Современные исследовательские практики формирования профессиональных компетенций


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируются теоретические представления современных исследователей относительно понятия «профессиональные компетенции». Проблема формирования и развития профессиональных компетенций работников актуальна в нынешних реалиях, так как конкуренция среди производственных организаций возрастает с каждым днем, и работодатели заинтересованы в высококвалифицированных рабочих кадрах, готовых посредством реализации теоретических знаний и практических навыков достигать эффективных производственных результатов и способствовать процветанию компаний в целом. Цель статьи – проанализировать процесс формирования профессиональных компетенций наемных работников. Отдельное внимание уделяется анализу наиболее важных компетенций и навыков работников, необходимых для полноценного функционирования трудовых отношений в производственном процессе. В данной работе рассмотрен и проанализирован компетентностный подход в реализации практико-ориентированного обучения в вузе для подготовки потенциальных работников, способных конкурировать и адаптироваться к появлению новейших современных технологий. Внедрение компетентностного подхода в систему высшего образования является новым шагом в подготовке высококвалифицированных кадров, не только обладающих совокупностью теоретических знаний, но и готовых реализовывать свои практические умения для решения различных производственных задач. Работник, получивший качественное высшее образование, теоретический набор знаний и практических умений, будет применять свои способности в трудовой деятельности, демонстрируя высокую результативность. В работе представлены практические рекомендации для работодателей и образовательных учреждений по формированию профессиональных компетенций работников.

Об авторах

Анна Дмитриевна Федченко

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: fedchenko0911@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-1158-2870

Аспирант кафедры социологии и культурологии

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. Bloom, B.S. (1956), Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals Handbook I, cognitive domain, Longman, New York, USA.
  2. Puteh, F., Kaliannan, M. and Alam, N. (2015), Employee core competencies and organizational excellence: an interpretative analysis, Australian Journal of Business and Economic Studies, vol. 2, no 1, pp. 45–54, [Online], available at: https://www.researchgate.net/publication/274890489 (Accessed 1 December 2021).
  3. Reisz, D.R. (2011), Wandel der Hochschulbildung in Deutschland und Professionalisierung, Halle-Wittenberg: Hrsg. vom Institut für Hochschulforschung an der Martin-Luther-Universität, 45 p.
  4. Smith, E. (2015), What makes a successful undergraduate? The relationship between student characteristics, degree subject and academic success at university, Educational Research Journal, vol. 41, August, pp. 686–708.
  5. Адова И.Б., Симонова М.В. Оценка компетентности как инструмент управления персонала организации // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 336. С. 119–124. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15510776 (дата обращения: 01.12.2021).
  6. Белова Е.Н. Управленческая компетентность руководителя. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2013. 273 с.
  7. Босенко Е.В. Компетентностный потенциал организаций: содержание, оценка, развитие // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2016. № 5 (68). С. 14–19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26039706 (дата обращения: 01.12.2021).
  8. Гаспарович Е.О. Технологии управления развитием персонала: учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2014. 208 с.
  9. Гурина Р.В. Как измерить профессиональную компетентность // Высшее образование в России. 2008. № 10. С. 82–89.
  10. Закирова Д. Человеческий потенциал как фактор инновационного развития // Вестник университета «Туран»: научный журнал Алматы. 2019. № 2. С. 102–106. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39262568 (дата обращения: 01.12.2021).
  11. Зеер Э.Ф. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 39–46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9933109 (дата обращения: 01.12.2021).
  12. Зеер Э. Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном профессиональном образовании // Образование и наука: Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2000. № 3 (5). С. 90–102. URL: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/33952 (дата обращения: 01.12.2021).
  13. Кудрявцева Е.И. Современные подходы к проблеме формирования и использования моделей компетенций // Управленческое консультирование: научно-практический журнал. 2012. № 1. С. 166–177. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17698991 (дата обращения: 01.12.2021).
  14. Львов Л.В. Образовательно-профессиональные среда и пространство: теоретические основы проектирования // Личность в профессионально-образовательном пространстве: материалы XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Екатеринбург. 2013. С. 77–80. URL: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/200 (дата обращения: 01.12.2021).
  15. Павловец А.С. Формирование и развитие профессиональных компетенций персонала на предприятии // Организатор производства. 2021. Т. 29, № 1. С. 80–89. DOI: http://doi.org/10.36622/VSTU.2021.50.56.007.
  16. Припорова Е.А., Войлокова Е.Е. Современные тенденции в процессе подбора персонала // Симбирский научный вестник: научно-методический журнал. 2018. № 1 (31). С. 51–57. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35558287 (дата обращения: 01.12.2021).
  17. Смирнова А.М. Профессиональные компетенции работников крупных промышленных предприятий // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 124. С. 370–374. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15539172 (дата обращения: 01.12.2021).
  18. Солодянкина О.В. Разработка документов по моделированию и определению путей формирования компетенций выпускника вуза (теоретические и методические аспекты): учебное пособие. Ижевск: Удмуртский университет, 2015. 70 с.
  19. Токарева Ю.А., Гаспарович Е.О. Управление профессиональными компетенциями. Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2021. 327 с.
  20. Трегулова Н.Г. Особенности стратегического управления персоналом на промышленном предприятии // Региональные проблемы преобразования экономики: ежемесячный научный журнал. 2018. № 10. С. 204–210. DOI: https://doi.org/10.26726/1812-7096-2018-10-204-210.
  21. Шабурова А.В., Середович С.В., Рязанцева И.В. Непрерывное образование – фактор стабильного развития современного общества // Актуальные вопросы образования. 2014. № 1. С. 23–28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23560531 (дата обращения: 01.12.2021).
  22. Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Елисеева О.В. Практико-ориентированное образование в условиях национальной системы квалификации // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2018. Т 1. С. 19–22. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34995697 (дата обращения: 01.12.2021).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Федченко А.Д., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах