Концептуальная схема социально-психологического мониторинга обучающихся


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье формулируется и обосновывается задача разработки и внедрения системы социально-психологического мониторинга обучающихся университета как инструмента управления процессом образования, позволяющего решить проблему дефицита знания об объекте управления. Прикладная цель мониторинга заключается в выявлении готовности обучающихся к предпринимательской и научной видам деятельности. Описываются теоретико-методологические основания системы мониторинга. Анализируется содержание понятия «портрет компетенций», понимаемого в качестве интегративного показателя результата обучения: данный показатель позволяет оценивать эффективность образовательного процесса с точки зрения требований, предъявляемых к специалисту конкретной профессии. Описывается концептуальная схема мониторинга и возможность её адаптации к выявлению готовности обучающихся к предпринимательской и научной деятельности. Концептуальная модель портрета компетенций обучающегося строится на определении понятия готовности к той или иной деятельности в качестве интегративной характеристики личности, включающей в себя потребности, мотивации, ценности и социальные установки. Аргументируется применение методик диагностики мотивации обучающихся, методики диагностики их ценностных установок и намерений, диагностики социальных установок. Формулируется механизм решения задачи разработки и внедрения системы социально-психологического мониторинга, связанный с включением в комплексную методику оценки социологических и психологических методов, таких как: 1) адаптированная к учебной деятельности методика оценки включенности персонала в деятельность организации; 2) шкала Лайкерта; 3) адаптированные классификации мотивов П.М. Лапина и Т.В. Разиной; 4) методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича; 5) методика диагностики ценностных ориентаций Ш. Шварца; 6) методы косвенной диагностики аттитюдов ИАТ и VAAST.

Об авторах

Наталья Владимировна Авдошина

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: natalsun@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9117-7781

Кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии и культурологии

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Светлана Вячеславовна Егорова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: svetego@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5596-3854

Кандидат социологических наук, доцент, декан социологического факультета, заведующий кафедрой методологии социологических и маркетинговых исследований

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Юлия Владимировна Васькина

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: vaskina18.05@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-0586-839X

Кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии и культурологии

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Светлана Валерьевна Зорина

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: Aramitch@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2445-2864

Кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной психологии

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Анна Ивановна Демина

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: ademina83@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-6054-9255

Специалист по учебно-методической работе, ассистент кафедры философии,

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Александр Юрьевич Нестеров

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: aynesterow@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-0670-9315
Scopus Author ID: https://www.scopus.com/authid/detail.uri?origin=resultslist&authorId=57216840755

Доктор философских наук, доцент, исполнительный директор Социально-гуманитарного института, заведующий кафедрой философии

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. Bar-Anan, Y., Nosek, B.A., Vianello, M. (2009), The sorting paired features task: a measure of association strengths, Experimental Psychology, vol. 56, no. 5, p. 329.
  2. Carver, C.S. and Harmon-Jones, E. (2009), Anger is an approach-related affect: evidence and implications, Psychol. Bull., no. 135, pp. 183–204, DOI: http://doi.org/10.1037/a0013965.
  3. Donders, F.C. (1969), On the speed of mental processes, Acta Psychologica, vol. 30, pp. 412–431, (Original work published 1868).
  4. Fazio, R.H. (2007), Attitudes as object-evaluation associations of varying strength, Social Cognition, vol. 25, no. 5, pp. 603–637.
  5. Fazio, R.H. (2001), On the automatic activation of associated evaluations: An overview, Cognition & Emotion, vol. 15, no. 2, pp. 115–141.
  6. Greenwald, A.G. and Banaji, M.R. (1995), Implicit social cognition: attitudes, self-esteem, and stereotypes, Psychological Review, vol. 102, no. 1, p. 4.
  7. Greenwald, A.G., Farnham, S.D. (2000), Using the implicit association test to measure self-esteem and self-concept, Journal of Personality and Social Psychology, vol. 79, no. 6, p. 1022.
  8. Greenwald, A.G., McGhee, D.E. and Schwartz, J.L.K. (1998), Measuring individual differences in implicit cognition: the implicit association test, Journal of Personality and Social Psychology, vol. 74, no. 6, p. 1464.
  9. Greenwald, A.G., Banaji, M.R., Rudman, L.A., Farnham, S.D., Nosek, B.A. and Mellot, D.S. (2002), A unified theory of implicit attitudes, stereotypes, self-esteem, and self-concept, Psychological Review, vol. 109(1), pp. 3–25.
  10. Greenwald, A.G., Brendl, M., Cai, H., Charlesworth, T., Cvencek, D., Dovidio. J. F., Friese, M., Hahn, A., Hehman, E., Hofmann, W., Hughes, S., Hussey, I., Jordan, C., Jost, J., Kirby, T., Lai, C. K., Lang, J., Lindgren, K. P., Maison, D., Ostafin, B. D., Rae, J. R., Ratliff, K., Smith, C. T., Spruyt, A., & Wiers, R. W. (2019), The Implicit Association Test at age 20: What is known and what is not known about implicit bias, University of Washington, Retrieved from [Online], available at: https://psyarxiv.com/bf97 (Accessed 15 June 2022).
  11. Phaf, R.H. et al. (2014), Approach, avoidance, and affect: a meta-analysis of approach-avoidance tendencies in manual reaction time tasks, Frontiers in Psychology, vol. 5, p. 378.
  12. Rougier, M. et al. (2018), A new look at sensorimotor aspects in approach/avoidance tendencies: The role of visual whole-body movement information, Journal of Experimental Social Psychology, vol. 76, pp. 42–53.
  13. Rougier, M. et al. (2020), Toward the use of approach/avoidance tendencies as attitude measures: Individual‐and group‐level variability of the in group bias, European Journal of Social Psychology, vol. 50, no. 4, pp. 857–875.
  14. Sriram, N. and Greenwald, A.G. (2009), The brief implicit association test, Experimental psychology, vol. 56, no. 4, p. 283.
  15. Абрамова М. Ю. Анализ подходов к определению профессиональной готовности к деятельности водителя // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2. №. 3. С. 266–270.
  16. Асмолов А.Г. Установочные эффекты как предвидение будущего: историко-эволюционный анализ. Комментарий к статьям А.Я. Койфман «Установка и неосознаваемый семантический прайминг: разные термины или разные феномены?» и М.Г. Филипповой «Размышления над проблемой сопоставления двух парадигм и «доличностным уровнем» прайминга» // Российский журнал когнитивной науки. 2017. Т. 4. № 1. С. 26–32.
  17. Бахметьев А.Э. Понятие интуиции в философии техники Петра Энгельмейера // История. Семиотика. Культура. Сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием. 2017. С. 76–82.
  18. Большая психологическая энциклопедия: самое полное современное издание: Более 5000 психологических терминов и понятий / [А. Б. Альмуханова и др.]. Москва: Эксмо, 2007.
  19. Бочаров В.Ю., Тукумцев Б.Г. Оценка включенности персонала в деятельность предприятия // Социологические методы в современной исследовательской практике. Москва: НИУ ВШЭ, 2011. С. 124–129.
  20. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. Москва: Прогресс, 1990.
  21. Гордеева С.С. Сущность и структура социальной установки в социологии и социальной психологии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. № 3 (27). С. 135–140.
  22. Демина А.И., Нестеров А.Ю. Понятие интуиции в свете концепции «четвёртого царства» // Перспективные информационные технологии (ПИТ 2019). Труды Международной научно-технической конференции. Под ред. С.А. Прохорова. 2019. С. 770–773.
  23. Дессауэр Ф. Спор о технике. Самара: Издательство Самарской гуманитарной академии, 2017.
  24. Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. Москва: Наука, 1994.
  25. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. Санкт-Петербург: Речь, 2004.
  26. Краткий словарь по социологии / Под общей ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. Москва: Политиздат, 1988.
  27. Крюков Д.С. Handbook по дисциплине «Социология предпринимательства». Москва: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2011.
  28. Лапин П.М. Мотивация студентов к научно-исследовательской деятельности. 2018. https://elis.psu.ru/node/555637 (дата обращения 15.06.2022).
  29. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1971.
  30. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. Т. 1. С. 13–25.
  31. Лепский В.Е. Методологический и философский анализ развития проблематики управления. Москва: Когито-Центр, 2019.
  32. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. Москва: Республика, 1995.
  33. Луговский В.А., Сурженко Л.В., Кох М.Н. Психологическая готовность к профессиональной деятельности как основа конкурентоспособности выпускников вуза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24. №. 1. С. 65–69.
  34. Максименко А.А. Социологическая интерпретация понятия «ценность» // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2022. № 2. С. 284–291.
  35. Марченко Т. А. Потребность как социальное явление. Москва: Высш. шк., 2009.
  36. Мельников В.Е. Мотивация к обучению студентов в вузе как психолого-педагогическая проблема // Вестник Новгородского государственного университета. 2016. № 5 (96). С. 61–64.
  37. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
  38. Нестеров А.Ю. Проблемы управления знаниями в университете четвёртого поколения // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 189–192.
  39. Процедуры и методы социологического исследования. Практикум: учеб. пособие для бакалавров вузов по спец. 040200 «Социология», Кн. 1. Самара: Самарский университет, 2010.
  40. Рабочая книга социолога / Отв. ред. Г.В. Осипов. Москва: Наука, 2008.
  41. Разина Т.В. Мотивация научной деятельности: теоретические и методологические проблемы исследования // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2017. Т. 2. № 1. С. 114–136. http://work-org-psychology.ru/engine/documents/document232.pdf (дата обращения 15.06.2022).
  42. Рокич М. Природа человеческих ценностей. Москва; Нью-Йорк, 1973.
  43. Самсонов Р.О., Нестеров А.Ю. Инновационное понятие «космос» в трансформационной модели университета // Онтология проектирования. 2019. Т. 9. № 2 (32). С. 175–190.
  44. Шагурова А.А. Социально-психологическая готовность молодежи к волонтерской деятельности: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук : специальность 19.00.05; [Рос. гос. социал. ун-т]. Москва, 2013.
  45. Энгельмейер П.К. Теория творчества. Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.
  46. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. Москва, 1994.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Авдошина Н.В., Егорова С.В., Васькина Ю.В., Зорина С.В., Демина А.И., Нестеров А.Ю., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах