О некоторых тенденциях развития законодательства о воздушном транспорте

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена вопросам правового регулирования авиационной отрасли. Отмечается, что ряд факторов спровоцировал внесение изменений в воздушное законодательство. Законодательство совершенствовалось в связи с введением в отношении Российской Федерации санкций со стороны недружественных стран, в связи с проведением реформы контрольно-надзорной деятельности. На протяжении ряда лет осуществлялись меры по гармонизации законодательства. Особенно активно изменения вносились в 2021–2023 годах. Так, изменения затронули сертификацию разработчиков и изготовителей авиатехники, беспилотных авиационных систем и их элементов, гражданских воздушных судов, авиадвигателей, воздушных винтов, вопросы летной годности, технического и наземного обслуживания воздушных судов. Изменения также связаны с установлением обязанностей Росавиации по сертификации воздушных судов с привлечением сертификационных центров и испытательных лабораторий; требований к допуску воздушных судов к эксплуатации, к сертификату летной годности воздушных судов. Уточнены требования к специалистам авиаперсонала, введены новые статьи об удостоверении члена экипажа гражданского воздушного судна и инспектора гражданской авиации. Требуется мониторинг применения новых нормативных правовых актов и своевременной их корректировки в случае необходимости. Обращает на себя внимание сложность принимаемых законов, в частности, о беспилотных летательных аппаратах, о транспортной безопасности. Требуется продолжить работу по совершенствованию воздушного законодательства.

Полный текст

Антироссийские санкции повлияли на авиационную отрасль России, вызвав угрозы: потери современного парка воздушных судов (далее – ВС), кадров, объемов авиаперевозок, в т. ч. из-за отсутствия запчастей; банкротства компаний; снижения уровня безопасности полетов, авиамобильности населения, транспортной связности; деградации отрасли. Санкции продолжаются, производятся аресты и задержания ВС российских авиакомпаний. Санкции идут вразрез с нормами международного воздушного права.

Российское законодательство о гражданской авиации соответствует международным конвенциям [1], в том числе посвященным авиационной безопасности [2]. В последние годы внесены некоторые изменения, в частности, пересмотрены пределы ответственности, предусматриваемые Монреальской Конвенцией. Установлена сколь- зящая шкала этих пределов с учетом инфляции, которые выражаются в единицах СПЗ – «специальные права заимствования». В случае смерти или увечья пассажира ответственность до 128821; задержки пассажира – 5346; багажа – 1288; груза – 22 СПЗ. Нормы вступили в силу с 28.12.2019. ИКАО выработан Глобальный план безопасности полетов, определяющий глобальное стратегическое направление деятельности к обеспечению безопасности полетов, а также Глобальный аэронавигационный план – основа гармонизации международной гражданской авиации.

Осуществлялись меры к гармонизации воздушного законодательства стран Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). В частности, приняты План мероприятий по реализации Основных направлений и этапов реализации скоординированной транспортной политики государств – членов ЕАЭС [3], Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.11.2019 № 37 «О гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в области гражданской авиации».

Российское законодательство о гражданской авиации последних лет претерпело изменения, особенно в связи с санкциями и принятием Россией антисанкционных мер; принятыми стратегиями, концепциями, программами развития. Это Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», «Транспортная стратегия до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 27.11.2021 № 3363-р, Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30 сентября 2018 г. № 2101-р, а также другие стратегии, концепции, доктрины, посвященные как исключительно транспортным проблемам, так и общим вопросам национальной безопасности, развитию экономики России. Так, утверждена Комплексная программа развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 25.06.2022 № 1693-р (ред. от 11.03.2023), разработанная в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Это – основа других программ и мер по развитию гражданской авиации (далее – ГА). 16.01.2023 принята новая редакция Государственной программы РФ «Развитие транспортной системы» (утв. Постановлением Правительства РФ от 20.12.2017 № 1596). В Программе сделан вывод, что уровень развития российской гражданской авиации не в полной мере отвечает потребностям социально-экономического развития. Ограничением являются нынешнее состояние и доступность транспортной инфраструктуры (далее – ТИ); низкие технические характеристики международных транспортных коридоров, недостаточная пропускная способность пунктов пропуска через государственную границу России. Проблемой остается безопасность на транспорте. Требуется развитие Единой опорной транспортной сети, устранение инфраструктурных ограничений на ней, в том числе за счет сети аэродромов ГА и принятия комплекса других мер. Минтрансом России 16.06.2020 утверждена целевая программа «Организационное, информационное и научное обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы».

Воздушное право России менялось также в связи с реформой контрольно-надзорной деятельности и «регуляторной гильотиной». Были внесены изменения в Воздушный кодекс РФ, Законы РФ от 25.07.1998 № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» и 06.07.2016 № 374-ФЗ «О противодействии терроризму»; федеральные законы от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»; от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты.

В ВК РФ особенно много изменений внесено в 2021–2023 годах. Так, изменения затронули сертификацию разработчиков и изготовителей авиатехники, а также сертификацию беспилотных авиационных систем (БАС) и их элементов, гражданских ВС, авиадвигателей, воздушных винтов (за установленным исключением), вопросы летной годности, технического и наземного обслуживания ВС. Определено понятие сертификационного базиса (совокупность требований, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации), установлен порядок его разработки и утверждения [4]. Изменения также связаны с установлением обязанностей Росавиации по сертификации ВС с привлечением сертификационных центров и испытательных лабораторий; требований к допуску ВС к эксплуатации, к сертификату летной годности ВС (выдается после подтверждения соответствия конструкции экземпляра и на основании акта оценки на соответствие требованиям летной годности и охраны природы). Уточнены требования к специалистам авиаперсонала, введены новые статьи об удостоверении члена экипажа гражданского ВС и инспектора ГА [5].

Новеллы в первую очередь направлены на обеспечение безопасности полетов. Приняты новые Правила разработки и применения систем управления безопасностью полетов ВС, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов ВС, их хранения и обмена ими в соответствии с международными стандартами [6].

04.04.2019 Межведомственной комиссией по авиационной безопасности, безопасности полетов ГА и упрощению формальностей (далее – Межведомственная комиссия) одобрена «Федеральная система контроля качества (Национальная программа контроля качества авиационной безопасности)». Программа соответствует Стандарту 3.4.4 Приложения 17 к Чикагской конвенции и положениям ИКАО. Под мерами контроля качества имеются в виду методы и мероприятия по наблюдению с целью оценки состояния системы безопасности ГА, устранения выявленных недостатков, надзора за выполнением Программы со стороны Ространснадзора, Росавиации, МВД России, Генпрокуратуры. Программа содержит перечень нормативных актов, разделы о полномочиях и ответственности инспекторов, кодексе их поведения, работе с информацией, системе управления рисками (далее – СУР); оценке системы безопасности аэропорта, эксплуатанта, груза и почты, системы досмотра, поставщиков бортпитания и бортприпасов; компаний, занимающихся уборкой; магазинов, в том числе беспошлинной торговли.

Федеральная система упрощения формальностей при воздушных перевозках (Национальная программа упрощения формальностей при воздушных перевозках) одобрена Межведомственной комиссией 04.04.2019. Ее цель – создать инструктивную основу для совершенствования движения ВС и работы аэропортов при соблюдении требований авиационной безопасности.

Расширен Перечень объектов транспортной инфраструктуры, в отношении которых применяются нормы Федерального закона от 31.07.2020 № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Речь идет об аэродромах и сооружениях для взлета, посадки, руления и стоянки ВС, инфраструктуре ГА, средствах обслуживания воздушного движения, пунктах пропуска через государственную границу [7].

Дана новая редакция Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами в Российской Федерации [8] и Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации [9].

Уточнялись особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных ВК РФ. Продлен срок действия и снято ограничение на его продление для некоторых разрешительных документов, определены сроки их оформления и выдачи Росавиацией, особенности разрешительной деятельности в 2022 и 2023 годах [10].

В связи с изменениями в ВК РФ в части регламентации сертификации установлены особенности сертификации авиатехники, авиадвигателей, винтов, компонентов и комплектующих изделий, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, изменений конструкции ВС [11]; конкретизированы полномочия Росавиации по проведению сертификации, аккредитации сертификационных центров и лабораторий, ведению их реестра, контроля их деятельности [12]. В целом упрощена процедура сертификации и допуска к эксплуатации ВС. Кроме того, Правительство РФ наделено дополнительными полномочиями, в частности, по установлению особенностей исполнения лизинга иностранных ВС, государственной регистрации ВС, прав на ВС и сделок с ними.

Уточнен порядок лицензирования разработки, производства, испытания и ремонта авиатехники, определены сведения, представляемые лицензиатом в лицензирующий орган [13]. Вводился мораторий на проведение мероприятий, связанных с разрешительными процедурами [14]. Установлены особенности регистрации ВС в национальном реестре и регистрации прав на ВС и сделок с ними в 2022 году. В целом процедура регистрации упрощена [15].

Приняты новые Федеральные авиационные правила (далее – ФАП) «Требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов вертодромам» [16]. Совершенствовалась редакция ФАП – «Использование воздушного пространства Российской Федерации» [17]. Установлены новые требования к летной годности ВС [18]. Теперь допуск ВС к эксплуатации требует наличия сертификата летной годности, выданного на основании сертификата типа аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции ВС.

В целях реализации Федерального закона от 11.06.2021 № 191-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменился порядок установления приаэродромной территории. Она устанавливается бессрочно актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти с выделением с первой по седьмую подзону или в случае разногласий между органами власти – с выделением с первой по шестую подзону с последующим установлением седьмой подзоны. В правила разрешения разногласий внесены существенные изменения, в т. ч. участие Роспотребнадзора в установлении седьмой подзоны [19].

Уделялось внимание вопросам транспортной безопасности. Определены Порядок установления критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, перечень объектов, не подлежащих категорированию, в который теперь включены в том числе аэродромы, предназначенные для коммерческих перевозок на самолетах пассажировместимостью 20 человек и менее [20]. Росавиация подготовила методические рекомендации по вопросам транспортной безопасности [21].

Актуализирован порядок выдачи органами МВД заключения о возможности допуска лиц к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности [22], порядок доступа к данным с технических средств обеспечения ТБ на объекте транспортной инфраструктуры или ТС. Субъекты транспортной инфраструктуры обеспечивают накопление, обработку и хранение в электронном виде данных с указанных технических средств в соответствии с планами или паспортами обеспечения транспортной безопасности объектов инфраструктуры и ТС. Доступ организует лицо, ответственное за обеспечение безопасности в субъекте инфраструктуры. Субъекты инфраструктуры должны подключить оборудование федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность на ОТИ, к локальной вычислительной сети или к линиям связи для дистанционного приема данных с ТС ОТБ в режиме реального времени [23].

Обновлены требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для ТС гражданской авиации. Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны утвердить до определенного срока паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства по типовой форме. Для однотипных ТС, эксплуатируемых одним субъектом транспортной инфраструктуры, у которых идентичны конструктивные, технические и технологические элементы, паспорт может разрабатываться на группу ТС. Ранее утвержденные паспорта подлежат аннулированию одновременно с утверждением нового паспорта и направлением его в Росавиацию [24].

Согласно Федеральному закону от 06.12.2021 № 400-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» члены экипажа ВС и сотрудники службы авиационной безопасности авиапредприятия на основании распоряжения командира ВС могут применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, а также использовать специальные средства сдерживания, перечень которых устанавливается Правительством РФ, в отношении лиц, своими действиями создающих угрозу безопасности полета либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира ВС.

Совершенствовалась нормативная база о беспилотных авиационных системах (далее – БАС) и их элементах, включая беспилотные гражданские ВС. Введено понятие летной годности БАС и ее элемента. Это состояние их соответствия типовой конструкции или характеристикам, установленным актом оценки ВС на его соответствие требованиям к летной годности и в области охраны окружающей среды; способность обеспечивать безопасную эксплуатацию. Сертификат типа ВС выдается, если в ходе сертификации установлено, что ВС, авиадвигатели и воздушные винты, БАС и их элементы соответствуют сертификационному базису, который создается разработчиком БАС и утверждается Росавиацией. Беспилотные ВС и их владельцы, БАС могут привлекаться к обеспечению и проведению поисковых и аварийно-спасательных работ [25]. Определено, какая из указанной деятельности может осуществляться без лицензии [26], какие беспилотные ВС подлежат учету [27]. Обязательной сертификации подлежит деятельность юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление подлежащей обязательной сертификации авиатехники, за установленным исключением.

Дана новая редакция ФАП, регламентирующая экспериментальную авиацию, в том числе правила подготовки к полетам ВС этой авиации и их экипажей, контроля за их готовностью и выполнения полетов [28].

Утверждено Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области гражданской авиации, определившее предмет, объект, ключевые и индикативные показатели контроля, требования к Системе управления рисками (далее – СУР) [29]. Составляющими предмета контроля являются соблюдение требований к подготовке и выполнению полетов, эксплуатации гражданских ВС и их допуску к полетам; использованию воздушного пространства и обеспечению полетов ВС; воздушным перевозкам пассажиров, багажа, грузов, в том числе опасных, и почты; обязательному страхованию ответственности, выполнению авиационных работ; содержанию программ подготовки авиационного персонала гражданской авиации; порядка подготовки членов экипажа гражданского ВС, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию ВС, диспетчеров управления воздушным движением; требований в отношении документации ВС, пожарной безопасности; обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг. Проверяется соблюдение условий разрешительных сертификатов, свидетельств и других документов, предусмотренных п. 1 и 3 ст. 8, ст. 37, п. 1 ст. 53, п. 4 ст. 54, п. 1 ст. 37.1 ВК РФ.

Ространснадзор осуществляет учет объектов контроля с использованием ведомственных автоматизированных информационно-аналитических систем, относит их к одной из категорий (высокий, значительный, средний и низкий) риска причинения вреда (ущерба). Критерии отнесения объектов контроля к этим категориям устанавливаются с учетом положений ч. 5 и 6 ст. 23 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности. Для целей оценки риска причинения вреда при принятии решения о проведении и выборе вида контрольного мероприятия деятельность контролируемых лиц разделяется на группы тяжести («А», «Б», «В» и «Г»), предусмотренные приложением № 1 к Положению. Виды плановых контрольных надзорных мероприятий в отношении объектов контроля зависят от присвоенной категории риска и их периодичности.

Поскольку контроль теперь носит профилактический характер, определен перечень и правила проведения профилактических мероприятий, ключевые и другие показатели надзора. Утвержден Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации [30]. Такими индикаторами являются: выявление трех и более авиационных инцидентов, связанных с деятельностью контролируемого лица и связанных с деятельностью оператора аэродрома, вертодрома или владельца посадочной площадки, предназначенной для взлета, посадки, руления и стоянки ВС, – в течение 30 календарных дней со дня фиксации первого авиационного инцидента.

Ространснадзором утвержден Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности [31]. Определен перечень нормативных актов, не подпадающих под «регуляторную гильотину» [32]. Руководство при осуществлении рассматриваемого контроля соблюдения обязательных требований утверждено руководителем Ространснадзора 05.04.2022. Руководство содержит сведения об объектах контроля, типичных нарушениях требований, пояснения о способах их соблюдения, рекомендации по принятию мер контроля и ответственности.

Утверждены программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении контроля в области ГА. В частности, такая программа утверждена на 2023 год.

В условиях санкционного давления государство оказывало помощь авиакомпаниям, предоставляло субсидии в целях обеспечения доступности авиаперевозок, особенности уплаты платежей по договорам лизинга иностранных ВС [33]. Особое внимание уделялось цифровизации в гражданской авиации: утверждены оцениваемые государственным контролем требования к автоматизированной информационной системе оформления авиаперевозок, базам данных, входящим в ее состав, порядку ее функционирования, информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей ее работу, оператору, защите информации, электронным документам [34].

Для обеспечения целевого и обоснованного расходования бюджетных средств значение имеет утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт аэродромных сооружений аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, правил расчета размера бюджетных ассигнований на этот ремонт и межремонтных сроков его проведения. Устранению нарушений прав государства служит и принятие Положения о существенных условиях договоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, порядке определения размера арендной платы; порядке, условиях и сроках ее внесения [35].

Приняты нормативные акты о специалистах гражданской авиации (перечни работ, профессий, должностей, специалистов, профессиональные стандарты, требования к специалистам, их переподготовке и аттестации, документам; медицинскому осмотру, допуску к работе, проверочным листам при контроле соблюдения требований, организациям образования авиаперсонала, к эксплуатантам, разработаны типовые программы для подготовки авиаперсонала [36].

Ужесточена административная ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства России и нарушения в сфере эксплуатации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств [37].

Подытоживая вышеизложенное, можно сделать вывод, что стратегии и концепции, современная правовая основа о гражданской авиации, приняты. Однако нельзя не отметить декларативность концепций развития ГА, в которых целый раздел посвящается рискам их невыполнения. Полагаю, что отсутствует ряд важных актов. Необходимо принятие закона об аэропортовой деятельности, дальнейшее совершенствование регулирования вопросов, связанных с авиацией общего назначения, в том числе легких и сверхлегких ВС, об их учете; имущественных отношений в сфере ГА, в том числе относительно брошенных аэродромов и посадочных площадок; контроля операторами аэропортов и аэродромов за соблюдением требований безопасности полетов собственниками или законными владельцами земельных участков на приаэродромной территории. В юридической литературе отмечается необходимость расширения возможностей доступа хозяйствующих субъектов к сфере деятельности в гражданской авиации, установления оснований включения авиапредприятий в Реестры субъектов естественных монополий. Необходимо воспроизвести в российском законодательстве нормы ИКАО и принятые во многих странах мира относительно БВС (держать БВС в пределах его визуальной видимости, проверять его исправность, исключить полеты в районах аэродромов, вертодромов, посадочных площадок, приближенных к людям, или набор значительной высоты и пр.) и использования отдельных видов БЛА, ответственности за нарушение правил полетов БЛА [38; 39]. Отмечается также, что привлечение к ответственности по ст. 11.3 КоАП РФ за некоторые деяния, угрожающие безопасности полетов, в главе 23 КоАП РФ возложено на территориальные органы Росавиации (ст. 23.42 КоАП РФ), тогда как ответственность за эту безопасность несут операторы аэродромов и аэропортов.

Требуется мониторинг применения новых актов и своевременной их корректировки в случае необходимости. Обращает на себя внимание сложность принимаемых законов, в частности, о БЛА, о ТБ. Работа над созданием современной нормативной базы требует продолжения.

×

Об авторах

Татьяна Александровна Диканова

НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: dikanovata@yandex.ru

доктор юридических наук, заслуженный работник прокуратуры Российской Федерации, почетный работник прокуратуры Российской Федерации, заведующий отделом научного обеспечения прокурорского надзора и укрепления законности в деятельности таможенных органов и на транспорте

Россия, Москва

Список литературы

  1. Конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 г.), Конвенция для унификации некоторых правил международных перевозок (Монреаль, 1999 г.), Конвенция о возмещении ущерба, причиненного иностранным воздушным судном третьей стороне (Рим, 1952), Конвенция о международных воздушных перевозках (Варшава, 1929). Варшавская конвенция унифицировала правила воздушных перевозок, порядок и пределы ответственности, предъявление исков и претензий авиаперевозчику, перечень перевозочных документов. Римская – ответственность эксплуатанта за ущерб, определила понятие вреда; в 1978 г. принят Протокол к ней, расширивший это понятие и пределы ответственности. Важнейшими являются и приложения к Чикагской конвенции: Приложение № 1 – выдача свидетельств авиаперсоналу, № 2 – Правила полетов, № 3 – летная годность ВС, № 11 – управление безопасностью полетов, № 17 – Безопасность. Защита международной ГА от актов незаконного вмешательства) // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970), Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971), Конвенции о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации (Пекин, 2010 г.) и др. // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 20.08.2021 № 15 «О плане мероприятий («дорожной карте») по реализации Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств – членов Евразийского экономического союза на 2021–2023 годы» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.alta.ru/tamdoc/21mr0015.
  4. Федеральный закон от 30.12.2021 № 488-ФЗ (ред. от 14.03.2022) «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_405499.
  5. Федеральные законы от 14.03.2022 № 56-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 19.12.2022 № 547-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411441; https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_434592/3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c07731f7.
  6. Постановление Правительства РФ от 12.04.2022 № 642 «Об утверждении Правил разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://government.ru/docs/all/140387.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 19.07.2022 № 1973-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 07.09.2020 № 2278-р» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://gisprofi.com/gd/documents/rasporyazhenie-pravitelstva-rf-ot-19-07-2022-№-1973-r-o-vnesenii-izmenenij.html.
  8. Постановление Правительства РФ от 04.04.2000 № 303 (ред. от 12.09.2022) «Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://docs.cntd.ru/document/901758382.
  9. Постановление Правительства РФ от 18.06.1998 № 609 (ред. от 29.12.2020) «Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://docs.cntd.ru/document/901711065.
  10. Федеральный закон от 14.03.2022 № 56-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Постановления Правительства РФ от 14.12.2021 № 2284; от 19.03.2022 № 415; от 25.03.2022 № 468; от 12.03.2022 № 353, от 09.05.2022 № 837; от 31.12.2020 № 2467 // СПС «КонсультантПлюс».
  11. Постановление Правительства РФ от 26.12.2022 № 2435 «О внесении изменений в приложение № 12 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280075.
  12. Приказ Росавиации от 24.06.2022 № 418-П «Об утверждении перечня областей аккредитации сертификационных центров и испытательных лабораторий». // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://favt.gov.ru/dokumenty-prikazy-rosaviacii/?id=9381.
  13. Постановление Правительства РФ от 28.02.2022 № 258 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 240» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203010048.
  14. Приказ Минпромторга России от 01.06.2022 № 2213 «Об осуществлении в 2022 году документарной и (или) выездной оценки соответствия лицензионным требованиям при предоставлении лицензии, внесении изменений в реестр лицензий по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, и о вопросах подачи в 2022 году заявления и документов, необходимых для предоставления, внесения изменений в указанный реестр» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_426064.
  15. Постановления Правительства РФ от 19.03.2022 № 411 «Об особенностях государственной регистрации предназначенных для выполнения полетов гражданских воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации и государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними»; от 15.06.2022 № 1070 «О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2022 г. № 411»; от 07.12.2022 № 2239 «Об утверждении Правил предоставления в 2023 году субсидий из федерального бюджета российским авиакомпаниям в целях возмещения операционных расходов на осуществление перевозок по внутренним воздушным линиям в условиях внешнего санкционного воздействия» // СПС «КонсультантПлюс».
  16. Приказ Минтранса России от 27.11.2020 № 518 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов вертодромам» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://docs.cntd.ru/document/573471042.
  17. Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 (ред. от 02.12.2020) «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_98957.
  18. Приказ Минтранса России от 27.11.2020 № 519 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к летной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата летной годности гражданского воздушного судна. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности гражданского воздушного судна» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_374380.
  19. Постановление Правительства РФ от 02.12.2021 № 2183 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1460» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112070002.
  20. Приказ Минтранса России от 28.08.2020 № 331 «Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта»; Постановление Правительства РФ от 29.11.2021 № 2090 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. № 1603») // СПС «КонсультантПлюс».
  21. Методические рекомендации по оформлению и заполнению заявления о проведении категорирования объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта (утв. Росавиацией 10.08.2021) // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_393462.
  22. Приказ МВД России от 06.07.2021 № 515 «Об утверждении Порядка выдачи органами внутренних дел Российской Федерации заключения о возможности (заключения о невозможности) допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://mvd.consultant.ru/documents/1057533.
  23. Приказ Минтранса России от 23.06.2021 № 208 «Об утверждении Порядка обеспечения доступа к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и передачи таких данных в служебные помещения на объекте транспортной инфраструктуры, предоставленные (переданные) территориальным органам и (или) подразделениям указанных федеральных органов исполнительной власти для выполнения задач на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с установленными полномочиями» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202202240020.
  24. Постановление Правительства РФ от 21.04.2022 № 731 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. № 1604» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204220051.
  25. Федеральные законы от 30.12.2021 № 488-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации»; от 14.03.2022 № 56-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 12.08.2022 № 1407 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 2019 г. № 658» // СПС «КонсультантПлюс».
  26. Федеральный закон от 02.07.2021 № 349-ФЗ «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»; Постановление Правительства РФ от 09.09.2021 № 1530 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 240 и перечень федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 957» // СПС «КонсультантПлюс».
  27. Постановления Правительства РФ от 19.03.2022 № 415 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 2019 г. № 658» и от 25.03.2022 № 468 «Об утверждении Правил подготовки и принятия решения о введении и (или) об отмене ответных ограничений, предусмотренных абзацем первым пункта 4 статьи 23.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
  28. Приказ Минпромторга России от 05.12.2018 № 4855 «Об утверждении Федеральных авиационных правил подготовки к полетам воздушных судов экспериментальной авиации и их экипажей, осуществления контроля за их готовностью и выполнения полетов» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201906130030?rangeSize=Все.
  29. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1064 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области гражданской авиации»; Приказ Минтранса России от 30.11.2021 № 424 «Об утверждении индикативных показателей для федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации» // СПС «КонсультантПлюс».
  30. Приказ Минтранса России от 30.11.2021 № 423 «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112280075.
  31. Приказы Ространснадзора от 15.12.2020 № ВБ-870фс «Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности»; от 20 марта 2023 г. № ВБ-71фс «О внесении изменений в приказ Ространснадзора от 15.12.2020 № ВБ-870фс «Об утверждении Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности» // СПС «КонсультантПлюс».
  32. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2467 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202101090025.
  33. Постановления Правительства РФ от 22.09.2021 № 1597; от 15.10.2021 № 1749; от 25.12.2021 № 2477 и № 2478; от 27.04.2022 № 761; от 27.05.2022 № 955; от 28.05.2022 № 970; от 01.09.2022 № 1529; от 19.03.2022 № 412; от 11.04.2022 № 635 // СПС «КонсультантПлюс».
  34. Постановления Правительства РФ от 08.08.2022 № 1393 «Об утверждении требований к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок, к базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной автоматизированной информационной системы, к ее оператору, а также мер по защите информации, содержащейся в ней, и порядка ее функционирования и изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»; от 31.12.2020 № 2467 // СПС «КонсультантПлюс».
  35. Постановление Правительства РФ от 09.11.2022 № 2017 «Об утверждении нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт аэродромных сооружений аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, Правил расчета размера бюджетных ассигнований на капитальный ремонт аэродромных сооружений аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, а также межремонтных сроков проведения капитального ремонта аэродромных сооружений аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности»; от 27.12.2017 № 1666 «Об утверждении Положения о существенных условиях договоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, порядке определения размера арендной платы по таким договорам, а также о порядке, об условиях и о сроках ее внесения» // СПС «КонсультантПлюс».
  36. Федеральный закон от 11.06.2021 № 208-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и статью 7 Федерального закона «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»; Постановления Правительства РФ от 26.10.2020 № 1742; от 29.12.2020 № 2349; от 12.03.2022 № 353; от 17.02.2022 № 193; Приказы Минтранса России от 19.10.2022 № 419; от 07.06.2022 № 215; от 13.05.2022 № 177; от 07.11.2019 № 360; от 10.12.2021 № 437 и № 438; от 11.02.2022 № 41; от 06.04.2022 № 121; от 12.01.2022 № 10; Распоряжение Минтранса России от 29.07.2022 № ИЧ-191-р; Приказ Росавиации от 11.11.2021 № 844-П; Приказ Минтруда России от 04.08.2022 № 464н; Приказ Минздрава России от 10.02.2022 № 66н // СПС «КонсультантПлюс».
  37. Федеральный закон от 26.07.2019 № 217-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»; от 02.08.2019 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13.3 и 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС «КонсультантПлюс».
  38. Трофимов С. В. Правовое регулирование использования воздушных судов гражданской авиации. Иркутск: БГУ, 2018. 210 с.
  39. Трусов А. И. Административно-правовое регулирование полетов квадрокоптеров в России // Российская юстиция. 2020. № 4. С. 64–66. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42678777. EDN: https://www.elibrary.ru/lneasb.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Диканова Т.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах