What is truth?
- Issue: Vol 13, No 4 (2023)
- Pages: 469-473
- Section: EDITORIAL
- URL: https://journals.ssau.ru/ontology/article/view/27777
- ID: 27777
Cite item
Full Text
Full Text
«Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй — зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму».
Никколо Макиавелли, «Государь», Глава XVIII, 1513
«…И лишь молчание понятно говорит».
В.А. Жуковский, «Невыразимое», 1829
Дорогой наш читатель, уважаемые авторы и члены редакционной коллегии!
Делая попытки познать онтологию жизни, онтологии различных видов деятельности и онтологии их проектирования с целью возможной передачи добытых знаний нашему «железному коню» с кремниевой начинкой, невольно задаёшься вопросами: «А что есть истина? Насколько верны наши знания и наши представления о мире, его устройстве? Почему возникает многоголосье мнений на одни и те же процессы? Почему не кончается вавилонское столпотворение? Кто прав, и кто имеет право судить о правоте, и кто знает эту самую истину?»
Никколо Макиавелли, теоретик и государственный деятель в своём трактате «Государь»1 наряду с методологией захвата власти описал свои методы управления. Его трактовка с упором на законы, что характерно для людей, и на силу, что типично для животного мира (см. эпиграф), не в полной мере, косвенно коррелирует с известным принципом «кнута и пряника». В социологии появилось и используется такое понятие как Макиавеллианский (Макиавеллиевский) интеллект, включающий специфические интеллектуальные способности, обеспечивающие эффективное функционирование индивида в коллективе. В частности, это способности к формированию коалиций, совместных действий, разработки различных способов повышения своей репутации и социального статуса, предвидение реакций своего общественного окружения на основе оценки его намерений, знаний, образа мыслей и т.д.2 Понятие социальный интеллект рассматривается как совокупность способностей, определяющая успешность социального взаимодействия, и включает в себя понимание поведения другого человека, своё собственное поведение и действовать сообразно ситуации3. Для совместного выживания человечеству предстоит найти это понимание и способность взаимодействовать, стремясь к консенсусу в критически важных сферах своей деятельности.
О силе, господствующей над законами, писал в своё время Плутарх4, а многочисленные подтверждения этому («Сила закон ломит») собрал Санкт-Петербургский педагог и писатель М.И. Михельсон5.
«Что есть истина?» - картина художника Николая Ге, которую современники посчитали «оскорблением чувств верующих», является фактически визуализацией известной басни мастера русской словесности Ивана Крылова «Волк и Ягнёнок», где автор точно подметил, что «у сильного всегда бессильный виноват» 6. На этой картине Понтий Пилат, как представитель власти, олицетворяющий силу, указывает Иисусу Христу на правоту своих решений.
«Что есть истина?» Н.Н. Ге, 1890
Не менее трагичен и сюжет картины французского художника Эдуарда Деба-Понсана, показавшего нелёгкую судьбу обнажённой (беззащитной) Истины, когда доверчивая Правда легко проигрывает Лжи, как это впоследствии точно и образно было представлено В. Высоцким в «Притче о Правде и Лжи».
«Истина, выходящая из колодца» Э. Деба-Понсан, 1898
Известный афоризм «Сила в Правде» даёт надежду на победу Добра над Злом, на торжество Истины. Но эта надежда и успокоение лишь тем, кто стремится к Правде, искренне желает и верит, что у них хватит тех внутренних ресурсов, которые необходимы, чтобы противостоять Лжи (неПравде). Переоценка собственных ресурсов, недооценка ресурсов противостоящей стороны, неучёт злонамеренных действий и «игры не по правилам» (внешне принимаемых, но не соблюдаемых и лишь декларируемых), которая характерна для тех, кто эти правила и пишет, - всё это делает процесс торжества Истины трудно осуществимым.
Поэтому ответ на вопрос об истине в первую очередь переадресуется к ответу на вопрос: «А что есть сила, которая влияет на определение истины, какова природа и каков вектор этой силы?». При всей очевидной склонности большинства субъектов деятельности к ожиданию торжества Правды и внутреннего понимания того «что такое хорошо и что такое плохо» (см. у В.В. Маяковского), в каждом конкретном случае, в каждой предметной области (ПрО) атрибуты и вектор силы, а также критерии оценки сравниваемых альтернатив - различны и вполне конкретны в рассматриваемой ПрО и возникающей в ней проблемной ситуации. Здесь есть определённая аналогия с онтологией проектирования, где понятийный аппарат и базовые принципы инвариантны к ПрО, в то время как собственно проектирование, как деятельность, всегда предметно, всегда объектно-ориентировано.
Силы у противостоящих сторон, решающие те или иные спорные (научные, бытовые, семейные ...) вопросы, бывают разные. Каждая сторона, с учётом имеющихся у неё ресурсов, может выбрать и использовать те средства, которые по её мнению дадут приемлемый для неё результат. Арсенал средств может включать силу убеждений и аргументации, соблюдение правил и принятых договорённостей, командно-административное воздействие, угрозу физического насилия и др. Ньютоновская формула силы, как произведение массы и ускорения, здесь вполне уместна, где масса – это совокупность ресурсов, имеющихся у сторон, а ускорение – это возможность использования этих ресурсов в текущий момент времени возникшей проблемной ситуации. При равенстве сил сторон проблема не разрешается, каждый остаётся при своём мнении, и конфликт или спорная ситуация на время «замораживается», до тех пор, пока одна из сторон не найдёт возможность изменить статус-кво в свою пользу.
Граф знаний «Истина», в котором делается попытка отразить противопоставление добра и зла, правды и лжи, как способ представления основных компонент этих понятий, во многом схож с рассмотренной ранее онтологией войны и мира7. Здесь субъекты (или стороны), обладающие своим набором ресурсов, выбирают доступные им средства, участвуют (очно или заочно, реально или виртуально) в оценке и сопоставлении своих взглядов и позиций. Идеальным в поиске истины, устраивающей все стороны, является достижение согласия (консенсуса) сторон, независимо от «массы» (или «веса») их ресурсов. Наличие возможности компромисса и временных уступок можно оценить позитивно и в том смысле, что пересмотр собственных взглядов, поиск дополнительных аргументов в т.ч. в защиту своих позиций, благоприятно скажется на «объективизации» истины. Несовпадение взглядов и имеющихся ресурсов у сторон неминуемо приведёт к принятию за истину того, что соответствует представлениям «сильной» стороны. Злоупотребление (употребление во ЗЛО, а не во благо) имеющимися у стороны ресурсами, не отвечающими интересам тех, кто эти ресурсы предоставил или делегировал, приводит к разрушительным последствиям, т.к. отдаляет всех от объективной Истины, указывая ложные цели («Истинаʹ»), противодействует прогрессу, принося существенный ущерб и неоправданные жертвы8.
Медитация как способ постижения или ухода от Истины
Хорошо известно и многократно описано в различных энциклопедиях9, многочисленных книгах10 и статьях о способах ухода и отстранения от проблем, фокусировки на различных идеях, образах, на их визуализации и растворении с целью постижения истины.
Медитация (лат. meditatio – размышление, подготовка) - процесс достижения состояния углублённой сосредоточенности с целью интеллектуально-духовной интериоризации11 некоторого объекта (идеи, истины, образа, символа). В психологическом аспекте медитация предполагает устранение крайних эмоциональных проявлений и понижение реактивности и рассматривается как вид созерцания, сопровождающийся различными упражнениями. Углубляясь в свой внутренний мир, человек отрешается от реальности, он присутствует, но не ощущает себя в ней, отстраняясь и «атомизируясь».
Многие из нас уже смогли достигнуть этого высокого уровня самопогружения, в котором зависимость от информации стала намного сильнее других наших слабостей. Возможно, что цифровой детокс (англ. Digital detox) вернёт нас в реальную жизнь.
Обращаясь к заключительной фразе стихотворения В.А. Жуковского «Невыразимое», приведённой в эпиграфе к данному обращению, в который раз убеждаешься в действенности фразы «молчание золото», ибо оно «понятно говорит».
Надежда на здравый смысл
«Люди не могут жить без иллюзий … иррациональная вера в прогресс может быть единственным противоядием от нигилизма. Без надежды на то, что будущее будет лучше прошлого, невозможно жить дальше».
Джон Грей, 2007
В статье про миф о прогрессе человека12 Э. Риттенберри делится своими мыслями о книге философа Джона Грея «Соломенные псы: размышления о людях и других животных»13, считая её одной из лучших философских книг, написанных в 21-ом веке. Обложка книги Джона Грея, где люди изображены с головами (и интеллектом) животных, напоминает сюжет картин о голой Правде.
Обложка книги Грея «Соломенные псы»
«Соломенные псы» - это атака на бездумные убеждения думающих людей. Грей обвиняет гуманизм (его центральное представление о человечестве) в разрушении природного мира и рассматривает технологию как инструмент, с помощью которого люди будут продолжать уничтожать планету и друг друга. Тема провокационной философии Грея заключается в том, что попытки управлять окружающим миром тщетны и являются причиной многочисленных бед. Грей пишет: «Наука никогда не будет использоваться главным образом для поиска истины или улучшения человеческой жизни. Применение знаний всегда будет таким же изменчивым и нечестным, как и сами люди».
Сегодня либеральный гуманизм обладает всепроникающей силой, которой когда-то обладала религия. Рациональный взгляд на мир у гуманистов сводится к вере в прогресс, но это суеверие, более далекое от истины, чем любая из религий. Вне науки прогресс - это просто миф. Наука увеличивает человеческую власть и недостатки человеческой природы. Наука даёт возможность жить дольше и иметь более высокий уровень жизни, при этом позволяет сеять разрушения в большем, чем ранее, масштабе.
Если надежда на прогресс - иллюзия, то что делать, как быть, что есть Истина?
Для Платона созерцание было высшей формой человеческой деятельности. Похожий взгляд существовал в Древней Индии. Целью жизни было не изменить мир, а жить в нём.
Известная фраза Маркса: «Философы лишь различным образом объясняли мир. Но дело заключается в том, чтобы изменить его», высказанная им в работе «Тезисы о Фейербахе», стала оправданием технологического прогресса.
In vino veritas
Полная фраза: «In vino veritas, in aqua sanitas» (Истина - в вине, здоровье - в воде), приписывается Плинию Старшему (23-79 г. н.э.), который употребил её в своей «Естественной истории»14. Этот «простой способ» поиска Истины в быту доступен каждому и в разумных пределах порой позволяет найти консенсус и понимание у людей здравомыслящих, стремящихся и способных разобраться в аргументации иных взглядов (идей и суждений), сверить и сопоставить их, предложить и обсудить свои трактовки. Сократовское «в диалоге рождается истина» предполагает обмен мнениями, совместный анализ аргументов сторон и их сопоставление, которые позволят выстроить путь к Истине.
Бозон Хиггса - «частица Бога»
Бозон Хиггса настолько важен для понимания тонкой структуры микромира, что его прозвали «частицей Бога». Его нестабильность, случайность, непредсказуемость во многом характерны и определяют эволюцию. Также обстоит дело и с Истиной, которая всегда субъектна, контекстна и зависит от арсенала средств и ресурсов сторон (см. рисунок на 471 с.).
Не все наши коллеги верили в возможность реализуемости эмерджентного проекта под названием научный журнал «Онтология проектирования», хотя искренне желали ему успеха. Сомнения были связаны с наличием у инициаторов средств и ресурсов, которые определяют реализуемость проекта. Однако мотивационный ресурс участников и синергия малых сил сделали своё дело. И вот перед Вами, дорогие авторы и читатели, 50-ый номер журнала!
В юбилейном номере
В разделе «Общие вопросы формализации проектирования: онтологические аспекты и когнитивное моделирование» обсуждаются особенности формализации концептуального проектирования самолёта (ЦАГИ, Москва) и когнитивный потенциал естественных языков агглютинативного типа (Академия наук Республики Татарстан, Казань) для информационных систем.
В разделе «Прикладные онтологии проектирования»: в ПрО, связанной с электроэнергетикой, рассматривается формирование модели интеллектуального программного аналитического комплекса (Уфимский университет науки и технологий, Уфа); для обучения онтологии, построенной на естественно-языковых текстах, предлагается лексический модуль прикладной онтологии (Кольский научный центр РАН, Апатиты); для задач структурного анализа и синтеза технических решений предлагаются модели и методы онтологического анализа данных (ИПУСС РАН – СамНЦ РАН, Самара).
В разделе «Инжиниринг онтологий»: для автоматизации вычислительных процессов при проектировании трубопроводных систем энергетики предлагаются соответствующие онтологии (ИСЭМ СО РАН, Иркутск); автоматический анализ аргументации рассмотрен для текстов научной коммуникации (Институт систем информатики им. А.П. Ершова СО РАН, Новосибирск).
В разделе «Методы и технологии принятия решений» рассматриваются методы и приложения для оценки и принятия решений в различных ПрО: для решения задачи многокритериального оценивания самолётов предлагается метод косвенных предпочтений формирования весов критериев с многоуровневой структурой (ИПУ РАН, Москва); описана общая схема направляемого развития молодого исследователя в рамках его учебно-исследовательской деятельности (Самарский филиал МГПУ, Самара); развитие подходов системной оценки вопросов безопасности при проектировании технических систем на примерах атомной промышленности (МЧС Республики Беларусь, Минск).
Несмотря на различные, в т.ч. пессимистические, оценки будущего, на санкции и контрсанкции, на различие взглядов и позиций, наш журнал верит и надеется на светлое будущее и продолжает объединять онтологов и проектантов в научном поиске Истины.
Dum spiro, spero!
Ontologists and designers of all countries and subject areas, join us!
1 Макиавелли Н. Государь. М.: Планета, 1990. 80 с.
2 Byrne R.W., Whiten A. Machiavellian intelligence. Oxford: Oxford University Press. 1988. 430 p.
3 Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. Сер. Труды Института психологии РАН; под редакцией Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. Москва, 2004. С.11-28.
4 Plutarch. Vitae 11, Cancillus. 17, 3, 4.
5 Михельсон М.И. Русская мысль и речь. Своё и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов (иносказаний). СПб., тип. Ак. наук, 1896-1912. 2208 с. https://gufo.me/dict/mikhelson.
6 Крылов И.А. Басни Ивана Крылова. Санкт-Петербург. 1809.
7 От редакции. Война и мир: онтологические основания. Онтология проектирования, №1, том 12, 2022. С.5-10.
8 От редакции. Уподобимся Сократу или апология онтологии проектирования. Онтология проектирования, №1, 2011. С.5-7.
9 Шохин В.К. Медитация (Большая российская энциклопедия в 35 т. / гл. ред. Ю. С. Осипов; 2004-2017, т. 19). Обновление 11 апреля 2023 г. https://bigenc.ru/c/meditatsiia-db187e.; Медитация. https://ru.wikipedia.org/wiki/Медитация.
10 Исцеляющая сила медитации: ведущие эксперты в области буддизма, медицины и психологии исследуют пользу созерцательной практики для здоровья. М.: Ганга, 2017. 368 с.
11 Интериоризация (от лат. interior – внутренний) - переход извне внутрь, формирование внутреннего мира человека под воздействием объективных и интерсубъективных структур, процесс формирования основных функций человеческой психики на основе опыта взаимодействия с внешним миром в процессе взросления.
12 Erik Rittenberry. The Myth of Human Progress. May 3, 2023. https://medium.com/@erikrittenberry/the-myth-of-human-progress-2022d817d3a2.
13 John Gray. Straw Dogs: Thoughts on Humans and Other Animals. Publisher Granta Books. 2007. 264 p.
14 «Естественная история» (лат. Naturalis historia) - энциклопедия природных и искусственных предметов и явлений, составленная в 77 году н. э. Плинием Старшим и посвящённая римскому императору Титу, послужила прообразом всех последующих европейских энциклопедий. https://ru.wikipedia.org/wiki/Естественная_история_(Плиний).