Information technology in the activity of a deputy: experience and prospects

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article discusses the topic of the need to use social networks in the activities of a deputy of a representative body of power. The coverage by a deputy of his professional activities, proposed legislative initiatives and, in general, his own position on a set of pressing life problems in various social networks and instant messengers helps to increase the political and legal culture of citizens, their involvement in the processes of organization and functioning of bodies and mechanisms for the implementation of public power. The fact that the subject distributing information on the official page (channel) in the social network (messenger) has a special public law status of a deputy of a representative body of power imposes on him both general obligations stipulated by the legislation on information, information technologies and information protection, as well as special prohibitions and restrictions arising from the requirements of the conscientious implementation of public interests. It is proposed to establish the obligation to maintain official pages and channels in social networks for deputies of representative bodies of the federal and regional levels of public authority, carrying out parliamentary activities on a permanent professional basis.

Full Text

Введение

Распространение использования информационно-коммуникационных технологий, углубление социальной коммуникации в виртуальной среде, повышение уровня воздействия социальных сетей на формирование и развитие личности становятся базисными характеристиками цифрового общества [1, с. 23]. Указанные параметры формируют иное восприятие взаимодействия человека и техники в системе публичной власти, где, с одной стороны, происходят упрощение и ускорение коммуникации между уполномоченным должностным лицом, органом публичной власти и гражданином, получающим обратную связь, а с другой стороны, постепенно уменьшается их личностный контакт, взаимосвязь и потенциальная ответственность государства перед населением. В связи с этим актуальным остается вопрос определения модели функционирования органов публичной власти и их должностных лиц, включая депутатов представительных органов власти, в рамках сотрудничества с гражданским обществом и отдельными личностями в условиях виртуализации общественных связей [2, с. 194].

Основная часть

Государство стремится обеспечить соответствие юридического массива правовых актов динамично развивающимся общественным отношениям. В настоящий момент предпринимаются активные действия в области обеспечения информационной транспарентности органов публичной власти и должностных лиц. Так, 30 июня 2022 года Государственной думой Федерального Собрания Российской Федерации принят Федеральный закон от 14.07.2022 № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон ‘‘Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления’’ и статью 10 Федерального закона ‘‘Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации’’» (вступает в юридическую силу с 01.12.2022), целью которого является создание официальных страниц государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций [3]. По мнению разработчиков данного законодательного акта, вносимые изменения призваны не только повысить открытость функционирования органов публичной власти и подведомственных им учреждений, но и обеспечить для граждан информационную доступность реализуемой данными органами и организациями деятельности. Как верно отмечается в Национальном стандарте Российской Федерации, который посвящен использованию охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в сети Интернет, основными направлениями работы органов публичной власти в социальных сетях являются:
– информирование граждан: публикация новостей, социально значимой информации, фото- и видеоотчетов, ссылок на официальный сайт;
– вовлечение граждан: организация дискуссий, сбор предложений, мнений и комментариев по документам и инициативам ведомства, опубликованным отчетам, мерам по противодействию коррупции и пр. (в этом случае важно соблюдать корректность дискуссии, придерживаться обсуждения намеченной проблемы, не вступать в заведомо провокационные диалоги, выражать исключительно официальную позицию федерального органа исполнительной власти);
– просвещение и консультирование населения по самому широкому кругу вопросов в сфере полномочий органа публичной власти [4].
Значительным достижением в формировании облика открытости публичной деятельности является создание официального интернет-портала «Система обеспечения законодательной деятельности» Государственной автоматизированной системы «Законотворчество», на котором представлен практически весь комплекс мероприятий, реализуемых федеральным представительным органом: начиная от графика работы депутатов (работа с избирателями; работа в комитетах, комиссиях, во фракциях; заседания Государственной думы) и заканчивая предоставлением доступа к пакету документов при внесении законопроекта с учетом прохождения различных стадий законодательного процесса. Как верно отмечает председатель Московской городской думы А. В. Шапошников, на современном этапе функционирования представительных учреждений различного уровня актуальной остается необходимость обеспечения максимальной открытости, доверия и уважения избирателей по отношению к депутатской деятельности [5, с. 3–4]. Нельзя оставить без внимания и вовлеченность отдельных депутатов в освещение своей профессиональной деятельности, предлагаемых законодательных инициативах и в целом собственной позиции по комплексу насущных жизненных проблем в различных социальных сетях и мессенджерах (Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассники» и т. д.). В конечном итоге результат изложенных действий должен быть направлен на сближение взаимодействия общества и государства посредством информирования граждан, повышения аспекта их вовлеченности в процессы осуществления публично значимой деятельности субъектами, наделенными властными полномочиями. В настоящее время значительное количество депутатов представительных органов власти имеют официальные аккаунты в социальных сетях, что позволяет им эффективно осуществлять горизонтальный формат массовой коммуникации [6]. Наиболее популярными по охвату в социальных сетях являются Telegram-каналы руководителей фракций, председателей комитетов (их заместителей) Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственной думы России), а также отдельных депутатов региональных и местных представительных учреждений [7]. Важно подчеркнуть, что характеризуемый вид информационной деятельности депутата не должен строго ограничиваться каким-либо уровнем публичной власти, в рамках которого функционирует представительное учреждение, напротив, депутат вправе высказывать избирателям собственную позицию по обширному комплексу вопросов, ставших объектом внимания законодателя. Хотя несомненно, что приоритеты должны быть направлены на решение проблем правового регулирования организации конкретного территориального публичного коллектива (например, субъекта Федерации, муниципального образования) [8, с. 17–18]. Как неоднократно подчеркивал Президент России В. В. Путин: «Нужно ценить взыскательную, заинтересованную, деятельную позицию граждан … не прятаться в служебных кабинетах, не бояться диалога с людьми – идти навстречу, честно и открыто разговаривать с людьми, поддерживать их инициативы…» [9]. Ключевым трендом развития данной формы коммуникации становится использование интерактивных форматов взаимодействия в виде открытых комментариев, обратной связи, опросов, а также прямых эфиров с ответами на вопросы граждан, подключившихся к онлайн-трансляциям [10]. К основным показателям эффективности соответствующих каналов коммуникации, как правило, относят фото- и видеоконтент, интерактивные форматы, наличие возможности комментировать публикации (открытые комментарии), процент авторских публикаций, идентификация канала по тексту в шапке профиля, использование эмодзи, количество постов в день, количество упоминаний и репостов, количество подписчиков, охваты публикаций, динамика прироста подписчиков и коэффициент вовлеченности по охвату, а также иные количественные и качественные характеристики контента [11]. Данные об активности депутатов Государственной думы Российской Федерации в медиапространстве также учитываются при формировании интегральных рейтингов «Коэффициент полезности депутатов Госдумы» (исследование проводится политологами), наряду с такими показателями, как индекс активности депутата в законодательном органе, индекс работы в регионе, а также индекс народного голосования и экспертные оценки [12]. Принимая во внимание вышеизложенное, стоит отметить, что преимуществом цифровизации и активного освещения депутатом своей деятельности в социальных сетях является возможность устранения аспекта отсутствия тесной связи и постоянных коммуникаций граждан с избранными должностными лицами за счет активного вовлечения населения в законотворческий процесс и информирования об итогах принятия важнейших законопроектов, что в итоге оказывает положительное влияние на обеспечение доверия граждан к политическим институтам. Информационные каналы, таким образом, стимулируют не только формирование у населения социально активной позиции по комплексу вопросов правотворческой деятельности и ее результатов, но и обеспечивают устранение тенденций к бюрократизации деятельности депутатского корпуса, учитывая, что каждый высказывает собственную позицию по соответствующим новеллам законодательного регулирования, ориентируясь прежде всего на оценку граждан-избирателей. Как верно отмечает проф. С. А. Авакьян, законодательный орган государства не должен наполняться послушными, «карманными» депутатами, которые ставят личные и корпоративные интересы выше собственно интересов народа, иное означало бы исключительное нарушение концепции представительного правления и размывание конституционных норм о первичности народного суверенитета в рамках конституционного правопорядка [13, с. 64–65]. Социальная ценность данного взаимодействия заключается в том, что рассматриваемые процессы коммуникации публичных и частных субъектов позволяют обеспечить качественно новое состояние в развитии форм политического участия граж-дан в общественной жизни и управлении делами государства, что является непосредственным развитием правоположений частей 1 и 2 статьи 3 и части 1 статьи 32 Конституции России о формировании дополнительного контрольного механизма при реализации опосредованной формы народовластия [14]. Дополнительно следует обратить внимание на то, что освещение публично значимой деятельности, информирование граждан посредством использования депутатом представительного органа власти социальных сетей не противоречат требованиям федерального и регионального законодательства, а, напротив, обеспечивает реализацию субсидиарного механизма взаимодействия с населением. Так, статья 8 Федерального закона от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ) предусматривает обязанность по поддержанию связи с избирателями, которая может осуществляться посредством приема граждан и рассмотрения их обращений, при информировании избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации [15]. Актуальным остается вопрос квалификации канала и (или) страницы депутата в социальной сети в качестве средства массовой информации. Исходя из буквального толкования правовых норм статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» [16] (далее – Закон «О СМИ»), канал в мессенджере или страницу в социальной сети депутата вряд ли можно отнести к средству массовой информации, хотя бы потому, что сетевое издание становится СМИ только после прохождения процедуры регистрации в Роскомнадзоре. Вместе с тем может иметь место и иная позиция, предусматривающая, что официальная страница или канал мессенджера депутата является иной формой периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (абзац 3 статьи 2 Закона «О СМИ»). Однако вопрос квалификации депутатского канала в качестве СМИ, на наш взгляд, не является исключительно необходимым к разрешению, учитывая, что депутатская деятельность может осуществляться также и в иных формах, не противоречащих законодательству, что предусматривается частью 3 статьи 7 Федерального закона от 08.05.1994 № 3-ФЗ, а также нормами региональных законодательных актов. При этом тенденция увеличения активности депутатского корпуса в цифровом пространстве требует обеспечения соответствующей правовой регламентации их деятельности, в том числе посредством формирования норм запретительного (ограничивающего) характера, а также норм об ответственности за неисполнение предписаний закона. Хотя отдельными исследователями отмечается, что действующее законодательство (кроме регламентных норм [17] и закона о статусе