Независимая оценка качества работы учреждений социальной сферы: эволюция законодательных и методологических рамок


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена одной из технологий общественного участия в процессах управления государственными процессами – независимой оценке качества работы учреждений, оказывающих услуги в социальной сфере. Автор рассматривает процесс изменения законодательных норм, регламентирующих процесс проведения независимой оценки. Основная цель анализа – показать, каким образом меняется понимание объекта, предмета, методологии и методики проведения оценки. Информационной базой для написания статьи выступили данные отечественных исследователей, а также собственный опыт автора в качестве председателя общественного совета по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания населения (министерство социально-демографической и социальной политики Самарской области), а также в статусе представителя организации-оператора. В ходе анализа ключевых составляющих независимой оценки описываются риски снижения качества данных, расширения практик проведения работ в эконом-формате организациями-операторами, выхолащивания содержания из независимой оценки, и, как следствие, утрата значимости этой технологии общественного контроля.

Об авторах

Елена Святославовна Баева

Самарская городская общественная организация «Исследовательская группа «Свободное мнение»

Автор, ответственный за переписку.
Email: smnenie@gmail.com

Кандидат социологических наук, доцент

Россия, 443100, Российская Федерация, г. Самара, пр. Ленина, 12, оф. 1

Список литературы

  1. Аналитический отчет независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания и формирование рейтинга организаций социального обслуживания в 2020 году. Ростовская область. URL: http://cso-1.ru/wp-content/uploads/2020/10/ao2020.pdf (дата обращения: 20.07.2021).
  2. Аналитический отчет о результатах проведения независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания. Оператор - Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр ИНФО». Нальчик. 2017. URL: https://cz-nalchik.kbr.socinfo.ru/media/2018/06/21/1237981098/3Analiticheskij_otchet_o_provedenii_neza_enki_kachestva_iyul-avgust_2017.pdf (дата обращения: 20.07.2021).
  3. Аналитический отчет по результатам социологического исследования «Проведение независимой оценки качества оказания социальных услуг организациями социального обслуживания Омской области». Оператор – ООО «Центр гуманитарных, социально-экономических и политических исследований – 2». 2017. URL: http://www.omskmintrud.ru/Data/SocialServicesProvider/65/13/02%20%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%9A%D0%A6%D0%A1%D0%9E%D0%9D.pdf (дата обращения: 20.07.2021).
  4. Баева Е.С., Золотарев П.Н., Черкасов С.Н. Медико-социальный портрет потребителя лабораторных услуг медицинских организаций // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019. 27(4). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-4-482-486.
  5. Бутова Т. Г., Яковлева Е.Ю., Данилина Е.П., Белобородов А.А. Сервис и качество медицинских услуг // ЭПИ «Сервис в России и за рубежом». 2014. Т. 8, № 8 (55). С. 1–8. URL: http://electronic-journal.rguts.ru (дата обращения: 20.07.2021).
  6. Бутова Т.Г., Динилина Е.П., Белобородова Ю.С., Белобородов А.А. Качество медицинского обслуживания: методологические проблемы практической оценки // Современные проблемы науки и образования. 2015. №5. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32664148 (дата обращения: 18.07.2021).
  7. Дудченко О.Н., Мытиль А.В. Становление института независимой оценки качества: вопросы и перспективы развития // Социологическая наука и социальная практика. 2017. Т. 5. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-instituta-nezavisimoy-otsenki-kachestva-voprosy-i-perspektivy-razvitiya. doi: 10.19181/snsp.2017.5.1.4993 (дата обращения: 20.07.2021).
  8. Калмыков Н.Н., Ларина А.К., Славко М.А., Сатырь Т.С. О независимой оценке качества социальных услуг // Экономические отношения. 2019. Т. 9, №2. С. 1487–1500. URL: https://www.researchgate.net/publication/334719438_O_nezavisimoj_ocenke_kacestva_socialnyh_uslug. doi: 10.18334/eo.9.2.40523. (дата обращения: 18.07.2021).
  9. Лакомова А.А. Общественный контроль и независимая система оценки качества работы организаций, предоставляющих социальные услуги // Научный журнал «PEM: Psychology. Educology. Medicine». ISSN 2312-9352 (Online). № 3. 2016. С. 253–266. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennyy-kontrol-i-nezavisimaya-sistema-otsenki-kachestva-raboty-organizatsiy-predostavlyayuschih-sotsialnye-uslugi (дата обращения: 18.07.2021).
  10. Мицкевич Л.А. Представление публичных услуг как вид государственного управления // Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт). Москва, 2007.
  11. Независимая оценка на «отлично»: методические рекомендации [Электронный ресурс] / сост. А.С. Фомичев; под ред. Л.И. Ачекуловой. Красноярск. 2017. 62 с. URL: http://files.rmc24.ru/region/pdf/metod1610.pdf (дата обращения: 18.07.2021).
  12. Отчет о проведении сбора и обобщения информации о качестве условий оказания услуг организациями социального обслуживания, включенными в реестр поставщиков социальных услуг Кировской области. Оператор – ООО «Академический центр». 2019. URL: http://www.socialkirov.ru/social/root/uson/Rating.htm (дата обращения: 18.07.2021).
  13. Полевая Н.М., Ситникова В.В. Независимая оценка качества оказания социальных услуг учреждениями социального обслуживания Амурской области // Вестник амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. №88. С. 66–68.
  14. Приказ Минтруда России № 217 от 24.05.2013г. «О пилотном проекте по проведению независимой оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих социальные услуги». URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/61 (дата обращения: 18.07.2021).
  15. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 декабря 2014 г. № 995н «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания». URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/339 (дата обращения: 18.07.2021).
  16. Приказ Минтруда России от 23 мая 2018 г. № 317н «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы». URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/1305 (дата обращения: 20.07.2021).
  17. Рагозина Л.Г., Цацура Е.А. Независимая оценка качества оказания социальных услуг: первые результаты // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 1 (125). С. 3–13.
  18. Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35261 (дата обращения: 20.07.2021).
  19. Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг 210-ФЗ». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/31584 (дата обращения: 20.07.2021).
  20. Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38016 (дата обращения: 20.07.2021).
  21. Федеральный закон от 21.07.2014 № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38790 (дата обращения: 20.07.2021).
  22. Федеральный закон от 05.12.2017 г. № 392-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42567 (дата обращения: 20.07.2021).
  23. Формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги. 2013. URL: http://www.beluno.ru/doc/_files_file_nezavisimaya_ocenka_seminar_nezavisimaya_ocenka_grani.pdf (дата обращения: 20.07.2021).
  24. Щукина Н.П., Логинова И.А. Работе учреждений социального обслуживания населения – объективную и независимую оценку качества оказываемых услуг: метод. пособие. Самара: ООО «Офорт», 2014. 67 с.
  25. Ястребова М.В. Качество медицинских услуг должен оценивать пациент – потребитель этих услуг // Экономическое возрождение России. 2011. № 2. C. 38–43.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Баева Е.С., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах