Акустические пространства драматургических коллажей Фрица Катера


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается «ГДРовская трилогия» Фритца Катера как драматургический коллаж, отличающийся множественностью и гетерогенностью составляющих его элементов, перекодированием смыслов каждого фрагмента в контексте целого, синтезом различных драматургических и эпических техник, элементов музыки, живописи и других видов искусств. Прослеживаются отношения связи, отталкивания, параллелизма, контраста, возникающие между сценами в контексте трилогии. Описывается авторская стратегия построения аудиального образа в пьесе. На примере первой из пьес «Винета (или водомания)» (Vineta (Oderwassersucht), 2001) анализируется прописанная в авторских ремарках звуковая партитура, акцентирующая деление пьесы на две части по принципу золотого сечения. Использованный в статье мотивный анализ показывает, как построенная в духе Джона Кейджа внемузыкальная звуковая палитра пьесы выявляет и усиливает мотив потери – главный мотив первой части, а наступившая в последних сценах тишина помогает высветить возникающий в них мотив стыда. Музыкальные фрагменты пьесы ассоциированы с мифологическим образом затонувшего города, утраченного «рая», процветающей Винеты.

Об авторах

Наталия Эдуардовна Сейбель

Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: Seibel_ne@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6840-8286

Доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры литературы и МОЛ

Россия, 454080, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Ленина, 69

Яна Олеговна Шебельбайн

Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Email: Shebelbaynyao@cspu.ru
ORCID iD: 0000-0002-5218-7917

Магистрант кафедры литературы и МОЛ, преподаватель колледжа ЮУрГГПУ

Россия, 454080, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Ленина, 69

Список литературы

  1. Graham (2015), Songs of the Century, New Literary History, vol. 46, no. 4, pp. 715–736, DOI: https://doi.org/10.1353/nlh.2015.0034.
  2. Kapusta, D. (2011), Epische Erzähl Techniken in der deutschen gegenwartsdramatik eine Untersuchung Der Gattungsauflösenden schreibverfahren, Zagreber Germanistische Beiträge, no. 20, pp. 139–150.
  3. Laages, M. (2012), Junge Sicht auf den alten Osten «Zeit zu lieben, Zeit zu sterben» am Berliner Maxim-Gorki-Theater, Deutschlandfunk Kulter, [Online], available at: https://www.deutschlandfunkkultur.de/junge-sicht-auf-den-alten-osten.1013.de.html?dram:article_id=172970 (Accessed 17 July 2021).
  4. May, N. (2013), Armin Petras wechselt nach Stuttgart, Leipziger Volkszeitung, [Online], available at: https://www.lvz.de/Nachrichten/Kultur/Armin-Petras-wechselt-nach-Stuttgart-und-nimmt-Teil-der-Leipziger-Hartmann-Mannschaft-mit (Accessed 24 July 2021).
  5. Nissen-Rizvani, K. (2011), Autorenregie/Theater und Texte von Sanine Harbeke, Armin Petras/Fritz Kater, Christiph Schlingensief und Rene Pollesch, Hamburg, 322 p.
  6. Бобринская Е.А. Русский авангард: границы искусства. Москва, 2006.
  7. Бьюз Т. Цинизм и постмодерн. Москва, 2016.
  8. Володин А.Н., Житова Д.Е. Пересоздание мира: модернистский коллаж в творчестве Орхана Вели // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Философия. Политология. Культурология. 2019. Т. 5 (71), № 4. C. 169–178.
  9. Должанский Р. Армин Петрас // Коммерсантъ Weekend. 2009. № 45. С. 8.
  10. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Москва: Русский язык, 2000.
  11. Колязин В.Ф. Таиров, Мейерхольд и Германия. Пискатор, Брехт и Россия: очерки истории русско-немецких художественных связей. Москва: Издательство ГИТИС, 1998.
  12. Копелев Л.З. Брехт. Москва: Молодая гвардия, 1966.
  13. Кучумова Г.В. Немецкоязычный роман рубежа XX-XXI вв.: проблема Другого: монография. Самара: Самарама, 2019.
  14. Лашо Ж.-М. Коллаж / Монтаж // Коллаж-2. 1999. С. 57–63.
  15. Лиотар Ж.-Ф. Постмодерн в изложении для детей. Москва : РГГУ, 2008. 150 с. URL: https://www.litmir.me/br/?b=538900&p=3 (дата обращения: 17.07.2021).
  16. Пави П. Словарь театра. Москва: Прогресс, 1991.
  17. Переверзева М.В. Техника коллажа в творчестве Джона Кейджа // Временник зубовского института. 2018. № 4 (23). С. 33–43.
  18. Петров В.О. Музыкальная тишина и шумовая музыка Джона Кейджа: принципы интеграции шума в музыкальную композицию // Актуальный вопрос. 2015. № 5 (29). С. 479-490. DOI: https://doi.org/10.7256/2222-1956.2015.5.16026. URL: https://nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=34818 (дата обращения: 17.07.2021).
  19. Сейбель Н.Э. Мотивный репертуар современной немецкой драмы // Филологический класс. 2013. № 3 (33). С. 109–113.
  20. Сейбель Н.Э. От «Железного креста» к «Мещанской свадьбе» Хайнера Мюллера: кадр, план, месседж // Вестник Челябинского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2017. № 1. С. 152–157.
  21. Соломкина Т.А. Взаимодействие театра и кино в Германии первой трети ХХ века: автореф. на соиск. уч. степени кандидата искусствоведения. Санкт-Петербург, 2016.
  22. Травников С.К. Литературный монтаж в «Пассажах» Вальтера Беньямина // Культура и искусство. 2016. № 5 (35). С. 702–707. DOI: https://doi.org/10.7256/2222-1956.2016.5.16795.
  23. Фрумкин К. Сюжет в драматургии. От античности до 1960-х годов. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2020.
  24. Чистюхин И. О драме и драматургии. Москва: Планета музыки, 2021.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Сейбель Н.Э., Шебельбайн Я.О., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах