Особенности правового регулирования трудовых отношений в период проведения частичной мобилизации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматриваются правовые особенности регулирования трудовых отношений в Российской Федерации, вызванные проведением частичной мобилизации в 2022 году. В ходе проведения специальной военной операции на территории Украины возникла необходимость осуществления мобилизационных мероприятий, которые повлекли издержки в отечественной экономике. Мобилизация 300 тысяч работоспособных человек не могла не сказаться на правовом регулировании трудовых отношений. В связи с этим законодательной властью Российской Федерации были приняты изменения и дополнения в Трудовой кодекс. Целью публикации является раскрытие особенностей регулирования трудовых отношений в период проведения мобилизации. В статье использованы такие общенаучные методы исследования, как обобщение, анализ и конкретизация. На основе сопоставления и анализа правового регулирования трудовых отношений во время проведения мобилизации в 1914, 1941 и 2022 годах авторы приходят к выводу о неизбежности принятия новых изменений в российском законодательстве.

Полный текст

Мобилизация в истории Российского государства официально объявлялась трижды: в 1914, 1941 и 2022 годах. Несмотря на то что во время Первой и Второй мировых войн мобилизация была всеобщей, а в наше время – частичной, у мобилизованных всегда были особые трудовые права.

В силу определенного уровня эволюции российского законодательства, Трудового кодекса, как такового, к 1914 году не существовало. Было лишь Фабричное законодательство, которое не регулировало трудовые права мобилизованных.

Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война являлась глобальным военным конфликтом, требующим значительного количества военнослужащих на фронте. Так, в ходе проведения мобилизационных мероприятий за три года войны было призвано около 16 миллионов человек, 12 миллионов из которых были жителями деревень и сел. Этим был нанесен существенный урон экономике государства.

Для решения проблемы оттока работников в 1915 году были созданы трудовые дружины, в которые входили ученики различных классов всех общеобразовательных учреждений [1, с. 189]. Данная практика положительно сказалась на посевных кампаниях в сельском хозяйстве. Помимо этого, к труду в сельском хозяйстве привлекались военнопленные, на Дальнем Востоке – наемные корейские и китайские рабочие. С 1917-го к работам в сельском хозяйстве привлекались солдаты тыловых гарнизонов [1, с. 191].

Относительно трудовых прав мобилизованных необходимо отметить отсрочку от призыва для квалифицированных рабочих технических специальностей. Для наращивания военного производства к октябрю 1916 года такие отсрочки получили свыше 2 миллионов человек, 308 тысяч из которых были возвращены с фронта [2, с.74]. Помимо этого, бронь от мобилизации получали большинство чиновников и государственных служащих.

Помощь семьям мобилизованных также была скудна: в соответствии с «Положением о призрении нижних воинских чинов и их семейств от 25 июля 1912 г.» жены призванных запасных нижних чинов и сами солдаты имели право ходатайствовать о назначении пособия. Однако оно полагалось только законной жене и ее детям. Так, например, во Владивостоке семья солдата получала 3 руб. 20 коп. в месяц. На эту сумму можно было приобрести пуд пшеничного хлеба.

Регулирование трудовых правоотношений мобилизованных заключалось лишь в предоставлении некоторым квалифицированным работникам отсрочки от призыва для работы на благо военно-промышленного комплекса и фронта в целом. Этот факт обусловлен также тем, что мобилизация была всеобщей. Какие-либо трудовые льготы, компенсации семьям в условиях мировой войны, нарастающего социально-политического кризиса государственный бюджет не выдержал бы.

Спустя несколько десятилетий после проведения первой мобилизации наше государство столкнулось с новой мировой угрозой – фашистской Германией. В связи с этим на передовую, как и во время Первой мировой войны, понадобилось значительное число военных. Так, за 4 года Великой Отечественной войны в ряды Красной армии было мобилизовано порядка 34,5 миллиона человек.

К 1941 году правовые институты государства значительно изменились в сравнении с 1914 годом. К этому времени был принят Кодекс законов о труде (КЗоТ РСФСР), который, в сравнении с Фабричным законодательством, был более совершенным [3].

С началом Второй мировой и Великой Отечественной войн трудовые правоотношения граждан, подлежащих мобилизации, регулировались следующим образом:

Во-первых, бронь от мобилизации получали следующие категории населения:

– граждане, занимающие руководящие должности в партийных организациях, в органах государственной власти (председатели обкомов, райкомов);

– директора заводов, фабрик, промышленных предприятий;

– специалисты среднего звена заводов и фабрик;

– квалифицированные работники предприятий;

– сотрудники учреждений, отвечающих за жизнеобеспечение и безопасность населенных пунктов;

– работники идеологического фронта (художники, музыканты, поэты, писатели, ученые);

– несоответствующие по состоянию здоровья.

С одной стороны, осознавая все происходящее со страной в тот момент, многие граждане, имеющие бронь, пренебрегали своим правом и записывались на фронт добровольцами.

С другой стороны, были нередки случаи демобилизации из армии граждан, ранее работавших в особо важных отраслях промышленности и экономики.

Во-вторых, в условиях мировой войны Советскому Союзу необходимо было переориентировать экономику на военные рельсы. Для достижения этого результата был принят ряд нормативных актов, ограничивающих права граждан, например:

– Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день и семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» и др.

Таким образом, советское трудовое законодательство ужесточалось по обоснованным причинам. Вводилась обязательная трудовая мобилизация населения для работы на промышленных предприятиях и на предприятиях сельского хозяйства, ведь, как и во время Первой мировой войны, в нашем государстве наблюдался существенный отток рабочей силы. Так, число рабочих сократилось с 31,8 млн человек в первом полугодии 1941 г. до 18 млн человек в начале 1942 г. [4, с. 17]. Отменялись отпуска и выходные дни. Данные меры позволили максимально учесть и мобилизовать значительные трудовые резервы, направить их в важнейшие отрасли производства, обслуживающие нужды фронта. [4, с. 18]

Все работники предприятий, расположенных вблизи фронта, получали статус мобилизованных и закреплялись за своим рабочим местом.

В-третьих, 6 мая 1942 г. было принято Постановление СНК СССР «О трудовом устройстве инвалидов Отечественной войны». Данное постановление обязывало инвалидов трудоустраиваться на оборонные и иные предприятия. При этом государство гарантировало им различные льготы: пособия по временной нетрудоспособности выплачивались им в размере 100 % заработка независимо от стажа непрерывной работы, за ними в полном объеме сохранялась пенсия независимо от размера заработной платы [4, с. 19].

Для пенсионеров сохранялся размер их пенсии, вне зависимости от заработка.

В-четвертых, ряд изменений в КЗоТ РСФСР включал в себя следующие положения: к случаям введения трудовой повинности добавлялись оборонные мероприятия, охрана путей сообщений, сооружений средств связи и т. д. [5, с. 157]. Помимо этого, вводились обязательные сверхурочные работы, отменялась возрастная граница в 18 лет (в целях привлечения несовершеннолетних к труду).

Таким образом, трудовые правоотношения во время проведения мобилизации в советский период регулировались значительно лучше, чем в Российской империи. Данные меры послужили одним из решающих факторов в победе нашего государства над мировым фашизмом. Несмотря на значительные ограничения, такие как установление уголовной ответственности для руководителей и работников за нарушение трудовой дисциплины, отмена отпусков, обязательная сверхурочная работа и др., миллионы граждан, в том числе и инвалиды, добросовестно выполняли свои обязанности.

Защита Отечества является долгом гражданина Российской Федерации [6]. Столкнувшись с непосредственной угрозой военной агрессии по отношению к РФ, Верховный главнокомандующий 21 сентября 2022 года объявил о начале проведения частичной мобилизации.

В ходе мобилизационных мероприятий было призвано около 300 тысяч человек. Данная цифра обусловлена масштабом конфликта: если прошлые две мобилизации проходили во время мировых войн, количество армий исчислялось миллионами солдат, то сегодняшняя мобилизация проходит в рамках специальной военной операции, в которой задействован ограниченный контингент войск.

Однако изъятие 300 тысяч работоспособных граждан из экономики государства негативно на ней сказывается. Кроме того, это наносит урон тем семьям, в которых единственным источником дохода обладал мобилизованный гражданин.

Призванные по мобилизации граждане получили ряд прав, льгот и компенсаций, принятых ранее как на федеральном, так и на региональном, а также на локальном уровнях. К таким относятся:

– все социальные гарантии и льготы для военнослужащих по контракту, указанные в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. № 76 «О статусе военнослужащих»;

– единовременная федеральная выплата всем мобилизованным в размере 195 тысяч рублей [7];

– ветеранские льготы. Все граждане, проходящие военную службу в рамках специальной военной операции, будут приравнены к ветеранам боевых действий [8]. Соответственно, им будет предоставлен весь перечень льгот, прописанный в Федеральном законе от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»;

– право на кредитные каникулы. Каждый военнослужащий на период проведения специальной военной операции может воспользоваться временным прекращением платежей по кредиту;

– единовременная региональная выплата мобилизованным. Ее размер устанавливается региональными властями. Так, например, в Севастополе она составляет 200 тысяч рублей, когда как в Калмыкии она всего лишь 50 тысяч рублей;

– освобождение от уплаты пени за просрочку коммунальных платежей.

Семьи военнослужащих также имеют ряд льгот: например, дети имеют приоритетное право на поступление в школу и в вузы на бюджетной основе, а все члены семьи могут пользоваться бесплатной медицинской помощью в медицинских учреждениях Минобороны.

Важную роль в поддержке мобилизованных играют региональные власти. Так, например, в Республике Крым участники специальной военной операции освобождены от уплаты налогов до момента демобилизации, а для работодателей, чьи сотрудники мобилизованы, изменяются сроки предоставления деклараций по налогу на имущество организации.

В г. Севастополе принят закон о комплексной поддержке мобилизованных [9]. В него входят следующие льготы:

– содействие в трудоустройстве;

– бесплатный проезд в общественном транспорте;

– 50 % компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

– право на получение бесплатной юридической помощи и др.

Таким образом, количество льгот для мобилизованных граждан и их семей является значительным.

Согласно указу Президента РФ «Об объявлении частичной мобилизации в РФ», мобилизованные граждане приравниваются к военнослужащим по контракту [10]. Исходя из этого, трудовые правоотношения мобилизованных должны регулироваться федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих».

Трудовой кодекс РФ не распространяется на военнослужащих, исполняющих свои обязанности военной службы.

Однако в исследуемой ситуации мобилизованные, хоть и приравниваются к военнослужащим по контракту, фактически остаются гражданскими работниками. Они не планировали заключать контракт с Вооруженными силами РФ, этого потребовал конституционный долг по защите Родины. Соответственно, появилась необходимость регулирования трудовых отношений между работодателем и работником, подлежащим мобилизации.

Согласно Федеральному закону «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», следующие категории граждан имеют отсрочку от призыва по мобилизации [11]:

– забронированные для нужд промышленности сотрудники;

– временно несоответствующие по состоянию здоровья;

– постоянно ухаживающие за близким человеком, если других опекунов нет;

– отцы трех и более детей;

– члены Совета Федерации и Государственной думы.

Кроме того, с момента вступления в силу Указа Президента РФ «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации» отсрочку от мобилизации имеют студенты очной и очно-заочной формы обучения высших учебных заведений, имеющих аккредитацию [12].

Кроме того, Министерство обороны РФ и Министерство цифрового развития РФ приняли решение о предоставлении отсрочки от мобилизации для сотрудников аккредитованных IT-организаций. Таким образом, работники определенных технических профессий, особенно узкоспециализированных, не призываются на фронт в целях дальнейшего продуктивного функционирования отраслевых предприятий.

Помимо этого, в перечень «забронированных» граждан были внесены российские адвокаты. В конце ноября Союз адвокатов России добился от исполнительной власти РФ получения права на бронь от частичной мобилизации, аргументировав это тем, что в нашем государстве низкое соотношение адвокатов и обычных граждан: 1 адвокат на 1974 человека.

В октябре 2022-го Трудовой кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 351.7 в связи с проведением частичной мобилизации [13].

С начала действия частичной мобилизации возникали определенные проблемы в регулировании трудовых отношений и защите прав мобилизованных.

Известны случаи, когда работодатели увольняли мобилизованных сотрудников до принятия поправок в Трудовой кодекс РФ. Чтобы избежать привлечения к ответственности, работодатель обязан:

– отменить приказ об увольнении такого работника;

– отменить передачу сведений об увольнении, направленные в ПФР;

– сделать соответствующую запись об отмене приказа об увольнении в трудовую книжку;

– издать приказ о приостановлении трудового договора.

Также требуется решение вопроса о возобновлении действия трудового договора. Изменения в ТК РФ указывают на то, что работник после демобилизации должен вернуться на работу в течение трех месяцев. Рекомендуем работодателям не увольнять мобилизованных сотрудников по истечении трех месяцев со дня окончания СВО. Необходимо направить запрос в соответствующий военкомат и лично связаться с работником.

Предлагаем внести следующие дополнения в законодательство Российской Федерации:

  1. Внести в ст. 351.7 Трудового кодекса РФ следующие дополнения:

– заключение срочного договора, который предполагает замещение мобилизованного работника иным лицом, должно происходить в первую очередь с гражданином, попавшим под сокращение численности штата работников;

– в случае смерти мобилизованного работника во время несения военной службы трудовой договор прекращает действие. С замещающим его работником по срочному договору по инициативе сторон должен быть заключен бессрочный трудовой договор, рабочее место передается замещающему работнику;

– в случае получения инвалидности мобилизованным работником (позволяющей продолжать прежнюю работу), за ним сохраняется рабочее место с неполным рабочим днем и полной заработной платой;

– работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор с работником-женщиной, являющейся женой мобилизованного гражданина.

  1. Внести в п. 33 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» следующее изменение:

– Периоды участия в специальной военной операции в периоды, указанные в подпунктах «а» - «в» пункта 32 настоящего постановления, исчисляются в тройном размере (вместо «в двойном размере»).

Подобная мера практиковалась в Советском Союзе, когда день службы военных приравнивался к трем дням работы на гражданской основе.

  1. При мобилизации единственного руководителя ИП встает вопрос о дальнейшем продолжении предпринимательской деятельности. В ФЗ РФ «О мобилизации» дается 5-дневная отсрочка для решения этого вопроса [11]. Однако этого срока может быть недостаточно для переоформления ИП на другого гражданина, и тогда возникает необходимость расторжения трудовых договоров со всеми работниками. Однако мы считаем необходимым внесение поправок в действующее законодательство, касающееся деятельности ИП.

Предлагаем дополнить ст. 18 ФЗ РФ «О мобилизации» следующим пунктом:

– единственный руководитель ИП, оформленного до 21 сентября 2022 года.

  1. Дополнить ст. 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи» пунктом 9:

– участники специальной военной операции – граждане Российской Федерации, а также члены их семей.

  1. Перераспределить расходы федерального бюджета РФ на 2023–2024 гг. в пользу статей «Об обороне» с 20 % до 24 %.

Существующие проблемы в реализации трудовых правоотношений будут решены путем внесения изменений и дополнений в Трудовой кодекс РФ и другие нормативно-правовые акты.

×

Об авторах

Виктор Александрович Процевский

Севастопольский государственный университет

Email: vaprotsevskiy@sevsu.ru

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры «Трудовое право», Юридический институт

Россия, Севастополь

Дмитрий Валерьевич Киселев

Севастопольский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: kiselevv92@yandex.ru

студент гражданско-правового профиля, Юридический институт

Россия, Севастополь

Список литературы

  1. Чубаров А. И. Формирование и деятельность трудовых дружин в Российской империи в годы Первой мировой войны // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26, № 194. С. 185–193. DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-194-185-193. EDN: https://www.elibrary.ru/tzywbe.
  2. Шеин И. А. Мобилизация русской армии и ее пополнение людскими ресурсами в годы Первой мировой войны (1914–1918 гг.) // Военный академический журнал. 2016. № 3 (11). С. 72–76. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26901814. EDN: https://www.elibrary.ru/wqrzvn.
  3. О введении в действие Кодекса законов о труде РСФСР: постановление ВЦИК от 9 ноября 1922 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1431.htm.
  4. Епифанова Е. В. Изменения в трудовом праве в период Второй мировой войны // Очерки новейшей камералистики. 2020. № 2. С. 16–22. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43147118. EDN: https://www.elibrary.ru/jmzgrc.
  5. Масюк В. И. Трудовое законодательство СССР в годы Великой Отечественной войны // Вестник Кузбасского института. 2015. № 2 (23). C. 155–160. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23287769. EDN: https://www.elibrary.ru/tpptqf.
  6. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет–портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/constitution/.
  7. Указ Президента Российской Федерации от 02.11.2022 № 787 «О единовременной денежной выплате военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации» // Официальный интернет–портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211030044.
  8. Федеральный закон от 21.11.2022 № 450-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон ‘‘О ветеранах’’» // Официальный интернет–портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211210035.
  9. Законодательное собрание города Севастополя: Закон города Севастополя от 1 декабря 2022 года № 720-ЗС «О социальной поддержке участников специальной военной операции, членов их семей и членов семей погибших (умерших) участников специальной военной операции в городе Севастополе и о внесении изменений в некоторые законодательные акты...» [Электронный ресурс]. URL: https://sevzakon.ru/view/laws/bank/2022/zakon_n_720_zs_ot_01_12_2022/opublikovanie/.
  10. Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» // Официальный интернет–портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209210001.
  11. Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ (последняя редакция) «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102045871.
  12. Указ Президента Российской Федерации от 24.09.2022 № 664 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209240020.
  13. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (последняя редакция) // Официальный интернет–портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102074279.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Процевский В.А., Киселев Д.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах