Развитие инновационной активности предприятий автомобильной промышленности в целях повышения ресурсоэффективности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

На сегодняшний день одним из ключевых условий конкурентоспособности любого государства является активная политика в сфере разработки и развития инновационных технологий и наукоемких производств. Оценка перспективности разработки технологических решений должна проводиться с учетом современного состояния инновационной активности предприятий на основе анализа тенденций развития автомобильного рынка. Также необходимо брать во внимание внешние и внутренние факторы, способные оказать на него влияние. Актуальность работы заключается также в том, что в научной литературе нет единого теоретико-методологический подхода к проблеме уменьшения технологического отставания российской автомобильной промышленности от мировых позиций посредством инновационных технологий в условиях низкой ресурсообеспеченности. Эксперты отмечают, что отставание происходит по большей части из-за глобальной нехватки полупроводников, резкого роста цен на материалы, прежде всего на металл, а также, морального и физического устаревания используемых технологий. Ситуация также усугубляется влиянием пандемии COVID-19 и ее последствий на смежные отрасли, в том числе на отрасль автокомпонентов. Исходя из этого, в целях поддержания конкурентных позиций и повышения эффективности отечественной автомобильной промышленности необходимо изучение специфики и проблем развития и инновационной активности исследуемой отрасли.

Полный текст

Введение

По большому счету, российская модель развития наукоемких производств основана на преемственности иностранных технологий и характеризуется имитационностью и адаптивностью к российским условиям и рынку.

Динамика развития политики повышения инновационной активности зависит от внешних и внутренних факторов. Основными из внешних факторов, являются: инвестиционная привлекательность конкретных предприятий, программы финансирования проектов, возможности эффективной коммерциализации идей, правовое обеспечение инновационных процессов. Среди внутренних факторов, формируемых внутри предприятия, можно выделить: позиции на рынке, участие в инвестиционных проектах, постоянный мониторинг отрасли, конкурентов и актуальных инновациях, а также, наличие информации о возможности приобретения и разработки технологий.

Не стоит забывать о том, что инновационная активность различная в различных отраслях, так, например, отрасли производства электрооборудования, нефтегазового сектора и химической промышленности обладают наибольшей инновационной активностью и инвестиционной привлекательностью. Меньшая инновационная активность наблюдается в отраслях пищевой, кожевенной и швейной промышленности. Рассматриваемая в статье автомобилестроительная отрасль относится к отраслям со средним уровнем инновационной активности.

 

Ход исследования

Для разработки мер, способствующих развитию инновационной активности в автомобилестроении, необходимо ретроспективно и перспективно рассмотреть отраслевые тенденции и оценить масштабность влияния внешних и внутренних факторов на отрасль.

Российский рынок на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных, но, все же, влияние экономической ситуации и снижение покупательской способности остается велико. Так в 2014 году продажи снизились больше, чем на 10 % (2,5 млн автомобилей) [1]. Основными дестабилизирующими факторами, повлиявшими на динамику спроса, стали нестабильная геополитическая ситуация, ослабление национальной валюты, падение цен на нефть, растущая стоимость автомобилей. Конец 2014 года ознаменовался окончательным падением покупательной способности и увеличением цен на автомобили, что стало причинами притока инвестиций в отрасль.

Статистика Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) резюмирует, что, в декабре 2014 года отмечается рост продаж по сравнению с декабрем предыдущего года на 2,4 %, однако в целом тенденция в 2014 году – отрицательная. В 2015 году падение не остановилось, по оценкам АЕБ оно стало самым крупным за всю историю его существования, оно составило 41,5 % (132,5 млн автомобилей) [2]. В этом же году концерн GM (General Motors) ушел с российского рынка, в связи с чем марки Chevrolet и Opel так же его покинули [3; 4].

Тем не менее доля иностранных компаний на рынке оставалась велика и составляла, по меньшей мере, 77 %. 2016 год продолжил тенденцию 2014 и 2015 годов с сохранением всех позиций на рынке [5]. Некоторые эксперты и автопроизводители отмечают, что кризис имеет и положительные стороны, такие как возможность выхода на рынок в условиях снижения покупательной способности и нестабильности положения конкурентов. Такого мнения придерживаются GAC Group – китайская автомобилестроительная компания, планирующая размещение своих производств с предполагаемой мощностью порядка 50 тысяч единиц в год [6].

Анализ ситуации автомобильного рынка показывает, что, первое – к итогу 2015 года отмечается снижение импорта иностранных автомобилей почти на 50 %, второе – лидирующими брендами являются в основном корейские и японские марки (Toyota, Mitsubishi, Hyundai), третье – вторичный рынок потерял примерно 24 %, в его составе лидируют отечественные (Lada) и японские (Toyota, Nissan) автомобили.

Колебания валютного курса повысили стоимость автомобилей у дилеров от 15 % и более, наиболее стабильной компанией оказалась Hyundai, цены на корейские автомобили, несмотря на колебание курсов, не изменились, благодаря своевременной финансовой поддержке их правительства [7].

2016 год впервые за последние 3 года изменил общую тенденцию, но только на вторичном рынке и только для иностранных компаний (начался рост), для российских марок, таких как Lada, УАЗ, ГАЗ тенденция осталось прежней (падение).

С 2017 года продажи начали расти (около 12,3 %) и автомобильный рынок снова ожил, темпы роста сохранились и в 2018 году (в среднем 13,3 %), несмотря на общую нестабильность.

Аналитики связывают подъем, в первую очередь, с активным субсидированием автокредитов, их сумма составила 34,4 млрд рублей.

Что касается производства, то данные говорят о том, что в 2017–2018 годах тренд показывал повышение, таким образом, в 2018 году было произведено на 12 % автомобилей больше, чем в предыдущем, такой подъем может быть связан с отложенным потребительским спросом. Лидерами рынка все так же остались локализованные Корейские, Французские и Российские компании, заключившие, так называемый СПИК – специальный инвестиционный контракт. 2019 год, в целом показал тенденцию к падению рынка, теряя ежемесячно в среднем 2,3 % [8–9]. По итогам 2020 года Российский рынок потерял еще около 9%, по данным Ассоциации европейского бизнеса, падение затронуло массовый и премиальный сегменты рынка, таким образом, продажи в первом (90% рынка) упали на 8,9 %. Положительная динамика отмечается лишь у нескольких марок, которые входят в 25 самых популярных (см. рисунок).

Из рисунка можно видеть, что емкость рынка автомобилей составила порядка 2,5 трлн рублей в 2020 году, что примерно на 3 % ниже предыдущего года, в котором емкость отличилась самым минимальным показателем в размере 2,57 трлн рублей. Замечено, что, чем выше средневзвешенная цена, тем выше емкость рынка, так, в 2015 и 2020 годах объем рынка стал примерно равен, составив 1,5 млн единиц автомобилей, а средневзвешенная цена возросла за этот период на 40 % до 1,7 млн рублей. Емкость рынка увеличилась в том же объеме. 2016 год стал годом с наименьшим объемом рынка за рассматриваемый период, составив 1,31 млн автомобилей, аналогично и емкость рынка была минимальной и равнялась 1,72 трлн рублей. Максимальным по объемам выпуска стал 2018 год (1,76 млн. автомобилей).

Компании начали сокращение дилерских центров и поставщиков в связи с несением высоких издержек, тем не менее российский рынок пополняется автомобилями из Китайских компаний, таких как Great Wall, Cherry и другие, рассматривающие его в качестве наиболее крупного и стабильного в долгосрочной перспективе. Поставки ресурсов и оборудования происходят в Азиатских странах, не входящих в БРИКС, они также являются приоритетными с точки зрения экспорта автомобилестроительной отрасли. Другие промышленные отрасли акцентированы, в основном, лишь на странах, входящих в Таможенный союз, в то время как Китай на российском автомобильном рынке воспринимается как инвестор, нежели как конкурент. Но это относится только к легковому автомобилестроению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок – Динамика емкости российского авторынка в 2015–2020 годах (по материалам
«Автостат»)

Figure – Dynamics of the capacity of the Russian car market in 2015–2020 (according to the materials of «Autostat»)

 

Основным источником финансирования в автомобилестроительной отрасли, в отличие от других, являются внутренние инвестиции, которые включают ресурсы самого предприятия, государственные дотации и субсидии, средства от участия в проектах и стратегического партнерства.  Предприятия автомобильной промышленности в меньшей мере зависимы от иностранных инвестиций [10].

Рост темпов изменения потребностей в автомобильной продукции напрямую влияет на увеличение ее жизненного цикла, что вызывает необходимость в активизации развития технологий для сокращения затрат на исследования и проектирование. На сегодняшний день эффективность российской автомобильной промышленности остается низкой и, соответственно, неконкурентоспособной [11]. Рассматриваемая отрасль требует повышения уровня капитальных вложений, особенно в сферу НИОКР. Сегодняшние инвестиции в инновационные технологии в отрасли примерно в 6 раз меньше чем у зарубежных предприятий, к примеру, 4,4 % у концерна GM и 3,9 % от выручки у Toyota. Расходы АвтоВАЗа на развитие инноваций примерно равны 1 % [12].

Как можно видеть, доля инвестиций в инновационные технологии у предприятий автомобилестроительной отрасли не высока, всего около 3 % компаний, на сегодняшний день, развивают эту сферу [13]. Более высокие вложения в НИОКР присутствуют исключительно у предприятий в отрасли тяжелого машиностроения и станкостроения. Большинство предприятий закупают технологии и оборудование у иностранных компаний (50–54 % в структуре инновационной деятельности), на долю собственных научно-исследовательских работ приходится порядка 20-25%, производственное проектирование – около 5–7 %.

Региональное распределение инновационной активности показывает, что автомобилестроительные регионы имею средний уровень технологической оснащенности, за исключением регионов, входящих в Ассоциацию инновационных регионов России, и являющихся успешными инвестиционными центрами. В среднем, доля предприятий реализующих инновационную политику составляет 9% от всех предприятий региона [14]. В регионах, входящих в АИРР, доля компаний, занимающихся инновациями, приближается к 13,5 % от всех предприятий региона, а таковыми являются Калужская, Липецкая Самарская, Ульяновская области и Республика Татарстан.

Отличительной особенностью развития автомобилестроительной промышленности является вертикально интегрированная система, характеризующаяся: конкретным набором поставщиков, низким уровнем инвестиционной отдачи и ограниченной конкуренцией. От такого типа интеграции, как от неэффективного, отказались Японские производители [15]. Переработка корпоративной стратегии, повышение качества логистической системы, поиск новых поставщиков и некоторые другие организационные инновации могут быть более эффективны в современных условиях нестабильности.

 

Результаты и выводы

Наиболее инновационно активными предприятиями в отрасли автомобилестроения остаются компании, являющиеся частью корпоративной структуры, то есть, крупные корпорации, в которых с помощью синергического эффекта происходит оптимизация распределения ресурсов в рамках предприятий группы, существенно экономятся средства на научные и конструкторские работы за счет масштаба. Наиболее перспективными корпорациями являются корпорации включающие иностранное участие, что является гарантом присутствия зарубежных технологических инноваций в производстве и более современной структуры управления ими.

Так как продукция автомобилестроительной промышленности является одной из наиболее технологически сложных, и предполагает постоянное улучшение потребительских характеристик и повышение доверия и уверенности в продукции компании.

Работа в рамках инновационной деятельности должна присутствовать не только в производственной деятельности, но и в других сферах. Акцент стоит сделать также на организационных инновациях. Повышения конкурентоспособности предприятия так же можно достичь за счет применения новых маркетинговых технологий и активизации работы HR сферы: привлечении специалистов различных специализаций. Мировые стандарты предприятий современной автомобилестроительной отрасли задают высокую планку качества и сервиса, таким образом, для обеспечения конкурентоспособности отечественной промышленности, по мнению топ менеджмента, необходим, во-первых, высокий уровень квалификации кадров, и, во-вторых, широкий ассортимент и высокое качество производимой продукции. Одним из ограничительных факторов выступает низкий уровень платежеспособного спроса конечных покупателей.

×

Об авторах

Екатерина Сергеевна Подборнова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: kate011087@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-5135-7961

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики инноваций

Россия, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

Список литературы

  1. 1. Материалы официального автомобильного портала «Авто.ру»: офиц. сайт автомобильного портала. URL: www.auto.ru (дата обращения:09.08.2021).
  2. 2. Материалы официального сайта Ассоциации Европейского Бизнеса: офиц. сайт Ассоциации Европейского Бизнеса. URL: www.aebrus.ru (дата обращения: 11.08.2021).
  3. 3. Материалы официального сайта General Motors: офиц. сайт. URL: http://www.generalmotors.ru (дата обращения:10.08.2021).
  4. 4. Кризис и автопром: увольнения, простои, дефицит: офиц. сайт газеты «Свободная пресса». URL: http://svpressa.ru/auto/article/111329/?aam=1 (дата обращения: 11.08.2021).
  5. 5. Автопром в России. Итоги 2015 года, перспективы. Москва: аналитическое агентство «Автостат», 2015. 61 с. URL: https://www.autostat.ru/research/product/225.
  6. 6. Китайский автогигант Guangzhou Auto планирует открыть производство в России: офиц. сайт литейной компании «НТЦ Булат». URL: http://ntc-bulat.ru/Guangzhou-Auto-v-Rossii (дата обращения: 13.08.2021).
  7. 7. Материалы официального сайта об экономике Economy watch: офиц. сайт Economy watch. URL: http://www.economywatch.com (дата обращения: 13.08.2021).
  8. 8. Материалы официального сайта Ассоциации Европейского Бизнеса: офиц. сайт Ассоциации Европейского Бизнеса. URL: www.aebrus.ru. (дата обращения: 15.08.2021).
  9. 9. Статистика автомобильного портала VERcity: офиц. сайт портала. URL: https://auto.vercity.ru/statistics/production/europe/2018/russia (дата обращения: 15.08.2021).
  10. 10. Обзор российского производственного сектора 2016: электронная версия на официальном сайте консалтинговой компании «Делойт энд Туш энд Туш». URL: https://www2.deloitte.com/
  11. content/dam/Deloitte/ru/Documents/manufacturing/russian/russian- munufacturing-market-review-2016.pdf (дата обращения: 18.08.2021).
  12. 11. Бородин Д.В. Инновационное развитие экономики России как стратегический приоритет // Креативная экономика. 2015. Т. 9, № 1. С. 23–24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23171829.
  13. 12. Стратегия развития автомобильной промышленности РФ на период до 2020 г. ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ». URL: http://nami.ru/uploads/docs/prognozirovanie_otrasli_docs/55a6238a3a686Strategy_auto_2020.p df (дата обращения: 18.08.2021).
  14. 13. Волович В.Н. Стратегия развития российской экономики в XXI веке: офиц. сайт журнала «Проблемы современной экономики». URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4026 (дата обращения: 18.08.2021).
  15. 14. Городникова Н.В., Гохберг Л.М., Дитковский К.А. Индикаторы инновационной деятельности: 2015: статистический сборник. Москва: НИУ ВШЭ, 2015. 317 с.
  16. 15. Брызгалов А.И. Использование зарубежного опыта в развитии автомобильной промышленности России: Экономические аспекты: дис. … канд. экон, наук: 08.00.14. Москва, 2003.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник Самарского университета. Экономика и управление, 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах