамках городского пространства становится все более актуальной. В данной работе мы рассмотрели теоретические подходы к концептуализации понятий, связанных с растительностью в городе, выделив понятие «экологический каркас города» как наиболее полно соответствующее «новой экологической парадигме». Далее были проанализированы градостроительные документы 15 городов-миллионников Российской Федерации, в которых вопросы озеленения городских территорий рассматриваются на различных рефлексивных уровнях. Кроме того, в работе представлены результаты эксперимента по экологическому аудиту городских территорий, в рамках которого участники анализировали структуру экологического каркаса города и отдельные его элементы. Эксперимент показал низкий уровень экологической культуры участников, т.к. определение конкретных видов растений вызывало серьезные трудности, а сценарии личного взаимодействия с растениями были довольно скудными и ограничивались пассивным восприятием. Однако информирующая ориентация эксперимента способствовала осуществлению саморефлексии участников, что привело к повышению осведомленности о структуре и функциях экологического каркаса и расширило личные стратегии взаимодействия с ним у участников эксперимента.

Семиотические исследования. 2022;2(3):102-109
pages 102-109 views

Культурные (медицинские) представления хронических больных в период пандемии COVID-19: механизмы работы и формирования культурного знания в ситуации неопределенности

Финкельштейн И.Е.

Аннотация

В период распространения новой коронавирусной инфекции мы стали свидетелями серьезных изменений привычной повседневной жизни в ситуации тотальной неопределенности. В данной работе исследовательская оптика направлена на изучение опыта принятия терапевтических решений пациентами с хроническими заболеваниями в ходе пандемии COVID-19. Гипотетически в такой ситуации могут перестать работать сложившиеся модели медицинского выбора, вплетенные в повседневную жизнь хронических пациентов. Концептуально исследование строилось на основных принципах когнитивной медицинской антропологии, в рамках которой культурные представления человека о болезни и ее лечении становятся основанием для принятия терапевтических решений. В период пандемии формирование нового знания о вирусе, его последствиях, его взаимодействии с хроническими заболеваниями происходило в режиме «здесь и сейчас». Исследование было призвано описать механизмы работы сложившегося до пандемии культурного знания и формирования нового знания хронических пациентов в нетипичной ситуации, как важнейшего фактора пациентского выбора. В рамках исследования было проведено 11 глубинных интервью с людьми, страдающими хроническими заболеваниями.
Проведенный анализ позволил выделить две основные модели медицинского выбора хронических пациентов в период пандемии: (1) модель, включающая корректировку сложившейся до пандемии схемы лечения, и (2) модель, не включающая корректировку сложившейся до пандемии схемы лечения. Основными факторами, определяющими медицинский выбор хронических больных в период пандемии, стали культурное (медицинское) знание и проблема доступности медицинской помощи. В работе также описана роль личного опыта и опыта «значимых других», «экспертного знания», «народных историй» (опыт незнакомых людей).

Семиотические исследования. 2022;2(3):110-118
pages 110-118 views

Политические коммуникации и игровые механики

Колесник Н.В., Хосуева С.

Аннотация

В статье рассматривается проблема взаимодействия и взаимовлияния политической коммуникации и игровых механик. Игровизация политики постулируется как основание для осмысления новых форм гражданской и политической активности, возникших в цифровую эпоху. В представленном обзоре научной литературы определяется, что игровые технологии как совокупность методов и приемов оказывают влияние на поведение современного пользователя, преодолевая его пассивность и вовлекая его в политические и гражданские процессы. В работе рассматриваются теоретические подходы в изучении цифровой геймификации: социологический, культурологический, политэкономический. Особое внимание уделяется анализу политической коммуникации – через призму геймификации – и цифровым СМИ, обладающим признаками нового политического субъекта. Отдельный сюжет посвящен избирательным кампаниям и влиянию новых технологий и игровых практик на политическую активность граждан.

Семиотические исследования. 2022;2(3):119-127
pages 119-127 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах