Перформатив в пьесе Сергея Давыдова «Коля против всех»
- Авторы: Кабилова Е.С.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 1, № 4 (2021)
- Страницы: 46-51
- Раздел: ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
- URL: https://journals.ssau.ru/semiotic/article/view/10166
- DOI: https://doi.org/10.18287/2782-2966-2021-1-4-46-51
- ID: 10166
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена демонстрации перформативных свойств современных монодраматических пьес. Рассматриваются основные определения перформатива и свойства перформативных текстов. Приводятся особенности поэтики современной монодрамы, определяющие её перформативный потенциал. Цель работы – на примере анализа монодрамы С. Давыдова показать, каким образом перформатизация на различных уровнях организации текста позволяет усилить воздействие драматургического высказывания на читателя/зрителя. Теоретико-методологической базой исследования послужили работы Н.А. Агеевой, Ю.Б. Грязновой, Н.Н. Евреинова, С.П. Лавлинского, А.М. Павлова, А.В. Покало. В результате проведённого анализа перформативные свойства пьесы «Коля против всех» выявляются практически на всех уровнях её художественной структуры (паратекста, системы персонажей, речевой организации, сюжетной ситуации и драматического конфликта). Делаются выводы о том, что перформатив в пьесе способствует выстраиванию постоянной коммуникации между субъектом действия и реципиентом, а также осуществлению процесса непрерывной «нравственно-этической самоидентификации», происходящей как на уровне героя, который посредством своего монолога оценивает свою жизнь со стороны, так и на уровне реципиента, который соотносит пережитый личный опыт с опытом героя.
Об авторах
Е. С. Кабилова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: ekabilova@list.ru
ORCID iD: 0000-0003-0315-3048
Магистрант
Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34Список литературы
- Austin, J.L. (1962), How to do things with words, Oxford University Press, Oxford, UK.
- Diamond, E. (1996), Performance and Cultural Politics, Diamond E. (ed.), Routledge, London, UK.
- Lehmann, H.T. (2006), Postdramatic theatre, Routledge, New York, USA.
- Worthen, W.B. (1998), Drama, Performativity, and Performance, PMLA, vol. 113, no. 5, Oct., pp. 1093–1107, DOI: https://doi.org/10.2307/463244.
- Агеева Н.А. Поэтика отечественной современной монодрамы // Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета». 2013. № 6 (16). С. 168–176.
- Болотян И., Лавлинский С. Конфликт драматический // Экспериментальный словарь новейшей драматургии. Под ред. С. Лавлинского. Siedlce, 2019. 391 с.
- Грязнова Ю.Б. Перформативные тексты в методологии науки. Специальность 09.00.08 – философия науки и техники. Автореф.дис. …канд.философ. наук. ИИЕТ РАН. Москва, 1998. 16 с.
- Давыдов С. Полный юнайтед: семь пьес о юности. Тольятти: Литературное агентство В. Смирнова, 2019. 200 с.
- Лавлинский С.П. Монодрама: композиционно-речевая форма / жанр // Новейшая драма рубежа XX-XXI веков: проблема жанра. Сборник научных статей. Под общ.ред. Т.В. Журчевой. Самара: Изд-во Самарского университета, 2015. С. 14–24.
- Лавлинский С.П., Павлов А.М. О перформативно-рецептивном потенциале современной драматургии // Новейшая драма рубежа XX-XXI вв.: предварительные итоги: коллективная монография. Под общ. ред. Т.В. Журчевой. Самара: Изд-во Самарского университета, 2016. C. 103–125.
- Липовецкий Марк. Перформансы насилия: «Новая драма» и границы литературоведения // Новое литературное обозрение. 2008. № 89. С. 192–200.
- Мокульский С. Монодрама //Литературная энциклопедия: в 11 т. Под ред. В.М. Фриче, А.В. Луначарского. Москва: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во «Сов. Энцикл.», 1934. Т. 7. 888 с.
- Пави П. Словарь театра: Пер. с фр. Москва: Прогресс, 1991. 504 с.
- Покало А.В. Монодрама: жанр или жанровая разновидность? // Русская и белорусская литература на рубеже ХХ-ХХІ веков: сб. науч. ст. Минск: РИВШ, 2014. С. 332–336.
- Тамарченко Н.Д. Становления сюжет // Поэтика: слов. актуал. терминов и понятий. Гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. Москва: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. 358 с.