Организационные основы подготовительного этапа осмотра места дорожно-транспортного происшествия

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье анализируется деятельность органов внутренних дел в сфере раскрытия и расследования преступлений, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, акцентируется внимание на специфике подготовки к проведению следственного действия – осмотра места дорожно-транспортного происшествия как одного из основных следственных действий, а также утверждается о важности действий следователя, связанных с обнаружением и фиксацией вещественной и дорожной обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия. В статье подчеркивается: методика документирования преступлений, совершенных в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта, характеризуется своей особенностью в связи с тем, что уже с момента поступления сообщения о таких фактах важное значение имеют квалифицированные, своевременные и грамотные действия следователя, связанные с обнаружением и фиксацией вещественной и дорожной обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия, а также изъятием материальных объектов и следов, в связи с тем что они подвергаются изменению в течение короткого временного промежутка. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия представляется в виде следственного действия, сущность которого заключается в непосредственном восприятии лицом, его производящим, материальной обстановки, отобразившейся на дороге и прилегающих к ней элементах (объектах) в результате дорожно-транспортного происшествия, в целях обнаружения, фиксации и изъятия материальных следов и обстоятельств, дающих возможность впоследствии воссоздать механизм произошедшего события, а также иные обстоятельства происшествия, которые необходимо установить в целях решения задач уголовно-процессуального производства.

