Современные исследовательские практики формирования профессиональных компетенций
- Авторы: Федченко А.Д.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 2, № 1 (2022)
- Страницы: 50-56
- Раздел: СОЦИОЛОГИЯ
- URL: https://journals.ssau.ru/semiotic/article/view/10359
- DOI: https://doi.org/10.18287/2782-2966-2022-2-1-50-56
- ID: 10359
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируются теоретические представления современных исследователей относительно понятия «профессиональные компетенции». Проблема формирования и развития профессиональных компетенций работников актуальна в нынешних реалиях, так как конкуренция среди производственных организаций возрастает с каждым днем, и работодатели заинтересованы в высококвалифицированных рабочих кадрах, готовых посредством реализации теоретических знаний и практических навыков достигать эффективных производственных результатов и способствовать процветанию компаний в целом. Цель статьи – проанализировать процесс формирования профессиональных компетенций наемных работников. Отдельное внимание уделяется анализу наиболее важных компетенций и навыков работников, необходимых для полноценного функционирования трудовых отношений в производственном процессе. В данной работе рассмотрен и проанализирован компетентностный подход в реализации практико-ориентированного обучения в вузе для подготовки потенциальных работников, способных конкурировать и адаптироваться к появлению новейших современных технологий. Внедрение компетентностного подхода в систему высшего образования является новым шагом в подготовке высококвалифицированных кадров, не только обладающих совокупностью теоретических знаний, но и готовых реализовывать свои практические умения для решения различных производственных задач. Работник, получивший качественное высшее образование, теоретический набор знаний и практических умений, будет применять свои способности в трудовой деятельности, демонстрируя высокую результативность. В работе представлены практические рекомендации для работодателей и образовательных учреждений по формированию профессиональных компетенций работников.
Об авторах
Анна Дмитриевна Федченко
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: fedchenko0911@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-1158-2870
Аспирант кафедры социологии и культурологии
Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34Список литературы
- Bloom, B.S. (1956), Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals Handbook I, cognitive domain, Longman, New York, USA.
- Puteh, F., Kaliannan, M. and Alam, N. (2015), Employee core competencies and organizational excellence: an interpretative analysis, Australian Journal of Business and Economic Studies, vol. 2, no 1, pp. 45–54, [Online], available at: https://www.researchgate.net/publication/274890489 (Accessed 1 December 2021).
- Reisz, D.R. (2011), Wandel der Hochschulbildung in Deutschland und Professionalisierung, Halle-Wittenberg: Hrsg. vom Institut für Hochschulforschung an der Martin-Luther-Universität, 45 p.
- Smith, E. (2015), What makes a successful undergraduate? The relationship between student characteristics, degree subject and academic success at university, Educational Research Journal, vol. 41, August, pp. 686–708.
- Адова И.Б., Симонова М.В. Оценка компетентности как инструмент управления персонала организации // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 336. С. 119–124. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15510776 (дата обращения: 01.12.2021).
- Белова Е.Н. Управленческая компетентность руководителя. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2013. 273 с.
- Босенко Е.В. Компетентностный потенциал организаций: содержание, оценка, развитие // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2016. № 5 (68). С. 14–19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26039706 (дата обращения: 01.12.2021).
- Гаспарович Е.О. Технологии управления развитием персонала: учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2014. 208 с.
- Гурина Р.В. Как измерить профессиональную компетентность // Высшее образование в России. 2008. № 10. С. 82–89.
- Закирова Д. Человеческий потенциал как фактор инновационного развития // Вестник университета «Туран»: научный журнал Алматы. 2019. № 2. С. 102–106. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39262568 (дата обращения: 01.12.2021).
- Зеер Э.Ф. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 39–46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9933109 (дата обращения: 01.12.2021).
- Зеер Э. Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном профессиональном образовании // Образование и наука: Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2000. № 3 (5). С. 90–102. URL: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/33952 (дата обращения: 01.12.2021).
- Кудрявцева Е.И. Современные подходы к проблеме формирования и использования моделей компетенций // Управленческое консультирование: научно-практический журнал. 2012. № 1. С. 166–177. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17698991 (дата обращения: 01.12.2021).
- Львов Л.В. Образовательно-профессиональные среда и пространство: теоретические основы проектирования // Личность в профессионально-образовательном пространстве: материалы XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Екатеринбург. 2013. С. 77–80. URL: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/200 (дата обращения: 01.12.2021).
- Павловец А.С. Формирование и развитие профессиональных компетенций персонала на предприятии // Организатор производства. 2021. Т. 29, № 1. С. 80–89. DOI: http://doi.org/10.36622/VSTU.2021.50.56.007.
- Припорова Е.А., Войлокова Е.Е. Современные тенденции в процессе подбора персонала // Симбирский научный вестник: научно-методический журнал. 2018. № 1 (31). С. 51–57. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35558287 (дата обращения: 01.12.2021).
- Смирнова А.М. Профессиональные компетенции работников крупных промышленных предприятий // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 124. С. 370–374. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15539172 (дата обращения: 01.12.2021).
- Солодянкина О.В. Разработка документов по моделированию и определению путей формирования компетенций выпускника вуза (теоретические и методические аспекты): учебное пособие. Ижевск: Удмуртский университет, 2015. 70 с.
- Токарева Ю.А., Гаспарович Е.О. Управление профессиональными компетенциями. Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2021. 327 с.
- Трегулова Н.Г. Особенности стратегического управления персоналом на промышленном предприятии // Региональные проблемы преобразования экономики: ежемесячный научный журнал. 2018. № 10. С. 204–210. DOI: https://doi.org/10.26726/1812-7096-2018-10-204-210.
- Шабурова А.В., Середович С.В., Рязанцева И.В. Непрерывное образование – фактор стабильного развития современного общества // Актуальные вопросы образования. 2014. № 1. С. 23–28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23560531 (дата обращения: 01.12.2021).
- Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Елисеева О.В. Практико-ориентированное образование в условиях национальной системы квалификации // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2018. Т 1. С. 19–22. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34995697 (дата обращения: 01.12.2021).