Акустические пространства драматургических коллажей Фрица Катера
- Авторы: Сейбель Н.Э.1, Шебельбайн Я.О.1
-
Учреждения:
- Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
- Выпуск: Том 1, № 3 (2021)
- Страницы: 24-32
- Раздел: ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
- URL: https://journals.ssau.ru/semiotic/article/view/9924
- DOI: https://doi.org/10.18287/2782-2966-2021-1-3-24-32
- ID: 9924
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается «ГДРовская трилогия» Фритца Катера как драматургический коллаж, отличающийся множественностью и гетерогенностью составляющих его элементов, перекодированием смыслов каждого фрагмента в контексте целого, синтезом различных драматургических и эпических техник, элементов музыки, живописи и других видов искусств. Прослеживаются отношения связи, отталкивания, параллелизма, контраста, возникающие между сценами в контексте трилогии. Описывается авторская стратегия построения аудиального образа в пьесе. На примере первой из пьес «Винета (или водомания)» (Vineta (Oderwassersucht), 2001) анализируется прописанная в авторских ремарках звуковая партитура, акцентирующая деление пьесы на две части по принципу золотого сечения. Использованный в статье мотивный анализ показывает, как построенная в духе Джона Кейджа внемузыкальная звуковая палитра пьесы выявляет и усиливает мотив потери – главный мотив первой части, а наступившая в последних сценах тишина помогает высветить возникающий в них мотив стыда. Музыкальные фрагменты пьесы ассоциированы с мифологическим образом затонувшего города, утраченного «рая», процветающей Винеты.
Ключевые слова
Об авторах
Наталия Эдуардовна Сейбель
Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: Seibel_ne@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6840-8286
Доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры литературы и МОЛ
Россия, 454080, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Ленина, 69Яна Олеговна Шебельбайн
Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Email: Shebelbaynyao@cspu.ru
ORCID iD: 0000-0002-5218-7917
Магистрант кафедры литературы и МОЛ, преподаватель колледжа ЮУрГГПУ
Россия, 454080, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Ленина, 69Список литературы
- Graham (2015), Songs of the Century, New Literary History, vol. 46, no. 4, pp. 715–736, DOI: https://doi.org/10.1353/nlh.2015.0034.
- Kapusta, D. (2011), Epische Erzähl Techniken in der deutschen gegenwartsdramatik eine Untersuchung Der Gattungsauflösenden schreibverfahren, Zagreber Germanistische Beiträge, no. 20, pp. 139–150.
- Laages, M. (2012), Junge Sicht auf den alten Osten «Zeit zu lieben, Zeit zu sterben» am Berliner Maxim-Gorki-Theater, Deutschlandfunk Kulter, [Online], available at: https://www.deutschlandfunkkultur.de/junge-sicht-auf-den-alten-osten.1013.de.html?dram:article_id=172970 (Accessed 17 July 2021).
- May, N. (2013), Armin Petras wechselt nach Stuttgart, Leipziger Volkszeitung, [Online], available at: https://www.lvz.de/Nachrichten/Kultur/Armin-Petras-wechselt-nach-Stuttgart-und-nimmt-Teil-der-Leipziger-Hartmann-Mannschaft-mit (Accessed 24 July 2021).
- Nissen-Rizvani, K. (2011), Autorenregie/Theater und Texte von Sanine Harbeke, Armin Petras/Fritz Kater, Christiph Schlingensief und Rene Pollesch, Hamburg, 322 p.
- Бобринская Е.А. Русский авангард: границы искусства. Москва, 2006.
- Бьюз Т. Цинизм и постмодерн. Москва, 2016.
- Володин А.Н., Житова Д.Е. Пересоздание мира: модернистский коллаж в творчестве Орхана Вели // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Философия. Политология. Культурология. 2019. Т. 5 (71), № 4. C. 169–178.
- Должанский Р. Армин Петрас // Коммерсантъ Weekend. 2009. № 45. С. 8.
- Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Москва: Русский язык, 2000.
- Колязин В.Ф. Таиров, Мейерхольд и Германия. Пискатор, Брехт и Россия: очерки истории русско-немецких художественных связей. Москва: Издательство ГИТИС, 1998.
- Копелев Л.З. Брехт. Москва: Молодая гвардия, 1966.
- Кучумова Г.В. Немецкоязычный роман рубежа XX-XXI вв.: проблема Другого: монография. Самара: Самарама, 2019.
- Лашо Ж.-М. Коллаж / Монтаж // Коллаж-2. 1999. С. 57–63.
- Лиотар Ж.-Ф. Постмодерн в изложении для детей. Москва : РГГУ, 2008. 150 с. URL: https://www.litmir.me/br/?b=538900&p=3 (дата обращения: 17.07.2021).
- Пави П. Словарь театра. Москва: Прогресс, 1991.
- Переверзева М.В. Техника коллажа в творчестве Джона Кейджа // Временник зубовского института. 2018. № 4 (23). С. 33–43.
- Петров В.О. Музыкальная тишина и шумовая музыка Джона Кейджа: принципы интеграции шума в музыкальную композицию // Актуальный вопрос. 2015. № 5 (29). С. 479-490. DOI: https://doi.org/10.7256/2222-1956.2015.5.16026. URL: https://nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=34818 (дата обращения: 17.07.2021).
- Сейбель Н.Э. Мотивный репертуар современной немецкой драмы // Филологический класс. 2013. № 3 (33). С. 109–113.
- Сейбель Н.Э. От «Железного креста» к «Мещанской свадьбе» Хайнера Мюллера: кадр, план, месседж // Вестник Челябинского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2017. № 1. С. 152–157.
- Соломкина Т.А. Взаимодействие театра и кино в Германии первой трети ХХ века: автореф. на соиск. уч. степени кандидата искусствоведения. Санкт-Петербург, 2016.
- Травников С.К. Литературный монтаж в «Пассажах» Вальтера Беньямина // Культура и искусство. 2016. № 5 (35). С. 702–707. DOI: https://doi.org/10.7256/2222-1956.2016.5.16795.
- Фрумкин К. Сюжет в драматургии. От античности до 1960-х годов. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2020.
- Чистюхин И. О драме и драматургии. Москва: Планета музыки, 2021.