Криминология осужденных в российском дискурсе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье проблематизируется статус отечественной криминологии осужденных в исследовательском и практическом контекстах, отражены особенности развития данной дисциплины в странах – ее основателях. Говорится о наличии в России разнообразного опыта участия бывших осужденных в изучении и реформировании института тюрьмы. Высказывается предположение о том, что обобщение практик участия осужденных и бывших осужденных в изучении и реформировании исправительных учреждений России будет способствовать институционализации криминологии осужденных в российском дискурсе. При определении методов исследований для целей криминологии осужденных сделан акцент на качественные исследования. Рассматриваются возможности автоэтнографического подхода в изучении исправительных учреждений с включением в данный процесс самих осужденных и бывших осужденных как акторов. Проблематизируется возможность и необходимость обсуждения нормативных оснований участия осужденных и бывших осужденных в образовательной и исследовательской деятельности.

Полный текст

Актуализируя тему данной статьи, обратим внимание на тот факт, что «вопросы защиты прав человека в уголовном процессе (...) занимают первое место по количеству» в рейтинге обращений к Уполномоченному по правам человека в РФ [1, с. 220]. Растущее осознание тревожности такой тенденции, как и понимание недостаточности возможностей осужденных в обеспечении своих прав и безопасности, связано со становлением криминологии осужденных. Заметим, что выходят в свет работы, посвященные уже 25-летию этого направления криминологии. Однако в отечественной науке, как и в социальной практике, сам термин «криминология осужденных» (Convict Criminology) фактически не используется. Сказанное – не основание, разумеется, для заключения об отсутствии криминологии осужденных (далее – КО) в отечественном дискурсе. Цель данной статьи – проблематизация особенностей КО в российском дискурсе. Двигаясь в направлении заданной цели, обозначим рамки нашего исследования, ибо при попытке понять и проанализировать какие-либо процессы принято исходить из определенных допущений. В нашем тексте криминология будет пониматься как социология преступности [2]. Что касается КО, то в литературе это направление трактуется либо как «отделение» криминологии, становление которого связывается с концом 1990-х гг. [3], или как «школа, движение, группа, организация или сеть», в последнем случае точкой отсчета называется начало 1990-х гг. [4, p. 243]. Общим для разных трактовок КО является признание самостоятельности задач и особенностей предмета исследований по обозначенному направлению, обусловленных значимостью «голосов осужденных», которые не должны игнорироваться и неверно интерпретироваться в научных и политически направленных исследованиях [4, p. 243]. Признается важность представленности в КО также бывших осужденных, сотрудников тюрем и иных лиц, заинтересованных в развитии КО. В данной статье КО рассматривается как составляющая криминологии – подотрасль криминологии. Такой подход созвучен с оценкой криминологии осужденных, данной Р. С. Джонсом в его отзыве на Криминологию осужденных будущего, вышедшую под редакцией Д. Я. Росса и Ф. Вианелло, где признается, что это криминология уже «сложившаяся, но все еще развивающаяся с глубокими социальными последствиями». Правда, Р. С. Джонс соответствующее направление криминологии назвал «академическим подразделением» [5]. Мы же, подчеркивая не только относительную автономность, но и прикладное значение соответствующих знаний и практик, определили это подразделение подотраслью криминологии. Приверженцы КО убеждены в недопустимости игнорирования или маргинализации голосов осужденных как в академических кругах, так и в уголовной политике. Тем самым критикуются традиционные исследования, «замалчивание в них «ужасов тюрьмы», ее «запахов страха» и отчаяния, так хорошо известных лицам, «живущим в клетках» [6, p. 377]. В качестве теоретической базы КО рассматривается критическая криминология с акцентом на изучении «маргинализированных мнений», «социально незащищённых людей» [4, p. 243]. Автоэтнография определяется нередко как основной метод в КО [7]. Издается множество разноплановых публикаций, где ставятся под сомнение криминологические теории, касающиеся исправительных учреждений (далее – ИУ), когда в них используются «устаревшие источники» [8, p. 16], чрезмерно смещено внимание в сторону статистики, а также вследствие фактического отказа от анализа реального опыта тюремного заключения. Критикуемые подходы достаточно основательно представлены, на наш взгляд, и в ряде отечественных текстов ведущих российских криминологов [9, с. 2]. Так, в работе, датированной 2021 г., как и в написанной тем же исследователем ранее (в соавторстве) [10], не только не используется термин «криминология осужденных», как и современные тексты западных криминологов, но и допущен ряд некорректных трактовок применяемых в криминологии методов. Например, в работе, датированной 2021 г., к основным источникам «криминологической информации» отнесены «юридическая», «моральная», «экономическая», «социально-демографическая» и «иная» статистика [9, с. 22]. Что касается других методов, то говорится об «анкетировании уголовных дел» [9, с. 22]; интервью же описывается как «более жестко запрограммированное, чем беседа» [9, с. 26]. Не будем специально оспаривать очевидную, на наш взгляд, упречность выше процитированных определений методов криминологических исследований, но зададимся лишь одним вопросом: разве интервью – это всегда «скоротечная беседа»; разве оно не бывает качественным? Несмотря на то что автор и пишет, что «большую часть (...) совершенных преступлений» [9, с. 22] составляют незарегистрированные преступления, тем не менее он даже не упоминает о потенциале качественных методов в изучении латентных процессов. Практически отсутствуют ссылки на традиции и новации в изучении тюрем в других странах. При этом утверждается, что российский пенитенциарный опыт – один из самых востребованных в мире; что «результаты научных разработок в данной области интересны (...) и зарубежным специалистам» [10, с. 12]. При этом ни одна из концепций современных западных ученых не обозначена. Иными словами, западный опыт остается фактически не востребованным отечественными авторами, за небольшим исключением. В силу сказанного выше ожидаемым оказывается и то, что критическая криминология, определяемая в КО как ее теоретическое основание, в отечественной науке фактически не учитывается [11]. Повторим, что становление и развитие КО происходит именно в силу растущей неудовлетворенности положением дел в изучении института тюрьмы. В отечественной криминологии положение дел усугубляется абстрагированием от опыта, накопленного в западной науке, который нередко упоминается лишь на уровне обращения к наследию ученых ХVIII – начала ХХ вв. Дебаты, ведомые в современной западной криминологии, остаются в отечественной науке нередко «дамой под вуалью». Вместе с тем, возвращаясь к установлению происхождения КО, согласимся с отнесением к первым опубликованным работам по криминологии для осужденных труда П. Кропоткина «В русских и французских тюрьмах» [12, p. 57–76]. Кстати, П. Кропоткину пришлось «провести три года» в 2 французских тюрьмах [13, с. 5], а не в одной, как пишет об этом Р. Эрл [12]. Разделяем мнение и об обусловленности длительного игнорирования вклада П. Кропоткина в криминологию «анархическими перспективами» его работ, выходящих за рамки проблемного поля криминологии [14, p. 488]. П. Кропоткину удалось увидеть слабое влияние «заточения» на уровень преступности, показать унизительное воздействие тюрьмы на заключенных: «Возьмите человека, только что доставленного в тюрьму, (...) он больше не человек, он “такой-то номер” [15]. П. Кропоткин был убежден в приоритетности изучения социальных корней преступности, а не права общества на наказания. Наиболее же актуальной в исследуемом нами контексте является его убежденность в значимости вхождения исследователей в тюрьмы, дабы увидеть, кем становится человек, лишаемый свободы и помещенный рядом с «другими развратными существами, пропитанными в пороке и коррупции» [14, p. 503]. Согласимся с высокой оценкой П. Кропоткина [15] и современных исследователей [16], данной тюремным мемуарам А. Беркмана [17] как «великого человеческого документа, замечательного описания условий содержания в тюрьмах» [16, p. 101]. Мы считаем, что эти мемуары также достойны отнесения к числу первых работ по КО, ожидающих своего исследователя. Данные мемуары – не только о политическом насилии, но и о процессе выживания в тюрьме, о рисках оказаться в ней снова. И «тюремщики» хорошо знают об этих рисках, убежден А. Беркман [17]. Принято считать, что значимую роль в становлении КО сыграли вышедшие из среды бывших осужденных Ф. Танненбаум, Г. Неттлер, Д. Ирвин и Э. Д. Троманхаузер. При этом никого из них мы не называем специалистами по КО, ибо солидарны с Д. Я. Россом, считающим некорректным причислять авторов к специалистам по КО, если они не считают себя таковыми [4, p. 244]. Напомним, что Ф. Танненбаум (1893–1969) – профессор Колумбийского университета и «дедушка теории навешивания ярлыков» – в 1930-х гг. одним из первых открыто назвал себя бывшим заключенным [18, p. 357]. Будучи убежденным в необходимости радикальной реорганизации тюрем, он акцентировал внимание на значимости восприятия осужденных «как людей». Интеллектуальный же родоначальник КО – один из самых знаменитых «осужденных криминологов» – Д. Ирвин (1930–2010) писал о практиках политического манипулирования общественными страхами перед преступностью, об относительности бессилия осужденных; был приверженцем широкого применения качественных исследований тюрьмы, сочетая академическую и практическую деятельность по реформированию тюремной системы. Организационное оформление КО происходит в 90-е гг. ХХ в., когда Д. Я. Росс и С. С. Ричардс основали группу единомышленников, включая студентов, и стали участвовать в конференциях и иных научных мероприятиях с тематикой КО [4, p. 244]. После публикации в 2003 г. их «Криминологии осужденных» (Convict Criminology) КО вышла за пределы США, что нашло отражение в работе международных конференций, появлении подразделений в профессиональных ассоциациях, в создании сайтов, включая «Международную криминологию осужденных». Сегодня КО – растущее и развивающееся направление, что подтверждается признанием ее перспектив международным научным сообществом [4, p. 245]. Представители КО – наставники для многих осужденных и освободившихся из ИУ, проводят научные исследования, занимаются социальной работой; через социальную сеть привлекают единомышленников, пропагандируя активистскую деятельность и практику наставничества [4, p. 245]. В фокусе их внимания и такая тема, как потенциал осужденных в проведении научных исследований. Примечательна в этой связи работа, соавторы которой и академические ученые, и осужденные, и бывшие осужденные [7]. Ими акцентируется внимание на необходимости участия образованных осужденных в написании научных работ. Они убеждены, что именно «образованные осужденные дают возможность взглянуть изнутри на то, что Г. М. Сайкс назвал “Муки заключения”» [19, p. 75]. Все это делается ими в рамках «политики рекомендаций», без претензий на монополию знаний о тюрьмах и на базе признания наличия иных веских точек зрения, которые могут бросить вызов их собственным. Они отстаивают лишь то, что точки зрения заключенных должны быть услышаны [8]. Резюмируя сказанное касательно КО, отнесем к числу ключевых проблем ее развитие в государствах с разными правовыми системами. Разумеется, представляется весьма актуальным в рассмотренных нами рамках вопрос о развитии КО в России. Одна из трудностей, с которой мы сталкиваемся в этой связи, повторим, – это неиспользование в отечественной криминологии самого термина «криминология осужденных». Ситуация усугубляется тем, что доминирующим направлением уголовной политики в современной России обозначилось воздействие на преступность путем изменения уголовного законодательства. На наш взгляд, необходимо вновь и вновь привлекать внимание в научных и политически направленных исследованиях к значимости социологии преступности. При работе на поле КО, способствуя ее развитию в российском дискурсе, памятуя при этом об особенностях российского законодательства, имеет смысл сфокусировать внимание на наследии таких отечественных ученых, иных авторов, как упомянутые выше П. Кропоткин, А. Беркман, а также П. Сорокин, М. Бердяев, имевших практику отбывания уголовного наказания и описавших ее в своих воспоминаниях. Представляются значимыми и воспоминания бывших диссидентов, общественных деятелей, многие из которых были реабилитированы: В. Ф. Абрамкина, В. К. Буковского, А. Д. Синявского, А. И. Солженицына. Общим для них является принадлежность к правозащитному движению СССР, наличие опыта тюремного заключения, а также разнотипных публикаций об этом опыте и практик соответствующей деятельности. Сказанное позволяет заключить, что их воспоминания сыграли свою роль в становлении отечественной КО; осталось лишь проанализировать это наследие в контексте КО. Ведь в целях КО – независимо от того, делаем мы на ней акцент как на научной дисциплине или развивающейся социальной практике (социальная сеть, движение и т. п.), – просвещение общественности, ученых и политиков о реалиях лишения свободы, а также о социальных и психологических препятствиях возвращения в гражданское общество. Кроме того, участники КО выполняют и функции образцов для подражания, наставников для осужденных и бывших осужденных [8, p. 16]. Представляется особо ценным в исследуемом нами контексте опыт В. Ф. Абрамкина (1946–2013), не эмигрировавшего после освобождения от отбывания уголовного наказания, а трудившегося до ухода из жизни на поле реформирования тюремной системы нашей страны. Он – не только автор многочисленных публикаций о необходимости реформирования тюремной системы, но и участник разработки законопроекта по изменению действующего пенитенциарного кодекса. Созданные им и ведомые при его участии в течение 25 лет «Облака» – радиопередачи на «Радио России», как и архив «Абрамкинских чтений», ежегодно проводимых с 2015 г., содержат богатый эмпирический материал, ожидающий исследователей тюремной жизни. В «Абрамкинских чтениях» наряду с общественными деятелями, сотрудниками уголовно-исполнительной системы участвуют ученые, что способствует, на наш взгляд, актуализации потенциала качественных исследований в становлении отечественной КО. Примечательно в этой связи выступление Е. Л. Омельченко на VII «Абрамкинских чтениях», ее анализ «бессмысленных жестоких практик» управления осужденными, включая наказания «топотушки» и т. п. [20]. Несмотря на продолжающиеся дискуссии о потенциале и месте автоэтнографии в КО, доминирующая точка зрения зарубежных исследователей связана с признанием метода автоэтнографии как основного в КО [7]. Повторим, в отечественной же криминологии тема качественных – тем более автоэтнографических – исследований остается «дамой под вуалью». В данном аспекте весьма содержательны и ждут своего исследователя воспоминания А. Д. Синявского, отличающиеся высоким уровнем саморефлексии. Его тексты – образец самонаблюдения, способности подвергать сомнению собственный опыт в разных контекстах, включая суды: «советский» и «эмигрантский». А. Д. Синявский задается, в частности, вопросом о том, почему советский и антисоветский – эмигрантский – суды совпали в обвинениях к нему, и пытается на него ответить [21]. Чтение его «Голоса из хора» – писем к жене из колонии строгого режима – актуализирует тему, фактически представленную во всех воспоминаниях названных выше авторов: «Интересно посмотреть: что останется от человека после разрушения?.. Был, и нету тебя… ты только форма» [22]. Разумеется, свою роль в становлении отечественной КО играют сайты, функционирующие в поддержку лиц, отбывающих и отбывших уголовное наказание, а также их семей, включая упоминаемый выше сайт Центра содействия реформе уголовного правосудия, Тюремный портал России, а также один из текущих проектов Сахаровского центра, включающий в себя тексты воспоминаний о ГУЛАГе, и другие. Они также могли бы стать предметом пристального внимания в КО. Резюмируя сказанное выше касательно КО в российском дискурсе, подчеркнем, что, с одной стороны, сам термин «криминология осужденных» – фактически вне внимания российских авторов. С другой стороны, накоплен богатый материал, нуждающийся в обобщении. Речь идет не только об исторически значимых текстах бывших осужденных, но и о работах современных авторов, а также о форумах, сайтах, работающих для осужденных, их семей и способствующих озвучиванию их голосов. Не менее востребованным остается и изучение опыта ряда ИУ по предоставлению осужденным возможности получения среднего специального и/или высшего образования. Таким образом, у отечественной КО есть будущее при условии актуализации потенциала качественных исследований в изучении ИУ, включении в данный процесс самих осужденных и бывших осужденных как акторов; при растущем взаимопонимании всех заинтересованных сторон, взаимодействующих на поле исследований ИУ. Разумеется, не менее важным в исследуемом контексте представляется и обсуждение вопроса о нормативных основаниях участия бывших осужденных в образовательной и исследовательской деятельности. Возможно, назрела/назревает необходимость корректировки этих оснований и в аспекте гуманизации отечественной уголовной политики?

×

Об авторах

Н. П. Щукина

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: nina_shukina@mail.ru
Россия

Список литературы

  1. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 г. Москва, 2021. 445 с. URL: https://ombudsmanrf.org/content/doclad2020.
  2. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». Санкт-Петербург: Изд-во Р. Асланова: Юридический центр Пресс, 2007. 525 с. URL: https://www.rulit.me/books/deviantologiya-sociologiya-prestupnosti-narkotizma-prostitucii-samoubijstv-i-drugih-otklonenij-read-501947-1.html.
  3. Drake D. H., Darke S., Earle R. Prison Life, Sociology of: Recent Perspectives from the United Kingdom // International Encyclopaedia of Social and Behavioural Sciences (2nd ed). Oxford: Elsevier, 2015. P. 924–929. URL: https://oro.open.ac.uk/40428/1/Elsevier%20encyclopedia%20entry.pdf (дата обращения: 17.08. 2021).
  4. Ross J.I. Convict Criminology // The Routledge Companion to Criminological Theory and Concepts. New York, 2017. P. 243–248. URL: https://www.taylorfrancis.com/chapters/edit/10.4324/9781315744902-55/convict-criminology-jeffrey-ian-ross?context=ubx&refId=e661ee1f-2dfe-4430-80f8-efa29ddc4aed.
  5. Convict Criminology for the Future. Edited By Jeffrey Ian Ross, Francesca Vianello. London, 2020. 248 p. DOI: http://doi.org/10.4324/9781003016458.
  6. Richards S. C. The New School of Convict Criminology Thrives and Matures // Critical Criminology. 2013. № 21 (3). P. 375–387. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10612-013-9194-3.
  7. Newbold G., Ross J. I., Richard S. Jones, Stephen C. Richards, Lenza M. Prison Research from the Inside: The Role of Convict Autoethnography // Qualitative Inquiry. 2014. Vol. 20, № 4. P. 439–448. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1077800413516269.
  8. Richards S. C., Ross J. I., Newbold G., Lenza M, Richard S. Jones Convict Criminology, Prisoner Reentry and Public Policy Recommendations // Journal of Prisoners on Prisons, 2012. Vol. 21, № 1–2. P. 16–34.
  9. Антонян Ю. М. Криминология: учебник для вузов. 3-е изд., перераб и доп. Москва: Юрайт, 2021. 388 с. URL: https://urait.ru/book/kriminologiya-449755.
  10. Пенитенциарная криминология: учебник / под ред. Ю. М. Антоняна, А. Я. Гришко, А. П. Фильченко. Рязань: Академия права и управления ФСИН, 2009. 567 с. URL: https://studfile.net/preview/5998758/.
  11. Судакова Т. М., Номоконов В. А. Осмысление будущего криминологии: обзор современных тенденций //Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12, № 4. С. 531–540. DOI: http://doi.org/10.17150/2500-4255.2018.12(4).531-540.
  12. Earle R. European Origins, Perspectives and Experiences of Convict Criminology // Convict Criminology: Inside and Out, 1st edition. Bristol: Bristol University Press, 2016. P. 57–76. DOI: http://dx.doi.org/10.1332/policypress/9781447323648.003.0004.
  13. Кропоткин П. В русских и французских тюрьмах. Санкт-Петербург: Товарищество «Знание», 1906. 242 с.
  14. Tifft L. L., Stevenson L. E. Humanistic Сriminology: Roots from Peter Kropotkin // The Journal of Sociology & Social Welfare. 1985. Vol. 12, Issue 3. Article 5. P. 488–520.
  15. Kropotkin P. Prisons: Universities of Crime // Mother Earth. 1913. Vol. VIII, No. 8. URL: https://theanarchistlibrary.org/library/petr-kropotkin-prisons-universities-of-crime (дата обращения: 18.08.2021).
  16. Kissack T. Free Comrades: Anarchism and Homosexuality in the United States, 1895–1917. Oakland, Calif.: AK Press, 2008. 229 p. URL: https://libcom.org/files/Kissack%20-%20Free%20Comrades%20-%20Anarchism%20and%20Homosexuality%20in%20the%20United%20States,%201895-1917.pdf.
  17. Berkman A. Prison Memoirs of an Anarchist. New York, 1912. 512 p. URL: https://theanarchistlibrary.org/library/alexander-berkman-prison-memoirs-of-an-anarchist (дата обращения: 15.08.2021).
  18. Richards S.C., Newbold G., Ross J.I. Convict Criminology // 21st century criminology: a reference handbook / editor J. Mitchell Miller. Sage Publications, 2009. P. 356–363. DOI: http://dx.%3Cwbr%3Edoi.%3Cwbr%3Eorg/10.4135/9781412971997.n41.
  19. Ross J. I., Zaldivar M., Tewksbury R. Breaking Out of Prison and into Print? Rationales and Strategies to Assist Educated Convicts Conduct Scholarly Research and Writing Behind Bars // Critical Criminology. 2015. Vol. 23, № 1. P. 73–83. DOI: http://doi.org/10.1007/s10612-014-9248-1.
  20. 7-е Абрамкинские чтения. URL: http://www.prison.org/content/sedmye-abramkinskie-chteniya (дата обращения: 24.08. 2021).
  21. Синявский А. Д. Диссидентство как личный опыт // Юность. 1989. № 5. С. 88–91. URL: https://www.philol.msu.ru/~rlitsm/materials/siniavsky2.pdf.
  22. Терц А. Голос из хора // Терц А. Собрание сочинений: в 2 т. Т. 1. Москва: Старт, 1992. С. 437–669. URL: https://vtoraya-literatura.com/pdf/abram_terz_golos_iz_khora_1974__ocr.pdf.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Щукина Н.П., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах