Развитие инновационно-территориальных кластеров как формы организации региональной экономики
- Авторы: Веселовский М.Я.1, Погодина Т.В.2, Чуева И.И.1
-
Учреждения:
- Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А.А. Леонова»
- Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
- Выпуск: Том 12, № 4 (2021)
- Страницы: 15-26
- Раздел: ЭКОНОМИКА
- URL: https://journals.ssau.ru/eco/article/view/9942
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0461-2021-12-4-15-26
- ID: 9942
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В работе выявлены новые тенденции финансово-экономического обеспечения инновационных процессов и роль инновационно-территориальных кластеров, функционирующих в условиях возросших факторов макроэкономической нестабильности и финансовых рисков. Подчеркивается необходимость активизации инновационно-технологического развития страны для достижений стратегических целей развития национальной экономики. В статье обозначены тенденции, характерные для постиндустриального способа производства, и показаны особенности их финансирования. Проведена оценка динамической эффективности деятельности инновационно-территориальных кластеров в различных отраслях экономики. Предложены новые механизмы стимулирования инновационно-технологического развития на микро- и макроуровнях, а также методы государственной поддержки инновационно-территориальных кластеров. Методологическая основа исследования включает теории стратегического менеджмента, технологизации управления и цифровизации бизнес-моделей. В качестве ведущего метода в статье использован сравнительный анализ, позволивший исследовать критерии и методы сегментации наиболее крупных корпораций России. Логический и исторический методы исследования позволили выявить эволюцию ключевых критериев сегментации промышленных компаний. С использованием коэффициентного и статистического анализа была проанализирована динамика показателей, характеризующих уровень отечественной промышленности. Применяя сравнительный анализ, авторы выделили сильные и слабые стороны промышленных компаний России по сравнению с другими странами в инновационно-технологическом развитии как важнейшего критерия привлечения клиентов к приобретению и использованию товаров производственного назначения. Применение структурного метода позволило выделить методы и инструменты сегментации потребителей в условиях трансформации российской экономики на рынке промышленных товаров.
Полный текст
Введение
Актуальность работы обусловлена необходимостью активизации инновационно-техно-
логического развития страны для достижений стратегических целей развития национальной экономики, к которым относится увеличение доли инновационно – активных компаний до 50 %, снижение уровня бедности в два раза, вхождение экономики России в пятерку ведущих держав мира к 2024 г. Эффективность региональных кластерных образований достигается за счет использования ресурсов взаимосвязанных компаний и объединения усилий бизнеса, властных структур, научных и образовательных учреждений. Практика показала, что кластерная форма региональной организации экономики позволяет существенно стимулировать инновационную деятельность, повысить эффективность производства, снизить трансакционные издержки и, соответственно, поднять конкурентноспособность конкретного региона.
К сожалению, в последние десятилетия были разрушены финансово-экономические связи обусловившие проблемы, сдерживающие развитие современного производства, разрушение устоявшихся каналов сбыта промышленной продукции, разрыв технологических цепочек создания ценностей. Вдобавок, указанные проблемы наложились на устаревшую материально-техническую базу и отсутствие опыта по продвижению инновационной продукции. Все эти факторы привели к снижению конкурентоспособности большинства товаропроизводителей на национальном и международном рынках.
Для решения указанных и других проблем, связанных с инновационно – технологическим развитием промышленных предприятий, актуальным является формирование адекватной современным задачам системы финансово-экономического обеспечения их деятельности. Эффективность такой деятельности, определяется, во-первых, первоочередным удовлетворением стратегических целей собственников и иных стейкхолдеров (менеджеров, региональных органов власти, населения, проживающего на данной территории), во-вторых, обеспечением долгосрочного устойчивого развития копании, в-третьих, снижением стоимости источников финансирования инновационных процессов в целях достижения достаточной эффективности при реализации инновационно-инвестиционных проектов, направленных на технологическое развитие.
Ход исследования
Инновационная деятельность региональных кластеров и особенности ее организации. Инновационно-технологическая деятельность в новом тысячелетии стала ключевым трендом развития производственных компаний и национальных экономик в целом. Для того, чтобы инновационное развитие было более динамичным, тем не менее требуются более совершенные формы ее организации. К числу инновационно-ориентированных форм организации предпринимательской деятельности относятся кластеры, имеющие, по сравнению с традиционной отраслевой структурой, более развитую инновационную инфраструктуру и обеспечивающие более высокую долю инновационной
продукции.
Инновационно-территориальный кластер более целостную систему создания ценности по сравнению с региональной инновационной инфраструктурой благодаря тесным коммуникациям между участниками. Конечным результатом деятельности инновационно-территориального кластера являются новые товары и услуги, технологии, передовые организационно-управленческие решения, обладающие экономической, социальной, технологической и (или) экологической эффективностью. Инновационно-технологическая деятельность и роль инновационно-территориальных кластеров в ее осуществлении представлена на рисунке 1.
Основные направления осуществления деятельности инновационно-территориальными кластерами |
Продуктовые инновации |
Организационные инновации |
Технологические инновации |
Маркетинговые инновации |
Экологические инновации |
Сложившаяся отрасль |
Обеспечение коммуникаций между его участниками |
Включение предприятий малого и среднего бизнеса |
Технологическая |
Достижения России в международном экономическом пространстве, являющиеся результатом кластерного развития |
Снижение дифференциации в межрегиональном развитии |
Рост числа вузов в организации научных исследований и |
Рост числа действующих патентов на изобретения, полезные |
Рост числа созданных передовых |
Наиболее значимые целевые индикаторы деятельности инновационно-территориальных кластеров |
Социализация |
Модернизация |
Технологизация |
Экологизация |
Тренды кластерного развития |
Сильные кластеры растут, |
Сокращается число участников в кластерах туризма и общепита |
Усиливаются коммуникации между |
Усиливаются кластерные тенденции |
Приоритетные модели финансирования проекты производства высокотехнологичной продукции |
Модель проектного финансирования |
Модель |
Форфейтинг-модель |
Модель |
Модель |
Центр кластерного |
Рисунок 1 – Основные направления деятельности инновационно-территориальных кластеров в России1 [1; 2]
Figure 1 – The main directions of activities of innovation and territorial clusters in Russia [1; 2]
Таким образом, инновационная деятельность охватывает три ключевых направления – вещественное (продуктовые инновации), управленческое (маркетинговые, организационные инновации), технологическое (технологические, экологические инновации). Все направления взаимосвязаны между собой, но основу в современном понимании технологическое направление инновационной деятельности, формирующее материально-техническую и социальную инновационную базу. Это позволяет в полной мере реализовать целевую направленность инновационной деятельности, включая ее социализацию (реализация общественно значимых целей и повышение уровня жизни населения), модернизацию (технологическое обновление активной части основных производственных фондов с учетом основных трендов развития), технологизацию (внедрение передовых производственных и цифровых технологий высших эшелонов), экологизацию (защита окружающей среды для обеспечения достойного уровня жизни будущих поколений).
В отдельных отраслях и сферах деятельности российские инновационно-территориальные кластеры достигли ведущих мировых позиций. Информация об этих кластерах представлена в (табл. 1).
Таблица 1 – Инновационно-территориальные кластеры России, занимающие лидирующие позиции в мире в 2019–2021 гг.2 [3]
Table 1 – Innovation and territorial clusters of Russia, which occupy leading positions in the world in 2019–2021 [3]
№ | Название кластера | Регион | Сфера деятельности |
1 | «Фармацевтика, биотехнологии и биомедицина» | Калужская область | Проведение доклинических и клинических исследований, разработка, синтез и внедрение в производство фармацевтических субстанций и радиофармпрепаратов, промышленное производство готовых лекарственных средств |
2 | «Долина машиностроения» | Липецкая область | Производство машин и оборудования (в т.ч. станков и спецтехники, подъемного и гидропневматического оборудования, роботов), металлургия, металлообработка и производство готовых металлических изделий |
3 | «Инноград науки и технологий» | г. Санкт-Петербург | Всестороннее развитие образовательной, инновационной и производственной инфраструктуры Санкт-Петербурга для поддержки разработки, внедрения и производства высокотехнологичной продукции для мирового рынка |
4 | Нефтехимический | Республика Башкортостан | Разработка технологий нефтепереработки и нефтехимии. Проектирование нефтехимических и нефтеперерабатывающих комплексов, инжиниринговые услуги и производство нефтепродуктов |
5 | Технополис «Енисей» | Красноярский край | Формирование новых секторов экономики с экспортной ориентацией, создание в России полной технологической цепочки производства композитных материалов: полиакрилонитрильного волокна (сырья для получения углеродного волокна) |
6 | «Smart Technologies Tomsk» | Томская область | Масштабирование высокотехно-логичных бизнесов, достижение мирового уровня в области медицины и фармацевтики, микроэлектроники и приборостроения. |
7 | «Сибирский наукополис» | Новосибирская | Объединяет такие отраслевые направления, как информационные технологии, биотехнологии и биофармацевтика, высокотехнологичная медицина |
Таким образом, Россия благодаря распространению кластерных инициатив добилась лидирующих позиций в медицине и фармацевтике, химическом и нефтехимическом производствах, металлургии и металлообработке.
Целевые ориентиры и направления осуществления технологических инноваций. В связи с кардинальным изменением направлений инновационной деятельности, в современных условиях технологические инновации должны иметь следующие целевые ориентиры:
– поиск принципиально нового технико-технологического решения, заключающегося в создании изобретения, полезной модели, либо промышленного образца;
– проведение системных научных исследований и технологических разработок;
– полная технологическая подготовка производства новой продукции в промышленном масштабе;
– закрепление продукции на новых, либо уже существующих рынках на основе совершенствования технологических инноваций.
В 2000-х годах наметились как положительные, так и отрицательные тренды в инновационных процессах. В первую очередь, как было отмечено ранее, для активного расширения инновационной деятельности необходимы технологические инновации. Исследуем динамику разработки передовых производственных технологий и представим ее в (табл. 2).
Таблица 2 – Динамика разработки передовых производственных технологий в 2000–2020 гг., единиц3 [4]
Table 2 – Dynamics of development of advanced production technologies in 2000–2020, units [4]
Передовые производственные технологии | 2000 г. | 2005 г. | 2010 г. | 2015 г. | 2019 г. | 2020 г. |
Всего | 688 | 637 | 864 | 1398 | 1620 | 1989 |
Проектирование и инжиниринг | 165 | 138 | 216 | 359 | 456 | 349 |
Производство, обработка, транспортировка и сборка | 301 | 300 | 401 | 560 | 539 | 638 |
Технологии для обеспечения энергоэфективности | … | … | … | … | … | 5 |
Аппаратура автоматизированного наблюдения и/или контроля | 76 | 91 | 116 | 117 | 159 | 142 |
Связь и управление | 90 | 57 | 70 | 232 | 316 | 273 |
Производственная информационная система и автоматизация управления производством | 56 | 51 | 61 | 130 | 150 | 190 |
Технологии промышленных вычислений и больших данных | … | … | … | … | … | 187 |
«Зеленые» технологии | … | … | … | … | … | 89 |
Передовые методы организации и управления производством | … | … | … | … | … | 119 |
Таким образом, за период 2000–2020 гг. наиболее быстрыми темпами осуществляется рост передовых технологических разработок в сфере производственной информационной системы и автоматизации управления производством (в 3,4 раза), связи и управлении (3,0 раза), производстве, обработке, транспортировки и сборки (2,1 раза), проектировании и инжиниринге (2,1 раза). Также в 2020 г. появились официальные статистические данные о «зеленых» технологиях и технологиях обеспечения энергоэффективности. Следовательно, в XXI веке активно разрабатываются передовые производственные технологии не только в сфере производства, но и в сферах услуг, управления и продвижения продукции.
Отмечая особенности реализации технологических инноваций, можно выделить следующие: Во-первых, инновационные территориальные кластеры имеют больше возможностей для разработки, освоения и внедрения передовых производственных технологий по сравнению малыми, средними и даже крупными компаниями в силу действия положительного эффекта от масштаба. Во-вторых, в силу высокой инвестиционной стоимости, финансовых и инвестиционных рисков, технологические инновации целесообразнее осуществлять в рамках реализации инновационных программ инновационно-территориальными кластерами.
В-третьих, технологические инновации финансируются в большей степени за счет внутренних источников участников кластера посредством их объединения [5].
Однако в России отмечается неравномерность между территориями в разработке передовых производственных технологий, что продемонстрировано в таблице 3 по данным за 2005-2019 гг.
Таблица 3 – Разработка передовых производственных технологий в разрезе
федеральных округов России в 2005–2019 гг. 4 [4]
Table 3 – Development of advanced production technologies by federal districts of Russia in 2005–2019 [4]
Показатели | 2005 г. | 2010 г. | 2015 г. | 2019 г. |
Всего, ед. | 637 | 864 | 1398 | 1620 |
Максимальное значение, ед. | 200 | 361 | 517 | 553 |
Минимальное значение, ед. | 7 | 10 | 23 | 26 |
Среднее значение, ед. | 80 | 108 | 175 | 203 |
Стандартное отклонение, ед. | 62,9 | 109,1 | 176,5 | 157,8 |
Размах вариации, ед. | 193 | 351 | 494 | 527 |
Коэффициент вариации, % | 78,6 | 101,0 | 100,9 | 77,7 |
Таким образом, в сфере разработки передовых производственных технологий сохраняется высокая дифференциация: коэффициент вариации между федеральными округами имел в 2005-2019 гг. стабильно высокое значение и составлял более 77 %. Наиболее высокое значение коэффициент вариации имел место в 2010 г. – 101,0 %. В 2019 г. его значение несколько снизилось и составило 77,7 %, что является положительной тенденцией, но этого недостаточно для того, чтобы свидетельствовать о равномерном развитии технологического предпринимательства в различных регионах России.
Тем не менее благодаря системной государственной политике был достигнут значительный прогресс России в области построения информационного общества и технологизации национальной экономики. Этому процессу способствовала реализация Государственной программы РФ «Информационное общество», которая нацелена на получение ощутимых для каждого человека и российской семьи социальных эффектов за счет информационно-технологического развития. В свою очередь, разработка и реализация Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» ориентирована на рост экономики в целом [6; 7].
Решение этих значимых народнохозяйственных проблем возможно за счет кардинально нового отношения к инновационной деятельности организаций. Однако, инновационные процессы не нашли должного отражения в деятельности отечественных компаний. По нашему мнению, подобная ситуация преимущественно связана с повышенными и даже критическими финансово-инвестиционными рисками, их большим разнообразием на различных стадиях жизненного цикла инновационного проекта. В этой ситуации вполне оправдано осуществление превентивных мер и реализация мероприятий по контролю, мониторингу и управлению финансовыми и инвестиционными рисками [1].
Государственное регулирование и стимулирование деятельности инновационно-территориальных кластеров. Приращение новых знаний в сфере управления инновациями происходит стремительными темпами. Во многом это обусловлено с технологическими достижениями в мировой экономике, которые стали доступны огромному числу пользователей [5]. В этой ситуации роль поддержки инновационно-территориальных кластеров как драйверов инновационно-технологического развития регионов.
Можно выделить стратегические инструменты поддержки инновационно-территориальных кластеров на федеральном и региональном уровнях, которые представлены на рисунке 2.
В современных условиях стратегические инструменты на уровне государства можно разделить на три группы мероприятий – институционального характера, формирование культуры инноваций и формирование благоприятной инновационной среды. Среди конкретных мероприятий наибольшую значимость имеют технологический форсайт, образовательные программы по инновационному менеджменту, повышение уровня креативности населения и развитие лизинга инновационной продукции.
В целом необходимо принципиально новое отношение к инновационной деятельности, во главу которого поставлено осознание всеми участниками важности этого процесса и привлечение к его реализации как можно большего числа заинтересованных сторон [8]. Для этого целесообразно:
– обсуждение всех вопросов, связанных с организацией и реализацией инновационных проектов, что можно эффективно осуществлять на базе технологических платформ и инновационных кластеров;
– начинать с «малого» и затем переходить к осуществлению более крупных инновационных проектов, чтобы формировать устойчивую привычку в осуществлению технологического кластерного развития;
– ориентировать инновации на решение социальных задач, тем самым формировать благоприятный образ компаний кластера у населения региона;
Стратегические инструменты государственной поддержки инновационно-территориальных кластеров |
Мероприятия институционального характера |
Налоговые стимулы по НИОКР |
Технологический форсайт |
Мероприятия по формированию культуры инноваций внедрения инноваций |
Культура предпринима- тельской деятельности |
Инновационный консалтинг |
Мероприятия по формированию благоприятной инновационной среды
|
Образовательные программы по инновационному менеджменту |
Подготовка стратегий кластерного развития регионов |
Государственные закупки инновационных товаров |
Защита результатов интеллектуальной деятельности |
Развитие системы инновационного социального партнерства |
Содействие междуна- |
Развитие лизинга инновационной продукции |
Повышение уровня креативности населения |
Стратегические инструменты государственной поддержки инновационно-территориальных кластеров |
Мероприятия институционального характера |
Налоговые стимулы по НИОКР |
Технологический форсайт |
Мероприятия по формированию культуры инноваций внедрения инноваций |
Культура предпринима- тельской деятельности |
Инновационный консалтинг |
Мероприятия по формированию благоприятной инновационной среды
|
Образовательные программы по инновационному менеджменту |
Подготовка стратегий кластерного развития регионов |
Государственные закупки инновационных товаров |
Защита результатов интеллектуальной деятельности |
Развитие системы инновационного социального партнерства |
Содействие междуна- |
Развитие лизинга инновационной продукции |
Повышение уровня креативности населения |
Стратегические инструменты государственной поддержки инновационно-территориальных кластеров |
Мероприятия институционального характера |
Налоговые стимулы по НИОКР |
Технологический форсайт |
Мероприятия по формированию культуры инноваций внедрения инноваций |
Культура предпринима- тельской деятельности |
Инновационный консалтинг |
Мероприятия по формированию благоприятной инновационной среды
|
Образовательные программы по инновационному менеджменту |
Подготовка стратегий кластерного развития регионов |
Государственные закупки инновационных товаров |
Защита результатов интеллектуальной деятельности |
Развитие системы инновационного социального партнерства |
Содействие междуна- |
Развитие лизинга инновационной продукции |
Повышение уровня креативности населения |
Стратегические инструменты государственной поддержки инновационно-территориальных кластеров |
Мероприятия институционального характера |
Налоговые стимулы по НИОКР |
Технологический форсайт |
Мероприятия по формированию культуры инноваций внедрения инноваций |
Культура предпринима- тельской деятельности |
Инновационный консалтинг |
Мероприятия по формированию благоприятной инновационной среды |
Образовательные программы по инновационному менеджменту |
Подготовка стратегий кластерного развития регионов |
Государственные закупки инновационных товаров |
Защита результатов интеллектуальной деятельности |
Развитие системы инновационного социального партнерства |
Содействие междуна- |
Развитие лизинга инновационной продукции |
Повышение уровня креативности населения |
Рисунок 2 – Стратегические инструменты государственной поддержки инновационно-территориальных кластеров5
Figure 2 – Strategic instruments of state support for innovation-territorial clusters
– выстраивать технологические цепочки создания дополнительной ценности за счет реализации нововведений как внутри, так и между инновационно-территориальными кластерами, использую взаимный технико-экономический потенциал на благо общего социально-экономического развития территорий;
– проводить на регулярной основе демонстрацию достижений кластера среди стейкхолдеров, включая государственные структуры регионального уровня, население, акционеров с использованием разнообразных маркетинговых каналов как традиционного, так и инновационного характера (пресс-конференции, электронные отчеты в Интернет, мультимедийные продукты, мобильные приложения, социальные сети и пр.);
– развивать внутрикластерное предпринимательство для стимулирования инновационной деятельности, основанное на аккумулировании достижений в отдельных кластерных структурах с последующим их распространением на весь инновационно-территориальный кластер;
– привлекать финансовые ресурсы населения для финансирования инновационной деятельности кластера в целях расширения источников финансирования;
– менять тактику конкурентной борьбы, основанную на превращении конкурентов в союзников при решении задач инновационно-технологического развития;
– активнее использовать «опыт поколений», предусматривающий участие старейших кадров компаний кластера в передаче профессиональных знаний, умений и навыков молодым работникам;
– развитие корпоративной культуры, этики кластерных взаимоотношений, основанной на взаимоуважении, доверии, союзничестве, наставничестве, профессионализме;
– внедрять принципы ценностно-ориентированного управления, основанного на оценке эффективности качества, темпов и финансирования инновационно-технологического развития на основе удовлетворения интересов всех заинтересованных сторон (акционеров, менеджеров, общества, государственных органов) [9; 10].
Финансирование инновационных кластерных проектов. Инновационно-территориальные кластеры помимо общих организационно-управленческих особенностей, имеют и свои специфические черты финансирования. Это выражается в следующем: более расширенные источники финансирования за счет интеграции усилий участников кластера; использование институтов федерального и регионального уровня для финансирования инновационных проектов и программ. В настоящее время для финансирования кластеров в большей степени используются государственные источники финансирования в силу высокой значимости реализующихся проектов для экономики страны и отдельных регионов. В то же время, остается неразрешенной проблема привлечения частных и смешанных инвестиций, средства населения для реализации кластерных инициатив.
Для повышения эффективности системы финансирования инновационно-технологи-
ческого развития в России целесообразно ориентироваться на следующие источники регионального и федерального уровня, представленные на рисунке 3.
Авторы выделяют усиливающееся значение венчурного капитала становящимся эффективным механизмом финансирования инновационных структур. Об этом убедительно свидетельствуют данные Российской ассоциации венчурного инвестирования (РВК). Согласно им, в 2020 г. в текущий портфель РВК входит 25 венчурных фондов с суммарном размером 53,5 млрд руб., которые профинансировали 118 проектов [2].
РВК ориентируется на приоритетные технологические направления деятельности РВК в части развития:
– «сквозных» цифровых технологий, предусмотренных национальной программой 2019 года «Цифровая экономика Российской Федерации»;
– технологий, предусмотренных Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, решающих задачи повышения конкурентоспособности национальной экономики и повышения эффективности национальной стратегии безопасности [2; 11].
Источники финансирования инновационно-территориальных кластеров России |
На региональном уровне |
На федеральном уровне |
Софинансирование |
Софинансирование с инвестиционными компаниями |
Микрофинансирование |
Налоговые льготы |
Финансовые ресурсы, сформированные на |
Поддержка исследований через Роснано, РВК, ВЭБ |
Компенсации процентных ставок по кредитам |
Региональные гранты |
Участие в уставном |
Использование |
Средства внебюджетных фондов |
Средства населения региона |
Кредиты и займы |
На уровне отдельных компаний кластера |
Собственный |
Эмиссия корпоративных ценных |
Временно свободные денежные средства компаний – участников кластера |
Предоставление |
Рисунок 3 – Источники финансирования инновационно-территориальных кластеров
России6 [5; 2; 11]
Figure 3 – Sources of financing of innovation-territorial clusters in Russia [5; 2; 11]
Отличительной особенностью реализуемой в настоящее время государством финансовой поддержки инновационной деятельности заключается в ее концентрации на начальной фазе цикла создания инновационных продуктов и НИИОКР. К сожалению, результативность такого финансирования в большинстве случаев остается низкой вследствие отсутствия комплексной системы управления реализацией инновационных проектов. Эффективность этих вложений далеко не всегда соответствовала ожидаемым целям и задачам. Для решения указанных нами проблем развития и стимулирования финансовой поддержки нужно переходить к финансированию полного технологического цикла создания инновационно-технологической продукции, в которой важная роль отводится мониторингу реализации инновационных кластерных проектов с государственным участием на всех стадиях их реализации [9–13].
Полученные результаты и выводы
Таким образом, ускорение инновационно-технологического развития возможно лишь при консолидации усилий, посредством расширения взаимоотношений и взаимосвязей между заинтересованными сторонами. Решение этой задачи во многом может способствовать становление и активное продвижение инновационно-территориальных кластеров посредством создания дополнительной ценности у инновационно активных компаний – участников кластера и активизации обмена данной ценностью между ними. Преимущества кластера по сравнению с другими организационно-эконо-
мическими формами предпринимательства заключаются не в их уникальной специализации, а в специфической модели поведения, которая позволяет реализовывать инновационный потенциал кластера на всех уровнях управления, от микро-, до макро- и даже мегауровня. Деятельность инновационно-территориального кластера распространяется не только на отдельные компании, но и на регионы, обеспечивая их динамичное развитие и формируя положительные горизонтальные и вертикальные внешние эффекты.
1 Авторская разработка с использованием источников.
2 Авторская разработка по данным: Развитие инновационных кластеров в России – аналитические материалы «Деловой профиль». URL: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/innovatsionnye-klastery-rossii.
3 Авторская разработка по данным Росстат: www.gks.ru.
4 Авторская разработка по данным Росстат: www.gks.ru.
5 Авторская разработка.
6 Авторская разработка с использованием.
Об авторах
Михаил Яковлевич Веселовский
Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А.А. Леонова»
Автор, ответственный за переписку.
Email: consult46@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-1078-3235
профессор кафедры управления
Россия, 141074, Российская Федерация, Московская обл., г. Королев, ул. Гагарина, 42Татьяна Витальевна Погодина
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Email: ods@fa.ru
ORCID iD: 0000-0002-6619-4229
профессор департамента финансового и инвестиционного менеджмента
Россия, 125167, Российская Федерация, г. Москва, пр. Ленинградский, 49Ирина Ивановна Чуева
Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А.А. Леонова»
Email: ii.chueva@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6053-5045
доцент кафедры управления
Россия, 141074, Российская Федерация, Московская обл., г. Королев, ул. Гагарина, 42Список литературы
- 1. Коротаева Е.Ю. Мониторинг сбалансированности инструментарного обеспечения государственного регулирования инновационной деятельности // Организатор производства. 2020. Т. 28, № 2. С. 31–40. DOI: http://doi.org/10.25987/VSTU.2020.10.43.003.
- 2. РВК – Российская венчурная компания. URL: http://www.rvc.ru.
- 3. Развитие инновационных кластеров в России – аналитические материалы «Деловой профиль». URL: http://delprof.ru/press-center/open-analytics/innovatsionnye-klastery-rossii.
- 4. Росстат: официальный сайт. www.gks.ru
- 5. Краснова Л.В. Управление технологическими инновациями на предприятиях машиностроения: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – промышленность; управление инновациями и инвестиционной деятельностью). Ижевск, 2009. 23 с. URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/970/2009krasnova.pdf?sequence=1.
- 6. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038.
- 7. Вайсман Е.Д., Коночкина Т.В. Метод определения цены на высокотехнологичную инновационную продукцию // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Экономические науки». 2009. № 4 (81). С. 328–332. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=12972707.
- 8. Rowold J., Schlotz W. Transformational and Transactional Leadership and Followers' Chronic Stress. Leadership Review. 2009. № 9. pp. 35–48. Available at: http://www.researchgate.net/publication/254378228_
- Transformational_and_Transactional_Leadership_and_Followers'_Chronic_Stress.
- 9. Pogodina T.V., Muzhzhavleva T.V., Udaltsova N.L. Strategic management of the competitiveness of industrial companies in an unstable economy // Entrepreneurship and Sustainability Issues. 2020, vol. 7 (3), pp. 1555–1564. DOI: http://doi.org/10.9770/jesi.2020.7.3%289%29.
- 10. Veselovsky M.Y., Pogodina T.V., Lobacheva E.N., Pilipenko P.P., Rybina G.A. Organization and management of clusters in Russia in the context of import substitution // European Research Studies Journal, 2018, vol. 21 (4). pp. 142–150. DOI: http://doi.org/10.35808/ersj%2F1109.
- 11. Татрокова М.А. Формирование и перспективы развития системы финансирования инновационно-активных организаций: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит. Москва: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2013. 24 с. URL: http://elib.fa.ru/avtoreferat/tatrokova.pdf/download/tatrokova.pdf.
- 12. Porter M.E. From Competitive Advantage to Corporate Strategy. Harvard Business Review. 1987, May/June, pp. 43–59. URL: http://hbr.org/1987/05/from-competitive-advantage-to-corporate-strategy
- 13. Oplatka I. Foundations of educational management-Leadership and management in educational organizations, 1st edn. Haifa: Pardess, 2007. 220 p.