Том 21, № 11 (2015)
- Год: 2015
- Статей: 9
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/issue/view/168
Сценарная метонимия: механизм образования и некоторые разновидности
Аннотация
В статье рассматривается сценарная метонимия как разновидность лексической метонимии, которая выделена в рамках предложенной автором типологии. Типология, в том числе сценарный тип метонимии, соотносится с понятием языковой картины мира и основана на учете связи переноса лексемы с типом концепта, который организует знание о соответствующем денотате. Показана обусловленность явления сценарной метонимии структурой сценария как разновидности концепта. Описаны наиболее распространенные модели сценарной метонимии на материале глагольной лексики.
Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2015;21(11):9-16
9-16
ОЦЕНОЧНЫЕ СУФФИКСЫ НАРИЦАТЕЛЬНЫХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ XI–XVII ВЕКОВ (НА ОСНОВЕ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИХ ДАННЫХ)
Аннотация
В статье представлена система оценочных суффиксов имен существительных в русском языке XI–XVII веков, показаны основные лексикографические источники ее изучения. Исследуются морфологические и семантические характеристики аффиксов в диахроническом аспекте, прослеживаются семантические трансформации словообразовательных суффиксальных морфем, определяется их частотность и продуктивность. Отдельное внимание уделяется анализу интерпретации оценочных значений суффиксов в отечественной лингвистике, затрагивается фундаментальный вопрос о характере оценки уменьшительно-ласкательных суффиксов, не имеющий однозначного ответа, сопоставляются позиции лингвистов по данному вопросу.
Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2015;21(11):17-21
17-21
ОЦЕНОЧНЫЕ СУФФИКСЫ НАРИЦАТЕЛЬНЫХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ XI–XVII ВЕКОВ (НА ОСНОВЕ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИХ ДАННЫХ)
Аннотация
В статье представлена система оценочных суффиксов имен существительных в русском языке XI–XVII веков, показаны основные лексикографические источники ее изучения. Исследуются морфологические и семантические характеристики аффиксов в диахроническом аспекте, прослеживаются семантические трансформации словообразовательных суффиксальных морфем, определяется их частотность и продуктивность. Отдельное внимание уделяется анализу интерпретации оценочных значений суффиксов в отечественной лингвистике, затрагивается фундаментальный вопрос о характере оценки уменьшительно-ласкательных суффиксов, не имеющий однозначного ответа, сопоставляются позиции лингвистов по данному вопросу.
Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2015;21(11):22-26
22-26
СЕМАНТИЧЕСКИЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, НАЗЫВАЮЩИХ ЛИЦ ПО ОТНОШЕНИЯМ ЛЮБВИ
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению наименований лиц по отношению любви к лицам противоположного пола. Обозначен круг слов данной группы лиц, предложена их классификация, анализируются стилистические свойства лексем и обу-словленные ими особенности их употребления в русском языке в синхроническом и диахроническом аспектах.
Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2015;21(11):27-32
27-32
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ В СОВРЕМЕННОМ АМЕРИКАНСКОМ ДРАМАТУРГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
Аннотация
В статье исследуются особенности коммуникативных стратегий современного американского общества на материале драматургических произведений, опубликованных в период с 1985 по 2014 г. Коммуникативные тенденции, обнаруженные в ходе исследования, находят отражение в речевом поведении современных носителей американского варианта английского языка в силу стилизованного характера разговорного английского, с одной стороны, а с другой – по причине универсальных маркеров американского драматургического дискурса, объективно допускающего подвижность его пограничных параметров.
Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2015;21(11):33-39
33-39
КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ НАЗВАНИЙ КАРТИН В ТВОРЧЕСТВЕ БРИТАНСКИХ И АМЕРИКАНСКИХ ХУДОЖНИКОВ
Аннотация
В статье анализируются когнитивные аспекты названий произведений изобразительного искусства британских и американских художников. Приоритетные позиции ключевых концептов, оформляющих названия картин, посвященных миру детства, обсуждаются в терминах дискурсивных маркеров. На лингвистическом материале, представленном названиями картин, показаны приоритетные позиции концептов, задействованных в организации вербального пространства малоформатных текстов названий картин, отображающих мир детства на вербальном уровне.
Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2015;21(11):40-43
40-43
ОТРАЖЕНИЕ РЕЛИКТОВ МИФОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В АНГЛИЙСКИХ ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЯХ
Аннотация
Цель данной статьи – показать, как мифологическое сознание проявляется в современном английском языке на примере грамматических конструкций. Объект исследования – английские безличные грамматические конструкции, грамматические архаизмы, случаи использования одушевленных по отношению к неодушевленным объектам, а предмет – отраженные в них реликты мифологического сознания. Задача работы – показать, каким образом черты мифологического сознания проявляются в современных грамматических конструкциях.
Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2015;21(11):44-48
44-48
КОНСТРУКТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В САМООРГАНИЗАЦИИ АНГЛИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
Аннотация
Статья посвящена описанию конструктивных свойств хаотизации английского экономического дискурса. Автор показывает, как прагма-семантическая система дискурса самоорганизуетя оптимальным образом, проходя через стадию «становления» в направлении реализации коммуникативного замысла.
Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2015;21(11):49-55
49-55
Животноводческая лексика агульского языка
Аннотация
Статья посвящена животноводческой лексике агульского языка. Богатая и разнообразная лексика агульского языка отражает весь опыт агульцев и их глубокие и разносторонние знания по животноводству. С животноводческой лексикой в агульском языке связано довольно большое количество сравнений, свободных и устойчивых выражений, пословиц и поговорок.
Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2015;21(11):56-59
56-59