Методология и методы социологического мониторинга сообществ рабочей молодежи в социальных сетях


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена обобщению накопленного нашей исследовательской группой опыта исследований виртуальных сообществ рабочей молодежи (2019–2021 гг.). Цель статьи состоит в необходимости сконструировать комплексную методологию социологического мониторинга социальных сетей рабочей молодежи. Основными исследовательскими задачами являлись: проанализировать современные подходы к проведению мониторинговых исследований, в т. ч. в сети интернет; исходя из методологии дискурс-анализа, рассмотреть применение методов частотного и нечастотного контент-
анализа для обработки собранной информации в мониторинговом режиме; представить этапы мониторинга сообществ рабочей молодежи в социальных сетях на примере исследований, проведенных в рамках проекта «Жизненные стратегии молодежи нового рабочего класса в современной России». В рамках эмпирического анализа данных подробно представлены результаты исследования виртуальных сообществ российской рабочей молодежи сферы клиентского сервиса в социальной сети «ВКонтакте», выполненные в 2021 году (6 виртуальных сообществ, 133 текстовых поста и наиболее популярные мемы). Отмечается устойчивость тематических категорий виртуального группового общения по сравнению с предыдущими исследованиями и наличие групповой идентичности у российской рабочей молодежи сферы сервисных услуг. Делаются выводы о предпочтительности неавтоматизированного подхода к сбору и анализу контента социальных сетей; об обоснованности использования методологии дискурс-анализа и методов контент-анализа для исследований молодежных социальных сетей в режиме социологического мониторинга.

Об авторах

Т. А. Малыхина

Тюменский индустриальный университет

Email: malihinaTanya@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4087-9024

Специалист центра перспективных исследований и инновационных разработок

Россия

Владислав Юрьевич Бочаров

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: vlad.bocharov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-3915-2189
https://ssau.ru/staff/335055-bocharov-vladislav-yurevich

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии и культурологии

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. Авдошина Н.В. Социально-трудовая сфера как объект социологического анализа // Проблемы труда, трудовых отношений и качества жизни: сб. науч. материалов Всероссийской научно-практической конференции, Самара, 11-12 октября 2007 г. Самара: Изд-во «Универс групп», 2007. С. 144–156.
  2. Барышникова И.В. Понятие идентичности в социологическом дискурсе // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер.7 «Философия». 2009. № 2 (10). С. 166–171.
  3. Биккулов А.С., Бершадская Л.А., Жук Д.В. Сервисы мониторинга социальных медиа в сети Интернет и анализ частотности поисковых запросов как инструменты исследования социальных проблем // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 735–735.
  4. Бойков В.Э. Социологический мониторинг в социальном управлении // Социология власти. № 4. 2006. С. 5–16.
  5. Бочаров В.Ю. Дискурс-анализ сообществ американской рабочей молодежи в социальной сети Reddit // Семиотические исследования. Semiotic studies. 2021. Т. 1. № 1. С. 100–113. DOI: http://doi.org/10.18287/2782-2966-2021-1-1-100-113.
  6. Винник Д.В. Социальные сети как феномен организации общества: сущность и подходы к использованию и мониторингу // Философия науки. 2012. №. 4. С. 110–126.
  7. Виткова Л.А., Чечулин А.А. Архитектура распределенного сбора и обработки данных в системах мониторинга социальных сетей // Перспективные направления развития отечественных информационных технологий. 2019. С. 321–323.
  8. Воловская Н.М, Плюснина Л.К. Социологический мониторинг в системе информационно-аналитического сопровождения формирования имиджа вуза // Общество: социология, психология, педагогика. № 5. 2018. С. 11–14. DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2018.5.1.
  9. Гаврилюк Т.В. Рабочий класс в сервисной сфере: постановка проблемы и актуальный социологический дискурс // Социологический журнал. 2021. Т. 27. № 3. С. 78–96. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2021.27.3.8425.
  10. Добросклонская Т.Г. Массмедийный дискурс в системе медиалингвистики // «Медиа-лингвистика» международный научный журнал. 2015. № 1 (6). С. 45–57.
  11. Жизненные стратегии молодежи нового рабочего класса. Под ред. Т.В. Гаврилюк. Москва: Флинта; 2020. 408 с.
  12. Каранов Д.П. Мониторинг социальных сетей в целях выявления конфликтных тенденций в моногородах России // Социально-трудовые конфликты в России и в мире: V Международная научно-практическая конференция, 5 апреля 2019 года. Москва: Издательство Перо, 2019. 196 с. С. 115–118.
  13. Кобец П.Н. Выявление и мониторинг социальных сетей, используемых экстремистскими группировками, – важнейшая основа противодействия их преступной деятельности // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2017. № 2. С. 13–19.
  14. Литвинов С.В., Носко В.И., Конторович С.Д. Методика мониторинга и моделирования структуры политически активного сегмента социальных сетей // Инженерный вестник Дона. 2011. № 18 (4). С. 448–456.
  15. Малыхина Т.А., Бочаров В.Ю. Влияние пандемии Covid-19 на рабочую молодежь, занятую в сфере клиентского сервиса // Сборник материалов научно-практической международной конференции, посвящённой 60-летию полёта в космос Ю.А. Гагарина. Самара: Изд-во: Самарский национальный исследовательский университет им. ак. С.П. Королева, 2021. С. 120–123.
  16. Молодежь нового рабочего класса современной России: коллективная монография. Под ред. Т.В. Гаврилюк. Москва: Флинта, 2019. 392 с.
  17. Мониторинг наркоситуации в Самарской области: основные тенденции, оценка результативности деятельности институтов власти по противодействию наркомании: коллективная монография. Под ред. Е.С. Баевой, В.Ю. Бочарова. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2011. 256 с.
  18. Новиков С.В., Макарова Л.Н. Мониторинг социальных сетей как средство трансформации методов воспитания подростков // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2017. Т. 22. №. 5 (169). C. 45–51.
  19. Остапенко А.Г., Соколова Е.С., Ещенко А.В., Остапенко А.А., Чапурина Т.Ю. Основы метрологии контентов для мониторинга социальных сетей на предмет обеспечения информационной безопасности (часть 1) // Информация и безопасность. 2019. Т. 22. № 2. С. 170–180.
  20. Павлова Н.Д., Воронин А.Н., Гребенщикова Т.А., Кубрак Т.А. Разработка подхода к типологии сетевых сообществ на основе дискурсивных признаков коллективной субъектности // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Психология и педагогика. 2019. Т. 16. № 3. С. 341–358.
  21. Подвесовский А.Г., Будыльский Д.В. Проблемы и особенности автоматизации мониторинга социальных сетей и интеллектуальной обработки пользовательских сообщений // Вестник Брянского государственного технического университета. 2014. № 4 (44). C. 146–152.
  22. Семёнова А.В. Контент-анализ в социологии: методологические новации // Вестник ВятГУ. 2011. № 3–1. С. 11–15.
  23. Семёнова А.В., Корсунская М.В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / под ред. В.А. Мансурова. Москва: Институт социологии РАН, 2010. 324 с.
  24. Соколова Г.Н. Мониторинг социологический / Социология: Энциклопедия / сост.: А.А. Грицанов и др. Минск: Книжный дом, 2003. 1311 с. (Мир энциклопедий). URL: https://sociology_encyclopedy.academic.ru/639/МОНИТОРИНГ_СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ (дата обращения: 22.09.2021).
  25. Социально-трудовая сфера сельского хозяйства Самарской области: состояние, тенденции, перспективы: монография / под ред. А.Ф. Боковенко, В.Ю. Бочарова, Е.Ф. Молевича. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2010. 528 с.
  26. Таршис Е.Я. Перспективы развития метода контент-анализа // Социология: 4М. 2002. № 15. С. 71–92.
  27. Тён А. ван Дейк. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации / пер. с англ. Москва: Книжный дом «Либроком», 2013. 344 с.
  28. Титов Н.Г., Чапурин Е.Ю. Москалева Е.А., Бочаров М.И., Борисов В.И. Методы мониторинга социальных сетей, их развитие и применение в контексте обеспечения их информационной безопасности // Информация и безопасность. 2019. Т. 22. № 3. С. 305–324.
  29. Тукумцев Б.Г. Самарский мониторинг социально-трудовой сферы // Социологические исследования. 2001. № 7. С. 41–50.
  30. Халиков М.С., Магомедов К.О. Социологический мониторинг как технология научного анализа и способ коммуникативного взаимодействия (по материалам социологических исследований) // Коммуникология: электронный научный журнал. 2019. Т. 4, № 4, С. 62–75.
  31. Хилханова Э.В. Исследование СМИ с позиций критического анализа дискурса // Вестник ЧитГУ. 2012. № 3 (82). С. 72–75.
  32. Ямщиков С.В., Иванов Э.С. Системы мониторинга интернет-медиа как инструмент социологического исследования виртуальных социальных сетей // СОЦИОСФЕРА. 2021. № 1. С. 104–108.
  33. Ярмак О.В., Страшко Е.В., Шкайдерова Т.В. Реакция на пандемию Covid-19 интернет-аудиторий Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (по материалам медиа-аналитического исследования) // Вестник Института социологии. 2020. Т. 11. № 3. C. 121–142. DOI: http://doi.org/10.19181/vis.2020.11.3.666.
  34. Buozis, M. (2021), Reddit’s cops and cop-watchers: Resisting and insisting on change in online interpretive communities, Convergence, DOI: http://doi.org/10.1177/13548565211056798.
  35. Caliandro, A. (2018), Digital Methods for Ethnography: Analytical Concepts for Ethnog-raphers Exploring Social Media Environments, Journal of Contemporary Ethnography, no. 47 (5), pp. 551–578, DOI: http://doi.org/10.1177/0891241617702960.
  36. Choudhury, M.D. and De, S. (2014), Mental health discourse on reddit: Self-disclosure, social support, and anonymity, AAAI Publications, Eighth International AAAI Conference on Weblogs and Social Media, Michigan, USA, from June 1–4, [Online], available at: http://www.aaai.org/ocs/index.php/ICWSM/ICWSM14/paper/download/8075/8107 (Accessed 22 September 2021).
  37. DeCook, J.R. (2018), Memes and symbolic violence: #proudboys and the use of memes for propaganda and the construction of collective identity, Learning, Media and Technology, no. 43 (4), рр. 485–504, DOI: http://doi.org/10.1080/17439884.2018.1544149.
  38. Grundlingh, L. (2018), Memes as speech acts, Social Semiotics, no. 28 (2), рр. 147–168, DOI: http://doi.org/10.1080/10350330.2017.1303020.
  39. Jacobsson, D. and Ekström, M. (2015), Dismantling discourses: compassion, coping and con-sumption in journalistic representations of the working class, Critical Discourse Studies, рр. 1–18.
  40. Literat, I. (2021), Memes in the time of corona: an autoethnographic visual essay on memes as relational resources during the COVID-19 pandemic, Visual Studies, no. 36 (2), рр. 116–123, DOI: http://doi.org/10.1080/1472586X.2021.1911678.
  41. MacDonald, S. (2021), What Do You (Really) Meme? Pandemic Memes as Social Political Repositories, Leisure Sciences, no. 43 (1-2), рр. 143–151, DOI: http://doi.org/10.1080/01490400.2020.1773995.
  42. Miller, V. (2017), Phatic culture and the status quo: Reconsidering the purpose of social media activism, Convergence, no. 23 (3), pp. 251–269, DOI: http://doi.org/10.1177/1354856515592512.
  43. Nissenbaum, A. and Shifman, L. (2018), Meme Templates as Expressive Repertoires in a Globalizing World: A Cross-Linguistic Study, Journal of Computer-Mediated Communication, no. 23 (5), рр. 294–310, DOI: http://doi.org/10.1093/jcmc/zmy016.
  44. Van Leeuwen, T. (2008), Discourse and practice. New tools for critical discourse analysis, Oxford University Press, Oxford, UK.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Малыхина Т.А., Бочаров В.Ю., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах