Философия Станислава Лема глазами профессора Околовского. Рецензия на книгу «Станислав Лем и разум. Философские этюды»
- Авторы: Нестеров А.Ю.1, Демина А.И.2
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 4, № 1 (2024)
- Страницы: 108-111
- Раздел: РЕЦЕНЗИИ
- URL: https://journals.ssau.ru/semiotic/article/view/27378
- DOI: https://doi.org/10.18287/2782-2966-2024-4-1-108-111
- ID: 27378
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья представляет собой рецензию на издание: Околовский П. Станислав Лем и разум. Философские этюды. Минск: Галiяфы, 2022. 224 с. Автор – профессор Варшавского университета, исследующий философское наследие Станислава Лема. Книга является сборником эссе и интервью, в которых раскрывается видение Лемом решения онтологических, эпистемологических и аксиологических вопросов. Русскоязычному читателю предлагается анализ философии зрелого Лема: она мало известна и не вписывается в состав канонических подходов, выражающих историю философии XX века. Это издание вносит существенный вклад в лемологию, позволяя составить представление о принципах и подходах Лема как философа, взглянуть на его философское наследие на фоне античных классиков.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Станислав Лем – одна из ключевых фигур в мировой культуре второй половины XX века. Его имя в русскоязычном пространстве связано с традицией классической научной фантастики, создавшей историю будущего для нескольких десятков поколений. Парадоксы времени, техника будущего, этика всемирного человечества, столкновение с нечеловеческими, биологическими и машинными, формами разума, самопонимание сильного искусственного интеллекта, сила и слабость человеческого духа в приспособлении непознанного космоса к человеческим нуждам, – это темы литературных произведений Лема, завораживающих и читателя XXI века. За пределами России наибольшей популярностью Лем пользуется у себя на родине в Польше и в сопредельной Германии.
Научные исследования наследия Станислава Лема не составляют в мире какого-то одного направления или школы и носят во многом эпизодический характер. В 2017 году в Дармштадте (Германия) был организован масштабный фестиваль, завершившийся масштабной научной конференцией (Friedrich et al. 2021). Единственное посвящённое Лему регулярное научное мероприятие проходит с 2007 года в Самаре, это Лемовские чтения (Нестеров, Демина 2022). Среди его постоянных участников – один из наиболее преданных поклонников, библиографов, переводчиков и исследователей наследия Лема Виктор Иосифович Язневич. Благодаря усилиям Язневича русскоязычной аудитории оказались доступны не только многие тексты самого Лема (Язневич 2021), но и значительный пласт литературно-философских исследований, выходящих в Польше. Одно из них –
посвящённый Лему сборник статей и интервью профессора Варшавского университета Павла Околовского, изданный в Минске в 2022 году на русском языке.
Ход исследования
Профессор Околовский анализирует фигуру Лема не столько с историко-литературной, сколько с философской стороны, с позиций теории познания, теории деятельности и этики. Как справедливо отмечает в предисловии к изданию Збигнев Мусял, Лема хорошо знают как литератора, но не как философа и мыслителя (с. 16). С историко-литературной точки зрения, наследие Лема действительно не вызывает методологических сложностей: новаторство в производстве несуществующих слов он делит с русским авангардом, с Велимиром Хлебниковым и Даниилом Хармсом, и отзвуки этого проекта слышны ещё на рубеже XX-XXI веков в работе М. Эпштейна; создание парадоксов за счёт переплетения планов выражения и содержания – с Сигизмундом Кржижановским и Хорхе Луисом Борхесом, после Лема приём игры с прагматическим правилом повествования становится общим местом литературного постмодернизма, затухающим в нарративах Милорада Павича или Умберто Эко; антропологический оптимизм – с советской и американской научной фантастикой 60-х и 70-х годов, антропологический пессимизм –
с Аркадием и Борисом Стругацкими середины 80-х годов и их эпигонами. С историко-философской точки зрения, наследие Лема существенно сложнее и не вписывается в рамки канонических подходов ни аналитической, ни континентальной мысли: с одной стороны, «Сумма технологии» – это гимн технооптимизму, фундамент всей современной футурологии и одна из наиболее значимых позитивных работ в истории философии техники, с другой стороны, уже «Философия случая» –
это исследование вероятностных социальных процессов рецепции текстов и идей с жёсткими и не всегда ясными оценками. Голос адвоката Финкельштейна, вплетающийся в спор Рассела, Поппера и Файерабенда в «Осмотре на месте» – это, за пределами сугубо литературного творчества, тот момент критики и переосмысления собственных взглядов, который превращает Лема в неоднозначную, не поддающуюся простой реконструкции философскую фигуру. Именно такого Лема-философа раскрывает работа Павла Околовского.
Сборник состоит из 16 статей и интервью, сопровождается библиографией посвящённых Лему работ профессора Околовского, указателем цитируемых произведений Лема и указателем упоминаемых в книге имён. Одной из наиболее содержательных статей является исследование «Что такое стиль мышления? Людвиг Флек и Станислав Лем». Здесь Околовский формулирует пять утверждений, характеризующих стиль Лема: «А. Всё человеческое поведение, в том числе и духовное, детерминировано генетически. В. Склонность к злу врождённая. С. Население всегда разделяется на антагонистические сообщества.
D. В социальном плане образ мышления людей определяется их образом жизни. Е. Религия вырастает из осознания смертности» (с. 68). В статье «Лема взгляд на мир и мира взгляд на Лема» формулируется академическое место этих утверждений: метафизика Лема – материалистический монизм, не подразумевающий связи всего со всем, включающий в себя вероятность и эмерджентность (с. 40 и затем на с. 109), эпистемология – «умеренный эмпиризм и тонкий рационализм» (с. 41), аксиология – христианоцентрична, допускает возможность нового откровения и обосновывает его необходимость.
Эти утверждения, характеризующие Лема-философа, равно как и попытки анализа и интерпретации их онтологических оснований, составляют предмет исследования профессора Околовского. На фоне популярных деклараций гуманизма Лем предстаёт как маргинальный мыслитель. Является ли человек «венцом творения», относительно которого выстраивается вселенская шкала измерения и оценки природных процессов, или только эпифеноменом стохастического развёртывания космоса? Околовский показывает, что у Лема «человеческая жизнь представляет собой всего лишь космические процессы, не моделирует и даже не модерирует их» (с. 46). Является ли человек творцом техники, создателем изменяющей облик планеты онтологической новизны или же он только переводит системы космических порядков в доступную ему форму? И в этом вопросе ответ Лема контринтуитивен и антигуманистичен: «технология является независимой переменной цивилизации» (с. 79). Лем последовательно защищает космоцентрическую точку зрения на человека, технику и развитие, разделяя её во многом с технологическим неоплатонизмом XX в.: человек не творит, творит космос (или Бог), «действия разума заключаются в активации технологии (которую он может использовать, хотя она развивается автономно), а также в создании культуры (с. 110). Сам разум – не прерогатива человека, во вселенной существует иерархия разумов, где человеческий – «разум самого низкого уровня» (с. 172).
Заключение
Профессор Околовский обращает внимание и на аксиологический пласт размышлений Лема, на его последовательную манихейскую позицию, утверждающую объективное наличие в мире не только добра, но и зла: «Idee fix зрелого Лема: разумные существа не могут обойтись без автономных ценностей, которые они признают» (с. 101). Почему необходимо поддерживать классическое воспитание и обучение, сохранять цензуру? Чтобы противостоять злу: «Весь смысл традиционной педагогики состоит в том, чтобы изолировать плохое и продвигать хорошее – тем самым направлять амбивалентные массы, прививать им правильные жизненные принципы» (с. 133). Околовский отмечает и резко негативное отношение Лема к гомосексуальности, нетерпимое – к его пропаганде (с. 118).
Излагаемые в книге размышления о философии Лема начинаются с обоснования ожидания нового откровения, новой системы этики, соразмерной технологическому развитию современного человечества, и завершаются тезисом о необходимости создания «всеобъемлющей философской теории, особенно мира в целом и человека» (с. 175). Безусловно, Лем – один из тех, кто в XX веке подал пример такой теории, в истории философии – это непопулярная, неоднозначная и отнюдь не всегда понятная фигура, значение которой ещё только предстоит раскрыть. Впервые представляемая на русском языке книга Павла Околовского – важный ключ к расшифровке этого значения.
Об авторах
Александр Юрьевич Нестеров
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: aynesterow@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-0670-9315
Scopus Author ID: https://www.scopus.com/authid/detail.uri?origin=resultslist&authorId=57216840755
https://ssau.ru/staff/67671001-nesterov-aleksandr-yurevich
Доктор философских наук, доцент, исполнительный директор Социально-гуманитарного института, заведующий кафедрой философии
Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34Анна Ивановна Демина
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Email: ademina83@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-6054-9255
специалист по учебно-методической работе 2-й категории кафедры философии
Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34Список литературы
- Friedrich, A., Gall, A., Gehring, P., Loew P.O., Pörzgen, Y. (Hrsg.) (2021), Kosmos Stanislaw Lem. Zivilisationspoetik, Wissenschaftsanalutik und Kulturphilosophie, Harrasowitz Verlag., Wiesbaden.
- Нестеров А.Ю., Демина А.И. «Лемовские чтения»: обзор регулярной международной научной конференции, посвященной научной фантастике // Философские науки. 2022. Т. 65. № 2. С. 141–150. DOI: http://doi.org/10.30727/0235-1188-2022-65-2-141-150.
- Язневич В.И. Станислав Лем в Мире. Фрагменты произведений Станислава Лема на разных языках. Минск: Медисонт, 2021.