Organizational bases of the preparatory stage of the inspection of the scene of a traffic accident
- Authors: Gontarev А.А.1
-
Affiliations:
- Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia
- Issue: Vol 7, No 4 (2021)
- Pages: 136-141
- Section: Criminalistics and forensic enquiry
- URL: https://journals.ssau.ru/jjsu/article/view/10223
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-047X-2021-7-4-136-141
- ID: 10223
Cite item
Full Text
Abstract
This article analyses the activities of the internal affairs bodies in the field of solving and investigating crimes, related to the violation of traffic rules and the operation of vehicles, focuses on the specifics of preparation for the investigative action – inspection of the scene of a traffic accident, as one of the main investigative actions, as well as the importance of the actions of the investigator, related to the detection and fixation of the material and road situation at the scene of a traffic accident. The article emphasizes: a methodology for documenting crimes committed in the field of traffic safety and operation of transport, characterized by the fact that qualified persons are important from the moment such facts are reported, timely and competent actions of the investigator related to the detection and recording of the physical and road situation at the scene of a traffic accident, and the seizure of physical objects and traces due to the fact that they are subject to change within a short period of time. The inspection of the scene of a traffic accident is presented in the form of an investigative action, the essence of which is the direct perception by the person producing it of the material situation displayed on the road and the elements adjacent to it (objects) as a result of a traffic accident, in order to detect, fix and remove material traces and circumstances that make it possible to subsequently recreate the mechanism of the event, as well as other circumstances of the incident that need to be established in order to solve the tasks of criminal procedure.
Full Text
В современное время постоянный рост количества эксплуатируемых человечеством транспортных средств неумолимо приводит к росту совершаемых с их участием дорожно-транспортных происшествий, в том числе влекущих за собой причинение вреда здоровью и гибель людей, что является сложной социально-экономической проблемой как для Российской Федерации в частности, так и для всего мира в целом. В этой связи Правительством Российской Федерации принята Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 годы, согласно которой на органы внутренних дел возлагается функция по раскрытию и расследованию преступлений, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. За 9 месяцев 2021 года на дорогах России совершено 96 314 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых ранено 121 573 человека и 10 534 погибли. За указанный период на территории Белгородской области зарегистрированы 777 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых телесные повреждения получили более 1000 человек и 90 человек погибли [1]. Определение дорожно-транспортного происшествия дано в статье 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») [2], под которым понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо смерть (статья 264 Уголовного кодекса Российской Федерации) [3]. Методика документирования преступлений, совершенных в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта, характеризуется своей особенностью в связи с тем, что уже с момента поступления сообщения о таких фактах важное значение имеют квалифицированные, своевременные и грамотные действия следователя, связанные с обнаружением и фиксацией вещественной и дорожной обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия, а также изъятием материальных объектов и следов, в связи с тем, что они подвергаются изменению в течение короткого временного промежутка. Указанная специфика требует от следователя наличия определенного опыта, а также специальной подготовки в организации проведения следственных действий и их тактике. Именно по этой причине осмотр места дорожно-транспортного происшествия в подавляющем большинстве случаев имеет огромное значение в расследовании преступлений указанной категории. Его важность заключается в том что несвоевременное и неквалифицированное проведение осмотра места дорожно-транспортного происшествия может привести к невосполнимым утратам следов и объектов, имеющих значение в качестве вещественных доказательств, искажению дорожной обстановки, сложившейся на момент произошедшего события, которые зачастую в результате проведения повторного осмотра и других следственных действий восстановить уже не удастся. Как уже отмечалось выше, осмотр места дорожно-транспортного происшествия обладает определенной спецификой, связанной с тем, что на дороге и прилегающих к ней элементах непосредственно после интересующего нас события (момента дорожно-транспортного происшествия) довольно затруднительно длительное время в неизменном виде сохранить вещественную обстановку, и в связи с этим эффективность результата проведения указанного следственного действия во многом зависит от своевременности и тактической правильности его проведения, что, в свою очередь, требует его грамотной подготовки и организации. Исходя из этого, с учетом специфики осмотра места дорожно-транспортного происшествия проведение указанного следственного действия можно разделить на три основных этапа: подготовительный, рабочий и заключительный [4; 5]. Следует отметить, что знание следователем задач каждого этапа осмотра, обеспечит эффективность проведения указанного следственного действия. В настоящей публикации мы рассмотрим специфику и особенности подготовки к проведению следственного действия – осмотра места дорожно-транспортного происшествия, как одного из основных следственных действий, направленного на установление обстоятельств совершения преступления, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Основания и порядок производства осмотра регламентированы главой 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 176 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации осмотр места происшествия производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела и может быть произведен до возбуждения уголовного дела [6]. При этом в самом уголовно-процессуальном законе не дано определения понятия осмотра места происшествия, оно сформулировано в юридической литературе. Так, по мнению С. В. Корнаковой и О. С. Сергеевой, осмотр места происшествия представляет собой эмпирический метод исследования – включенное наблюдение, особенностью которого является целенаправленное и планомерное взаимодействие следователя с исследуемыми объектами на основе исходных знаний криминалистической характеристики преступления, позволяющей строить конкретные предположения о сути расследуемого события [7, с. 121]. По мнению Л. И. Полтавцевой и А. К. Чичельницкой, осмотр места происшествия – это неотложное следственное действие, состоящее из познавательных и удостоверительных действий следователя, выполняемых на месте обнаружения признаков совершенного преступления путем личного его восприятия и аналитического изучения следов преступления, предметов и объектов, позволяющих понять механизм преступления, а также последующая фиксация полученных результатов с целью использования их при раскрытии и расследовании преступлений [8, с. 138]. Применительно к специфике рассматриваемого вопроса можно сформулировать определение, что осмотр места дорожно-транспортного происшествия – это следственное действие, сущность которого заключается в непосредственном восприятии лицом, его производящим, материальной обстановки, отобразившейся на дороге и прилегающих к ней элементах (объектах) в результате дорожно-транспортного происшествия, в целях обнаружения, фиксации и изъятия материальных следов и обстоятельств, дающих возможность впоследствии воссоздать механизм произошедшего события, а также иные обстоятельства происшествия, которые необходимо установить в целях решения задач уголовно-процессуального производства. Исходя из этого, основными задачами осмотра места дорожно-транспортного происшествия являются: 1) обнаружение, фиксация и изъятие на дороге и прилегающих к ней элементах (объектах) следов, оставленных транспортными средствами, участниками дорожного движения и иными предметами; 2) фиксация обстановки, в которой произошло дорожно-транспортное происшествие; 3) проверка и фиксация технического состояния транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии; 4) выявление причин и условий, способствовавших произошедшему дорожно-транспортному происшествию, и принятие незамедлительных мер к их устранению [9, с. 6–7]. На месте происшествия следователь осуществляет руководство следственно-оперативной группой и определяет порядок ее работы [10], а также обеспечивает качество, полноту и результативность осмотра места происшествия, достоверное отражение сведений в заполняемых им документах. Для выполнения вышеперечисленного объема возложенных на следователя задач на первый план выходит его деятельность по организации проведения следственного действия, то есть деятельность по подготовке проведения осмотра места дорожно-транспортного происшествия, которая основана на его взаимодействии с сотрудниками других подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, иных министерств и ведомств, организаций и учреждений, должностных лиц и граждан, привлекаемых следователем для оказания помощи в проведении, а также участия в проведении указанного следственного действия для решения задач уголовного судопроизводства. Все вышеперечисленные действия следователя составляют подготовительный этап осмотра места дорожно-транспортного происшествия, которые, в свою очередь, можно подразделить на две стадии: – действия следователя при получении сообщения о дорожно-транспортном происшествии; – действия следователя по прибытии на место дорожно-транспортного происшествия. Следователь обязан незамедлительно прибыть на место происшествия, так как без ознакомления с обстоятельствами непосредственно на месте невозможно составить полного представления о характере происшествия. С учетом этого, опираясь на практический опыт, считаем необходимым отметить, что работа следователя по подготовке к проведению указанного следственного действия должна начаться еще до выезда следственно-оперативной группы на место происшествия, а своевременно предпринятые им на первой стадии подготовительного этапа действия помогут сохранить первоначальную обстановку на месте происшествия, сократить время проведения следственного действия и значительно облегчить предстоящую работу на месте. При получении сообщения о дорожно-транспортном происшествии (первая стадия) следователь должен: 1) Исходя из характера полученной первоначальной информации об обстоятельствах произошедшего события и наступивших последствиях, определить круг лиц, которых ему необходимо привлечь к участию в осмотре либо для оказания помощи (специалисты, сотрудники ГИБДД, работники дорожной организации, иные лица). При проведении осмотра места дорожно-транспортного происшествия первостепенное значение имеет состав следственно-оперативной группы. Особое внимание необходимо уделять обеспечению участия в осмотре специалистов различных областей знаний (криминалистов, судебных медиков, автотехников и др.) [11]. Их участие направлено на оказание следователю консультативной, технической и иной помощи в целях фиксации в протоколе вещественной обстановки, материальных следов, повреждений и технического состояния транспортных средств, повреждений на трупе и др. 2) Определить технические и иные средства, необходимые для применения при производстве следственного действия. Занимающемуся расследованием дорожно-транспортных происшествий следователю необходимо знать, что от его подготовки к проведению следственного действия напрямую зависит результат его проведения (поиска, сбора и фиксации доказательств). Для этих целей ему необходимо в своем арсенале иметь специальные принадлежности (измерительную рулетку, чертежные принадлежности, строительный уровень, осветительный фонарь, мел, специализированные бланки протоколов и схем, чемодан следователя и др.). Также следователю необходимо определить, какие технические средства нужно использовать привлекаемым к участию в следственном действии специалистам (фото-видео-камера, источники ультрафиолетового и иного освещения и др.). 3) Определить необходимость привлечения специальной техники для оказания помощи в проведении следственного действия (эвакуаторов, кранов, автомобилей МЧС, ритуальных служб и др.). Заблаговременное ее привлечение позволит повысить эффективность работы следователя на месте происшествия, а также сократить сроки его проведения и нахождения следственно-оперативной группы на месте происшествия. 4) Выяснить, какие меры были приняты для оказания помощи пострадавшим и куда они были направлены с целью ее оказания. При наличии пострадавших, нуждающихся в медицинской помощи на месте происшествия, незамедлительно принять к этому меры. В целях оперативного, а также объективного получения информации об обстоятельствах произошедшего дорожно-транспортного происшествия необходимо дать указание оперативному дежурному о направлении в медицинское учреждение, куда были доставлены пострадавшие, сотрудников органа внутренних дел для установления характера полученных ими телесных повреждений и по возможности их опроса об обстоятельствах произошедших событий. 5) Принять меры для организации охраны места происшествия. Характерной особенностью дорожно-транспортного происшествия является то, что указанное событие происходит неожиданно и быстротечно, что усложняет условия его восприятия свидетелями и участниками. В этой связи через оперативного дежурного территориального органа внутренних дел необходимо связаться с сотрудниками, которые первыми прибыли на место происшествия, и поручить им осуществить его охрану с целью предотвращения изменения первоначальной обстановки и уничтожения следов, а также проведение мероприятий, направленных на установление свидетелей и очевидцев происшествия. По прибытии на место дорожно-транспортного происшествия (вторая стадия) и перед началом рабочего этапа осмотра следователь должен: 1) Принять меры к установлению личности водителей и пассажиров транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, а также его свидетелей и очевидцев (привлекая сотрудников ГИБДД и иных служб), предварительно составив с ними беседу для получения представления о механизме и обстоятельствах произошедшего в целях выбора дальнейшего способа проведения осмотра. В случае необходимости установления таковых – дать соответствующие поручения о проведении поисковых и оперативно-розыскных мероприятий сотрудникам уголовного розыска, ГИБДД и других служб. 2) Установить, подвергалась ли изменению обстановка на месте происшествия, имеются ли средства фиксации (видеорегистраторы транспортных средств, камеры наружного наблюдения и т. п.), подлежащие изъятию либо внесению в протокол. 3) Принять меры для удаления посторонних лиц и пресечения их доступа на место происшествия, обеспечения безопасности дорожного движения и проведения следственного действия, привлекая сотрудников ГИБДД и иных служб. 4) Определить и уточнить круг лиц, которые будут участвовать в осмотре, помимо входящих в состав следственно-оперативной группы (водители транспортных средств – участников дорожно-транспортного происшествия, понятые и др.). Несмотря на то что положения части 11 статьи 170 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предоставляют следователю право самостоятельно принимать решение о привлечении для участия в осмотре места происшествия понятых, практика проведения указанного следственного действия именно по делам о преступлениях в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта указывает на необходимость применения института понятых для удостоверения его хода и содержания. В последующем при возникновении каких-либо споров со стороны участников уголовного судопроизводства относительно достоверности и объективности отражения следователем обстановки дорожно-транспортного происшествия в соответствующем протоколе и приложениях к нему (схемах, планах, фототаблицах и др.) понятые могут быть допрошены по этим обстоятельствам в качестве свидетелей. 5) Осуществить предварительный обзор места происшествия с целью ознакомления с обстановкой, которую предстоит исследовать, предварительного определения механизма произошедшего и границ осмотра, выбора точек ориентира (дорожные знаки, указатели километров, здания, опоры линий электропередачи и т. п.), а также способа и тактики осмотра. Важным моментом также является то, что в соответствии с частью 5 статьи 164 УПК РФ перед началом осмотра следователь в обязательном порядке всем участникам следственного действия объясняет цель и задачи его проведения, а также разъясняет предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации права и предупреждает об ответственности. По окончании перечисленных выше подготовительных действий, проанализировав полученную информацию, следователь переходит к рабочему этапу осмотра места дорожно-транспортного происшествия.
About the authors
А. А. Gontarev
Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia
Author for correspondence.
Email: Gontarevandrey@mail.ru
Russian Federation
References
- Pokazateli sostoyaniya bezopasnosti [Security status indicators]. Retrieved from the official website of the Main Directorate for Traffic Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Available at: http://stat.gibdd.ru (accessed 09.11.2021) [in Russian].
- Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23.10.1993 № 1090 (red. ot 31.12.2020) «O Pravilakh dorozhnogo dvizheniya» (vmeste s «Osnovnymi polozheniyami po dopusku transportnykh sredstv k ekspluatatsii i obyazannosti dolzhnostnykh lits po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya») (privoditsya po sostoyaniyu na 9 noyabrya 2021 g.) [Decree of the Government of the Russian Federation as of 23.10.1993 № 1090 (revised at 31.12.2020) «On the Rules of the Road» (together with the «Basic provisions on the admission of vehicles to operation and the duties of officials to ensure road safety») (given as of November 9, 2021). Retrieved from legal reference system «СonsultantPlus». Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709 [in Russian].
- Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon № 63-FZ: [prinyat Gosudarstvennoi Dumoi 24 maya 1996 goda: odobren Sovetom Federatsii 5 iyunya 1996 goda (privoditsya po sostoyaniyu na 9 noyabrya 2021 g.) [Criminal Code of the Russian Federation: Federal Law № 63-FZ: [adopted by the State Duma on May 24, 1996: approved by the Federation Council on June 5, 1996] (given as of November 9, 2021). Retrieved from legal reference system «СonsultantPlus». Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_10699 [in Russian].
- SU pri UVD po Tul'skoi oblasti. Organizatsiya osmotra mesta dorozhno-transportnogo proisshestviya [Investigative department at the Ministry of Internal Affairs in the Tula region. Organization of inspection of the scene of a traffic accident]. Informatsionnyi byulleten' Sledstvennogo komiteta Rossii pri MVD Rossii. Moscow: Sledstvennyi komitet pri MVD Rossii, 2010, no. 1(143), pp. 78–84 [in Russian].
- Sledstvennyi departament MVD Rossii. Osmotr mesta dorozhno-transportnogo proisshestviya [Investigative Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Survey of the place of the road accident]. Informatsionnyi byulleten' Sledstvennogo komiteta Rossii pri MVD Rossii. Moscow: Sledstvennyi departament MVD Rossii, 2013, no. 1 (155), pp. 84–188 [in Russian].
- Ugolovno–protsessual'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon № 174–FZ: [prinyat Gosudarstvennoi Dumoi 22 noyabrya 2001 goda: odobren Sovetom Federatsii 5 dekabrya 2001 goda (privoditsya po sostoyaniyu na 9 noyabrya 2021 g.) [Code of Criminal Procedure of the Russian Federation]: Federal Law № 174–FZ: [adopted by the State Duma on November 22, 2001: approved by the Federation Council on December 5, 2001 (given as of November 9, 2021). Retrieved from legal reference system «СonsultantPlus». Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481 [in Russian].
- Kornakova S. V., Sergeeva O. S. Osmotr mesta proisshestviya pri rassledovanii nasil'stvennykh prestuplenii, sovershennykh nesovershennoletnimi: usloviya effektivnosti [Inspection of the scene during the investigation of violent crimes committed by juveniles: conditions of effectiveness]. Iuridicheskii vestnik Samarskogo universiteta [Juridical Journal of Samara University], 2017, vol. 3, no. 4, pp. 121–125. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35127008; https://journals.ssau.ru/jjsu/article/view/6055 [in Russian].
- Poltavtseva L. I. Chichelnitsky A. K. Vzaimodeistvie chlenov sledstvenno-operativnoi gruppy pri osmotre mesta proisshestviya: takticheskie i protsessual'nye oshibki pravoprimenitel'noi praktiki [Interaction of members of the investigative-operational group during the inspection of the scene: tactical and procedural errors of law enforcement practice]. Nauka i obrazovanie: khozyaistvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie, 2021, no. 3 (130), pp. 137–140. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=44804578 [in Russian].
- Sergeev V. V, Skomorokhov O. N., Yurin A. M. Osobennosti provedeniya sledstvennykh deistvii na pervonachal'nom etape rassledovaniya dorozhno-transportnykh proisshestvii: taktiko-kriminalisticheskii aspekt: uchebnoe posobie. Рod redaktsiei k.yu.n. Sergeeva V. V. [Features of conducting investigative actions at the initial stage of the investigation of traffic accidents: tactical and forensic aspect: textbook. Sergeev V. V. (Ed.)]. Belgorod: BelYuI MVD Rossii im. I. D. Putilina, 2021, 89 p. [in Russian].
- Prikaz MVD Rossii ot 29 aprelya 2015 g. № 495 «Ob utverzhdenii Instruktsii po organizatsii sovmestnoi operativnosluzhebnoi deyatel'nosti podrazdelenii organov vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii pri raskrytii prestuplenii i rassledovanii ugolovnykh del» [Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated April 29, 2015 № 495 «On approval of the Instructions for organizing joint operational and official activities of units of the internal affairs bodies of the Russian Federation in the detection of crimes and the investigation of criminal cases»]. Retrieved from legal reference system «СonsultantPlus» [in Russian].
- Prikaz MVD Rossii ot 11 yanvarya 2009 g. № 7 «Ob utverzhdenii nastavleniya po organizatsii ekspertno-kriminalisticheskoi deyatel'nosti v sisteme MVD Rossii» [Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated January 11, 2009 № 7 «On approval of the manual on the organization of forensic activities in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia2]. Retrieved from legal reference system «СonsultantPlus». Available at: https://docs.cntd.ru/document/902159638 [in Russian].