Problems of using artificial intelligence in the process of realizing environmental rights of citizens


Cite item

Full Text

Abstract

The use of artificial intelligence (AI) in all spheres of public life of the XXI century is a model of a new interaction between humans and IT technologies. The introduction of artificial intelligence into human life should contribute to the effective protection and protection of environmental rights and minimize the commission of environmental offenses in the process of carrying out economic or other business activities. With the help of numerous AI capabilities, the likelihood of improving the implementation of environmental rights of citizens increases, the coefficient of work of public authorities increases to an updated higher quality level, and the negative impact on the environment is minimized. A review of the identified issues will allow us to assess the role of artificial intelligence in the implementation of environmental rights of citizens. The authors focus on the study of the use of stationary sources that read information about adverse effects on atmospheric air. Individual entrepreneurs and legal entities carry out their inventory and accounting of emissions of pollutants into the atmospheric air. The purpose of this article is to analyze the interaction of IT technologies and environmental rights of citizens, identify positive and negative criteria for their correlation, and identify ways to solve these problems. Positive criteria will be the availability of automatically collected data on the state of atmospheric air, the ability to collect information without direct interaction with a person. Negative criteria will be information problems of the system that cannot be eliminated without human influence, damage to network data, which will subsequently lead to additional costs.

Full Text

Вопросам изучения цифровых, нанотехнологий, технологического развития, всевозможным инновациям, актуальным трендам в сфере цифровизации глобальных процессов развития нашего общества уделяется существенное внимание со стороны ученых, практических работников, профессиональных сотрудников сферы IT-технологий и ряда иных специалистов, интересующихся поставленной проблематикой. Цифровые технологии воздействуют на все сферы общественных отношений, что, в свою очередь, создает трансформацию государства и права. Обществу, в котором со стремительной скоростью развиваются цифровые технологии, должно соответствовать и государство. Правовое закрепление в таком государстве в пределах новых развивающихся технологий представляет собой цифровую правовую среду [1, с. 23].Эволюция цифровых технологий за последнее время привела к созданию новой, так называемой цифровой реальности. Технологии, напрямую связанные с цифровизацией, охватывают уже функционирующие отношения и институты (например, электронные библиотеки, банковские операции в онлайн-режиме, получение услуг государственных и муниципальных органов власти и т. д.), как отмечает В. Д. Зорькин [2, с. 345]. Цифровые технологии появляются и в ходе реализации экологических прав граждан, в том числе при помощи использования искусственного интеллекта. Подчеркнем, что новые электронные технологии всё шире внедряются в общественные отношения, способствуя серьезному развитию явления, именуемого сегодня цифровизацией. Стремясь к удовлетворению, в том числе удобному, постоянно растущих потребностей в различных сферах своей деятельности, человек использует инновационные технологии, демонстрирующие положительный эффект внедрения в расширяющемся кругу областей, что значительно облегчает жизнь и явно обусловливает их актуальность в современном мире. При рассмотрении вопроса взаимодействия ITтехнологий и граждан на первый план выходит анализ искусственного интеллекта. Для того чтобы выяснить, какую же роль играет искусственный интеллект в реализации экологических прав граждан, необходимо определить, что же под ним понимается. А. В. Леонов и А. Ю. Пронин под искусственным интеллектом понимают интеллектуальную, высокоорганизованную технологическую систему, необходимую для выполнения функций и практических задач человека [3, с. 41]. И. О. Кузнецова и Ю. В. Шляпина дополняют, что искусственный интеллект решает ключевые задачи, одной из которых является умение машин распознавать документы с текстом, устранять ошибки, осуществлять перевод текстов с иностранных языков. При этом, правда, возникают трудности при работе в связи с индивидуальными языковыми правилами [4, с. 85–86]. В Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года последний понимается как комплекс технологических решений, способствующий моделированию когнитивных функций человека, в том числе самообучение и поиск решений без заранее обозначенного алгоритма, и получение при выполнении конкретных задач результатов, сопоставимых, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Этот комплекс включает информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение, процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений [5]. Профессор Л. Ю. Василевская останавливает свое внимание на том, что сравнительный анализ искусственного интеллекта с человеческим недопустим. Искусственный интеллект является сложным программированием, созданным человеком для решения обозначенных заранее программистом задач [6, с. 36]. Таким образом, основное назначение ИИ необходимо четко связывать с задачами, определенными человеком; без них ни одна интеллектуальная система функционировать полноценно не будет. Искусственный интеллект занимает важное место в реализации экологических прав граждан. Связано это прежде всего с передачей данных о состоянии окружающей среды, например, атмосферного воздуха или о выбросах, влекущих негативное воздействие, которые противоречат праву на благоприятную окружающую среду. «...С помощью применения искусственного интеллекта, выступающего особой и важной частью дигитализации, возможно проводить анализ окружающей среды и с определенной степенью автономии вырабатывать рациональные планы действий для достижения определенных целей. Системы искусственного интеллекта также могут быть внедрены в оборудование, например, роботы, автономные транспортные средства или приложения IoT (такие как небольшие, взаимосвязанные сенсорные устройства)...» [7]. Возможность получения достоверной информации о состоянии окружающей среды позволит сформировать доверие граждан к осуществляемой органами публичной власти и другими субъектами права деятельности в сфере охраны окружающей среды. По мнению профессора С. А. Боголюбова, «...в области охраны окружающей среды функционируют общие и специфические информационные требования, реализация которых производит задачи и актуальные проблемы, нуждающиеся в реализации и в самостоятельном правовом регулировании...» [8, с. 300]. Основным нормативным правовым актом в системе правового регулирования является федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [9], который, в том числе, содержит нормы, запрещающие ограничивать информацию о состоянии окружающей среды (экологическую информацию). Согласно Закону Российской Федерации о государственной тайне [10], такая информация не относится к ведению данного закона, и сведения о состоянии здравоохранения, санитарии, о состоянии окружающей среды, о чрезвычайных происшествиях, угрожающих безопасности и здоровью граждан, засекречиванию не подлежат. Для реализации права на возмещение вреда, полученного от экологических правонарушений, гражданам в качестве доказательств необходим доступ к информации о состоянии окружающей среды из стационарных и передвижных источников. Это обеспечит возможность судебной оценки степени нанесенного им вреда и привлечение к юридической ответственности соответствующих должностных или юридических лиц. К ключевым принципам развития и использования технологий искусственного интеллекта, закрепленным в Национальной стратегии развития искусственного интеллекта, относится безопасность, выражающаяся в недопустимости использования искусственного интеллекта с целью умышленного причинения вреда гражданам, обеспечение защиты гарантированных международным правом и российским законодательством прав и свобод человека [5]. Глобальный саммит «Искусственный интеллект во благо» был учреждён в 2017 году. В 2023-м саммит ООН в Женеве собрал около 3000 представителей власти, гражданского общества, новаторов в области ИИ и инвесторов. Обращаясь к участникам открывшегося в Женеве саммита, посвященного вопросам развития и применения искусственного интеллекта (ИИ), Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил о необходимости ввести ограничения, действовать предельно прозрачно и обеспечить подотчетность, чтобы новые технологии приносили пользу каждому члену общества [11]. Совет Безопасности ООН провел свое первое заседание по искусственному интеллекту. В ходе заседания представители разных стран выразили обеспокоенность в отношении разработок в данной сфере. Так, Китай заявил, что технология не должна стать «неуправляемой лошадью», а Соединенные Штаты предостерегли от ее использования для цензуры или репрессий против людей. Министр иностранных дел Великобритании Джеймс Клеверли, который председательствовал на заседании, заявил, что искусственный интеллект «фундаментально изменит каждый аспект человеческой жизни» [12]. В настоящее время международно-правовое регулирование искусственного интеллекта базируется на рекомендательных актах и затрагивает в том числе этические аспекты взаимоотношений. Рекомендации об этических аспектах искусственного интеллекта были утверждены 16 ноября 2021 г. в Париже в ходе 41-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. В настоящий момент его можно считать первым глобальным соглашением по этике ИИ, который рекомендуется государствам «в качестве гибкой основы для нормативной оценки, а также методического руководства в вопросах применения технологий на основе ИИ» [13]. Рекомендации по искусственному интеллекту Организации экономического сотрудничества и развития – ОЭСР от 22 мая 2019 года – первый межправительственный стандарт по искусственному интеллекту. Данный документ включает пять принципов и пять рекомендаций для национальных правительств. Члены Организации экономического сотрудничества и развития – 36 государств, в том числе страны Европейского союза, США, Канада, Австралия, Япония, Турция и т. д. Россия не входит в данное объединение [14].Скоординированный план по искусственному интеллекту в рамках европейских стран был опубликован в 2018 году. Это совместное обязательство Еврокомиссии, государств – членов ЕС, Норвегии и Швейцарии максимально использовать потенциал Европы для глобальной конкуренции. Последнее обновление плана было опубликовано в 2021 году. Оно демонстрирует приверженность Европы созданию глобального лидерства в области заслуживающего доверия искусственного интеллекта. План на 2021 год также тесно согласован с приоритетами Комиссии в области цифровых технологий и «зеленых» технологий [15]. В эпоху глобальной цифровизации общество сталкивается с объективной необходимостью включаться в этот процесс, так как он затрагивает практически все области жизнедеятельности социума и оказывает непосредственное влияние на формирование нового вида общества – цифрового. Однако, как и любое начинание, процесс цифровизации сопровождается проблемами, которые исследуются специалистами разных сфер. В сфере реализации экологических прав российских граждан к ним можно отнести, например, те факты, что ИИ не всегда с абсолютной точностью может выстроить механизм сбора информации о состоянии окружающей среды, обработать ее и направить в органы публичной власти или конкретному гражданину, исходя из его запроса; применение искусственного интеллекта может сопровождаться техническими неполадками, устранять которые, скорее всего, будет человек, а не робот. Наконец, сбой информационной системы ИИ может повлечь за собой утрату данных о состоянии окружающей среды, восстанавливать которые будет человек. Это увеличит сроки предоставления запрашиваемой информации и уменьшит эффективность реализации экологических прав граждан. Даже вопросы сбора информации о состоянии окружающей среды не всегда разрешаются без участия человека. В Конституционный Суд Российской Федерации обратилось общество с ограниченной ответственностью «Валмакс» с жалобой о проверке конституционности норм федерального законодательства о гидрометеорологической службе и положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды. В ходе рассмотрения материалов дела Конституционный Суд России установил, что Министерство экологии Челябинской области по результатам проверки выдало предписание ООО «Валмакс» заключить договор на получение прогнозов неблагоприятных метеорологических условий и осуществлять мероприятия по уменьшению выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ в такие периоды. ООО «Валмакс» оспорило предписание в судебном порядке, однако по итогам рассмотрения дела вынесенные судебные акты предписание признали законным. Суды указали, что ООО «Валмакс» обязано было принять все зависящие от него меры по получению сведений о прогнозируемых метеорологических условиях, в частности, путем заключения договора. Изучив материалы рассматриваемого дела, Конституционный Суд России пришел к выводу о том, что обжалуемые заявителем нормы не соответствуют Конституции Российской Федерации. В силу неоднозначности своего содержания эти нормы не позволяют определить критерии, по которым на хозяйствующий субъект может быть возложена обязанность заключить с учреждением гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды возмездный договор на оказание информационных услуг, связанных с получением прогнозов неблагоприятных метеорологических условий [16]. Тем не менее ученые склоняются к мнению, что искусственный интеллект обладает массой положительных функций. В частности, очистители воздуха со встроенными системами искусственного интеллекта могут теперь отслеживать качество воздуха и данные об окружающей среде в режиме реального времени и соответствующим образом отрегулировать эффективность фильтрации. В городских районах искусственный интеллект при помощи моделирования может предупредить людей об уровнях загрязнения в их области. Это позволит раньше обнаружить источники загрязнения [17], в том числе при помощи различных стандартов. ESG-стандарты играют все более существенную роль в области инвестиций. Крупные мировые компании изменяют свои стратегии в пользу социально ответственной политики, все больше инвесторов выбирают только те активы, которые соответствуют ESG-критериям. ESG-инвестирование представляет собой своеобразную форму социально ответственного инвестирования, когда решение о вложениях средств в бизнес принимается на основании вклада компании в развитие общества. Положительное влияние компании может быть оценено с точки зрения трех основных факторов: Environmental (E) – забота об окружающей среде, Social (S) – поддержка социальной справедливости, Governance (G) – справедливое управление компанией. В ближайшие десять – пятнадцать лет приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации станут те направления, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке, и обеспечат постепенный переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии [18]. На основании норм, закрепленных в Постановлении Правительства РФ от 21 сентября 2021 г., утверждены критерии проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации согласно которым будут развиваться основные направления устойчивого, в том числе зеленого развития [19]. Ежедневно в нашем мире происходят глобальные изменения, затрагивающие все сферы жизни общества, с каждым годом всё больше задач осуществляются посредством искусственного интеллекта. В сфере экологической безопасности – это снижение выбросов углерода, парниковых газов, сформировавшихся отходов, загрязнения вод суши. Решение поставленных государством задач по улучшению качества окружающей нас среды, создание экологической безопасности и обеспечение надлежащего «качества жизни» российских граждан и других субъектов права, проживающих на территории Российской Федерации; создание новых источников энергии, переход на «низкоуглеродную экономику»; внедрение «зеленой экономики» и «зеленой энергетики» являются важными шагами на пути к развитию необходимого качества жизни во многих регионах нашего государства. Резюмируя вышеизложенное, подчеркнем, что возможности искусственного интеллекта в сфере реализации экологических прав не до конца изучены. Применение искусственного интеллекта должно обеспечить, прежде всего, плавный, постепенный переход к новым технологиям, создать максимально повышенный уровень экологической безопасности для всех субъектов права, проживающих в российском государстве, быть эффективным механизмом по охране и защите экологических прав граждан, закрепленных на законодательном уровне.

×

About the authors

Yu. V. Samovich

Kazan Branch of the Russian State University of Justice

Author for correspondence.
Email: juliasamovich@gmail.com
Russian Federation

L. V. Yun

Kazan Branch of the Russian State University of Justice

Email: yun.lara@yandex.ru
Russian Federation

References

  1. Kontseptsiya tsifrovogo gosudarstva i tsifrovoi pravovoi sredy: monografiya. Pod obshch. red. N. N. Chernogora, D. A. Pashentseva [Chernogor N. N., Pashentsev D.A. (Ed.) Concept of digital state and digital legal environment: monograph]. Moscow: Institut zakonodatel’stva i sravnitel’nogo pravovedeniya pri Pravitel’stve Rossiiskoi Federatsii: Norma: INFRA-M, 2021. 244 p. Available at: https://znanium.ru/catalog/document?id=379910 [in Russian].
  2. Zorkin V. D. Desyat’ lektsii o prave: monografiya [Ten lectures on law: monograph]. Moscow: Norma, 2021, 400 p. Available at: https://znanium.ru/catalog/document?id=375684 [in Russian].
  3. Leonov A. V., Pronin A. Yu. Novaya paradigma iskusstvennogo intellekta [A new paradigm of artificial intelligence]. Kompetentnost’ [Competency (Russia)], 2023, no. 2, pp. 37–46. DOI: https://doi.org/10.24412/1993-8780-2023-2-37-46. EDN: https://elibrary.ru/eyqwug [in Russian].
  4. Kuznetsova I. O., Shlyapina Yu. V. Vozniknovenie iskusstvennogo intellekta, ego preimushchestva i nedostatki [The emergence of artificial intelligence, its problems and disadvantages]. In: Tsivilizatsionnye peremeny v Rossii: materialy XIII Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Civilizational changes in Russia: materials of the XIII All-Russian research and practical conference]. Yekaterinburg, 2023, pp. 83–87 [in Russian].
  5. Ukaz Prezidenta RF ot 10.10.2019 № 490 «O razvitii iskusstvennogo intellekta v Rossiiskoi Federatsii» (vmeste s «Natsional’noi strategiei razvitiya iskusstvennogo intellekta na period do 2030 goda») [Decree of the President of the Russian Federation dated 10.10.2019 № 490 «On the development of artificial intelligence in the Russian Federation» (together with the «National strategy for the development of artificial intelligence for the period up to 2030”)]. Retrieved from the official Internet portal of legal information. Available at: https://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot10102019-n-490-o-razvitii/.
  6. Vasilevskaya L. Ju. Iskusstvennyi intellekt: problemy grazhdansko-pravovoi kvalifikatsii [Artificial intelligence: problems of civil law qualification]. Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA) [Courier of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)], 2023, no. 5 (105), pp. 32–40. DOI: https://doi.org/10.17803/2311-5998.2023.105.5.032-040. EDN: https://elibrary.ru/hkgaqm [in Russian].
  7. Romanova G. V. Primenenie tsifrovykh tekhnologii pri realizatsii prava na dostovernuyu informatsiyu o sostoyanii okruzhayushchei sredy [The use of digital technologies in the exercise of the right to reliable information about the state of the environment]. In: Probely v prave v usloviyakh tsifrovizatsii: sbornik nauchnykh trudov. Pod obshch. red. D. A. Pashentseva, M. V. Zaloido [Pashentsev D. A., Zaloido M.V. (Eds.) Gaps in law in the context of digitalization: collection of scientific papers]. Moscow: Infotropik Media, 2022, pp. 329–336. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=48497157. EDN: https://elibrary.ru/cooxto [in Russian].
  8. Bogolyubov S. A. Aktual’nye problemy ekologicheskogo prava: monografiya [Topical issues of environmental law: monograph]. Moscow: Yurait, 2022, 498 p. Available at: https://urait.ru/book/aktualnye-problemy-ekologicheskogoprava-488599 [in Russian].
  9. Federal’nyi zakon ot 27.07.2006 № 149-FZ (red. ot 02.11.2023) «Ob informatsii, informatsionnykh tekhnologiyakh i o zashchite informatsii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.12.2023) [Federal Law № 149-FZ as of 27.07.2006 (as amended on 22.11.2023) «On Information, Information Technologies and Information Protection» (as amended effective of 01.12.2023)]. Has not been published in this form. Retrieved from legal reference system «ConsultantPlus». Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/?ysclid=lui4637cwn930353763 [in Russian].
  10. Zakon RF ot 21.07.1993 № 5485-1 (red. ot 04.08.2023) «O gosudarstvennoi taine» [Law of the Russian Federation dated 21.07.1993 № 5485-1 (revised 04.08.2023) «Concerning State Secrets»]. Has not been published in this form. Retrieved from legal reference system «ConsultantPlus». Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2481/?ysclid=lui4iklru1118905739 [in Russian].
  11. Glava OON: iskusstvennyi intellekt dolzhen sluzhit’ na blago vsego chelovechestva [UN Chief: artificial intelligence should serve for the benefit of all mankind]. Retrieved from the official website of UN. Available at: https://news.un.org/ru/story/2023/07/1442627 [in Russian]
  12. Nichols М. UN Security Council meets for first time on AI risks. Retrieved from the official website of Reuters. July, 19. 2023. Available at: https://www.reuters.com/technology/un-security-council-meets-first-time-ai-risks-2023-07-18.
  13. Recommendation on the ethics of artificial intelligence (2021), UNESCO. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000380455.
  14. Recommendation of the Council on Artificial Intelligence 2019. Retrieved from the official website of OECD Legal Instruments. Available at: https://legalinstruments.oecd.org/en/instruments/OECD-LEGAL-0449.
  15. Coordinated Plan on Artificial Intelligence. Retrieved from the official website of the European Union. Available at: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/policies/plan-ai.
  16. Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 29.09.2021 № 42-P «Po delu o proverke konstitutsionnosti chastei 1 i 3 stat’i 17 Federal’nogo zakona “O gidrometeorologicheskoi sluzhbe”, punktov 3, 4 i 5 Polozheniya ob informatsionnykh uslugakh v oblasti gidrometeorologii i monitoringa zagryazneniya okruzhayushchei prirodnoi sredy v svyazi s zhaloboi obshchestva s ogranichennoi otvetstvennost’yu “Valmaks”» [Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation dated 29.09.2021 № 42-P «With regard to case of checking the constitutionality of Parts 1 and 3 of Article 17 of the Federal Law “On Hydro-meteorological services”, paragraphs 3, 4 and 5 of the Regulations on Information Services in the field of hydro-meteorology and monitoring of environmental pollution in connection with the complaint of a limited liability company “Valmax”»]. Retrieved from official Internet portal of legal information. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202110010004?ysclid=lui5i1p1pe136056341 [in Russian].
  17. Yadav M., Singh G. Environmental sustainability with artificial intelligence. EPRA International Journal of Multidisciplinary Research (IJMR), 2023, vol. 9, no. 5, pp. 213–217. Available at: https://www.eprajournals.net/index.php/IJMR/article/view/2068.
  18. Ukaz Prezidenta RF ot 01.12.2016 № 642 (red. ot 15.03.2021) «O Strategii nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii» [Decree of the President of the Russian Federation dated 01.12.2016 № 642 (revised 15.03.2021) «On the Strategy of Scientific and Technological Development of the Russian Federation»]. Has not been published in this form. Retrieved from legal reference system «ConsultantPlus». Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 [in Russian].
  19. Postanovleniye Pravitel’stva RF ot 21 sentyabrya 2021 g. № 1587 (red. ot 11.03.2023) «Ob utverzhdenii kriteriyev proyektov ustoychivogo (v tom chisle zelenogo) razvitiya v Rossiyskoy Federatsii i trebovaniy k sisteme verifikatsii proyektov ustoychivogo (v tom chisle zelenogo) razvitiya v Rossiyskoy Federatsii» [Decree of the Government of the Russian Federation dated September 21, 2021 No. 1587 (ed. dated 03/11/2023) «On approval of criteria for sustainable (including green) development projects in the Russian Federation and requirements for the verification system for sustainable (including green) development projects in the Russian Federation»]. Has not been published in this form. Retrieved from legal reference system «ConsultantPlus» [in Russian].

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Samovich Y.V., Yun L.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies