Specificity of legal regulation of labor relations during partial mobilization

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article examines the legal features of regulation of labor relations in the Russian Federation, caused by the partial mobilization in 2022. In the course of a special military operation on the territory of Ukraine there was a need for mobilization measures, which caused costs in the domestic economy. Mobilization of three hundred thousand able-bodied people could not but affect the legal regulation of labor relations. In this regard, the legislative authorities of the Russian Federation have adopted amendments and additions to the Labor Code. The purpose of the publication is to reveal the peculiarities of regulation of labor relations during the mobilization. The article uses such general scientific methods of research as generalization, analysis and concretization. On the basis of comparison and analysis of legal regulation of labor relations during mobilization in 1914, 1941 and 2022 the authors come to a conclusion about inevitability of new changes in the Russian legislation.

Full Text

Мобилизация в истории Российского государства официально объявлялась трижды: в 1914, 1941 и 2022 годах. Несмотря на то что во время Первой и Второй мировых войн мобилизация была всеобщей, а в наше время – частичной, у мобилизованных всегда были особые трудовые права.

В силу определенного уровня эволюции российского законодательства, Трудового кодекса, как такового, к 1914 году не существовало. Было лишь Фабричное законодательство, которое не регулировало трудовые права мобилизованных.

Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война являлась глобальным военным конфликтом, требующим значительного количества военнослужащих на фронте. Так, в ходе проведения мобилизационных мероприятий за три года войны было призвано около 16 миллионов человек, 12 миллионов из которых были жителями деревень и сел. Этим был нанесен существенный урон экономике государства.

Для решения проблемы оттока работников в 1915 году были созданы трудовые дружины, в которые входили ученики различных классов всех общеобразовательных учреждений [1, с. 189]. Данная практика положительно сказалась на посевных кампаниях в сельском хозяйстве. Помимо этого, к труду в сельском хозяйстве привлекались военнопленные, на Дальнем Востоке – наемные корейские и китайские рабочие. С 1917-го к работам в сельском хозяйстве привлекались солдаты тыловых гарнизонов [1, с. 191].

Относительно трудовых прав мобилизованных необходимо отметить отсрочку от призыва для квалифицированных рабочих технических специальностей. Для наращивания военного производства к октябрю 1916 года такие отсрочки получили свыше 2 миллионов человек, 308 тысяч из которых были возвращены с фронта [2, с.74]. Помимо этого, бронь от мобилизации получали большинство чиновников и государственных служащих.

Помощь семьям мобилизованных также была скудна: в соответствии с «Положением о призрении нижних воинских чинов и их семейств от 25 июля 1912 г.» жены призванных запасных нижних чинов и сами солдаты имели право ходатайствовать о назначении пособия. Однако оно полагалось только законной жене и ее детям. Так, например, во Владивостоке семья солдата получала 3 руб. 20 коп. в месяц. На эту сумму можно было приобрести пуд пшеничного хлеба.

Регулирование трудовых правоотношений мобилизованных заключалось лишь в предоставлении некоторым квалифицированным работникам отсрочки от призыва для работы на благо военно-промышленного комплекса и фронта в целом. Этот факт обусловлен также тем, что мобилизация была всеобщей. Какие-либо трудовые льготы, компенсации семьям в условиях мировой войны, нарастающего социально-политического кризиса государственный бюджет не выдержал бы.

Спустя несколько десятилетий после проведения первой мобилизации наше государство столкнулось с новой мировой угрозой – фашистской Германией. В связи с этим на передовую, как и во время Первой мировой войны, понадобилось значительное число военных. Так, за 4 года Великой Отечественной войны в ряды Красной армии было мобилизовано порядка 34,5 миллиона человек.

К 1941 году правовые институты государства значительно изменились в сравнении с 1914 годом. К этому времени был принят Кодекс законов о труде (КЗоТ РСФСР), который, в сравнении с Фабричным законодательством, был более совершенным [3].

С началом Второй мировой и Великой Отечественной войн трудовые правоотношения граждан, подлежащих мобилизации, регулировались следующим образом:

Во-первых, бронь от мобилизации получали следующие категории населения:

– граждане, занимающие руководящие должности в партийных организациях, в органах государственной власти (председатели обкомов, райкомов);

– директора заводов, фабрик, промышленных предприятий;

– специалисты среднего звена заводов и фабрик;

– квалифицированные работники предприятий;

– сотрудники учреждений, отвечающих за жизнеобеспечение и безопасность населенных пунктов;

– работники идеологического фронта (художники, музыканты, поэты, писатели, ученые);

– несоответствующие по состоянию здоровья.

С одной стороны, осознавая все происходящее со страной в тот момент, многие граждане, имеющие бронь, пренебрегали своим правом и записывались на фронт добровольцами.

С другой стороны, были нередки случаи демобилизации из армии граждан, ранее работавших в особо важных отраслях промышленности и экономики.

Во-вторых, в условиях мировой войны Советскому Союзу необходимо было переориентировать экономику на военные рельсы. Для достижения этого результата был принят ряд нормативных актов, ограничивающих права граждан, например:

– Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день и семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» и др.

Таким образом, советское трудовое законодательство ужесточалось по обоснованным причинам. Вводилась обязательная трудовая мобилизация населения для работы на промышленных предприятиях и на предприятиях сельского хозяйства, ведь, как и во время Первой мировой войны, в нашем государстве наблюдался существенный отток рабочей силы. Так, число рабочих сократилось с 31,8 млн человек в первом полугодии 1941 г. до 18 млн человек в начале 1942 г. [4, с. 17]. Отменялись отпуска и выходные дни. Данные меры позволили максимально учесть и мобилизовать значительные трудовые резервы, направить их в важнейшие отрасли производства, обслуживающие нужды фронта. [4, с. 18]

Все работники предприятий, расположенных вблизи фронта, получали статус мобилизованных и закреплялись за своим рабочим местом.

В-третьих, 6 мая 1942 г. было принято Постановление СНК СССР «О трудовом устройстве инвалидов Отечественной войны». Данное постановление обязывало инвалидов трудоустраиваться на оборонные и иные предприятия. При этом государство гарантировало им различные льготы: пособия по временной нетрудоспособности выплачивались им в размере 100 % заработка независимо от стажа непрерывной работы, за ними в полном объеме сохранялась пенсия независимо от размера заработной платы [4, с. 19].

Для пенсионеров сохранялся размер их пенсии, вне зависимости от заработка.

В-четвертых, ряд изменений в КЗоТ РСФСР включал в себя следующие положения: к случаям введения трудовой повинности добавлялись оборонные мероприятия, охрана путей сообщений, сооружений средств связи и т. д. [5, с. 157]. Помимо этого, вводились обязательные сверхурочные работы, отменялась возрастная граница в 18 лет (в целях привлечения несовершеннолетних к труду).

Таким образом, трудовые правоотношения во время проведения мобилизации в советский период регулировались значительно лучше, чем в Российской империи. Данные меры послужили одним из решающих факторов в победе нашего государства над мировым фашизмом. Несмотря на значительные ограничения, такие как установление уголовной ответственности для руководителей и работников за нарушение трудовой дисциплины, отмена отпусков, обязательная сверхурочная работа и др., миллионы граждан, в том числе и инвалиды, добросовестно выполняли свои обязанности.

Защита Отечества является долгом гражданина Российской Федерации [6]. Столкнувшись с непосредственной угрозой военной агрессии по отношению к РФ, Верховный главнокомандующий 21 сентября 2022 года объявил о начале проведения частичной мобилизации.

В ходе мобилизационных мероприятий было призвано около 300 тысяч человек. Данная цифра обусловлена масштабом конфликта: если прошлые две мобилизации проходили во время мировых войн, количество армий исчислялось миллионами солдат, то сегодняшняя мобилизация проходит в рамках специальной военной операции, в которой задействован ограниченный контингент войск.

Однако изъятие 300 тысяч работоспособных граждан из экономики государства негативно на ней сказывается. Кроме того, это наносит урон тем семьям, в которых единственным источником дохода обладал мобилизованный гражданин.

Призванные по мобилизации граждане получили ряд прав, льгот и компенсаций, принятых ранее как на федеральном, так и на региональном, а также на локальном уровнях. К таким относятся:

– все социальные гарантии и льготы для военнослужащих по контракту, указанные в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. № 76 «О статусе военнослужащих»;

– единовременная федеральная выплата всем мобилизованным в размере 195 тысяч рублей [7];

– ветеранские льготы. Все граждане, проходящие военную службу в рамках специальной военной операции, будут приравнены к ветеранам боевых действий [8]. Соответственно, им будет предоставлен весь перечень льгот, прописанный в Федеральном законе от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»;

– право на кредитные каникулы. Каждый военнослужащий на период проведения специальной военной операции может воспользоваться временным прекращением платежей по кредиту;

– единовременная региональная выплата мобилизованным. Ее размер устанавливается региональными властями. Так, например, в Севастополе она составляет 200 тысяч рублей, когда как в Калмыкии она всего лишь 50 тысяч рублей;

– освобождение от уплаты пени за просрочку коммунальных платежей.

Семьи военнослужащих также имеют ряд льгот: например, дети имеют приоритетное право на поступление в школу и в вузы на бюджетной основе, а все члены семьи могут пользоваться бесплатной медицинской помощью в медицинских учреждениях Минобороны.

Важную роль в поддержке мобилизованных играют региональные власти. Так, например, в Республике Крым участники специальной военной операции освобождены от уплаты налогов до момента демобилизации, а для работодателей, чьи сотрудники мобилизованы, изменяются сроки предоставления деклараций по налогу на имущество организации.

В г. Севастополе принят закон о комплексной поддержке мобилизованных [9]. В него входят следующие льготы:

– содействие в трудоустройстве;

– бесплатный проезд в общественном транспорте;

– 50 % компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

– право на получение бесплатной юридической помощи и др.

Таким образом, количество льгот для мобилизованных граждан и их семей является значительным.

Согласно указу Президента РФ «Об объявлении частичной мобилизации в РФ», мобилизованные граждане приравниваются к военнослужащим по контракту [10]. Исходя из этого, трудовые правоотношения мобилизованных должны регулироваться федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих».

Трудовой кодекс РФ не распространяется на военнослужащих, исполняющих свои обязанности военной службы.

Однако в исследуемой ситуации мобилизованные, хоть и приравниваются к военнослужащим по контракту, фактически остаются гражданскими работниками. Они не планировали заключать контракт с Вооруженными силами РФ, этого потребовал конституционный долг по защите Родины. Соответственно, появилась необходимость регулирования трудовых отношений между работодателем и работником, подлежащим мобилизации.

Согласно Федеральному закону «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», следующие категории граждан имеют отсрочку от призыва по мобилизации [11]:

– забронированные для нужд промышленности сотрудники;

– временно несоответствующие по состоянию здоровья;

– постоянно ухаживающие за близким человеком, если других опекунов нет;

– отцы трех и более детей;

– члены Совета Федерации и Государственной думы.

Кроме того, с момента вступления в силу Указа Президента РФ «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации» отсрочку от мобилизации имеют студенты очной и очно-заочной формы обучения высших учебных заведений, имеющих аккредитацию [12].

Кроме того, Министерство обороны РФ и Министерство цифрового развития РФ приняли решение о предоставлении отсрочки от мобилизации для сотрудников аккредитованных IT-организаций. Таким образом, работники определенных технических профессий, особенно узкоспециализированных, не призываются на фронт в целях дальнейшего продуктивного функционирования отраслевых предприятий.

Помимо этого, в перечень «забронированных» граждан были внесены российские адвокаты. В конце ноября Союз адвокатов России добился от исполнительной власти РФ получения права на бронь от частичной мобилизации, аргументировав это тем, что в нашем государстве низкое соотношение адвокатов и обычных граждан: 1 адвокат на 1974 человека.

В октябре 2022-го Трудовой кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 351.7 в связи с проведением частичной мобилизации [13].

С начала действия частичной мобилизации возникали определенные проблемы в регулировании трудовых отношений и защите прав мобилизованных.

Известны случаи, когда работодатели увольняли мобилизованных сотрудников до принятия поправок в Трудовой кодекс РФ. Чтобы избежать привлечения к ответственности, работодатель обязан:

– отменить приказ об увольнении такого работника;

– отменить передачу сведений об увольнении, направленные в ПФР;

– сделать соответствующую запись об отмене приказа об увольнении в трудовую книжку;

– издать приказ о приостановлении трудового договора.

Также требуется решение вопроса о возобновлении действия трудового договора. Изменения в ТК РФ указывают на то, что работник после демобилизации должен вернуться на работу в течение трех месяцев. Рекомендуем работодателям не увольнять мобилизованных сотрудников по истечении трех месяцев со дня окончания СВО. Необходимо направить запрос в соответствующий военкомат и лично связаться с работником.

Предлагаем внести следующие дополнения в законодательство Российской Федерации:

  1. Внести в ст. 351.7 Трудового кодекса РФ следующие дополнения:

– заключение срочного договора, который предполагает замещение мобилизованного работника иным лицом, должно происходить в первую очередь с гражданином, попавшим под сокращение численности штата работников;

– в случае смерти мобилизованного работника во время несения военной службы трудовой договор прекращает действие. С замещающим его работником по срочному договору по инициативе сторон должен быть заключен бессрочный трудовой договор, рабочее место передается замещающему работнику;

– в случае получения инвалидности мобилизованным работником (позволяющей продолжать прежнюю работу), за ним сохраняется рабочее место с неполным рабочим днем и полной заработной платой;

– работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор с работником-женщиной, являющейся женой мобилизованного гражданина.

  1. Внести в п. 33 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» следующее изменение:

– Периоды участия в специальной военной операции в периоды, указанные в подпунктах «а» - «в» пункта 32 настоящего постановления, исчисляются в тройном размере (вместо «в двойном размере»).

Подобная мера практиковалась в Советском Союзе, когда день службы военных приравнивался к трем дням работы на гражданской основе.

  1. При мобилизации единственного руководителя ИП встает вопрос о дальнейшем продолжении предпринимательской деятельности. В ФЗ РФ «О мобилизации» дается 5-дневная отсрочка для решения этого вопроса [11]. Однако этого срока может быть недостаточно для переоформления ИП на другого гражданина, и тогда возникает необходимость расторжения трудовых договоров со всеми работниками. Однако мы считаем необходимым внесение поправок в действующее законодательство, касающееся деятельности ИП.

Предлагаем дополнить ст. 18 ФЗ РФ «О мобилизации» следующим пунктом:

– единственный руководитель ИП, оформленного до 21 сентября 2022 года.

  1. Дополнить ст. 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи» пунктом 9:

– участники специальной военной операции – граждане Российской Федерации, а также члены их семей.

  1. Перераспределить расходы федерального бюджета РФ на 2023–2024 гг. в пользу статей «Об обороне» с 20 % до 24 %.

Существующие проблемы в реализации трудовых правоотношений будут решены путем внесения изменений и дополнений в Трудовой кодекс РФ и другие нормативно-правовые акты.

×

About the authors

Victor A. Protsevskiy

Sevastopol State University

Email: vaprotsevskiy@sevsu.ru

Doctor of Laws, Professor, Professor of the Department of Labor Law, Law Institute

Russian Federation, Sevastopol

Dmitry V. Kiselev

Sevastopol State University

Author for correspondence.
Email: kiselevv92@yandex.ru

student of civil law profile, Law Institute

Russian Federation, Sevastopol

References

  1. Chubarov A. I. Formirovanie i deyatel’nost’ trudovykh druzhin v Rossiiskoi imperii v gody Pervoi mirovoi voiny [Formation and activity of labor squads in the Russian Empire during the First World War]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Tambov University Review. Series: Humanities], 2021, vol. 26, no. 194, pp. 185–193. DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-194-185-193. EDN: https://www.elibrary.ru/tzywbe [in Russian].
  2. Shein I. A. Mobilizatsiya russkoi armii i ee popolnenie lyudskimi resursami v gody Pervoi mirovoi voiny (1914–1918 gg.) [Mobilization of the Russian army and its personnel reinforcement in the First World War (1914–1918)]. Voennyi akademicheskii zhurnal [The Military Academic Journal], 2016, no. 3 (11), pp. 72–76. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26901814. EDN: https://www.elibrary.ru/wqrzvn [in Russian].
  3. O vvedenii v deistvie Kodeksa zakonov o trude RSFSR: postanovlenie VTsIK ot 9 noyabrya 1922 g. [On the entry into force of the Labor Code of the RSFSR: Decree of the All-Russian Central Executive Committee as of November 9, 1922]. Available at: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1431.htm [in Russian].
  4. Epifanova E. V. Izmeneniya v trudovom prave v period vtoroi mirovoi voiny [Changes in labor law during Second World War]. Ocherki noveishei kameralistiki [Essays on Recent Cameralistics], 2020, no. 2, pp. 16–22. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43147118. EDN: https://www.elibrary.ru/jmzgrc [in Russian].
  5. Masyuk V. I. Trudovoe zakonodatel’stvo SSSR v gody Velikoi Otechestvennoi voiny [The labor law of USSR in days of the Great Patriotic War]. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2015, no. 2 (23), pp. 155–160. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23287769. EDN: https://www.elibrary.ru/tpptqf [in Russian].
  6. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii: [prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. s izmeneniyami, odobrennymi v khode obshcherossiiskogo golosovaniya 01 iyulya 2020 g.] [The Constitution of the Russian Federation: [adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the national vote on July 01, 2020]]. Retrieved from official internet–portal of legal information. Available at: http://pravo.gov.ru/constitution/ [in Russian].
  7. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 02.11.2022 № 787 «O edinovremennoi denezhnoi vyplate voennosluzhashchim, prokhodyashchim voennuyu sluzhbu po kontraktu v Vooruzhennykh silakh Rossiiskoi Federatsii» [Decree of the President of the Russian Federation as of 02.11.2022 № 787 «On a one-time cash payment to military personnel serving under a contract in the Armed Forces of the Russian Federation»]. Retrieved from official internet–portal of legal information. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211030044 [in Russian].
  8. Federal’nyi zakon ot 21.11.2022 № 450-FZ «O vnesenii izmenenii v Federal’nyi zakon «O veteranakh» [Federal law № 450-FZ dated November 21, 2022 «On Amendments to the Federal Law «On Veterans»]. Retrieved from official internet–portal of legal information. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211210035 [in Russian].
  9. Zakonodatel’noe sobranie goroda Sevastopolya: Zakon goroda Sevastopolya ot 1 dekabrya 2022 goda № 720-ZS «O sotsial’noi podderzhke uchastnikov spetsial’noi voennoi operatsii, chlenov ikh semei i chlenov semei pogibshikh (umershikh) uchastnikov spetsial’noi voennoi operatsii v gorode Sevastopole i o vnesenii izmenenii v nekotorye zakonodatel’nye akty...» [Legislative Assembly of the city of Sevastopol: Law of the city of Sevastopol dated December 1, 2022 № 720-ZS «On social support for participants in a special military operation, members of their families and family members of the dead (deceased) participants in a special military operation in the city of Sevastopol and on amendments to some legislative acts...»]. Available at: https://sevzakon.ru/view/laws/bank/2022/zakon_n_720_zs_ot_01_12_2022/opublikovanie/ [in Russian].
  10. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 21.09.2022 № 647 «Ob ob»yavlenii chastichnoi mobilizatsii v Rossiiskoi Federatsii» [Decree of the President of the Russian Federation as of September 21, 2022 № 647 «On the announcement of partial mobilization in the Russian Federation»]. Retrieved from official internet–portal of legal information. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209210001 [in Russian].
  11. Federal’nyi zakon ot 26.02.1997 № 31-FZ (poslednyaya redaktsiya) «O mobilizatsionnoi podgotovke i mobilizatsii v Rossiiskoi Federatsii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 15.11.2022) [Federal Law No. 31-FZ as of February 26, 1997 (last edition) «On mobilization training and mobilization in the Russian Federation» (as amended effective of November 15, 2022)]. Retrieved from official internet–portal of legal information. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102045871 [in Russian].
  12. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 24.09.2022 № 664 «O predostavlenii otsrochki ot prizyva na voennuyu sluzhbu po mobilizatsii» [Decree of the President of the Russian Federation as of September 24, 2022 № 664 «On granting a deferment from conscription for military service for mobilization»]. Retrieved from official internet–portal of legal information. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209240020 [in Russian].
  13. «Trudovoi kodeks Rossiiskoi Federatsii» ot 30.12.2001 № 197-FZ (poslednyaya redaktsiya) [«Labor Code of the Russian Federation» dated December 30, 2001 № 197-FZ (last edition)]. Retrieved from official internet–portal of legal information. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102074279 [in Russian].

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Protsevskiy V.A., Kiselev D.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies