Проблемы использования искусственного интеллекта в процессе реализации экологических прав граждан
- Авторы: Самович Ю.В.1, Юн Л.В.1
-
Учреждения:
- Казанский филиал Российского государственного университета правосудия
- Выпуск: Том 10, № 1 (2024)
- Страницы: 64-70
- Раздел: Публично-правовые (государственно-правовые) науки
- URL: https://journals.ssau.ru/jjsu/article/view/27416
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-047X-2024-10-1-64-70
- ID: 27416
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Использование искусственного интеллекта (ИИ) во всех сферах общественной жизни XXI века представляет собой модель нового взаимодействия человека и IT-технологий. Внедрение искусственного интеллекта в жизнь человека должно способствовать эффективности защиты и охраны экологических прав и сокращению числа экологических правонарушений в процессе осуществления хозяйственной или иной предпринимательской деятельности. Возможности ИИ способствуют более успешной реализации экологических прав граждан, большей эффективности работы органов публичной власти в области экологии, уменьшению негативного воздействия на окружающую среду. Обзор обозначенной проблематики позволит оценить роль искусственного интеллекта при реализации экологических прав граждан. Авторы концентрируют внимание на изучении использования стационарных источников, считывающих информацию о неблагоприятном воздействии на атмосферный воздух. Индивидуальные предприниматели и юридические лица проводят их инвентаризацию и учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Цель данной статьи – анализ взаимодействия IT- технологий и экологических прав граждан, выявление положительных и отрицательных критериев их корреляции, определение путей решения обозначенных проблем. Авторы приходят к выводу, что положительными критериями будут являться наличие автоматически собранных данных о состоянии атмосферного воздуха, возможность сбора информации без прямого взаимодействия с человеком. Отрицательными критериями выступят неполадки информационных систем, устранить которые не представляется возможным без воздействия человека, повреждение данных сети, что впоследствии приведет к дополнительным затратам.
Полный текст
Вопросам изучения цифровых, нанотехнологий, технологического развития, всевозможным инновациям, актуальным трендам в сфере цифровизации глобальных процессов развития нашего общества уделяется существенное внимание со стороны ученых, практических работников, профессиональных сотрудников сферы IT-технологий и ряда иных специалистов, интересующихся поставленной проблематикой. Цифровые технологии воздействуют на все сферы общественных отношений, что, в свою очередь, создает трансформацию государства и права. Обществу, в котором со стремительной скоростью развиваются цифровые технологии, должно соответствовать и государство. Правовое закрепление в таком государстве в пределах новых развивающихся технологий представляет собой цифровую правовую среду [1, с. 23].Эволюция цифровых технологий за последнее время привела к созданию новой, так называемой цифровой реальности. Технологии, напрямую связанные с цифровизацией, охватывают уже функционирующие отношения и институты (например, электронные библиотеки, банковские операции в онлайн-режиме, получение услуг государственных и муниципальных органов власти и т. д.), как отмечает В. Д. Зорькин [2, с. 345]. Цифровые технологии появляются и в ходе реализации экологических прав граждан, в том числе при помощи использования искусственного интеллекта. Подчеркнем, что новые электронные технологии всё шире внедряются в общественные отношения, способствуя серьезному развитию явления, именуемого сегодня цифровизацией. Стремясь к удовлетворению, в том числе удобному, постоянно растущих потребностей в различных сферах своей деятельности, человек использует инновационные технологии, демонстрирующие положительный эффект внедрения в расширяющемся кругу областей, что значительно облегчает жизнь и явно обусловливает их актуальность в современном мире. При рассмотрении вопроса взаимодействия ITтехнологий и граждан на первый план выходит анализ искусственного интеллекта. Для того чтобы выяснить, какую же роль играет искусственный интеллект в реализации экологических прав граждан, необходимо определить, что же под ним понимается. А. В. Леонов и А. Ю. Пронин под искусственным интеллектом понимают интеллектуальную, высокоорганизованную технологическую систему, необходимую для выполнения функций и практических задач человека [3, с. 41]. И. О. Кузнецова и Ю. В. Шляпина дополняют, что искусственный интеллект решает ключевые задачи, одной из которых является умение машин распознавать документы с текстом, устранять ошибки, осуществлять перевод текстов с иностранных языков. При этом, правда, возникают трудности при работе в связи с индивидуальными языковыми правилами [4, с. 85–86]. В Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года последний понимается как комплекс технологических решений, способствующий моделированию когнитивных функций человека, в том числе самообучение и поиск решений без заранее обозначенного алгоритма, и получение при выполнении конкретных задач результатов, сопоставимых, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Этот комплекс включает информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение, процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений [5]. Профессор Л. Ю. Василевская останавливает свое внимание на том, что сравнительный анализ искусственного интеллекта с человеческим недопустим. Искусственный интеллект является сложным программированием, созданным человеком для решения обозначенных заранее программистом задач [6, с. 36]. Таким образом, основное назначение ИИ необходимо четко связывать с задачами, определенными человеком; без них ни одна интеллектуальная система функционировать полноценно не будет. Искусственный интеллект занимает важное место в реализации экологических прав граждан. Связано это прежде всего с передачей данных о состоянии окружающей среды, например, атмосферного воздуха или о выбросах, влекущих негативное воздействие, которые противоречат праву на благоприятную окружающую среду. «...С помощью применения искусственного интеллекта, выступающего особой и важной частью дигитализации, возможно проводить анализ окружающей среды и с определенной степенью автономии вырабатывать рациональные планы действий для достижения определенных целей. Системы искусственного интеллекта также могут быть внедрены в оборудование, например, роботы, автономные транспортные средства или приложения IoT (такие как небольшие, взаимосвязанные сенсорные устройства)...» [7]. Возможность получения достоверной информации о состоянии окружающей среды позволит сформировать доверие граждан к осуществляемой органами публичной власти и другими субъектами права деятельности в сфере охраны окружающей среды. По мнению профессора С. А. Боголюбова, «...в области охраны окружающей среды функционируют общие и специфические информационные требования, реализация которых производит задачи и актуальные проблемы, нуждающиеся в реализации и в самостоятельном правовом регулировании...» [8, с. 300]. Основным нормативным правовым актом в системе правового регулирования является федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [9], который, в том числе, содержит нормы, запрещающие ограничивать информацию о состоянии окружающей среды (экологическую информацию). Согласно Закону Российской Федерации о государственной тайне [10], такая информация не относится к ведению данного закона, и сведения о состоянии здравоохранения, санитарии, о состоянии окружающей среды, о чрезвычайных происшествиях, угрожающих безопасности и здоровью граждан, засекречиванию не подлежат. Для реализации права на возмещение вреда, полученного от экологических правонарушений, гражданам в качестве доказательств необходим доступ к информации о состоянии окружающей среды из стационарных и передвижных источников. Это обеспечит возможность судебной оценки степени нанесенного им вреда и привлечение к юридической ответственности соответствующих должностных или юридических лиц. К ключевым принципам развития и использования технологий искусственного интеллекта, закрепленным в Национальной стратегии развития искусственного интеллекта, относится безопасность, выражающаяся в недопустимости использования искусственного интеллекта с целью умышленного причинения вреда гражданам, обеспечение защиты гарантированных международным правом и российским законодательством прав и свобод человека [5]. Глобальный саммит «Искусственный интеллект во благо» был учреждён в 2017 году. В 2023-м саммит ООН в Женеве собрал около 3000 представителей власти, гражданского общества, новаторов в области ИИ и инвесторов. Обращаясь к участникам открывшегося в Женеве саммита, посвященного вопросам развития и применения искусственного интеллекта (ИИ), Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил о необходимости ввести ограничения, действовать предельно прозрачно и обеспечить подотчетность, чтобы новые технологии приносили пользу каждому члену общества [11]. Совет Безопасности ООН провел свое первое заседание по искусственному интеллекту. В ходе заседания представители разных стран выразили обеспокоенность в отношении разработок в данной сфере. Так, Китай заявил, что технология не должна стать «неуправляемой лошадью», а Соединенные Штаты предостерегли от ее использования для цензуры или репрессий против людей. Министр иностранных дел Великобритании Джеймс Клеверли, который председательствовал на заседании, заявил, что искусственный интеллект «фундаментально изменит каждый аспект человеческой жизни» [12]. В настоящее время международно-правовое регулирование искусственного интеллекта базируется на рекомендательных актах и затрагивает в том числе этические аспекты взаимоотношений. Рекомендации об этических аспектах искусственного интеллекта были утверждены 16 ноября 2021 г. в Париже в ходе 41-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. В настоящий момент его можно считать первым глобальным соглашением по этике ИИ, который рекомендуется государствам «в качестве гибкой основы для нормативной оценки, а также методического руководства в вопросах применения технологий на основе ИИ» [13]. Рекомендации по искусственному интеллекту Организации экономического сотрудничества и развития – ОЭСР от 22 мая 2019 года – первый межправительственный стандарт по искусственному интеллекту. Данный документ включает пять принципов и пять рекомендаций для национальных правительств. Члены Организации экономического сотрудничества и развития – 36 государств, в том числе страны Европейского союза, США, Канада, Австралия, Япония, Турция и т. д. Россия не входит в данное объединение [14].Скоординированный план по искусственному интеллекту в рамках европейских стран был опубликован в 2018 году. Это совместное обязательство Еврокомиссии, государств – членов ЕС, Норвегии и Швейцарии максимально использовать потенциал Европы для глобальной конкуренции. Последнее обновление плана было опубликовано в 2021 году. Оно демонстрирует приверженность Европы созданию глобального лидерства в области заслуживающего доверия искусственного интеллекта. План на 2021 год также тесно согласован с приоритетами Комиссии в области цифровых технологий и «зеленых» технологий [15]. В эпоху глобальной цифровизации общество сталкивается с объективной необходимостью включаться в этот процесс, так как он затрагивает практически все области жизнедеятельности социума и оказывает непосредственное влияние на формирование нового вида общества – цифрового. Однако, как и любое начинание, процесс цифровизации сопровождается проблемами, которые исследуются специалистами разных сфер. В сфере реализации экологических прав российских граждан к ним можно отнести, например, те факты, что ИИ не всегда с абсолютной точностью может выстроить механизм сбора информации о состоянии окружающей среды, обработать ее и направить в органы публичной власти или конкретному гражданину, исходя из его запроса; применение искусственного интеллекта может сопровождаться техническими неполадками, устранять которые, скорее всего, будет человек, а не робот. Наконец, сбой информационной системы ИИ может повлечь за собой утрату данных о состоянии окружающей среды, восстанавливать которые будет человек. Это увеличит сроки предоставления запрашиваемой информации и уменьшит эффективность реализации экологических прав граждан. Даже вопросы сбора информации о состоянии окружающей среды не всегда разрешаются без участия человека. В Конституционный Суд Российской Федерации обратилось общество с ограниченной ответственностью «Валмакс» с жалобой о проверке конституционности норм федерального законодательства о гидрометеорологической службе и положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды. В ходе рассмотрения материалов дела Конституционный Суд России установил, что Министерство экологии Челябинской области по результатам проверки выдало предписание ООО «Валмакс» заключить договор на получение прогнозов неблагоприятных метеорологических условий и осуществлять мероприятия по уменьшению выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ в такие периоды. ООО «Валмакс» оспорило предписание в судебном порядке, однако по итогам рассмотрения дела вынесенные судебные акты предписание признали законным. Суды указали, что ООО «Валмакс» обязано было принять все зависящие от него меры по получению сведений о прогнозируемых метеорологических условиях, в частности, путем заключения договора. Изучив материалы рассматриваемого дела, Конституционный Суд России пришел к выводу о том, что обжалуемые заявителем нормы не соответствуют Конституции Российской Федерации. В силу неоднозначности своего содержания эти нормы не позволяют определить критерии, по которым на хозяйствующий субъект может быть возложена обязанность заключить с учреждением гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды возмездный договор на оказание информационных услуг, связанных с получением прогнозов неблагоприятных метеорологических условий [16]. Тем не менее ученые склоняются к мнению, что искусственный интеллект обладает массой положительных функций. В частности, очистители воздуха со встроенными системами искусственного интеллекта могут теперь отслеживать качество воздуха и данные об окружающей среде в режиме реального времени и соответствующим образом отрегулировать эффективность фильтрации. В городских районах искусственный интеллект при помощи моделирования может предупредить людей об уровнях загрязнения в их области. Это позволит раньше обнаружить источники загрязнения [17], в том числе при помощи различных стандартов. ESG-стандарты играют все более существенную роль в области инвестиций. Крупные мировые компании изменяют свои стратегии в пользу социально ответственной политики, все больше инвесторов выбирают только те активы, которые соответствуют ESG-критериям. ESG-инвестирование представляет собой своеобразную форму социально ответственного инвестирования, когда решение о вложениях средств в бизнес принимается на основании вклада компании в развитие общества. Положительное влияние компании может быть оценено с точки зрения трех основных факторов: Environmental (E) – забота об окружающей среде, Social (S) – поддержка социальной справедливости, Governance (G) – справедливое управление компанией. В ближайшие десять – пятнадцать лет приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации станут те направления, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке, и обеспечат постепенный переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии [18]. На основании норм, закрепленных в Постановлении Правительства РФ от 21 сентября 2021 г., утверждены критерии проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации согласно которым будут развиваться основные направления устойчивого, в том числе зеленого развития [19]. Ежедневно в нашем мире происходят глобальные изменения, затрагивающие все сферы жизни общества, с каждым годом всё больше задач осуществляются посредством искусственного интеллекта. В сфере экологической безопасности – это снижение выбросов углерода, парниковых газов, сформировавшихся отходов, загрязнения вод суши. Решение поставленных государством задач по улучшению качества окружающей нас среды, создание экологической безопасности и обеспечение надлежащего «качества жизни» российских граждан и других субъектов права, проживающих на территории Российской Федерации; создание новых источников энергии, переход на «низкоуглеродную экономику»; внедрение «зеленой экономики» и «зеленой энергетики» являются важными шагами на пути к развитию необходимого качества жизни во многих регионах нашего государства. Резюмируя вышеизложенное, подчеркнем, что возможности искусственного интеллекта в сфере реализации экологических прав не до конца изучены. Применение искусственного интеллекта должно обеспечить, прежде всего, плавный, постепенный переход к новым технологиям, создать максимально повышенный уровень экологической безопасности для всех субъектов права, проживающих в российском государстве, быть эффективным механизмом по охране и защите экологических прав граждан, закрепленных на законодательном уровне.
Об авторах
Ю. В. Самович
Казанский филиал Российского государственного университета правосудия
Автор, ответственный за переписку.
Email: juliasamovich@gmail.com
Россия
Л. В. Юн
Казанский филиал Российского государственного университета правосудия
Email: yun.lara@yandex.ru
Россия
Список литературы
- Концепция цифрового государства и цифровой правовой среды: монография / под общ. ред. Н. Н. Черногора, Д. А. Пашенцева. Москва: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма: ИНФРА-М, 2021. 244 с. URL: https://znanium.ru/catalog/document?id=379910.
- Зорькин В. Д. Десять лекций о праве: монография. Москва: Норма, 2021. 400 c. URL: https://znanium.ru/catalog/document?id=375684.
- Леонов А. В., Пронин А. Ю. Новая парадигма искусственного интеллекта // Компетентность. 2023. № 2. С. 37–46. DOI: https://doi.org/10.24412/1993-8780-2023-2-37-46. EDN: https://elibrary.ru/eyqwug.
- Кузнецова И. О., Шляпина Ю. В. Возникновение искусственного интеллекта, его преимущества и недостатки // Цивилизационные перемены в России: материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский государственный лесотехнический университет. Екатеринбург, 2023. С. 83–87.
- Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года») // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot10102019-n-490-o-razvitii/.
- Василевская Л. Ю. Искусственный интеллект: проблемы гражданско-правовой квалификации // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2023. № 5 (105). С. 32–40. DOI: https://doi.org/10.17803/2311-5998.2023.105.5.032-040. EDN: https://elibrary.ru/hkgaqm.
- Романова Г. В. Применение цифровых технологий при реализации права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды // Пробелы в праве в условиях цифровизации: сборник научных трудов / под общ. ред. Д. А. Пашенцева, М. В. Залоидо. Москва: Инфотропик Медиа, 2022. С. 329–336. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48497157. EDN: https://elibrary.ru/cooxto.
- Боголюбов С. А. Актуальные проблемы экологического права: монография. Москва: Юрайт, 2022. 498 с. URL: https://urait.ru/book/aktualnye-problemy-ekologicheskogo-prava-488599.
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 02.11.2023) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2023) // В данном виде опубликован не был. СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/?ysclid=lui4637cwn930353763.
- Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 04.08.2023) «О государственной тайне» // В данном виде опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2481/?ysclid=lui4iklru1118905739.
- Глава ООН: искусственный интеллект должен служить на благо всего человечества // Официальный сайт ООН. URL: https://news.un.org/ru/story/2023/07/1442627.
- Nichols М. UN Security Council meets for first time on AI risks // Reuters. July, 19. 2023. URL: https://www.reuters.com/technology/un-security-council-meets-first-time-ai-risks-2023-07-18/.
- Recommendation on the ethics of artificial intelligence (2021), UNESCO. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000380455.
- Recommendation of the Council on Artificial Intelligence 2019 // OECD Legal Instruments. URL: https://legalinstruments.oecd.org/en/instruments/OECD-LEGAL-0449.
- Coordinated Plan on Artificial Intelligence // Official website of the European Union. URL: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/policies/plan-ai.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 29.09.2021 № 42-П «По делу о проверке конституционности частей 1 и 3 статьи 17 Федерального закона ‘‘О гидрометеорологической службе’’, пунктов 3, 4 и 5 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью ‘‘Валмакс’’» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202110010004?ysclid=lui5i1p1pe136056341.
- Yadav M., Singh G. Environmental sustainability with artificial intelligence // EPRA International Journal of Multidisciplinary Research (IJMR). 2023. Vol. 9, no. 5. P. 213–217. URL: https://www.eprajournals.net/index.php/IJMR/article/view/2068.
- Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 (ред. от 15.03.2021) «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // В данном виде опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449.
- Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. № 1587 (ред. от 11.03.2023) «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации» // В данном виде опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».