Том 7, № 1(23) (2017)

ПРИКЛАДНЫЕ ОНТОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ГРАНИЦЫ ОНТОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Боргест Н.

Аннотация

Продолжающиеся исследования в области создания компьютерных онтологий, онтологического инжиниринга, систем принятия решения, прикладных онтологий проектирования, а также про- явившийся взаимный интерес гуманитариев и технических специалистов к философским, психо- логическим и лингвистическим аспектам онтологии проектирования обусловили необходимость чѐтче определить границы изучаемой и исследуемой дисциплины. Статья является продолжением и развитием идей, изложенных автором в статье «Научный базис онтологии проектирования», опубликованной в 1-ом номере журнала за 2013 год. В данной работе очередной раз делается по- пытка определить область исследований, уточнив и конкретизировав круг изучаемых и решаемых проблем, выставить фокус и расставить акценты, актуальные на данном периоде развития научной дисциплины, обозначить место онтологии проектирования в уже сложившейся, существующей, но быстроменяющейся дифференциации наук. Приведены результаты анализа статистического мате- риала по ключевым словам онтологии проектирования, выполненного на основе сетевых и науко- метрических ресурсов. Показано, что разделение научных дисциплин во многом обусловлено уровнем их развития, накопленным опытом, традициями, культурными особенностями научных школ, языковым и понятийным их содержанием. Онтология проектирования по-прежнему рас- сматривается как интегративная научная дисциплина, в основе которой лежат методы системного и онтологического анализа, информационных технологий, компьютерного моделирования, искус- ственного интеллекта, систем автоматизированного проектирования и поддержки принятия реше- ний, баз данных и знаний.
Онтология проектирования. 2017;7(1(23)):7-33
pages 7-33 views

МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ В ЗАДАЧАХ ОБРАБОТКИ ЕСТЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА

Мельников А., Ботов Д., Кленин Ю.

Аннотация

Рассмотрены наиболее популярные подходы к различным задачам обработки естественного языка (NLP), пре- имущественно использующие машинное обучение: от классических до передовых технологий. Большую часть подходов можно разделить на три подмножества. В одном - используют гипотезу дистрибутивной семантики, в другом - информацию из графовых баз знаний (например, онтологий), и в третьем - анализируют лексико- синтаксические шаблоны в документах. Основной фокус статьи на первом из этих подходов. Один из наиболее важных подготовительных шагов NLP – это задача представления документов в виде числовых векторов. Су- ществуют различные методы, начиная от простейшей модели ―Мешок Слов‖ и заканчивая изощрѐнными под- ходами к машинному обучению, например вложению слов. На сегодняшний день в задаче поиска информации самое высокое качество и для английского, и для русского языков достижимо подходами на основе алгоритмов вложения слов, тренированных на тщательном подборе корпусов в сочетании с синтаксическим и семантиче- ским анализом на основе различных глубоких нейронных сетей. Различные алгоритмы машинного обучения используются в задачах NLP таких как тегирование частей речи, реферирование текстов, распознавание имено- ванных сущностей, классификация документов, извлечение тем и отношений сущностей, и вопросно-ответные системы на естественном языке. Рассмотрена применимость данных алгоритмов к анализу образовательного контента, а также предложен подход к приложению возможностей NLP и машинного обучения к анализу и син- тезу образовательного контента в виде системы поддержки принятия решений.
Онтология проектирования. 2017;7(1(23)):34-47
pages 34-47 views

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Бармина О., Никулина Н.

Аннотация

Системы управления предприятиями связывают в единое целое деятельность специалистов раз- личных структурных подразделений, решающих свои частные задачи в тесном взаимодействии со своими коллегами, а также с представителями внешних организаций. Это даѐт возможность фор- мировать единое информационное пространство предприятия, а также единое пространство при- нятия решений, основанное на использовании массива накопленной информации, связанной с управлением бизнес-процессами. В данной статье рассматриваются вопросы повторного исполь- зования знаний и организации системы поддержки принятия решений при управлении взаимодей- ствующими бизнес-процессами в проектно-ориентированных организациях. Представлен фраг- мент онтологии прецедента проблемной ситуации. Разработана методика формирования онтоло- гической модели управления взаимодействующими процессами в ИТ-проектах. Новизна приме- нѐнной математической модели, лежащей в основе интеллектуальной системы, заключается в со- четании различных механизмов логического вывода при принятии решения в проблемной ситуа- ции на базе всей имеющейся информации о предметной области. Разработана стратегическая кар- та консалтинговой организации, позволяющая оценить достижение целей и экономическую эф- фективность принятых с помощью интеллектуальной системы решений.
Онтология проектирования. 2017;7(1(23)):48-65
pages 48-65 views

ИНЖИНИРИНГ ОНТОЛОГИЙ

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ИНЖИНИРИНГ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ЭНЕРГЕТИКЕ

Массель Л., Ворожцова Т., Пяткова Н.

Аннотация

В статье описывается понятие онтологического инжиниринга как одного из методов формализа- ции и моделирования знаний и возможности его применения для целей поддержки принятия ре- шений в энергетике. Выполнен онтологический инжиниринг проблемы ситуационного управле- ния, предложенного авторами для поддержки принятия стратегических решений по развитию энергетики с учѐтом требований энергетической безопасности. Использование принципов ситуа- ционного управления соответствует общей схеме исследований проблемы энергетической без- опасности и принятия стратегических решений, связанных с оценкой состояния объектов энерге- тики и топливно-энергетического комплекса в целом, а также с выбором основных направлений их дальнейшего функционирования и развития. В статье представлены в графическом виде онто- логии, отражающие основные понятия ситуационного управления, включая ситуационный анализ и ситуационное моделирование, а также вариант онтологии ситуации, рассмотренной с позиции исследования проблемы энергетической безопасности. Разработанный и представленный ком- плекс онтологий позволяет интегрировать основные, достаточно разнородные понятия исследуе- мой предметной области в единую систему, называемую онтологическим пространством знаний, для дальнейшего использования при разработке программного обеспечения для исследований и поддержки принятия решений в энергетике.
Онтология проектирования. 2017;7(1(23)):66-76
pages 66-76 views

ФОРМАЛИЗАЦИЯ ОПИСАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ НА ОСНОВЕ ОНТОЛОГИИ И ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ БАЗ ДАННЫХ

Игруша В., Сосинская С.

Аннотация

Статья посвящена разработке структурного представления о технологических процессах изготовления деталей машиностроения на основе онтологии и объектно-ориентированных баз данных. На основе общности объектно-фреймового стиля представления знаний для формальных онтологий и для объектно-ориентированных баз знаний, рассмотрен автоматизированной перевод с языка онтологий в объектно-ориентированные базы данных с помощью программного средства ANTLR. Построена онтология технологических процессов в машиностроении на основе анализа диаграммы бизнес-процессов разработки технологии и еѐ декомпозиции. Онтология представлена на языке RIF, разновидности XML. Создана грамматика языка RIF и класс EMITTER для генерации кода на языке объектно-ориентированной базы данных db4o. Такая методика позволяет, описывая технологический процесс изготовления деталей на языке онтологий, исполнять запросы как методы классов db4o, что даѐт сокращение временных затрат и повышает эффективность такой комбинированной системы по сравнению с раздельным использованием редактора OntoStudio или db4o.
Онтология проектирования. 2017;7(1(23)):77-88
pages 77-88 views

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДОКСЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Булетова Н., Горелова И.

Аннотация

В статье авторы акцентируют внимание на процессы, происходящие в российской системе страте- гического управления. Стратегическое управление на Западе, возникновение которого было отве- том на проблемы бизнеса, продолжает эволюционное развитие как в практической, так и в науч- ной сферах. Происходящее в системе стратегического управления в России свидетельствует о еѐ формировании. Однако этот процесс характеризуется возникновением так называемых «институ- циональных ловушек» и, как следствие, онтологических парадоксов - ситуаций, при которых ре- альность отличается от планируемого состояния и ожидаемого эффекта, несмотря на то, что все предпринятые действия были направлены на их достижение. В статье на основе законодательства, регулирующего систему государственного стратегического планирования, и в координатах «дей- ствие-бездействие», «стимул-антистимул» выстраивается холархия форм участия субъектов в си- стеме управления. Просматриваемый диапазон такого участия - от утилитарного поведения до «институциональных ловушек» (наличие в системе антистимулов, которые блокируют деятель- ность участников этой системы) и «институциональных провокаций» (деятельности участников, которая направлена на использование «институциональных ловушек» для перераспределения ре- сурсов в целях получения выгоды для себя или для третьих лиц). Делается вывод о присутствии «ловушек» и «провокаций» в самом законодательстве. Охарактеризованы «ловушка глоссария», «ловушка пессимизма», «провокация видимости действия», «провокация подмены стратегических целей», «провокация бездействия». Новизна исследования заключается в классификации форм поведения участников системы государственного стратегического планирования, что позволяет выработать меры противодействия «ловушкам» и «провокациям», возникающим на этапе нормот- ворчества, а также нивелировать культурную инерцию, определяемую как эффект закрепления институциональных ловушек
Онтология проектирования. 2017;7(1(23)):89-101
pages 89-101 views

ПЕРЕГОВОРЫ В ТЕОРИИ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Арпентьева М., Моисеева Т.

Аннотация

В статье рассматривается проблема ведения аргументированного дискурса в ходе коммуникаций акторов при обсуждении проблемной ситуации, в которой они оказались, с целью достижения консенсуса и принятия общего, одобряемого всеми участниками обсуждения, решения. Показано, что любые коммуникации акторов включают как значимый компонент или полностью представ- ляют собой переговоры нескольких лиц друг с другом для организации их совместной деятельно- сти, направленной на разрешение (урегулирование) проблемной ситуации и поиск взаимоприем- лемого решения. Поэтому предложено дополнить теорию интерсубъективного управления техно- логиями и методами ведения переговорных процессов для обсуждения проблемных ситуаций. По результатам анализа исследований по теории переговоров выделены основные их функции, виды и препятствия, с которыми могут столкнуться участники любого переговорного процесса, и, в частности, акторы, участвующие в процессе интерсубъективного управления. Отмечено, что лю- бые переговоры представляют собой сложное психологическое явление, связанное с особенностя- ми вступающих в них людей и отношений между этими людьми. Представлены психологические основы переговорного процесса, отражающие общие принципы компетентной коммуникации, направленной на достижение консенсуса и построение отношений сотрудничества. Новым являет- ся предложение воспользоваться технологиями и методами ведения переговорных процессов в теории интерсубъективного управления.
Онтология проектирования. 2017;7(1(23)):102-114
pages 102-114 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах