Медиаформаты постдраматического театра
- Авторы: Болдырева Т.В.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 1, № 3 (2021)
- Страницы: 33-38
- Раздел: ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
- URL: https://journals.ssau.ru/semiotic/article/view/9415
- DOI: https://doi.org/10.18287/2782-2966-2021-1-3-33-38
- ID: 9415
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена изучению вопроса бытования постдраматических спектаклей в современной медиасреде, в частности в работе исследуются медиаформаты сайт-специфик спектаклей. Целью настоящего исследования стало выявление механизмов интерактивности, перформативности и иммерсивности в медиаформатах постдраматического театра. Ставится вопрос об объеме и границах понятия «медиаформат», применяемого в медиаисследованиях, в его отношении к театральным практикам. В качестве базовых компонентов понятия «медиаформат» называются технические характеристики и направленность на целевую аудиторию. Выбранная методология позволяет охарактеризовать технические возможности современных медиаформатов для создания эффектов перформативности, интерактивности и иммерсивности. Эмпирической базой исследования послужили подкаст «Театр быта. Сайт-специфические спектакли для повседневных мест и маршрутов» в мобильном приложении «Яндекс. Музыка» и спектакли в приложении «Мобильный художественный театр». Делаются выводы о влиянии технических и вербальных средств интеракции, используемых в мобильных приложениях и в VR-спектаклях, на возникновение эффектов перформативности и иммерсивности в сознании аудитории. Указывается на связь механики рассматриваемых спектаклей с концепциями А. Арто и
Х.-Т. Лемана, в частности делаются вывод о роли аудитории в таких спектаклях.
Об авторах
Татьяна Владимировна Болдырева
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: boldyreva@pgsga.ru
ORCID iD: 0000-0002-3914-5966
Кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики
Россия, 443099, Российская Федерация, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67Список литературы
- Арто А. Театр и его двойник. Москва: Мартис, 1993. 192 с.
- Браславский П.И. Театр и виртуальная реальность: предпосылки и перспективы конвергенции // Электронный журнал «Исследовано в России». 2003. № 8. C. 88-96. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatr-i-virtualnaya-realnost-predposylki-i-perspektivy-konvergentsii/viewer (дата обращения: 30.06.2021).
- Власова Т. Прыжок в неизвестность // Театрал. 23.08.2013. URL: https://teatral-online.ru/news/9674/ (дата обращения 30.06.2021).
- Григорьев Д. «Формат» как объект авторского права // Закон.ру. 20.01.2015. URL: https://zakon.ru/blog/2015/1/20/format_kak_obekt_avtorskogo_prava (дата обращения: 28.06.2021).
- Дорощук Е.С., Трифонова П.В. Инновационный потенциал подкаста как интегрированной медиатехнологии // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 2 (92). Ч. 2. С. 35–39. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.92.2.041.
- Зверева Е.А. Новые медиаформаты трансляции журнальных изданий // Вестник НГУ. 2013. Т. 12, Вып. 10. С. 49–55. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-mediaformaty-translyatsii-kontenta-zhurnalnyh-izdaniy/viewer (дата обращения: 28.06.2021).
- Иванов А. «Первый театр» Новосибирска выходит оффлайн // Журнал театр. 03.09.2020. URL: http://oteatre.info/pervyj-teatr-promenad/ (дата обращения: 29.06.2021).
- Леман Х.-Т. Постдраматический театр. Москва: ABCdesign, 2013. 312 с.
- Липовецкий М., Боймерс Б. Перформансы насилия: литературные и театральные эксперименты «новой драмы». Москва: Новое литературное обозрение, 2012. 376 с.
- Манович Л. Язык новых медиа. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2018. 400 с.
- Масленко Д. Виртуальный театр: VR-спектакли в России // Системный блокъ. 07.07.2020. URL: https://sysblok.ru/arts/virtualnyj-teatr-vr-spektakli-v-rossii/ (дата обращения 30.06.2021).
- Методический семинар «Динамика развития форматов и жанров в современных СМИ» // Электронный научный журнал «Медиаскоп». URL: http://www.mediascope.ru (дата обращения: 28.06.2021).
- Пархомовская Н. Театр в кинотеатре: зачем и для кого // Театр. 2016. №27–28. С. 206–211.
- Пастухов А.Г. Медиажанры и медиаформаты: к разграничению понятий // Ученые записки Орловского государственного университета. 2015. №5(68). С. 148–153. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediazhanry-i-mediaformaty-k-razgranicheniyu-ponyatiy/viewer (дата обращения: 28.06.2021).
- Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности. Москва: Международное театральное агентство «Play&Play» Издательство «Канон+», 2015. 376 с.