Перформатив в пьесе Сергея Давыдова «Коля против всех»


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена демонстрации перформативных свойств современных монодраматических пьес. Рассматриваются основные определения перформатива и свойства перформативных текстов. Приводятся особенности поэтики современной монодрамы, определяющие её перформативный потенциал. Цель работы – на примере анализа монодрамы С. Давыдова показать, каким образом перформатизация на различных уровнях организации текста позволяет усилить воздействие драматургического высказывания на читателя/зрителя. Теоретико-методологической базой исследования послужили работы Н.А. Агеевой, Ю.Б. Грязновой, Н.Н. Евреинова, С.П. Лавлинского, А.М. Павлова, А.В. Покало. В результате проведённого анализа перформативные свойства пьесы «Коля против всех» выявляются практически на всех уровнях её художественной структуры (паратекста, системы персонажей, речевой организации, сюжетной ситуации и драматического конфликта). Делаются выводы о том, что перформатив в пьесе способствует выстраиванию постоянной коммуникации между субъектом действия и реципиентом, а также осуществлению процесса непрерывной «нравственно-этической самоидентификации», происходящей как на уровне героя, который посредством своего монолога оценивает свою жизнь со стороны, так и на уровне реципиента, который соотносит пережитый личный опыт с опытом героя.

Об авторах

Е. С. Кабилова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: ekabilova@list.ru
ORCID iD: 0000-0003-0315-3048

Магистрант

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. Austin, J.L. (1962), How to do things with words, Oxford University Press, Oxford, UK.
  2. Diamond, E. (1996), Performance and Cultural Politics, Diamond E. (ed.), Routledge, London, UK.
  3. Lehmann, H.T. (2006), Postdramatic theatre, Routledge, New York, USA.
  4. Worthen, W.B. (1998), Drama, Performativity, and Performance, PMLA, vol. 113, no. 5, Oct., pp. 1093–1107, DOI: https://doi.org/10.2307/463244.
  5. Агеева Н.А. Поэтика отечественной современной монодрамы // Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета». 2013. № 6 (16). С. 168–176.
  6. Болотян И., Лавлинский С. Конфликт драматический // Экспериментальный словарь новейшей драматургии. Под ред. С. Лавлинского. Siedlce, 2019. 391 с.
  7. Грязнова Ю.Б. Перформативные тексты в методологии науки. Специальность 09.00.08 – философия науки и техники. Автореф.дис. …канд.философ. наук. ИИЕТ РАН. Москва, 1998. 16 с.
  8. Давыдов С. Полный юнайтед: семь пьес о юности. Тольятти: Литературное агентство В. Смирнова, 2019. 200 с.
  9. Лавлинский С.П. Монодрама: композиционно-речевая форма / жанр // Новейшая драма рубежа XX-XXI веков: проблема жанра. Сборник научных статей. Под общ.ред. Т.В. Журчевой. Самара: Изд-во Самарского университета, 2015. С. 14–24.
  10. Лавлинский С.П., Павлов А.М. О перформативно-рецептивном потенциале современной драматургии // Новейшая драма рубежа XX-XXI вв.: предварительные итоги: коллективная монография. Под общ. ред. Т.В. Журчевой. Самара: Изд-во Самарского университета, 2016. C. 103–125.
  11. Липовецкий Марк. Перформансы насилия: «Новая драма» и границы литературоведения // Новое литературное обозрение. 2008. № 89. С. 192–200.
  12. Мокульский С. Монодрама //Литературная энциклопедия: в 11 т. Под ред. В.М. Фриче, А.В. Луначарского. Москва: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во «Сов. Энцикл.», 1934. Т. 7. 888 с.
  13. Пави П. Словарь театра: Пер. с фр. Москва: Прогресс, 1991. 504 с.
  14. Покало А.В. Монодрама: жанр или жанровая разновидность? // Русская и белорусская литература на рубеже ХХ-ХХІ веков: сб. науч. ст. Минск: РИВШ, 2014. С. 332–336.
  15. Тамарченко Н.Д. Становления сюжет // Поэтика: слов. актуал. терминов и понятий. Гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. Москва: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. 358 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кабилова Е.С., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах