Концептуальная схема социально-психологического мониторинга обучающихся
- Авторы: Авдошина Н.В.1, Егорова С.В.2, Васькина Ю.В.1, Зорина С.В.2, Демина А.И.1, Нестеров А.Ю.2
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 2, № 3 (2022)
- Страницы: 87-101
- Раздел: СОЦИОЛОГИЯ
- URL: https://journals.ssau.ru/semiotic/article/view/10817
- DOI: https://doi.org/10.18287/2782-2966-2022-2-3-87-101
- ID: 10817
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье формулируется и обосновывается задача разработки и внедрения системы социально-психологического мониторинга обучающихся университета как инструмента управления процессом образования, позволяющего решить проблему дефицита знания об объекте управления. Прикладная цель мониторинга заключается в выявлении готовности обучающихся к предпринимательской и научной видам деятельности. Описываются теоретико-методологические основания системы мониторинга. Анализируется содержание понятия «портрет компетенций», понимаемого в качестве интегративного показателя результата обучения: данный показатель позволяет оценивать эффективность образовательного процесса с точки зрения требований, предъявляемых к специалисту конкретной профессии. Описывается концептуальная схема мониторинга и возможность её адаптации к выявлению готовности обучающихся к предпринимательской и научной деятельности. Концептуальная модель портрета компетенций обучающегося строится на определении понятия готовности к той или иной деятельности в качестве интегративной характеристики личности, включающей в себя потребности, мотивации, ценности и социальные установки. Аргументируется применение методик диагностики мотивации обучающихся, методики диагностики их ценностных установок и намерений, диагностики социальных установок. Формулируется механизм решения задачи разработки и внедрения системы социально-психологического мониторинга, связанный с включением в комплексную методику оценки социологических и психологических методов, таких как: 1) адаптированная к учебной деятельности методика оценки включенности персонала в деятельность организации; 2) шкала Лайкерта; 3) адаптированные классификации мотивов П.М. Лапина и Т.В. Разиной; 4) методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича; 5) методика диагностики ценностных ориентаций Ш. Шварца; 6) методы косвенной диагностики аттитюдов ИАТ и VAAST.
Об авторах
Наталья Владимировна Авдошина
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: natalsun@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9117-7781
Кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии и культурологии
Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34Светлана Вячеславовна Егорова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Email: svetego@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5596-3854
Кандидат социологических наук, доцент, декан социологического факультета, заведующий кафедрой методологии социологических и маркетинговых исследований
Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34Юлия Владимировна Васькина
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Email: vaskina18.05@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-0586-839X
Кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии и культурологии
Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34Светлана Валерьевна Зорина
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Email: Aramitch@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2445-2864
Кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной психологии
Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34Анна Ивановна Демина
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Email: ademina83@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-6054-9255
Специалист по учебно-методической работе, ассистент кафедры философии,
Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34Александр Юрьевич Нестеров
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Email: aynesterow@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-0670-9315
Scopus Author ID: https://www.scopus.com/authid/detail.uri?origin=resultslist&authorId=57216840755
Доктор философских наук, доцент, исполнительный директор Социально-гуманитарного института, заведующий кафедрой философии
Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34Список литературы
- Bar-Anan, Y., Nosek, B.A., Vianello, M. (2009), The sorting paired features task: a measure of association strengths, Experimental Psychology, vol. 56, no. 5, p. 329.
- Carver, C.S. and Harmon-Jones, E. (2009), Anger is an approach-related affect: evidence and implications, Psychol. Bull., no. 135, pp. 183–204, DOI: http://doi.org/10.1037/a0013965.
- Donders, F.C. (1969), On the speed of mental processes, Acta Psychologica, vol. 30, pp. 412–431, (Original work published 1868).
- Fazio, R.H. (2007), Attitudes as object-evaluation associations of varying strength, Social Cognition, vol. 25, no. 5, pp. 603–637.
- Fazio, R.H. (2001), On the automatic activation of associated evaluations: An overview, Cognition & Emotion, vol. 15, no. 2, pp. 115–141.
- Greenwald, A.G. and Banaji, M.R. (1995), Implicit social cognition: attitudes, self-esteem, and stereotypes, Psychological Review, vol. 102, no. 1, p. 4.
- Greenwald, A.G., Farnham, S.D. (2000), Using the implicit association test to measure self-esteem and self-concept, Journal of Personality and Social Psychology, vol. 79, no. 6, p. 1022.
- Greenwald, A.G., McGhee, D.E. and Schwartz, J.L.K. (1998), Measuring individual differences in implicit cognition: the implicit association test, Journal of Personality and Social Psychology, vol. 74, no. 6, p. 1464.
- Greenwald, A.G., Banaji, M.R., Rudman, L.A., Farnham, S.D., Nosek, B.A. and Mellot, D.S. (2002), A unified theory of implicit attitudes, stereotypes, self-esteem, and self-concept, Psychological Review, vol. 109(1), pp. 3–25.
- Greenwald, A.G., Brendl, M., Cai, H., Charlesworth, T., Cvencek, D., Dovidio. J. F., Friese, M., Hahn, A., Hehman, E., Hofmann, W., Hughes, S., Hussey, I., Jordan, C., Jost, J., Kirby, T., Lai, C. K., Lang, J., Lindgren, K. P., Maison, D., Ostafin, B. D., Rae, J. R., Ratliff, K., Smith, C. T., Spruyt, A., & Wiers, R. W. (2019), The Implicit Association Test at age 20: What is known and what is not known about implicit bias, University of Washington, Retrieved from [Online], available at: https://psyarxiv.com/bf97 (Accessed 15 June 2022).
- Phaf, R.H. et al. (2014), Approach, avoidance, and affect: a meta-analysis of approach-avoidance tendencies in manual reaction time tasks, Frontiers in Psychology, vol. 5, p. 378.
- Rougier, M. et al. (2018), A new look at sensorimotor aspects in approach/avoidance tendencies: The role of visual whole-body movement information, Journal of Experimental Social Psychology, vol. 76, pp. 42–53.
- Rougier, M. et al. (2020), Toward the use of approach/avoidance tendencies as attitude measures: Individual‐and group‐level variability of the in group bias, European Journal of Social Psychology, vol. 50, no. 4, pp. 857–875.
- Sriram, N. and Greenwald, A.G. (2009), The brief implicit association test, Experimental psychology, vol. 56, no. 4, p. 283.
- Абрамова М. Ю. Анализ подходов к определению профессиональной готовности к деятельности водителя // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2. №. 3. С. 266–270.
- Асмолов А.Г. Установочные эффекты как предвидение будущего: историко-эволюционный анализ. Комментарий к статьям А.Я. Койфман «Установка и неосознаваемый семантический прайминг: разные термины или разные феномены?» и М.Г. Филипповой «Размышления над проблемой сопоставления двух парадигм и «доличностным уровнем» прайминга» // Российский журнал когнитивной науки. 2017. Т. 4. № 1. С. 26–32.
- Бахметьев А.Э. Понятие интуиции в философии техники Петра Энгельмейера // История. Семиотика. Культура. Сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием. 2017. С. 76–82.
- Большая психологическая энциклопедия: самое полное современное издание: Более 5000 психологических терминов и понятий / [А. Б. Альмуханова и др.]. Москва: Эксмо, 2007.
- Бочаров В.Ю., Тукумцев Б.Г. Оценка включенности персонала в деятельность предприятия // Социологические методы в современной исследовательской практике. Москва: НИУ ВШЭ, 2011. С. 124–129.
- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. Москва: Прогресс, 1990.
- Гордеева С.С. Сущность и структура социальной установки в социологии и социальной психологии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. № 3 (27). С. 135–140.
- Демина А.И., Нестеров А.Ю. Понятие интуиции в свете концепции «четвёртого царства» // Перспективные информационные технологии (ПИТ 2019). Труды Международной научно-технической конференции. Под ред. С.А. Прохорова. 2019. С. 770–773.
- Дессауэр Ф. Спор о технике. Самара: Издательство Самарской гуманитарной академии, 2017.
- Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. Москва: Наука, 1994.
- Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. Санкт-Петербург: Речь, 2004.
- Краткий словарь по социологии / Под общей ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. Москва: Политиздат, 1988.
- Крюков Д.С. Handbook по дисциплине «Социология предпринимательства». Москва: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2011.
- Лапин П.М. Мотивация студентов к научно-исследовательской деятельности. 2018. https://elis.psu.ru/node/555637 (дата обращения 15.06.2022).
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1971.
- Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. Т. 1. С. 13–25.
- Лепский В.Е. Методологический и философский анализ развития проблематики управления. Москва: Когито-Центр, 2019.
- Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. Москва: Республика, 1995.
- Луговский В.А., Сурженко Л.В., Кох М.Н. Психологическая готовность к профессиональной деятельности как основа конкурентоспособности выпускников вуза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24. №. 1. С. 65–69.
- Максименко А.А. Социологическая интерпретация понятия «ценность» // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2022. № 2. С. 284–291.
- Марченко Т. А. Потребность как социальное явление. Москва: Высш. шк., 2009.
- Мельников В.Е. Мотивация к обучению студентов в вузе как психолого-педагогическая проблема // Вестник Новгородского государственного университета. 2016. № 5 (96). С. 61–64.
- Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
- Нестеров А.Ю. Проблемы управления знаниями в университете четвёртого поколения // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 189–192.
- Процедуры и методы социологического исследования. Практикум: учеб. пособие для бакалавров вузов по спец. 040200 «Социология», Кн. 1. Самара: Самарский университет, 2010.
- Рабочая книга социолога / Отв. ред. Г.В. Осипов. Москва: Наука, 2008.
- Разина Т.В. Мотивация научной деятельности: теоретические и методологические проблемы исследования // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2017. Т. 2. № 1. С. 114–136. http://work-org-psychology.ru/engine/documents/document232.pdf (дата обращения 15.06.2022).
- Рокич М. Природа человеческих ценностей. Москва; Нью-Йорк, 1973.
- Самсонов Р.О., Нестеров А.Ю. Инновационное понятие «космос» в трансформационной модели университета // Онтология проектирования. 2019. Т. 9. № 2 (32). С. 175–190.
- Шагурова А.А. Социально-психологическая готовность молодежи к волонтерской деятельности: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук : специальность 19.00.05; [Рос. гос. социал. ун-т]. Москва, 2013.
- Энгельмейер П.К. Теория творчества. Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.
- Ядов В.А. Социальная идентичность личности. Москва, 1994.