Профессиональное самоопределение молодежи в контексте социально-экономической реальности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проанализированы основные факторы, влияющие на профессиональное самоопределение абитуриентов и студентов вузов, прослежена динамика интеграционных процессов вузов с отечественным рынком труда. Авторы статьи попытались дать оценку компетентностного статуса выпускника вуза, влияющего на его реализацию на рынке труда. Осмыслена проблема пересмотра критериев оценки качества образовательных услуг в рамках «регуляторной гильотины». Анализируется эффективность создания и функционирования опорных университетов, их потенциал в создании реальной конкуренции столичным учебным заведениям благодаря способности предоставить необходимое количество квалифицированных профессиональных и научных кадров региональным рынкам труда в целях развития определенного субъекта Федерации. Рассмотрены проблемы сопряжения Федеральных государственных стандартов высшего образования и профессиональных стандартов, которые являются следствием недостаточно согласованного подхода к классификации областей профессиональной деятельности. Подчеркивается необходимость укрепления связи между образовательными учреждениями и реальным сектором экономики. Одним из аспектов решения этой задачи является участие работодателей как в разработке профессиональных стандартов, так и в составлении образовательных программ с целью поддержания состава компетенций в актуальном состоянии, отвечающем реальным потребностям работодателей.

Об авторах

Александр Анатольевич Нечитайло

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: alik.51@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3854-1542

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры издательского дела и книгораспространения

Россия, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

Татьяна Юрьевна Депцова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: depcovat@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0347-5231

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой издательского дела и книгораспространения

Россия, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

Анна Александрова Гнутова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: lola_red@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2317-804X

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры издательского дела и книгораспространения

Россия, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

Наталья Викторовна Прядильникова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: tempus-samara@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6692-2858

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры издательского дела и книгораспространения

Россия, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

Анна Сергеевна Никитина

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: anikitina036@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-4962-0166

редактор издательства Самарского университета

Россия, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

Список литературы

  1. 1. Распоряжение Правительства РФ от 24 июня 2017 г. № 1325-р О плане мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития РФ на 2017–2019 гг. (первый этап). URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71609216/#ixzz4vITBjSz8 (дата обращения: 10.11.2020).
  2. 2. Профессиональные стандарты: Программно-аппаратный комплекс ВНИИ труда Минтруда
  3. России. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-
  4. standartov/reestrprofessionalnykh-standartov (дата обращения: 12.12.2020).
  5. 3. Елина Е.Г., Ковтун Е.Н., Родионова С.Е. Российское высшее образование в условиях профессиональной стандартизации: опыт, вызовы, риски // Высшее образование в России. 2019. № 6. С. 9–27. DOI: http://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-6-9-27.
  6. 4. Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 1995. 49 c.
  7. 5. Послание Президента Федеральному Собранию. URL: http://kremlin.ru/events/president/
  8. news/62582 (дата обращения 17.12.2020).
  9. 6. Покусаенко М.А., Вольчик В.В. Качество высшего образования в контексте институциональных изменений // Вопросы регулирования экономики. 2019. Т. 10, № 2. С. 122–131. DOI: http://
  10. doi.org/10.17835/2078-5429.2019.10.2.121-131.
  11. 7. Скалабан И.А., Осьмук Л.А., Колесова О.В., Черепанов Г.М. Дороги старые и новые: образовательные стратегии российских абитуриентов в выборе университета обучения // Высшее образование в России. 2020. № 2. С 50–62.
  12. 8. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) – текстовый вариант закона. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_
  13. LAW_140174/.
  14. 9. Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от № 148н от 12.04.2013. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/48 (дата обращения: 19.02.2021).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник Самарского университета. Экономика и управление, 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах