Том 1, № 1 (2021)
- Год: 2021
- Статей: 12
- URL: https://journals.ssau.ru/semiotic/issue/view/473
Весь выпуск
ФИЛОСОФИЯ
Семиотика как методология и онтология
Аннотация
В статье формулируются категории общей семиотики: знак, значение, семиозис, слой и вектор семиозиса. Цель рассуждения – показать методологию семиотического исследования как такового, а общую семиотику – в качестве онтологии. Результат рассуждения заключается в демонстрации семиотического круга познания и деятельности, включающего в себя объекты восприятия как знаки чувственного восприятия, предметы рассудка как знаки языка и понятия разума как сложноорганизованные знаки рефлексии. Рецептивный и проективный векторы семиозиса вводятся в качестве прямого познания и рефлексивной деятельности соответственно. Переход от познания к деятельности –
как интуиция, организованная в моделях афоризма, диалога или системы как философских изобретений в смысле И.И. Лапшина. Возникающая в интуиции проблема нового рассматривается как вопрос о трансформации конкретного семантического, синтаксического или прагматического правила в слое восприятия, рассудка или разума. Онтологический тезис, защищаемый в рассуждении, заключается в том, что с позиций общей семиотики объективно существуют не объекты, предметы или понятия, но правила семиозиса: поскольку условием возможности знаковой деятельности являются правила, поскольку правила составляют объективное незнаковое значение, извлекаемое семиотической рефлексией, постольку они являются тем, что объективно существует во взаимодействии среды и субъекта.
Метафорика феноменальных суждений и проблема социальной верификации
Аннотация
В статье описываются базовые семантические принципы порождения феноменальных суждений. Феноменальные суждения здесь понимаются как языковые представления феноменальных свойств сознания и косвенные описания субъективного опыта, протекающие в приватном субъективном смысловом пространстве. Языковое представление в пропозициональной и концептуальной формах создает особую область метафорических связей, которые проходят процесс социальной верификации в ходе коммуникативного взаимодействия. Важнейшим компонентом феноменальных суждений является убеждение говорящего в наличии схожих свойств ментального содержания у реципиента. Механизмы возникновения феноменальных суждений не вполне ясны, в связи с чем междисциплинарный подход видится наиболее перспективным. В работе исследуются результаты методологических интерференций телесно-ориентированной парадигмы в когнитивных науках с аналитической философией сознания. Проблема феноменальных суждений является областью пересечения онтологии и семантики и требует всестороннего лингвофилософского исследования, шаг на пути к которому сделан в данной статье.
На границе функционализма и семиотики: два способа изменения функций и смыслов технических объектов
Аннотация
Статья посвящена анализу практик и способов изобретения новых функций технических объектов. Цель работы состоит в выявлении, классификации и описании практик, в результате которых у технических объектов появляются новые функции. Под функцией технического объекта (артефакта) понимается работа, выполняемая артефактом, направленная на реализацию некоторого заданного человеком предназначения. Рассматривается двойственность природы артефакта, обусловленная его физической структурой и включенностью в целенаправленную деятельность человека. На основе сравнения функционального и семиотического подходов к пониманию техники выявляются различия между функцией и смыслом артефактов. При помощи кейс-метода рассматриваются практики реинтерпретации, как появления новых смыслов без изменения физической структуры артефакта, и адаптации, то есть приспособления технических объектов под нужды пользователя. Показывается, что новые функции появляются у артефактов как на физическом уровне, через внесение конструктивных изменений, так и на семиотическом, через трансформацию смыслового наполнения объектов. В заключении делается вывод о возможности применения полученных результатов в сфере маркетинга и продвижения технических систем и устройств.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Элементы экспрессионизма в рассказе А. Грина «Серый автомобиль»
Аннотация
Тема работы представляется актуальной, поскольку в настоящее время отечественное литературоведение заново открывает особенности художественного высказывания советской литературы 1920-х годов. Цель исследования заключалась в обнаружении черт поэтики текста Грина, позволяющих идентифицировать рассматриваемую новеллу как экспрессионистскую. Методы исследования, применявшиеся в статье: сравнительно-исторический и семантический анализы текстов. В начале статьи рассматриваются исследования новеллы «Серый автомобиль» А.В. Полупановой и
Л.У. Звонаревой, отмечаются неточности и явные фактические ошибки, свидетельствующие о непонимании текста, о смешении таких форм выражения авторской позиции (по Б.О. Корману), как «герой-повествователь» и «автор-повествователь». В качестве эмпирического материала, помимо самой новеллы А. Грина, использовались произведения Г. Майринка, Ф. Кафки и Л. Перуца. В результате рассмотрения романов «Голем», «Замок», «Казак и Соловушка», «Мастер Страшного Суда» были выделены следующие особенности художественного мира экспрессионистских литературных произведений: а) проблема идентичности, связанная, как правило, главным героем; 2) семема безумия, ставшая константой для экспрессионистских текстов; 3) загадочный (скрытый) порядок кажущегося хаотичным мира; 4) неуспешность речевых действий. Все перечисленные особенности были обнаружены в рассказе А. Грина, таким образом, представляется, что новый подход к творчеству писателя как представителя отечественного экспрессионизма, демонстрирует свою состоятельность и может быть противопоставлен более традиционному рассмотрению прозы автора как сверхтекстового единства.
Эпоха модерна: границы и поименования
Аннотация
В статье дан пространный обзор современных подходов к проблеме описания модерна как литературной эпохи и к возможному установлению ее хронологических границ. Рассмотрены основные терминологические варианты, связанные как с самопоименованием эпохи, так и с попытками исследователей подобрать адекватное сложносоставному эстетическому феномену определение. Дискутируется расширительное толкование модерна как «макроэпохи», ведущей отсчет с конца XVIII столетия и связываемой прежде всего с художественной системой романтизма. На материале эстетических манифестаций немецкого натурализма выявляется роль и значение литературной ситуации 1880-х годов в Германии, в которой повсеместное прокламирование «эстетической революции» и «модерных» установок в культуре уживается со следованием детерминистской эстетике прошлых десятилетий. Ведущие тенденции в культуре «конца века» связываются с формированием первого этапа модерна в искусстве и литературе в 1890–1900 гг., на смену которому уже с началом второго десятилетия нового века приходит искусство авангарда, взрывающее установившиеся было художественные формы, максимально соотносящее себя с современностью. Высказывается предположение, что литературный авангард как «проект будущего» утилитаризирует установки порубежного «модерна», разворачивает их в сторону «массы», выводит художника в пространство политического взаимодействия с обществом, в этом усматривая свою «современность».
Понятия «современное», «новое» и «своевременное» в литературном сознании 1920-х годов
Аннотация
В данной статье идет речь о том, как время радикальных перемен трансформирует литературную ситуацию, меняет само содержание современности. В это содержание входит смена типов художественного мышления, взаимодействие стилевых тенденций, возникновение актуальной тематики, смена самих форм бытования литературного произведения, изменение писательского статуса в социуме, рождение новых читательских запросов. Литературная современность рассматривается как поливекторный процесс, в который включаются различные творческие группы, писательские сообщества. Они предлагают свои инновации. Существо новизны очередной эпохи может выражаться в активном споре с предшествующими литературными моделями. Современники могут вкладывать в понятие новое разное содержание. Так, в чрезвычайно политизированные 1920-е годы черты нового могла вдруг приобрести ориентация не на идеологическую доминанту творчества, а на талант художника, на эстетическое качество его творческого продукта, на обновление художественных форм («Серапионовы братья», «Перевал»). Под новым понимали варианты плодотворного синтеза фантастики и быта, реализма и символизма, реализма и экспрессионизма, точечной конкретики и широкого абстрагирования. Рассматривались судьбы отдельных жанров (например, романа). Новое могло проявиться и в самом понимании своевременности (актуальности) литературного произведения. С постепенным введением жесткой регламентации в литературный процесс менялось понимание такой актуальности (теория социального заказа). Неочевидность нового (скрытая своевременность) позволяет подвергать литературу 1920-х годов переоценкам, посмотреть на нее с вековой дистанции. Обнаруживаются подлинные инновации этого времени.
Классика и современность в творческом сознании Михаила Булгакова
Аннотация
В статье представлен опыт аналитического прочтения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Цель работы – прояснение авторского отношения к современной литературе и к формам ее осуществления в современном идеологическом контексте. На основании структурно-типологических соотношений выявлена архитектоническая схема романа, предопределяющая сюжетные особенности композиции. Концептами и активаторами смыслового действия являются образы Бездомного, Берлиоза и Мастера. Они ассоциативно фокусируют на себя сопоставимые с ними другие персонажи (литераторов, идеологов, мистиков и т.д.), а также многочисленные прототипы, среди которых В. Маяковский, С. Есенин, М. Горький, В. Ленин и др. Прототипы романа организованы так, что обозначают не только контекстуальный контур произведения, но и его концептуальную определенность. Криптологическое прочтение романа, с учетом соотношения контурных и концептуальных прототипов, проясняет отношение автора к современным явлениям и к самой современности как целостному феномену. Авторским критерием исторических, социальных и культурных проявлений современности служит классическая мера.
Поэтика эпического театра Б. Брехта с точки зрения «кубистического принципа»
Аннотация
Данная статья посвящена попытке рассмотрения концепции эпического театра
Б. Брехта с точки зрения кубистического принципа как характерного приёма авангарда и постмодернизма, основанного на преодолении традиционных миметических форм при создании художественного целого и предполагающего такой способ организации художественного образа, при котором аффективное вовлечение, базирующееся на «готовых» формах восприятия и узнавания, сменяется необходимостью так называемой «работы понимания». В круг основных задач статьи входит обнаружение и описание механизмов реализации кубистического принципа в концепции эпического театра Брехта. Целью работы является доказать продуктивность рассмотрения поэтики Брехта с точки зрения кубистического принципа. Методология исследования основана на комплексном подходе, сочетающем системно-целостный и герменевтический методы. Эмпирическую основу составляют работы Брехта о теории эпического театра, а также труды отечественных и зарубежных литературоведов и теоретиков искусства, посвященные как узкоспециальным аспектам теории драматургии Брехта, так и вопросам, связанным с проблемой аутентичности художественного высказывания и особенностями структуры произведения искусства в контексте распада традиционных представлений о художественном объекте как о результате подражания или выражения внутреннего мира художника. Полученные результаты позволяют представить концепцию эпического театра Брехта как опыт проблематизации творческого акта в ситуации кризиса художественных форм и обнаруживают целесообразность рассмотрения поэтики Брехта с точки зрения кубистического принципа в силу гораздо более широкого взгляда на техническую и идейно-содержательную стороны его концепции в отличие от принятых ранее понятий «монтаж» и «разъединение элементов».
Самоидентификация героя в модернистском романе Лены Элтанг «Побег куманики»
Аннотация
Роман Лены Элтанг «Pobeg kumaniki» («Escape (Sprout) of the Brambles») интерпретируется как современная модернистская проза. Теоретико-методологической базой исследования стали работы А.А. Житенева, Я.В. Солдаткиной, Н.Т. Рымаря, Т.Л. Рыбальченко.
Самоидентификация героя романа Лены Элтанг «Побег куманики» Мораса затруднена из-за отсутствия внешних опор существования (дома, связи с родными). Второе, что осложняет самоидентификацию, – невозможность соотнести себя с каким-то конкретным Другим (как в культуре, так и в окружении), так как ситуативно возникают противоречивые автоассоциации со множеством образов. Третья сложность – в желании совмещать в себе не просто разное, а противоположное (мужское и женское, наивное и мудрое и т.д.), реализовать в своей жизни «другие возможности». Многоголосье сознания и внешних ему точек зрения также не дают определённости в понимании себя. Основная трудность идентифицировать себя – в ограниченности гносеологических возможностей человека и в его неспособности занять позицию «вненаходимости», чтобы увидеть себя целостно.
«Побег куманики» прочитывается как роман о носителе андрогинного сознания, «постояльце» и «убиквисте» – о человеке, способном существовать в разных условиях, проявлять себя в разных ипостасях, но не могущем дать аутентичное своей сущности самоопределение, постичь себя целостно. Базовые идеи в романе – «множественность сознания» и незавершимость самоидентификации человека в процессе жизни. Самоидентификация – часть жизнетворчества.
СОЦИОЛОГИЯ
Пандемия COVID-19 и меры по ограничению ее распространения в Болгарии: последствия и выводы
Аннотация
С начала 2020 года мир внезапно оказался в уникальной ситуации – распространение коронавируса вызвало серьезные последствия во всех сферах и на всех уровнях общества и потребовало кардинального изменения жизни людей. Цель данной статьи – после изложения и анализа экономических и социальных последствий распространения COVID-19 и мер, предпринятых правительством, показать, что они оказали влияние на все сферы социальной системы и будут иметь дальнейшее отражение во времени. При анализе применялся социологический подход, интерпретирующий общество как единую целостную систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Анализ показал, что особенно весной, вместо того чтобы искать варианты, сбалансированно сочетающие безопасность и возможность работать, вводить меньшее количество мер, но более тщательно продуманных, и строго контролировать их соблюдение, на деле было принято слишком много мер, но контроль за их соблюдением был слабым. Трудно отрицать и отсутствие системного подхода и мышления в перспективе. Основное внимание уделялось исключительно результатам, характеризующим распространение коронавируса, игнорируя последствия пандемии в иных сферах общественной жизни, а также в отношении заболеваний, отличных от коронавируса. Эпидемия выявила проблемы и пробоины в системе здравоохранения страны и показала, что необходимо переосмыслить универсальность рыночных принципов, применимы ли они в области здравоохранения, и является ли для нее экономическая эффективность самым важным показателем или в ней критерии эффективности различные.
Дискурсивный анализ региональной идентичности молодежи (на основе эмпирических исследований в Тольятти)
Аннотация
Научные подходы к социальной идентичности рассматривают ее как динамическую структуру, результат социального конструирования. Целью статьи является дискурсивный анализ образа города, который характеризует особенности структуры региональной идентичности молодежи. Новизна подхода состоит в разработке методологии анализа дискурса региональной идентичности на основе исследования образа города в сознании молодежи. Эмпирическая база исследования включает материалы эссе, написанных молодыми жителями Тольятти, о своем отношении к городу, его истории, прошлом, настоящем и будущем (N=25). Анализ текстов предполагал изучение структур дискурса, которые характеризуют восприятие молодежью истории города, современный образ города, а также представления о его будущем. Результаты дискурсивного анализа позволили выявить специфику описания молодежью образа Тольятти в трех временных измерениях: в прошлом, настоящем и будущем. Анализ образа исторического прошлого города показывает, что он включает противопоставление этапа Ставрополя периоду второй половины ХХ века, когда был образован Тольятти. Советское прошлое Тольятти имеет ценностное значение для молодежи как эпоха великих достижений. Современный образ Тольятти конструируется как противопоставление этому периоду, авторы демонстрируют к нему критическое отношение. Образ будущего города представлен как оптимистичный, но неопределенный. Разработка дискурсивного анализа выступает перспективным направлением научных исследований региональной идентичности. Методика дает возможность выявить и описать динамические структуры образов, которые формируют отношение молодежи к региону.
Дискурс-анализ сообществ американской рабочей молодежи в социальной сети Reddit
Аннотация
В представленной статье рассматриваются проблемы условий труда и занятости американской рабочей молодежи в период мировой пандемии СOVID-19 (2020 г.) в рамках дискурсивного пространства онлайн-сообществ социальной сети Reddit. Цель исследования состояла в проведении дискурс-
анализа профессиональных виртуальных сообществ американской рабочей молодежи. Основные задачи состояли в анализе специфики языка сетевого общения американской рабочей молодежи, выявлении основных проблем занятости и трудовых отношений, актуальных для молодых американцев, выяснении, насколько американская рабочая молодежь идентифицирует себя с рабочим классом, а также в изучении её классовых интересов, классовых позиций и чувства солидарности. Для анализа эмпирической информации (143 текстовых и визуальных поста 11 сообществ социальной сети Reddit) использовались методы нечастотного (основной) и частотного (дополнительный) контент-анализа. По итогам проведенного исследования делаются выводы о наличии специфического языка общения, схожих условий занятости и уровня жизни, устойчивости классовых позиций и высоком уровне виртуальной солидарности американской рабочей молодежи. Сопоставление полученных данных с результатами проведенного нами ранее исследования виртуальных сообществ российской рабочей молодежи позволяет сказать о чертах сходства и различиях американской и российской молодежи. Главная общая черта, характерная и для американской, и для российской рабочей молодежи, – наличие собственной групповой идентичности.