Полный текст

В современное время постоянный рост количества эксплуатируемых человечеством транспортных средств неумолимо приводит к росту совершаемых с их участием дорожно-транспортных происшествий, в том числе влекущих за собой причинение вреда здоровью и гибель людей, что является сложной социально-экономической проблемой как для Российской Федерации в частности, так и для всего мира в целом. В этой связи Правительством Российской Федерации принята Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 годы, согласно которой на органы внутренних дел возлагается функция по раскрытию и расследованию преступлений, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. За 9 месяцев 2021 года на дорогах России совершено 96 314 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых ранено 121 573 человека и 10 534 погибли. За указанный период на территории Белгородской области зарегистрированы 777 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых телесные повреждения получили более 1000 человек и 90 человек погибли [1]. Определение дорожно-транспортного происшествия дано в статье 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») [2], под которым понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо смерть (статья 264 Уголовного кодекса Российской Федерации) [3]. Методика документирования преступлений, совершенных в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта, характеризуется своей особенностью в связи с тем, что уже с момента поступления сообщения о таких фактах важное значение имеют квалифицированные, своевременные и грамотные действия следователя, связанные с обнаружением и фиксацией вещественной и дорожной обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия, а также изъятием материальных объектов и следов, в связи с тем, что они подвергаются изменению в течение короткого временного промежутка. Указанная специфика требует от следователя наличия определенного опыта, а также специальной подготовки в организации проведения следственных действий и их тактике. Именно по этой причине осмотр места дорожно-транспортного происшествия в подавляющем большинстве случаев имеет огромное значение в расследовании преступлений указанной категории. Его важность заключается в том что несвоевременное и неквалифицированное проведение осмотра места дорожно-транспортного происшествия может привести к невосполнимым утратам следов и объектов, имеющих значение в качестве вещественных доказательств, искажению дорожной обстановки, сложившейся на момент произошедшего события, которые зачастую в результате проведения повторного осмотра и других следственных действий восстановить уже не удастся. Как уже отмечалось выше, осмотр места дорожно-транспортного происшествия обладает определенной спецификой, связанной с тем, что на дороге и прилегающих к ней элементах непосредственно после интересующего нас события (момента дорожно-транспортного происшествия) довольно затруднительно длительное время в неизменном виде сохранить вещественную обстановку, и в связи с этим эффективность результата проведения указанного следственного действия во многом зависит от своевременности и тактической правильности его проведения, что, в свою очередь, требует его грамотной подготовки и организации. Исходя из этого, с учетом специфики осмотра места дорожно-транспортного происшествия проведение указанного следственного действия можно разделить на три основных этапа: подготовительный, рабочий и заключительный [4; 5]. Следует отметить, что знание следователем задач каждого этапа осмотра, обеспечит эффективность проведения указанного следственного действия. В настоящей публикации мы рассмотрим специфику и особенности подготовки к проведению следственного действия – осмотра места дорожно-транспортного происшествия, как одного из основных следственных действий, направленного на установление обстоятельств совершения преступления, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Основания и порядок производства осмотра регламентированы главой 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 176 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации осмотр места происшествия производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела и может быть произведен до возбуждения уголовного дела [6]. При этом в самом уголовно-процессуальном законе не дано определения понятия осмотра места происшествия, оно сформулировано в юридической литературе. Так, по мнению С. В. Корнаковой и О. С. Сергеевой, осмотр места происшествия представляет собой эмпирический метод исследования – включенное наблюдение, особенностью которого является целенаправленное и планомерное взаимодействие следователя с исследуемыми объектами на основе исходных знаний криминалистической характеристики преступления, позволяющей строить конкретные предположения о сути расследуемого события [7, с. 121]. По мнению Л. И. Полтавцевой и А. К. Чичельницкой, осмотр места происшествия – это неотложное следственное действие, состоящее из познавательных и удостоверительных действий следователя, выполняемых на месте обнаружения признаков совершенного преступления путем личного его восприятия и аналитического изучения следов преступления, предметов и объектов, позволяющих понять механизм преступления, а также последующая фиксация полученных результатов с целью использования их при раскрытии и расследовании преступлений [8, с. 138]. Применительно к специфике рассматриваемого вопроса можно сформулировать определение, что осмотр места дорожно-транспортного происшествия – это следственное действие, сущность которого заключается в непосредственном восприятии лицом, его производящим, материальной обстановки, отобразившейся на дороге и прилегающих к ней элементах (объектах) в результате дорожно-транспортного происшествия, в целях обнаружения, фиксации и изъятия материальных следов и обстоятельств, дающих возможность впоследствии воссоздать механизм произошедшего события, а также иные обстоятельства происшествия, которые необходимо установить в целях решения задач уголовно-процессуального производства. Исходя из этого, основными задачами осмотра места дорожно-транспортного происшествия являются: 1) обнаружение, фиксация и изъятие на дороге и прилегающих к ней элементах (объектах) следов, оставленных транспортными средствами, участниками дорожного движения и иными предметами; 2) фиксация обстановки, в которой произошло дорожно-транспортное происшествие; 3) проверка и фиксация технического состояния транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии; 4) выявление причин и условий, способствовавших произошедшему дорожно-транспортному происшествию, и принятие незамедлительных мер к их устранению [9, с. 6–7]. На месте происшествия следователь осуществляет руководство следственно-оперативной группой и определяет порядок ее работы [10], а также обеспечивает качество, полноту и результативность осмотра места происшествия, достоверное отражение сведений в заполняемых им документах. Для выполнения вышеперечисленного объема возложенных на следователя задач на первый план выходит его деятельность по организации проведения следственного действия, то есть деятельность по подготовке проведения осмотра места дорожно-транспортного происшествия, которая основана на его взаимодействии с сотрудниками других подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, иных министерств и ведомств, организаций и учреждений, должностных лиц и граждан, привлекаемых следователем для оказания помощи в проведении, а также участия в проведении указанного следственного действия для решения задач уголовного судопроизводства. Все вышеперечисленные действия следователя составляют подготовительный этап осмотра места дорожно-транспортного происшествия, которые, в свою очередь, можно подразделить на две стадии: – действия следователя при получении сообщения о дорожно-транспортном происшествии; – действия следователя по прибытии на место дорожно-транспортного происшествия. Следователь обязан незамедлительно прибыть на место происшествия, так как без ознакомления с обстоятельствами непосредственно на месте невозможно составить полного представления о характере происшествия. С учетом этого, опираясь на практический опыт, считаем необходимым отметить, что работа следователя по подготовке к проведению указанного следственного действия должна начаться еще до выезда следственно-оперативной группы на место происшествия, а своевременно предпринятые им на первой стадии подготовительного этапа действия помогут сохранить первоначальную обстановку на месте происшествия, сократить время проведения следственного действия и значительно облегчить предстоящую работу на месте. При получении сообщения о дорожно-транспортном происшествии (первая стадия) следователь должен: 1) Исходя из характера полученной первоначальной информации об обстоятельствах произошедшего события и наступивших последствиях, определить круг лиц, которых ему необходимо привлечь к участию в осмотре либо для оказания помощи (специалисты, сотрудники ГИБДД, работники дорожной организации, иные лица). При проведении осмотра места дорожно-транспортного происшествия первостепенное значение имеет состав следственно-оперативной группы. Особое внимание необходимо уделять обеспечению участия в осмотре специалистов различных областей знаний (криминалистов, судебных медиков, автотехников и др.) [11]. Их участие направлено на оказание следователю консультативной, технической и иной помощи в целях фиксации в протоколе вещественной обстановки, материальных следов, повреждений и технического состояния транспортных средств, повреждений на трупе и др. 2) Определить технические и иные средства, необходимые для применения при производстве следственного действия. Занимающемуся расследованием дорожно-транспортных происшествий следователю необходимо знать, что от его подготовки к проведению следственного действия напрямую зависит результат его проведения (поиска, сбора и фиксации доказательств). Для этих целей ему необходимо в своем арсенале иметь специальные принадлежности (измерительную рулетку, чертежные принадлежности, строительный уровень, осветительный фонарь, мел, специализированные бланки протоколов и схем, чемодан следователя и др.). Также следователю необходимо определить, какие технические средства нужно использовать привлекаемым к участию в следственном действии специалистам (фото-видео-камера, источники ультрафиолетового и иного освещения и др.). 3) Определить необходимость привлечения специальной техники для оказания помощи в проведении следственного действия (эвакуаторов, кранов, автомобилей МЧС, ритуальных служб и др.). Заблаговременное ее привлечение позволит повысить эффективность работы следователя на месте происшествия, а также сократить сроки его проведения и нахождения следственно-оперативной группы на месте происшествия. 4) Выяснить, какие меры были приняты для оказания помощи пострадавшим и куда они были направлены с целью ее оказания. При наличии пострадавших, нуждающихся в медицинской помощи на месте происшествия, незамедлительно принять к этому меры. В целях оперативного, а также объективного получения информации об обстоятельствах произошедшего дорожно-транспортного происшествия необходимо дать указание оперативному дежурному о направлении в медицинское учреждение, куда были доставлены пострадавшие, сотрудников органа внутренних дел для установления характера полученных ими телесных повреждений и по возможности их опроса об обстоятельствах произошедших событий. 5) Принять меры для организации охраны места происшествия. Характерной особенностью дорожно-транспортного происшествия является то, что указанное событие происходит неожиданно и быстротечно, что усложняет условия его восприятия свидетелями и участниками. В этой связи через оперативного дежурного территориального органа внутренних дел необходимо связаться с сотрудниками, которые первыми прибыли на место происшествия, и поручить им осуществить его охрану с целью предотвращения изменения первоначальной обстановки и уничтожения следов, а также проведение мероприятий, направленных на установление свидетелей и очевидцев происшествия. По прибытии на место дорожно-транспортного происшествия (вторая стадия) и перед началом рабочего этапа осмотра следователь должен: 1) Принять меры к установлению личности водителей и пассажиров транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, а также его свидетелей и очевидцев (привлекая сотрудников ГИБДД и иных служб), предварительно составив с ними беседу для получения представления о механизме и обстоятельствах произошедшего в целях выбора дальнейшего способа проведения осмотра. В случае необходимости установления таковых – дать соответствующие поручения о проведении поисковых и оперативно-розыскных мероприятий сотрудникам уголовного розыска, ГИБДД и других служб. 2) Установить, подвергалась ли изменению обстановка на месте происшествия, имеются ли средства фиксации (видеорегистраторы транспортных средств, камеры наружного наблюдения и т. п.), подлежащие изъятию либо внесению в протокол. 3) Принять меры для удаления посторонних лиц и пресечения их доступа на место происшествия, обеспечения безопасности дорожного движения и проведения следственного действия, привлекая сотрудников ГИБДД и иных служб. 4) Определить и уточнить круг лиц, которые будут участвовать в осмотре, помимо входящих в состав следственно-оперативной группы (водители транспортных средств – участников дорожно-транспортного происшествия, понятые и др.). Несмотря на то что положения части 11 статьи 170 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предоставляют следователю право самостоятельно принимать решение о привлечении для участия в осмотре места происшествия понятых, практика проведения указанного следственного действия именно по делам о преступлениях в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта указывает на необходимость применения института понятых для удостоверения его хода и содержания. В последующем при возникновении каких-либо споров со стороны участников уголовного судопроизводства относительно достоверности и объективности отражения следователем обстановки дорожно-транспортного происшествия в соответствующем протоколе и приложениях к нему (схемах, планах, фототаблицах и др.) понятые могут быть допрошены по этим обстоятельствам в качестве свидетелей. 5) Осуществить предварительный обзор места происшествия с целью ознакомления с обстановкой, которую предстоит исследовать, предварительного определения механизма произошедшего и границ осмотра, выбора точек ориентира (дорожные знаки, указатели километров, здания, опоры линий электропередачи и т. п.), а также способа и тактики осмотра. Важным моментом также является то, что в соответствии с частью 5 статьи 164 УПК РФ перед началом осмотра следователь в обязательном порядке всем участникам следственного действия объясняет цель и задачи его проведения, а также разъясняет предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации права и предупреждает об ответственности. По окончании перечисленных выше подготовительных действий, проанализировав полученную информацию, следователь переходит к рабочему этапу осмотра места дорожно-транспортного происшествия.

×

Об авторах

А. А. Гонтарев

Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина

Автор, ответственный за переписку.
Email: Gontarevandrey@mail.ru
Россия

Список литературы

  1. Показатели состояния безопасности. Сайт Госавтоинспекции ГИБДД МВД России URL: http://stat.gibdd.ru (дата обращения: 09.11.2021).
  2. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») (приводится по состоянию на 9 ноября 2021 г.)] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 63-ФЗ: [принят Государственной Думой 24 мая 1996 года: одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года (приводится по состоянию на 9 ноября 2021 г.) //СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_10699.
  4. СУ при УВД по Тульской области. Организация осмотра места дорожно-транспортного происшествия //Информационный бюллетень Следственного комитета России при МВД России. Москва: Следственный комитет при МВД России, 2010. № 1 (143). С. 78–84.
  5. Следственный департамент МВД России. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия // Информационный бюллетень Следственного департамента МВД России. Москва: Следственный департамент МВД России, 2013. № 1(155). С. 84–188.
  6. Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 174–ФЗ: [принят Государственной Думой 22 ноября 2001 года: одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года (приводится по состоянию на 9 ноября 2021 г.) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481.
  7. Корнакова С. В., Сергеева О. С. Осмотр места происшествия при расследовании насильственных преступлений, совершенных несовершеннолетними: условия эффективности // Юридический вестник Самарского университета. 2017. Т. 3, № 4. С. 121–125. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35127008; https://journals.ssau.ru/jjsu/article/view/6055.
  8. Полтавцева Л. И., Чичельницкий А. К. Взаимодействие членов следственно-оперативной группы при осмотре места происшествия: тактические и процессуальные ошибки правоприменительной практики // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2021. № 3 (130). С. 137-140. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44804578.
  9. Сергеев В. В., Скоморохов О. Н., Юрин А. М. Особенности проведения следственных действий на первоначальном этапе расследования дорожно-транспортных происшествий: тактико-криминалистический аспект: учебное пособие / под ред. к. ю. н. В. В. Сергеева. Белгород: БелЮИ МВД России им. И. Д. Путилина, 2021. 89 с.
  10. Приказ МВД России от 29 апреля 2015 г. № 495 «Об утверждении Инструкции по организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел» // СПС «КонсультантПлюс».
  11. Приказ МВД России от 11 января 2009 г. № 7 «Об утверждении наставления по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://docs.cntd.ru/document/902159638.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Гонтарев А.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах