Цифровая драматургия первой четверти ХХI века. Опыт перформативной проекции нового времени в театре
- Авторы: Сизова М.И.1
-
Учреждения:
- Российский государственный институт сценических искусств
- Выпуск: Том 1, № 4 (2021)
- Страницы: 52-57
- Раздел: ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
- URL: https://journals.ssau.ru/semiotic/article/view/10167
- DOI: https://doi.org/10.18287/2782-2966-2021-1-4-52-57
- ID: 10167
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Данная статья посвящена новым формам организации драматургического и сценического текста, связанным с диджимодернистcкой культурой. В ней дается краткий экскурс в историю и теорию диджимодернизма в Америке. И рассматриваются современные русскоязычные примеры адаптированного под нашу реальность цифрового сценического текста. В качестве героя истории исследуется опыт режиссера Дмитрия Волкострелова и его многочисленные театральные практики.
В тексте статьи пошагово исследуется проблема адаптации драматического жанра к цифровой реальности интернета и анализируется сама возможность такой адаптации. Задаётся ключевой вопрос: «Чем становится виртуальная реальность в театральной среде сегодня? Фоном или содержанием истории, поводом для разработки новых режиссерских матриц театра».
Через ретроспективу режиссёрских работ Дмитрия Волкострелова выстраивается гипотеза о возможном влиянии виртуального пространства на тексты пьес Павла Пряжко (главного драматурга в жизни этого режиссёра) и язык мизансценирования Волкострелова.
Ключевые слова
Об авторах
Мария Ивановна Сизова
Российский государственный институт сценических искусств
Автор, ответственный за переписку.
Email: sizmariyaiv@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-6630-0730
Кандидат искусствоведения, доцент
Россия, 191028, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Моховая, 34Список литературы
- Барбой Ю.М. Структура действия и современный спектакль. Ленинград: ЛГИТМиК, 1988. 201 с.
- Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Москва, 1994 С. 384–391.
- Бентли Э. Жизнь драмы / Пер. с англ. В. Воронина. Москва: Искусство, 2004. 368 с.
- Джеймисон Ф. Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма / Пер. с англ. Д. Кралечкина, под ред. А. Олейникова. Москва: Издательство Института Гайдара, 2019. 808 с.
- Дугин А.С. Постфилософия. Три парадигмы в истории мысли. Москва: Европейское движение, 2009. 744 с.
- Лавлинский С.П. Поэтика русской драматургии рубежа ХХ–ХХI веков: Сборник научных статей. Выпуск 1-2. Кемерово: КемГУ, 2011. 538 с.
- Липовецкий Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме / Пер. с фр. В. Кузнецовой. Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2001. 331 с.
- Липовецкий М., Боймерс Б. Перфомансы насилия: Литературные и театральные эксперименты «новой драмы». Москва: Новое литературное обозрение, 2012. 376 с.
- Липовецкий М.Н. Паралогии: Трансформации (пост) модернистского дискурса в русской культуре 1920-2000-х годов. Москва: Новое литературное обозрение, 2008. 848 с.
- Пряжко П. Сосед. URL: http://dramacenter.org/upload/information_system_25/2/1/5/item_215/information_items_property_696.pdf (дата обращения: 10.10.2021).
- Altermodern. Tate Triennal (2009) / N. Bourriaud (ed.). Tate Publishing, London, England.
- Fringe-программа Любимовки-2020: История // Фестиваль молодой драматургии Любимовка. URL: https://lubimovka.ru/ (дата обращения: 10.10.2021).
- Kirby, A. (2009), Digimodernism: How New Technologies Dismantle the Postmodern and Reconfigure Our Culture: How New Technologies. Dismantle the Postmodern and Reconfigure Our Cultue, Continuum Publishing Corporation, New York.
- Kirby, A. (2006), The Death of Postmodernism And Beyond, Philosophy now, [Online], available at: URL: https://philosophynow.org/issues/58/The_Death_of_Postmodernism_And_Beyond (Accessed 03 October 2021).
- Lehman, G.-T. (2013), Post-dramatic theater / Per. Natalia Isaeva, ABCdesign, Moscow. Russia.
- Samuels, R. (2008), Auto-Modernity After Postmodernism: Autonomy and Automation in Culture, Technology, and Education. Digital Youth, Innovation, and the Unexpected, ed. T. McPherson, MA: MIT Press, Cambridge.