парламентария) не содержит каких-либо значительных санкций за неисполнение обязанностей мандатного характера, что позволяет утверждать об отсутствии действенных механизмов правового воздействия на депутатов Государственной думы России [18, с. 52–53]. Между тем указанная проблема, по нашему мнению, затрагивает прежде всего плоскость социальных отношений, параметров соотношения сущего и должного при добросовестном исполнении субъектом обязанностей, вытекающих из статуса депутата. В то же время в юридической среде существуют обоснованные позиции о безответственности депутатов перед избирателями, а также невозможности выполнения предвыборных обещаний. Например, проф. А. В. Ильин указывает следующее: «Как установить, что депутат не выполняет или ненадлежащим образом выполняет данные им предвыборные обещания? Депутат всегда укажет на то, что у него еще достаточно времени для того, чтобы выполнить все, что он обещал. … Собственно говоря, депутат и избирается на определенный срок, за который он должен сделать все, что от него требуется. Помимо того, что у него все еще впереди, депутат всегда может заявить, что он сделал все, что мог; но не был поддержан другими депутатами, а один он ничего сделать не может, а значит, его вины в неисполнении обещаний нет» [19, с. 433–434]. Стоит обратить внимание, что данный способ взаимодействия не представляет собой «электронную приемную» (хотя совпадающие характеристики имеют место быть), так как ключевой целью является информирование максимально широкого круга субъектов, в том числе за счет реализации механизмов обратной связи для учета позиций граждан по наиболее актуальным вопросам общественной жизни, а также представление гражданам результатов деятельности парламента и его структурных подразделений по конкретным направлениям деятельности. Возможность направления электронных обращений к конкретным парламентариям предусматривается на официальном сайте Государственной думы России в разделе «Депутаты» [20], а также на отдельном портале «Приемная Государственной думы» Государственной автоматизированной системы «Законотворчество» [21]. Тем не менее некоторые представители депутатского корпуса, создавая официальные сайты, страницы и группы в социальных сетях, нередко именуют их «электронными приемными» (интернет-приемными). В качестве позитивного результата формата коммуникации с использованием технических устройств можно отметить повышение политической и правовой культуры населения, что, полагаем, следует понимать не только в аспекте изучения правотворческих процедур, механизма работы над проектами правовых актов в рамках комитетов и комиссий, но и с точки зрения возможности для адресата соответствующих правовых норм (при вступлении документа в юридическую силу) обеспечить осознанное и эффективное использование субъективного права для получения соответствующих благ, вступления в различного рода правоотношения. Кроме того, народные избранники, не проявляющие высокую активность в рамках осуществления функций парламентария (по подсчетам аналитиков Центра политической конъюнктуры, 127 депутатов Государственной думы России ни разу не выступили публично за всю весеннюю сессию 2022 года [22]), могут использовать социальные сети в качестве альтернативной платформы при донесении собственной позиции по законопроектной деятельности. Однако приоритет должен оставаться именно за качественной работой депутата непосредственно в представительном органе власти: реализация права нормотворческой инициативы, участие в заседаниях представительного органа, работе его комитетов и комиссий, рассмотрение обращений граждан. Отмечая преимущества нового способа информационной активности депутатов, не следует забывать и о наличии некоторых недостатков. В частности, осуществление народным избранником данного вида деятельности не должно подменять его способность к выполнению ключевых задач – обеспечения представительства интересов населения в законодательном органе, а также инициирования принятия законопроектов, отвечающих запросам общества и государства. Возложение на депутатов, работающих на постоянной профессиональной основе, обязанности по ведению социальных сетей не может накладывать на них серьезных затруднений, так как непосредственное создание контента (формирование текста, фото- и видеоматериалов, сбор и анализ данных по законопроектам, иные действия) может быть возложено на одного из (нескольких) помощников депутата, имеющих ИТ-навыки, а также опыт ведения социальных сетей, что в целом не противоречит требованиям закона. В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 08.05.1994 № 3-ФЗ помощник члена представительного органа власти обеспечивает подготовку аналитических, информационных, справочных и других материалов, необходимых парламентарию для осуществления им своих полномочий, а также выполняет иные поручения, предусмотренные срочным служебным контрактом или срочным трудовым договором. Общее руководство данным процессом возлагается на парламентария. Необходимо определить, что информационная составляющая депутатских каналов не должна наполняться материалами демагогического характера, что будет оказывать ложное воздействие на правосознание граждан, образуя лишь иллюзию частичного участия в принятии властных решений [23, с. 184]. Здесь следует четко понимать, что информацию размещает физическое лицо, обладающее публично-правовым статусом депутата представительного органа власти, в связи с этим субъект должен действовать добросовестно, не допуская возможности формирования у пользователей (подписчиков) официального аккаунта (канала) ложного (недостоверного) и (или) неполного представления об обсуждаемом событии, объекте информационного воздействия [24, с. 48–52]. Также, исходя из специального статуса субъекта, активность в цифровой среде не должна приводить к злоупотреблениям, выражаемым, в частности, в манипулировании общественным мнением, использовании данного формата дистанционной коммуникации исключительно в целях легализации рассматриваемой инициативы, принимаемого решения компетентного органа власти [25, с. 38–39]. Особенность реализации депутатом права на информацию не только заключается в наличии перечисленных ранее преимуществ, но и связана с необходимостью добросовестного исполнения обязательств, вытекающих из его статуса (деятельность, реализуемая данным субъектом, служит публичным интересам) [26]. При размещении членом представительного органа власти в информационном канале, на официальной странице в социальных сетях различного рода информации необходимо соблюдать как общие нормы запретительного и ограничивающего характера, установленные действующим законодательством (статьями 9 и 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ) [27], так и специальные правила поведения при распространении информации в социальных сетях (ст. 10.6 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ). Считаем целесообразным рассмотреть возможность регламентации периодичности размещения депутатом информационных постов в социальных сетях (тем самым данная деятельность должна иметь постоянный характер). Предполагаем, что активность депутата должна выражаться как минимум в одном посте в неделю (две недели) не только в сессионный период деятельности парламента, но и в период парламентских каникул (перерывы в деятельности парламента – не повод для приостановления осуществления публично значимой деятельности). К тому же во время парламентских каникул партийная деятельность депутата приобретает более динамичный характер. Для активности депутата в социальных сетях это может выражаться не только в виде работы над проектами правовых актов (будущими законодательными инициативами), но и в поддержке региональных отделений политической партии, изучении положительного опыта зарубежного, регионального регулирования общественных отношений в той или иной сфере жизнедеятельности общества и, безусловно, проведении как личных встреч с гражданами-избирателями, так и встреч в дистанционном формате. Нельзя не отметить довольно актуальный вопрос о недопустимости осуществления депутатом предпринимательской деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (принцип профессионализма). На наш взгляд, блогерская деятельность и освещение депутатом публично значимой деятельности имеют явные отличия. В последнем случае не допускаются получение дохода (донатов) от данного вида деятельности, размещение рекламы, распространение преимущественно развлекательного контента и т. д. Тем не менее, представляется, что ведение блогерской деятельности депутатами, работающими на непостоянной основе (на региональном и преимущественно муниципальном уровнях власти), не противоречит требованиям законодательства о статусе парламентария. В данной ситуации следует учитывать, что блогерская деятельность депутата не может осуществляться (финансироваться) исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством Российской Федерации (п. «в» ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.05.1994 № 3-ФЗ). В противном случае осуществление данного вида деятельности в нарушение законодательства является основанием для досрочного прекращения полномочий члена представительного органа власти. В завершение отметим, что активность депутатского корпуса в социальных сетях постепенно становится обычным правилом, нежели исключением, учитывая, что именно посредством этого способа коммуникации возможно эффективно использовать интернет-ресурс для создания дополнительного канала взаимодействия общества и государства. В настоящий момент уже более 80 процентов депутатов Государственной думы России (по нашим подсчетам, 394 депутата из 450) имеют хотя бы одну официальную страницу, канал в социальных сетях. В связи с этим установление обязанности по ведению официальных страниц и каналов в социальных сетях для депутатского корпуса не будет носить исключительно обременительный характер. Однако нельзя не указать на то, что далеко не все депутатские каналы, официальные страницы в социальных сетях ведутся действительно активно, имеют характер «живых» аккаунтов [28]. Предполагаем, что данный вид деятельности является одним из составных элементов системы электронной или публичной демократии [29, с. 505–506], которая призвана реализовать основные принципы демократического правления и способствовать функционированию демократических институтов на современном этапе развития общества с использованием комплекса создаваемых информационно-коммуникационных технологий.

Выводы

Сформулируем основные выводы данного исследования.
1. Освещение депутатом представительного органа власти своей профессиональной деятельности, предлагаемых законодательных инициатив и в целом собственной позиции по комплексу насущных жизненных проблем в различных социальных сетях и мессенджерах способствует повышению политической и правовой культуры граждан, их вовлеченности в процессы организации и функционирования органов и механизмов реализации публичной власти.
2. Использование информационных технологий членами представительных органов власти в процессе взаимодействия с гражданами требует совершенствования правовой регламентации деятельности данных должностных лиц, в том числе посредством формирования норм запретительного (ограничивающего) характера, а также норм об ответственности за неисполнение предписаний закона. Подобный формат взаимодействия не является «электронной приемной» (так как для этого имеются специальные платформы), но призван обеспечивать информирование максимально широкого круга субъектов, учитывая, что приоритетной целью горизонтальной коммуникации становится наиболее полная реализация механизмов обратной связи для учета позиций граждан по наиболее актуальным вопросам общественной жизни.
3. Считаем целесообразным установление обязанности по ведению официальных страниц и каналов в социальных сетях для депутатов представительных органов федерального и регионального уровней публичной власти, осуществляющих депутатскую деятельность на постоянной профессиональной основе. Чтобы обеспечить установление правовой формы осуществления данного вида деятельности предлагаемую обязанность следует закрепить в тексте Федерального закона от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации» (например, в статье 8), региональных законодательных актах о статусе парламентария, а также в регламентах представительных учреждений различного уровня. Для депутатов представительных органов местного самоуправления указанная норма должна иметь диспозитивный характер, учитывая, что большинство муниципальных депутатов осуществляют свои полномочия без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе).
4. Наличие у субъекта, распространяющего информацию на официальной странице (канале) в социальной сети (мессенджере), специального публично-правового статуса депутата представительного органа власти накладывает на него как общие обязательства, предусмотренные законодательством об информации, информационных технологиях и защите информации, так и специальные запреты и ограничения, вытекающие из требований добросовестной реализации публичных интересов. Создание необходимого контента может быть возложено на одного или нескольких помощников депутата, имеющих ИТ-навыки и (или) опыт ведения социальных сетей, что в целом не противоречит требованиям закона при условии отражения соответствующего вида деятельности в срочном служебном контракте или срочном трудовом договоре кандидата на данную должность.

×

About the authors

A. M. Budaev

Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

Author for correspondence.
Email: ambudaev@msal.ru
Russian Federation

A. N. Nadin

Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

Email: alex.nadin00@mail.ru
Russian Federation

References

  1. Osetrov S. A. Didzhitalizatsiya publichnoi vlasti – kontury budushchego [Digitalization of public authority – outlines of the future]. Iuridicheskii vestnik Samarskogo universiteta [Juridical Journal of Samara University], 2020, vol. 6, no. 2, pp. 22–27. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-047X-2020-6-2-22-27. EDN: https://elibrary.ru/adeapq [in Russian].
  2. Isaev I. A., Kornev A. V., Lipen' S. V. Ierarkhiya i seti: vlast' i zakon: monografiya [Hierarchy and networks: power and law: monograph]. Moscow: Prospekt, 2021, 200 p. DOI: http://doi.org/10.31085/9785392335718-2021-200. EDN: https://elibrary.ru/gjkgvg [in Russian].
  3. Federal'nyi zakon ot 14.07.2022 № 270-FZ «O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon «Ob obespechenii dostupa k informatsii o deyatel'nosti gosudarstvennykh organov i organov mestnogo samoupravleniya» i stat'yu 10 Federal'nogo zakona «Ob obespechenii dostupa k informatsii o deyatel'nosti sudov v Rossiiskoi Federatsii» [Federal Law dated July 14, 2022 № 270-FZ «On Amendments Being Made to the Federal Law «On Providing Access to Information on the Activities of State Bodies and Local Self-Government Bodies» and Article 10 of the Federal Law «On Providing Access to Information on the Activities of Courts in the Russian Federation»]. Rossiiskaya gazeta, no. 154–155, 19.07.2022. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140024 [in Russian].
  4. GOST R 56824-2015. Natsional'nyi standart Rossiiskoi Federatsii. Intellektual'naya sobstvennost'. Ispol'zovanie okhranyaemykh rezul'tatov intellektual'noi deyatel'nosti v seti Internet (utv. i vveden v deistvie Prikazom Rosstandarta ot 03.12.2015 № 2103-st) [GOST R 56824–2015. National standard of the Russian Federation. Intellectual property. The use of protected results of intellectual activities on the Internet]. Retrieved from legal reference system «ConsultantPlus». Available at: https://docs.cntd.ru/document/1200128334 [in Russian].
  5. Shaposhnikov A.V. Aleksei Shaposhnikov: «Moskovskaya gorodskaya Duma stala pervym i edinstvennym parlamentom v mire, kotoryi pereshel na distantsionnuyu rabotu s sokhraneniem vsekh norm reglamenta, neobkhodimykh dlya prinyatiya zakonov» [Alexey Shaposhnikov: «The Moscow City Duma has become the first and only parliament in the world, who switched to remote work with the preservation of all the rules of the regulations necessary for the adoption of laws]. Yurist [Jurist], 2022, no. 4, pp. 2–6. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=48307142. EDN: https://elibrary.ru/vigtpm [in Russian].
  6. Rossiiskaya sotsial'no-ekonomicheskaya Sistema: realii i vektory razvitiya: monografiya. Otv. red. R. S. Grinberg, P. V. Savchenko [Grinberg R. S., Savchenko P. V. (Eds.) The Russian socio-economic system: realities and vectors of development]. Moscow: INFR A-M, 2021, 596 p. DOI: http://doi.org/10.12737/1087982. EDN: https://elibrary.ru/gbixmo [in Russian].
  7. Volodin V. V. vozglavil spisok deputatov s samymi effektivnymi Telegram-kanalami [Volodin V.V. topped the list of deputies with the most effective Telegram channels]. Available at: https://rg.ru/2022/03/24/volodin-vozglavil-spisokdeputatov-s-samymi-effektivnymi-telegram-kanalami.html (accessed 30.06.2022) [in Russian].
  8. Kombarova E. V. Transparentnost' organov publichnoi vlasti v usloviyakh informatsionnogo obshchestva Rossii [Transparency of government authorities in the conditions of the Russian information society]. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo [Constitutional and Municipal Law], 2019, no. 12, pp. 15–18. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=41555140. EDN: https://elibrary.ru/xgxkfx [in Russian].
  9. Poslanie Prezidenta Rossiiskoi Federatsii Federal'nomu Sobraniyu ot 01.12.2016 [Address of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly as of December 1, 2016]. Parlamentskaya gazeta, no. 45, 02-08.12.2016. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41550 [in Russian].
  10. Sotsseti na sluzhbe deputatov [Social networks at the service of deputies]. Available at: https://news.rambler.ru/politics/36312544-sotsseti-na-sluzhbe-deputatov/ (accessed 08.08.2022) [in Russian].
  11. Opublikovan reiting parlamentariev s luchshimi Telegram-kanalami [Rating of parliamentarians with the best Telegram channels published]. Available at: https://tass.ru/obschestvo/15186045 (accessed 30.06.2022) [in Russian].
  12. Koeffitsient poleznosti deputata (KPD) [Deputy's utility factor (COP)]. Available at: https://deputat.club/kpd (accessed 30.06.2022) [in Russian].
  13. Avakjan S. A. Konstitutsionalizm i byurokratizatsiya publichnoi vlasti [Constitutionalism and the bureaucratization of public authorities]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 11: Pravo [Moscow University Bulletin. Series 11. Law], 2014, no. 1, pp. 60–66. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21314362. EDN: https://elibrary.ru/rykzfn [in Russian].
  14. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii. Prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. (s izm., odobrennymi v khode obshcherossiiskogo golosovaniya 01 iyulya 2020 g.) [Constitution of the Russian Federation. Adopted by nationwide vote on December 12, 1993 (with amendments approved during the nationwide vote on July 01, 2020)]. Available at: http://pravo.gov.ru/constitution (accessed 10.06.2022) [in Russian].
  15. Federal'nyi zakon ot 08.05.1994 № 3-FZ (red. ot 14.07.2022) «O statuse senatora Rossiiskoi Federatsii i statuse deputata Gosudarstvennoi Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossiiskoi Federatsii» [Federal law as of May 8, 1994 № 3-FZ «On the status of a senator of the Russian Federation and the status of a deputy of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation»]. Rossiiskaya gazeta, no. 88, 12.05.1994. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/6032 [in Russian].
  16. Zakon RF ot 27.12.1991 № 2124-1 (red. ot 14.07.2022) «O sredstvakh massovoi informatsii» [Law of the Russian Federation as of December 27, 1991 № 2124-1 «Concerning Mass Media»]. Rossiiskaya gazeta, no. 32, 08.02.1992. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102013812 [in Russian].
  17. Postanovlenie GD FS RF ot 22.01.1998 № 2134-II GD (red. ot 05.07.2022) «O Reglamente Gosudarstvennoi Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossiiskoi Federatsii» [Decree of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation as of January 22, 1998 № 2134-II GD «On the rules of procedure of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation»]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected Legislation of the Russian Federation], 16.02.1998, no. 7, Article 801. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102051201 [in Russian].
  18. Alimov E. V. Nekotorye problemy konstitutsionno-pravovogo regulirovaniya mandata deputata [Certain problems of constitutional-law regulation of mandate of the deputy]. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo [Constitutional and Municipal Law], 2015, no. 4, pp. 47–54. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23275215. EDN: https://elibrary.ru/tpipxt [in Russian].
  19. Il'in A. V. Konstitutsionnoe pravo Rossii: avtorskii kurs [Constitutional law of Russia: author’s course]. Moscow: Eksmo, 2022, 448 p. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=744113&p=1 [in Russian].
  20. Ofitsial'nyi sait Gosudarstvennoi Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossiiskoi Federatsii. Deputaty [Official website of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation. Deputies]. Available at: http://duma.gov.ru/duma/deputies/8 (accessed 08.08.2022) [in Russian].
  21. Priemnaya Gosudarstvennoi Dumy GAS «Zakonotvorchestvo» [Reception of the State Duma GAS «Lawmaking»]. Available at: https://priemnaya.duma.gov.ru/ (accessed 08.08.2022) [in Russian].
  22. Govoryashchie deputaty. Analiz vystuplenii parlamentariev v ramkakh vesennei sessii 2022 goda [Speaking deputies. Analysis of the speeches of parliamentarians during the spring session of 2022]. Available at: https://cpkr.ru/issledovaniya/gosudarstvennaya-duma/govoryashchie-deputaty (accessed 02.08.2022) [in Russian].
  23. Mat'e B. Pravo protiv demokratii?: monografiya; pod red. A. I. Kovlera [Right versus democracy?: monograph; Kovler A. I. (Ed.)]. Moscow: Norma: INFR A-M, 2021, 200 p. Available at: https://znanium.com/catalog/document?id=374477 [in Russian].
  24. Aminov I. I. Etika rossiiskogo parlamentariya kak predmet normativno-pravovogo regulirovaniya [Ethics of Russian parliamentarian as a subject matter of normative and legal regulation]. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava [Actual Problems of Russian Law], 2019, no. 8 (105), pp. 47–54. DOI: http://doi.org/10.17803/1994-1471.2019.105.8.047-054. EDN: https://elibrary.ru/zmerkm [in Russian].
  25. Bazhenova O. I. Realizatsiya preobrazovannoi konstitutsionnoi modeli mestnogo samoupravleniya v Rossii: pervye shagi [Implementation of the transformed constitutional model of local self-government in Russia: first steps]. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo [Constitutional and Municipal Law], 2020, no. 12, pp. 30–40. DOI: http://doi.org/10.18572/1812-3767-2020-12-30-40. EDN: https://elibrary.ru/dnfdsu [in Russian].
  26. Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 16.12.2014 № 33-P «Po delu o proverke konstitutsionnosti ryada polozhenii punktov 17 i 18 stat'i 71 Federal'nogo zakona «Ob osnovnykh garantiyakh izbiratel'nykh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossiiskoi Federatsii» i chastei 3 i 4 stat'i 89 Federal'nogo zakona «O vyborakh deputatov Gosudarstvennoi Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossiiskoi Federatsii» v svyazi s zhaloboi grazhdanina N. V. Goncharova» [Decree of the Constitutional Court of the Russian Federation as of December 16, 2014 № 33-P «With regard to case on checking the constitutionality of a number of provisions of paragraphs 17 and 18 of Article 71 of the Federal Law «On basic guarantees of electoral rights and the right to participate in a referendum of citizens of the Russian Federation» and parts 3 and 4 of the Article 89 of the Federal Law «On elections of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation» in connection with the complaint of citizen N. V. Goncharov»]. Vestnik Konstitutsionnogo Suda RF, 2015, no. 2. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102430546&backlink=1&&nd=102365965 [in Russian].
  27. Federal'nyi zakon ot 27.07.2006 № 149-FZ (red. ot 14.07.2022) «Ob informatsii, informatsionnykh tekhnologiyakh i o zashchite informatsii» [Federal Law as of July 27, 2006 № 149-FZ «On information, information technologies and information protection»]. Rossiiskaya gazeta, no. 165, 29.07.2006. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102108264 [in Russian].
  28. Deputatskii profil'. Kto i zachem vedet akkaunty narodnykh izbrannikov v sotssetyakh [Deputy profile. Who and why maintains accounts of people's deputies in social networks]. Available at: https://lenta.ru/articles/2016/11/20/dumaonline (accessed 08.08.2022) [in Russian].
  29. Medushevsky A. N. Sravnitel'noe konstitutsionnoe pravo i politicheskie instituty: Kurs lektsii [Comparative constitutional law and political institutions]. Moscow: GU VShE, 2002, 512 p. Available at: https://publications.hse.ru/books/549933903 [in Russian].

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Budaev A.M., Nadin A.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies